общее название ряда Стилистических приёмов (см.), основанных на повторении в речи языковых единиц (звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций), а также принцип, лежащий в основе построения этих стилистических приёмов.
В зависимости от принадлежности повторяемой единицы к определённому языковому уровню выделяют П. звуковой (см. Аллитерация, Ассонанс), морфемный (см. Гомеология, Корневой повтор), лексический (см. Позиционно-лексический П.) и синтаксический (см. Синтаксический параллелизм). В зависимости от расположения повторяемых единиц по отношению друг к другу выделяют П. контактный (единицы следуют друг за другом; см. Геминация, Редупликация) и П. дистантный (повторяющиеся единицы разделены другими элементами; см. Диакопа, Тмезис). В зависимости от позиции повторяющихся единиц в речевом отрезке различают П. упорядоченный, или симметричный (повторяющиеся единицы занимают одну и ту же позицию в слове или тексте; см., напр., Позиционно-лексический П.), и П. неупорядоченный, или асимметричный (повторяющиеся единицы не объединены тождеством позиции). В зависимости от точности воспроизведения исходной единицы П. бывают полные и частичные (П. отдельных элементов исходной формы).
Некоторые исследователи выделяют семантический П. (см. Плеоназм).
П. — достаточно хорошо изученное явление на материале разных языков, в т.ч. в сопоставительном аспекте. (Основные работы, выполненные в начале XXI в. на материале русскоязычных текстов, см. ниже в лит.) Современные исследования П. характеризуются переходом от формального описания повторяющихся компонентов к изучению роли различного рода П. в организации внутренней композиции текста и устного диалога.
П. употребляются во всех функциональных стилях современного РЛЯ, выполняя разнообразные функции, которые в значительной степени зависят от лексического значения повторяющихся элементов. Для всех повторов характерна функция эмфатизации высказывания (см. Эмфаза).
Стилистически не оправданный П., делающий речь однообразной и невыразительной, является речевым недочётом. Напр.: Мы всем классом пошли в лес. В лесу мы развели костёр, чтобы согреться. Деревья в лесу были в снегу (из шк. соч.). Ср. с намеренным использованием П.: В его послужном списке было отмечено много перемен, но, в сущности, он всю жизнь занимался одним делом — как умел, по-солдатски, служил революции. Служил в германскую войну, служил в гражданскую, служил, командуя полками и дивизиями, служил, учась и читая лекции в академиях, служил, даже когда судьба не по доброй воле забросила его на Колыму (К. Симонов) — благодаря упорядоченному лексическому П. подчёркивается идея служения героя Родине, именно служения (а не службы), свидетельствующего о его безоглядной любви к ней.
Лит.: Амроян И.Ф. Повтор в структуре фольклорного текста (на материале русских, болгарских и чешских сказочных и заговорных текстов): ДД. М., 2006; Афанасенко Е.В. Семантический повтор в политическом дискурсе (на материале русского и английского языков): КД. Саратов, 2006; Балашова С.Е. Виды и функции повторов в творчестве М.А. Шолохова: КД. М., 2008; Бочкарёва Ю.Е. Вариативные лексические повторы как средство регулятивности в лирике М.И. Цветаевой: КД. Томск, 2007; Векшин Г.В. Фоностилистика текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования: ДД. М., 2006; Куликова З.П. Повтор как средство экспрессивности и гармонизации поэтических текстов М. Цветаевой и P.M. Рильке: КД. Ростов н/Д., 2007; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Общая риторика / Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж. и др. М., 1986; Плотникова А.В. Диалогический повтор как средство организации речевого взаимодействия: КД. Саратов, 2007; Синтаксические фигуры как система: коллективная монография. Смоленск, 2007; Тархова Е.В. Повторы и их функции в судебной речи: КД. Тамбов, 2007; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; Чернышева С.В. Функции повторов в прозе А.П. Чехова: КД. Иваново, 2007; Ширяева O.K. Семантика повтора и разноуровневые средства его выражения в идиостиле Д. Хармса: КД. Ростов н/Д., 2009.
Г.А. Копнина
449.02 кб
Применение математических знаний учащихся при решении физических задач в процессе завершающего повто
Обсуждается вопрос о возможности повышения эффективности повторения курса физики с помощью усиления практической направленности обучения, широко применяя при этом приобретенные учащимися знания по математике при решении конкретных