публицистический жанр, относящийся к группе информационных, в котором фиксируется актуальное событие, а также сообщаются некоторые его подробности. «Главное для заметки — именно краткое изложение результата изучения, "сигнализирование" о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причём эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как "новость", т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям» [Тертычный 2002: 53].
В изложении подробностей необходимы точность и краткость, поэтому в 3. часто используются имена собственные, цифровые данные, не требующие пояснений термины. 3. разнообразны по стилистической тональности. Они могут быть официальными, деловыми, нейтральными, ироническими и т.п.
3. является наиболее динамично развивающимся информационным газетным жанром, что обусловлено её малой формой. К основным характеристикам заметки можно отнести письменную форму выражения, наличие заголовка (в отличие от некоторых других малых публицистических жанров), информативность, небольшой объём, повторяемость структуры текста в конкретном газетном издании и/или рубрике, неявно выраженная авторская позиция.
Структура газетной заметки включает такие компоненты, как заголовок (иногда и подзаголовок), лид, зачин, основной текст, заключение (факультативно). В следующем тексте (НезГ. 24—25.06.2011 г.) присутствуют все её структурные компоненты:
Частный Пикассо (заголовок).
Работы художника выставили в галерее в Монако (подзаголовок).
В Монако в галерее Opera на этой неделе открывается выставка работ Пабло Пикассо. Уникальность её не в концепции или новом подходе к творчеству художника (вряд ли о нём вообще можно сказать сегодня что-то новое), а в том, что галерея выставляет сразу 34 работы мастера <...> (лид).
Организаторы вообще утверждают, что подобной экспозиции не было ни в одной французской галерее уже 20 лет. Судя по всему, им можно верить — уже одни цифры впечатляют: 17 живописных полотен и 17 графических работ общей стоимостью 60–70 млн. евро, большинство периодов творчества от 1905 до 1969 года. <...> (зачин).
<...> Выставка недаром проходит в Монако: Пикассо обожал Лазурный Берег и часто проводил лето в районе Антиба. Об этом на выставке напоминают несколько пейзажей и работ на тему античности. Но всё-таки самым многочисленным является поздний период творчества художника — 1960-е годы. Холсты этого времени с искажёнными фигурами и лицами, отсутствием деталей, почти монохромной палитрой и яркими кричащими акцентами узнаваемы. Они оцениваются на рынке не так дорого, как ранние произведения 1910–1920-х годов, но, учитывая, что Пикассо занимает первую строчку рейтинга самых дорогих художников, цены на них всё равно исчисляются миллионами и десятками миллионов (основной текст).
Впрочем, цены всегда будут интересовать арт-дилеров и коллекционеров, но посетить выставку до конца августа предлагается всем желающим. А работам побыть пусть недолго, но общественными — пока работы из одних частных коллекций не перекочевали в другие, не менее частные (заключение).
Следует заметить, что «границы между структурными компонентами заметки подвижны, сами компоненты тесно семантически связаны друг с другом, что нередко приводит к их взаимозаменяемости или синкретичности» [Чжао Вэньцзе 2007:4]. Очевидно, данное обстоятельство обусловлено компактностью текстов данного жанра.
Особенностью композиционного построения З. является то, что в ней может отсутствовать заключительная часть. Это происходит потому, что изложение информационного материала в З. строится по принципу «перевёрнутой пирамиды», когда самая актуальная информация расположена «вверху». Такая структура, как правило, удобна для читателя, он может быстро уловить главное и прервать чтение, не упустив ключевых моментов.
З. имеет несколько жанровых разновидностей: событийная З. (наиболее распространённый тип), анонс (З. о предстоящих событиях, чаще — культурного характера), аннотация, мини-рецензия (оценочная З. о книге, фильме, театральной постановке и т.п.), блиц-портрет, мини-обозрение, мини-история, мини-совет. Жанровой разновидностью З. является также сатирическая З., которую обычно относят к группе художественно-публицистических жанров. Иногда виды З. выделяют по проблемно-тематическому принципу. При этом подходе можно говорить о заметках экономических, политических, культурных, спортивных, социально-бытовых и т.д.
Лит.: Антонова В.И. Информационные жанры газетной публицистики. Саранск, 1996; Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978; КРРЭСС. М., 2003; Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М., 2002; Чжао Вэньцзе. Особенности организации текста газетной заметки: АКД. М., 2007.
А.В. Щербаков
167.95 кб
Краеведческая заметка: Просвещение, популяризация, пропаганда
В данной статье говорится о практическом значении привлечения подростков 13-17 лет к изучению основ работы корреспондента в жанре «краеведческая заметка» и методах поиска и обработки краеведческого материала для публикации в газет