ПОВТОР

Найдено 1 определение
ПОВТОР
общее название ряда Стилистических приёмов (см.), основанных на повторении в речи языковых единиц (звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций), а также принцип, лежащий в основе построения этих стилистических приёмов.
В зависимости от принадлежности повторяемой единицы к определённому языковому уровню выделяют П. звуковой (см. Аллитерация, Ассонанс), морфемный (см. Гомеология, Корневой повтор), лексический (см. Позиционно-лексический П.) и синтаксический (см. Синтаксический параллелизм). В зависимости от расположения повторяемых единиц по отношению друг к другу выделяют П. контактный (единицы следуют друг за другом; см. Геминация, Редупликация) и П. дистантный (повторяющиеся единицы разделены другими элементами; см. Диакопа, Тмезис). В зависимости от позиции повторяющихся единиц в речевом отрезке различают П. упорядоченный, или симметричный (повторяющиеся единицы занимают одну и ту же позицию в слове или тексте; см., напр., Позиционно-лексический П.), и П. неупорядоченный, или асимметричный (повторяющиеся единицы не объединены тождеством позиции). В зависимости от точности воспроизведения исходной единицы П. бывают полные и частичные (П. отдельных элементов исходной формы).
Некоторые исследователи выделяют семантический П. (см. Плеоназм).
П. — достаточно хорошо изученное явление на материале разных языков, в т.ч. в сопоставительном аспекте. (Основные работы, выполненные в начале XXI в. на материале русскоязычных текстов, см. ниже в лит.) Современные исследования П. характеризуются переходом от формального описания повторяющихся компонентов к изучению роли различного рода П. в организации внутренней композиции текста и устного диалога.
П. употребляются во всех функциональных стилях современного РЛЯ, выполняя разнообразные функции, которые в значительной степени зависят от лексического значения повторяющихся элементов. Для всех повторов характерна функция эмфатизации высказывания (см. Эмфаза).
Стилистически не оправданный П., делающий речь однообразной и невыразительной, является речевым недочётом. Напр.: Мы всем классом пошли в лес. В лесу мы развели костёр, чтобы согреться. Деревья в лесу были в снегу (из шк. соч.). Ср. с намеренным использованием П.: В его послужном списке было отмечено много перемен, но, в сущности, он всю жизнь занимался одним делом — как умел, по-солдатски, служил революции. Служил в германскую войну, служил в гражданскую, служил, командуя полками и дивизиями, служил, учась и читая лекции в академиях, служил, даже когда судьба не по доброй воле забросила его на Колыму (К. Симонов) — благодаря упорядоченному лексическому П. подчёркивается идея служения героя Родине, именно служения (а не службы), свидетельствующего о его безоглядной любви к ней.
Лит.: Амроян И.Ф. Повтор в структуре фольклорного текста (на материале русских, болгарских и чешских сказочных и заговорных текстов): ДД. М., 2006; Афанасенко Е.В. Семантический повтор в политическом дискурсе (на материале русского и английского языков): КД. Саратов, 2006; Балашова С.Е. Виды и функции повторов в творчестве М.А. Шолохова: КД. М., 2008; Бочкарёва Ю.Е. Вариативные лексические повторы как средство регулятивности в лирике М.И. Цветаевой: КД. Томск, 2007; Векшин Г.В. Фоностилистика текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования: ДД. М., 2006; Куликова З.П. Повтор как средство экспрессивности и гармонизации поэтических текстов М. Цветаевой и P.M. Рильке: КД. Ростов н/Д., 2007; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Общая риторика / Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж. и др. М., 1986; Плотникова А.В. Диалогический повтор как средство организации речевого взаимодействия: КД. Саратов, 2007; Синтаксические фигуры как система: коллективная монография. Смоленск, 2007; Тархова Е.В. Повторы и их функции в судебной речи: КД. Тамбов, 2007; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; Чернышева С.В. Функции повторов в прозе А.П. Чехова: КД. Иваново, 2007; Ширяева O.K. Семантика повтора и разноуровневые средства его выражения в идиостиле Д. Хармса: КД. Ростов н/Д., 2009.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
255.44 кб

Формирование лингвистической компетентности студентов на основе системы заданий с повторами

Казаева Лариса Ивановна
Процесс формирования лингвистической компетентности в исследовании взаимосвязан с формированием лексической, грамматической, семантической, фонологической компетенций, носит поэтапный характер.
Читать PDF
325.61 кб

Повторение курса физики как обобщающая модель обучения физике

Цатурян Армен Мишаевич
Анализирована и обоснована обобщающая функция повторения учебного материала в процессе обучения физике и показано, что повторение можно рассматривать как обобщающую модель обучения.
Читать PDF
388.48 кб

Повторение музыкальных произведений как условие освоения исполнительского репертуара учителя музыки

Смирнова Ирина Леонидовна
Инструментальная подготовка учителя музыки предполагает овладение им репертуарным запасом, который можно будет использовать на уроках музыки в школе.
Читать PDF
444.41 кб

Развитие оценочной самостоятельности учащихся 9-го класса при повторении темы «Функция»

Сергеева Светлана Александровна
Представлены результаты исследований, направленных на развитие оценочной самостоятельности учащихся 9-го класса при повторении темы «Функция».
Читать PDF
190.38 кб

Использование метода проектов в повторении изученного материала по русскому языку

Артемов Михаил Юрьевич, Макеева Светлана Григорьевна
Авторы статьи, придавая большое значение повторению в начале учебного года на уроках русского языка, заостряют проблему методики проведения этих уроков, анализирует причины недостаточной состоятельности существующих рекомендаций.
Читать PDF
148.27 кб

Работа по развитию речи при повторении темы «Русский алфавит»

Титов Олег Анатольевич
В статье подчеркивается особая значимость работы по развитию речи на уроках русского языка, обосновывается продуктивность совмещения ее с усвоением теоретического материала.
Читать PDF
160.05 кб

Особенности обобщающесистематизирующего повторения в выпускных классах

Кирюхина Е. Н.
В статье рассматриваются некоторые ошибки учащихся в экзаменационных заданиях, возникающие по причине неправильной организации итогового повторения курса математики в выпускных классах.

Похожие термины:

  • КОЛЬЦЕВОЙ ПОВТОР

    1. Стилистическая фигура, образуемая повторением одного и того же компонента в начале и в конце речевого отрезка (предложения, сложного синтаксического целого, стихотворной строки или строфы и т.д.
  • КОРНЕВОЙ ПОВТОР

    разновидность Гомеологии (см.), стилистический приём, заключающийся в повторении однотипного корня. В наибольшей степени К.п. характерен для художественных и публицистических текстов, где выполня
  • ПОЗИЦИОННО-ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

    разновидность Повтора (см.) и Плеоназма (см.), сущность которого состоит в том, что в синтаксической конструкции (предложении или сложном синтаксическом целом) несколько раз повторяется синтаксиче
  • СИНОНИМИЧЕСКИЙ ПОВТОР

    1. Одна из стилистических фигур «прибавления», когда в тексте одно и то же явление, событие, лицо, признак или целая мысль могут быть названы несколько раз по-разному. Напр.: Его хорошо бритые щки все
  • ЗВУКОВОЙ ПОВТОР

    общее название фоностилистических приёмов, состоящих в повторении одинаковых или сходных звуков и звукосочетаний для усиления выразительности и изобразительности речи (см. Фоностилистика). К З.п
  • ПОВТОРЕНИЕ

    возвращение в процессе учебной работы к пройденному материалу с целью закрепления и систематизации знаний, умений и навыков учащихся.
  • КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ

    способ повторения учебного материала, при котором материал заучивается в один прием, а повторение следует одно за другим без перерыва.
  • РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ПОВТОРЕНИЕ

    форма повторения при запоминании; состоит в том, что материал заучивается не в один прием (как при концентрированном повторении), а в несколько приемов, отделенных некоторыми промежутками времени.
  • Повторение в обучении

    воспроизведение раннее усвоенных знаний с целью их упрочения и приведения в систему.
  • Повторительно-обобщающий урок

    тип урока, на котором основное время отводится повторению и упрочению знаний по пройденной большой теме или разделу.
  • ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

    «в России тип сельской земской школы для лиц, окончивших начальную школу и желающих расширить свои знания. Первые повторительные школы создавались с 1867 года… В 1870-х – 1880-х гг. получили распростран
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОВТОРНАЯ

    подготовка индивида к вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми изза кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств. Например, в данную ситуацию попадает подросток,
  • ВАРИАТИВНЫЕ РАЗВЁРНУТЫЕ ПОВТОРЫ

    смысловые единицы научного текста, обычно с перефразировкой повторяющие высказанное ранее в тексте положение и содержащие в своей структуре элементы нового знания, т.е. некоторое развитие темы (с
  • ХРЮША-ПОВТОРЮША

    формула-дразнилка, высмеивающая тех, кто делает что-либо по примеру других. О девочке 3-6 лет. в г. Далматово в 1991–1994 гг.: «“Хрюша-повторюша”, – так мы говорили в детском саду, когда ребенок повторял
  • ПОВТОРЮША

    «Повторюша – дядя Хрюша…», «Повторюша – тётя Хрюша» дразнилка, высмеивающая тех, кто делает что-либо по примеру других (повторяет те же слова, действия). О с. Понькино Шадринского р-на в нач. 1980-х гг.
  • ДЛЯ особо одарённых повторяю

    ирон.: о невнимательно слушающих, медленно соображающих и т. д. О девочке 12–17 лет в Шадринске в 1998–2003 гг.: «Учителя в школе часто говорили нам, ученикам: “Для особо одарённых ещё раз повторяю”. Особ