ОЧЕРК

Найдено 1 определение
ОЧЕРК
художественно-публицистический жанр, для которого характерно сочетание наглядно-образного и аналитического начал при отображении действительности. Соотношение художественной и аналитической составляющих зависит от предпочтений автора, цели и предмета исследования, стилистических заданий и др. В ходе применения художественного и исследовательского методов «создаётся или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета» [Тертычный 2000]. Так, напр., проблемная ситуация определяет выбор теоретического метода, а характеристика личности, описание психологических особенностей человека — выбор художественного метода. О. — наиболее трудоёмкий с точки зрения подготовки и весьма сложный в исполнении художественно-публицистический жанр, требующий от автора мастерского владения разными методами отображения реальности. На этапе подготовки текста для очеркиста важно суметь найти необходимый и подходящий предмет речи, собрать нужный эмпирический материал, из которого отобрать наиболее значимый и нужный, затем проанализировать его. Важно и то, каким образом переосмыслена информация, в какие формы воплощена.
О., как и любой другой жанр, обладает определёнными признаками, среди которых выступают на первый план и усиливаются то одни, то другие, что может зависеть от эпохи, направления, национальной составляющей и др. Тем не менее, есть определённые, наиболее постоянные признаки, из которых наиболее значимы такие: 1) актуальность поставленных автором проблем; 2) типизация: отображение наиболее типичных, ярких и показательных для настоящего момента случаев, описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных типически; 3) отбор наиболее характерных для описываемых явлений черт; 4) Писание с натуры, непосредственное изучение автором предмета изображения, становящееся, как правило, основой О.; 5) высокая насыщенность текста фактическим материалом; 6) детальная проработка наиболее значимых эпизодов, подробное описание действий, предметов, явлений, прорисовка ярких и наглядных деталей при изображении героев; 7) более или менее выраженное противоречие, лежащее в основе повествования, конфликт добра и зла, справедливости и несправедливости и т.п.; 8) ослабленность сюжета, иногда — его отсутствие; 9) отсутствие вымысла; 10) эмоциональная авторская оценка; 11) повествование в форме первого лица, присутствие автора, его включённость в описательный и событийный ряд, сопричастность происходящему/повествование в форме третьего лица, при котором автор выступает как закадровый наблюдатель, комментирующий происходящее и дающий свою оценку; 12) Публицистические рассуждения, научные обобщения, в некоторых случаях — статистический материал; 13) свободная группировка материала в тексте; 14) Публицистические и научные языковые элементы; 15) яркая образность, достигающаяся с помощью эпитетов, метафор, сравнений, аллегорий, перечислительных рядов, повторов и других средств выразительности.
Наличие у произведения перечисленных признаков (возможно, что не всех) позволяет говорить о его очерковой форме.
Композиция О. зависит от выбора автора. Событийная композиция: О. строится как рассказ о событиях так, как это происходит в художественном рассказе, повествование прерывается авторскими рассуждениями, затем происходит возврат к сюжету. Логическая композиция: О. представляет собой цепочку рассуждений, при этом события включаются в изложение как отправная точка рассуждений. Эссепстская композиция: О. выглядит как цепочка ассоциаций, напр., пространственных, временных, ассоциаций по сходству, близости мыслей, образов. Единство такой веерной, хаотичной, на первый взгляд, композиции достигается за счёт интерпретации, «улавливания» ассоциативных связей. Целостность О. вне зависимости от типа композиции обеспечивается, прежде всего, событием, лежащим в его основе. При характеристике О. как жанра обычно подробнее говорят о таких его тематических разновидностях: проблемные, портретные, путевые. Предметом портретного О. становится личность конкретного человека — героя повествования. Основная задача автора — сформировать у адресата определённое представление об этом человеке, показать его жизненные взгляды, ценности. По справедливому замечанию А.А. Тертычного «настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных её сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.)» [Тертычный 2000]. Предмет проблемного О. — актуальная проблемная ситуация, автор которого пытается выяснить причины проблемы, представить адресату развитие проблемной ситуации, сама же проблема в таком О. представлена как преграда, которую нужно преодолеть; автор воссоздаёт конфликт, сопровождаемый эмоциями, переживаниями героев и самого автора. Данный тематический тип О. также характеризует глубокая погружённость автора в освещаемую проблему. Путевой О. — наиболее древняя очерковая форма, один из основных жанров древнерусской литературы. Путевой О. (хожение/путник/странник) как жанр развивается на Руси с XII века и на протяжении многих веков остаётся востребованной формой повествования. В ХП-ХУ вв. путевые очерки обычно писались паломниками, посетившими святые места: Вифлеем, Иерусалим, Константинополь и др. Самый ранний из известных образцов жанра — «Хожение Даниила, игумена земли Русской» (1104-1106). В дальнейшем (со второй половины XV в.) появляются записки русских путешественников не только религиозного характера. Напр., «Хожение за три моря» Афанасия Никитина Значимые признаки хожения — объединение путевых заметок образом главного героя — повествователя-христианина, лаконичность и образность языка. Современный путевой О. во многом сохраняет черты древнего: в нём даётся описание маршрута с комментариями географического и этнографического характера, описываются события, происшествия, встречи с разными людьми. Сюжет путевого О. отражает последовательность отобранных автором наиболее интересных эпизодов, встреч, которые становятся содержанием текста. Идейное содержание путевого О. определяется авторскими целями и задачами.
Яркими примерами очерковой литературы являются произведения А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), А.С. Пушкина («Путешествие в Арзрум»), А.А. Бестужева («Поездка в Ревель»), Г.И. Успенского («Разорение»), В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), В.Кожинова («Ольга Киевская»), А.А. Проханова («Неопалимый цвет»).
Лит.: Алексеев В.А. Очерк. Л., 1973; Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. Пособие по спецкурсу. М., 1975; КРРЭСС. М., 2003; Литературная энциклопедия. URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-3812.htm; Рощектаева Т.Г. Жанрово-стилистические особенности современного путевого очерка: на материале русской публицистики 90-х годов XX века: КД. М., 2007; Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М, 2000. URL: www.evartist.narod.ru/text2/01.htm.
А.Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
93.56 кб

Исторический очерк возникновения и развития Томского Технологического Института

Гутовский H. В.
Читать PDF
186.57 кб

От факультатива к специальности: очерк становления специальности «Туризм» в российских вузах

Долженко Геннадий Петрович
Представлены систематизированные сведения об обучении теории и практики туризма в высших учебных заведениях России начиная с середины 30-х гг. XX в.
Читать PDF
508.73 кб

Философский факультет Томского государственного университета (исторический очерк)

Завьялова Маргарита Павловна
Дано краткое описание внешней событийной стороны развития философского факультета. Смысл очерка в том, чтобы сохранить в памяти имена и ключевые события, определившие создание и развитие факультета.
Читать PDF
7.33 мб

Становление и развитие АСХИ-АГАУ (исторический очерк)

Бондарчук Николай Михайлович, Громов В. А., Давыдов Евгений Николаевич, Деев Николай Георгиевич, Казанцев Василий Ильич
Читать PDF
300.26 кб

Селестен Френе: историко-биографический очерк

Барышникова Ольга Михайловна
В статье изложены историко-биографические факты из жизни и деятельности французского педагога-реформатора Селестена Френе, которые оказали огромное влияние на формирование его педагогической концепции и рассмотрение которых помога
Читать PDF
266.96 кб

Очерк развития физики в Московском университете

Левшин П. В., Трухин В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Образовательное пространство России: первые учебные заведения. Очерк о формировании образовательного

Пятнов Петр Валентинович
Читать PDF
449.94 кб

Ирина Романовна Фишер (очерк жизни и творчества)

Рокина Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

Школа в педагогической культуре древней Руси. Методический очерк в помощь педагогу-практику и педаго

Захарченко М. В.
Знакомство с историографией необходимо всякому педагогу-практику и педагогу-исследователю, заинтересованному в том, чтобы осознать все составляющие проблемы древнерусской образованности в контексте вопроса о самобытности отечестве
Читать PDF
711.09 кб

Очерк о практической педагогике будущего

Павлов Сергей Владимирович
В статье предлагаются основания практической педагогики будущего, которые могут быть полезны молодым педагогам, занимающимся современным открытым образованием. Будущее полагается открытым, неопределенным и подлежащим освоению.
Читать PDF
0.00 байт

Подготовка учителей к применению метода проектов в непрерывном образовании (элементы теории и очерк

Гумула Тереза , Дырда Тадеуш
В статье рассматриваются основные элементы общей методики подготовка учителей к применению «Метода проектов» в непрерывном образовании, обосновываются теоретическое и практическое значение этого метода обучения в формировании эври
Читать PDF
763.06 кб

Интеллектуальная элита страны и народное образование (историко-культурный очерк)

Пархоменко Т.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК УЧИТЕЛЯ

    жанровая разновидность публицистического портретного очерка, в центре которого яркая творческая индивидуальность учителя. В основе создания жанра лежит анализ-исследование и изображение профе