ЗВУКОВОЙ ПОВТОР

Найдено 1 определение
ЗВУКОВОЙ ПОВТОР
общее название фоностилистических приёмов, состоящих в повторении одинаковых или сходных звуков и звукосочетаний для усиления выразительности и изобразительности речи (см. Фоностилистика). К З.п. традиционно относят Аллитерацию (см.) и Ассонанс (см.).
Повторяться могут не только звуки, но и морфемы (части слов), и этот повтор может обнажать, подчёркивать значение слова: А о внутренностях героев сейчас говорят так: раздвоенность, разбросанность, расколотость, расщеплённость, раздавленность, разбитость (Вен. Ерофеев); Крутой круче крутого; Буйное буйнее буйного (СГ).
На З.п. может строиться Языковая игра (см.), напр., каламбуры и др. Есть авторы, активно использующие З.п. именно для языковой игры. К таким авторам относится, напр., Вен. Ерофеев. Вот некоторые примеры игры со звуковым повтором из его записных книжек: Я бесил их своим бессилием; Кремлевские обс-куранты (ср.: камера обскура); Прежде у меня были в ходу глаголы: перебрать, поддать, а теперь — перекусить, подкрепиться и т.д.; Мне все равно кем быть — барабанщиком или банщиком; Души прекрасные надрывы (ср.: Души прекрасные порывы); Мне не до сук (ср.: мне недосуг); Самые часто упоминаемые фамилии по заморским радиостанциям: Пиночет, Попандопулос, Померанц; Французские композиторы на М: Манто — Маникюр — Маникен — Медальон — Меню; Алиготе — это лучше, чем либерте, эгалите, фратерните; Прелюдия Глиэра в исполнении Я. Флиэра; От гавайских гитар до гаванских сигар, от сиамских близнецов до сионских мудрецов и мн. др.
З.п. нередко используется в текстах современных СМИ (особенно в заголовках статей) для привлечения внимания читателя: Над сгущёнкой сгущаются тучи (АиФ); ЕГЭзекуция России (Санкт-Петербургские ведомости). В последнем случае мы имеем дело, кроме того, с образованием Окказионализма (см.), в основе которого лежит З.п. (ср.: экзекуция — егэзекуция).
З.п. является любая рифма. Кроме того, в зависимости от местоположения повторяющихся звуковых элементов в тех или иных отрезках речи выделяют звуковую анафору (см. Анафора), звуковую эпифору (см. Эпифора), звуковое кольцо (см. Кольцо), звуковой анадиплозис и т.д.
Лит.: Воронин С.В. Основы фоносемантики. Л., 1982; Воронин С.В. Синестезия и звукосимволизм // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983; Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., 1988; Голуб И.Б. Звук и слово в поэзии // РР. 1974. № 2; Голуб И.Б. Символика звуков // РР. 1974. № 6; Журавлёв А.П. Фонетическое значение. Л., 1974; Журавлёв А.П. Звук и смысл. М., 1981; Левицкий В.В. Звуковой символизм в лингвистике и психолингвистике // ФН. 1975. № 4; Леонтьев А.А. Звукопись // БСЭ. М., 1972. Т.9; Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
О.Н. Емельянова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.