педагогически организованная в процессе профессионального обучения самостоятельная деятельность учащейся молодежи по созданию объективно или субъективно новых, общественно или индивидуально полезных технических объектов. В процессе этой деятельности у учащихся целенаправленно формируются присущие изобретателям качества личности, знания, навыки и умения, необходимые для самореализации, для раскрытия творческого потенциала личности каждого учащегося не только в будущей профессиональной, но и в других сферах жизнедеятельности.
Объектами технического творчества в учреждении профессионального образования могут быть как новые технические задачи, так и учебно-творческие технические задачи.
Новая техническая задача, или творческая техническая задача – цель, осознанная в творческой ситуации в технике, т.е. в условиях, не позволяющих или ограничивающих применение субъектом деятельности имеющегося у него опыта использования технических средств, систем, технологий и конструкционных материалов.
Учебно-творческая техническая задача – цель, поставленная перед учащимися педагогом в организованной им ситуации нового для учащихся вида. Причем достижение поставленной цели требует от учащихся мыслительных и практических действий с техническими объектами, направленных на овладение знаниями, навыками и умениями технической творческой деятельности, на развитие их творческого мышления, их творческих способностей.
Характерной особенностью организации технического творчества в учреждении профессионального образования является стремление учащихся и педагогов реализовать полученные технические решения в виде натурных образцов или моделей. Это стимулирует формирование потребности учащейся молодежи в соревновании посредством технического творчества и развивает у учащихся интерес к будущей профессиональной деятельности.
Развитие Т.т.у. в учреждении профессионального образования – это закономерное, педагогически направляемое в процессе профессионального образования качественное изменение учебно-творческой технической деятельности и субъективной технической творческой деятельности учащихся от низших форм, предполагающих овладение отдельными элементами процесса создания новых технических решений, к высшим – изобретательству и рационализаторству в выбранной сфере профессиональной деятельности, а также соответствующее изменение состава и структуры деятельности педагога по управлению и совершенствованию творческой деятельности учащихся.
Педагогический процесс преобразования субъективного технического творчества учащихся в их объективную техническую творческую деятельность – изобретательство, а также результат этого процесса называется объективизацией технического творчества учащейся молодежи. Объективизация технического творчества учащихся является частью (как процесс) и целью (как результат) развития технического творчества в учреждении профессионального образования.
Развитие Т.т.у. предполагает развитие их способности к техническому творческому мышлению. Техническое мышление – это деятельность человеческого мозга, связанная с опосредованным отражением в нем орудий труда и совокупности приемов, необходимых для воздействия на предмет труда и направленных на решение технических задач, которые возникают в практической деятельности человека. Это процесс отражения в сознании производственно-технических процессов и объектов, принципов их устройства и работы; это протекание мыслительных процессов в сфере технических образов, оперирование этими образами с помощью приемов умственной деятельности не только в их статическом, но и в динамическом состоянии.
Техническое творческое (продуктивное) мышление – это преднамеренное и целенаправленное оперирование образами технических процессов и объектов как в их статическом, так и в динамическом состоянии с использованием имеющихся в этойобласти знаний, навыков и умений на таком уровне и таким способом, что в результате субъект мыслительной деятельности формулирует и решает субъективно или объективно новую техническую задачу и разрабатывает субъективно или объективно новое, полезное и значимое техническое решение.
Основой для развития технического творческого мышления учащихся является формирование в их психике средствами профессионального образования ряда важнейших свойств, которые можно распределить на пять групп, имеющих свою четкую характеристику и одновременно тесно связанных между собой в процессе мыслительной деятельности.
Первая группа – особенности оперирования техническими образами: умение видеть технический объект в движении, в действии, во взаимодействии с другими техническими объектами; умение понимать характер этой динамики; умение оперировать динамическими представлениями.
Вторая группа – особенности оперирования технологическими образами: умение осмысленно ориентировать свою деятельность в любой производственной обстановке, в различных, в том числе в новых, условиях деятельности; умение отчетливо представить себе весь комплекс явлений, протекающих в процессе изготовления, обработки, преобразования того или иного объекта, (например, детали, узла, механизма, конструкции); умение отчетливо представить себе последовательность этих явлений в различных вариантах исполнения; способность сопоставлять и оценивать эти варианты, выбирать более рациональные; умение выбирать наиболее производительные способы как умственного, так и конкретно-экспериментального конструирования и изготовления объекта технического творчества.
Третья группа – особенности эмоционально-волевой сферы, влияющие на интенсивность творческого мышления: направленность мышления на продуктивную деятельность, выражающаяся в готовности, стремлении решать поставленные задачи творчески; убежденность в необходимости поиска новых способов деятельности.
Четвертая группа – особенности развития мыслительной деятельности личности: высокий уровень развития мыслительной деятельности в целом, т.е. основных процессов мышления, мыслительных приемов, операций, качеств ума; умение применять в процессе мышления разнообразные способы комбинирования знаний, умений и навыков; умение использовать специфические эвристические методы и приемы в процессе поиска, формулирования и решения новых технических задач.
Пятая группа – особенности творческого воображения: высокий уровень развития творческого воображения; умение сочетать деятельность фантазии и мышления при решении технических задач; способность личности к смене динамических стереотипов, т.е. сложившихся в психике человека устойчивых сложных систем ответных реакций на раздражитель или комплекс раздражителей.
Техническое творческое воображение – это такая деятельность психики человека, в процессе которой на основе прошлого опыта целенаправленно создаются новые, оригинальные технические идеи и образы, практическое воплощение которых имеет общественную ценность. Причем в процессе создания такого нового целостного образа возникают образы промежуточных продуктов технической деятельности, стимулирующие предметное воплощение конечного образа нового технического решения.
Уровни развитости технического творческого воображения и технического творческого мышления учащегося взаимосвязаны: образы дают ему материал для мысли и служат ее проверкой. В образе учащийся сможет увидеть то, что получится, если будет реализована идея. Учащимся необходимо развить способность к сопоставлению, анализу, ассоциации и диссоциации образов технических объектов, к изменению размеров и качеств деталей образов. Чем больше развито у учащихся техническое творческое мышление, тем сильнее оно стимулирует деятельность воображения; чем активнее деятельность технического творческого воображения, тем сильнее потребность учащихся в пополнении необходимых для технического творчества знаний, умений и навыков, в овладении новыми способами комбинирования ими.Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования может быть осуществлено в специальной педагогической системе развития технического творчества посредством творческого образования, воспитания творческой личности и обучения техническому творчеству, а также в процессе творческого самообразования, самовоспитания творческой личности и самообучения техническому творчеству.
Творческое образование – это специально организованная система передачи творческого опыта и приема творческого опыта поколений посредством воспитания творческой личности и обучения творчеству, а также результат, продукт этой системы.
Воспитание творческой личности (в педагогическом смысле) – это специально организованное и управляемое воздействие педагогов и коллектива на учащегося с целью формирования у него устойчивой направленности на творчество, развития у него творческих способностей, превращения его субъективной творческой деятельности в объективное творчество.
Обучение техническому творчеству – это процесс непосредственной передачи и приема опыта технической творческой деятельности поколений в виде знаний, необходимых для технического изобретательства, умений и навыков технической творческой деятельности.
Знания, необходимые для творческой деятельности, – это знания об объекте творческой деятельности и связанных с ним объектах в совокупности с законами, закономерностями и принципами творческой деятельности и соответствующими им понятиями, категориями, фактами, идеями, концепциями, теориями, гипотезами, методами и методиками активизации и управления (самоуправления) творческой деятельностью.
Простое умение творческой деятельности – это сформированная у человека в процессе обучения творчеству регулируемая сознанием готовность выполнять действия по самостоятельному использованию приобретенных знаний о закономерностях и методах творческой деятельности, выполнять контролируемые сознанием действия и приемы, направленные на активизацию творческого мышления. Эта готовность является промежуточным этапом овладения одним из способов и приемов творческой деятельности, основанном на одном из правил (знании), необходимом для творческой деятельности.
Примерами таких простых умений творческой деятельности являются: умение разделять процесс решения творческой задачи на два независимых этапа – генерации идей и критики, экспертизы идей; умение использовать приемы поиска творческих решений – динамизации, дробления, асимметрии и т.п.; умения использовать аналогии – прямую, символическую, фантастическую, эмпатию и многие другие умения.
Навык творческой деятельности – это сформированное, автоматически осуществляемое простое умение творческой деятельности, т.е. не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий действие, направленное на активизацию творческого мышления на основе приобретенных знаний о закономерностях, методах и приемах творческой деятельности.
Процесс формирования у человека навыков творческой деятельности, которые активизируют его «продвижение» при решении творческой задачи, подчиняется тем же закономерностям, что и процессы формирования психомоторных и умственных навыков. Например, формирование навыка осмысленного оперирования синектическими приемами творческой деятельности должно начинаться с формирования знания об этих приемах, их сущности; затем это знание должно перейти в умение, прежде всего выражающееся в переносе знания в практическую деятельность при поиске, формулировании и решении творческих задач, в правильном и своевременном практическом использовании этого знания. Затем умение переходит в навык, когда самостоятельно, гибко и оперативно используется тот или иной синектический прием творческой деятельности в процессе поиска принципа решения творческой задачи. Поступательное движение формирования навыков и умений творческой деятельности может быть выражено в виде следующей упрощенной схемы: знания, необходимые для творческой деятельности – простые (первоначальные) учения творческой деятельности – навыки творческой деятельности – сложные умения творческой деятельности.
Сложные умения творческой деятельности – это комплексы навыков творческой деятельности, характеризующие готовность человека к определенному виду объективноготворчества, т.е. это сложная система психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции творческой деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.
Успешность педагогической деятельности по развитию технического творчества в учреждении профессионального образования зависит также от того, насколько инженер- педагог владеет методологией развития технического творчества учащихся.
Методология развития Т.т.у., – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической педагогической деятельности по развитию учебно-творческой технической деятельности от низших форм, предполагающих овладение отдельными элементами процесса создания новых технических решений, к высшим – техническому изобретательству, а также учение об этой системе.
К специфическим принципам развития технического творчества в учреждении профессионального образования относятся принципы:
– объективизации технической творческой деятельности учащихся;
– опоры на осознанные учащимися потребности;
– ориентации на избранную профессию;
– самостоятельного формулирования новых технических задач;
– взаимосвязи Т.т.у. с их познавательной деятельностью;
– комбинирования разнородных технических задач и технических решений;
– циклического чередования формально-логического и эмоционально-образного видов мыслительной деятельности;
– активизации взаимодействия осознанной и неосознанной информации.
В процессе развития технического творчества в учреждении профессионального образования традиционно выделяют следующие направления технической творческой деятельности учащихся, характеризующие ее содержание:
– разработка и изготовление учебного оборудования;
– разработка и изготовление технических средств обучения;
– разработка, усовершенствование и изготовление предметов бытового назначения;
– экспериментальное моделирование производственной техники;
– создание технических объектов реального применения для производства и непроизводственной сферы;
– создание устройств и транспортных средств для спорта и туризма;
– создание технических средств для научных исследований;
– разработка новых технологий доступного для учащихся производства.
К основным организационным формам развития технического творчества в учреждении профессионального образования относятся: факультативные занятия по основам технического творчества, разработка творческих проектов и выполнение заданий творческого содержания на занятиях производственного обучения, организация работы творческих лабораторий и конструкторских бюро учащихся, работа кружков и школ технического творчества, работа спортивно-технических кружков и секций, проведение научно-технических олимпиад и конференций, проведение конкурсов профессионального мастерства и многие другие.Лит.: Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебно-методическое пособие. – М., 1989; Василевская А.М. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. – М., 1978; Найн А.Я. Формирование и развитие технического мышления учащихся. – М., 1983; Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. – Екатеринбург, 1997; Пархоменко В.П. Основы рационализаторской работы: Учебное пособие для школ молодого рационализатора системы профтехобразования. – Минск, 1984.
С.А. Новоселов
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ в учреждении профессионального образования
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ в учреждении профессионального образования
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.