РАДИЩЕВ Александр Николаевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Александр Николаевич Радищев
1749-1802) - писатель, просветитель крайне революционно го направления. Обращал серьезное внимание на задачи и пут формирования «сынов Отечества», русских патриотов, граждаН. Требовал полноценного образования для всех россиян, независимО от сословия. Считал, что воспитание человека непременно должн быть политическим, направленным на развитие человека, готовог к переустройству общества на основе идеалов справедливости.

Источник: История образования и педагогической мысли

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
(1749–1802). Он не был профессиональным педагогом, но как просветитель крайнего революционного направления, обращал серьезное внимание на задачи и пути формирования «сынов отечества», русских патриотов, граждан великой России. Его педагогические идеи не получили отражения в каком-либо специальном трактате, они рассеяны по таким его произведениям, как «Слово о Ломоносове», «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву» и «Рассуждения о труде и праздности». Его цель – не исправление мира и его нравов средствами просвещения, а ниспровержение строя, где царит социальная несправедливость. Поэтому, с его точки зрения, требуется не просто воспитание, а политическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к переустройству общества на основе идеала справедливости.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)
просветитель, писатель, философ. Учился в Пажеском корпусе, Лейпцигском университете. Мировоззрение Р. формировалось под влиянием идей французских энциклопедистов и русских просветителей (М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова). К вопросам педагогики Р. подошел с позиций естественно-научного материализма 18 в., использовал данные психологии. Утверждал, что природные способности людей различны и во многом зависят от воздействия внешней среды (природной и социальной) на протяжении жизни нескольких поколений. Педагогическая концепция Р., изложенная в книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790; главы "Крестьцы", "Подберезье"), ориентирована на подготовку полезных членов общества, обладающих "нравственными и гражданскими добродетелями". Противник авторитарного воспитания, Р. вслед за Ж.Ж. Руссо выдвинул идею свободного развития ребенка в условиях семьи. Родители призваны направлять интересы и склонности ребенка, не прибегая к принуждению, тогда их союз будет основан не на родительской власти, а на естественной привязанности и дружбе. Соприкосновение со светской жизнью признавал чрезвычайно вредным для юношества. Фундаментом любого образования считал родной язык; придавал совершенному владению языком исключительно важное значение для духовного развития личности. Полное осуществление своей педагогической программы Р. представлял только в отдаленном будущем, т.к. просвещенным может быть только свободное общество, законы которого не вступают в противоречие с общечеловеческой моралью.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РАДИЩЕВ Александр Николаевич
20(31).8.1749, Москва, — 12(24).9.1802, Петербург], просветитель, писатель, философ. Сын богатого помещика. Получил домашнее образование под руководством профессоров Моск. ун-та. Учился в Пажеском корпусе (1762—66); для изучения юрид. наук был отправлен в Лейпцигский ун-т, где занимался также естественными науками и медициной. Мировоззрение Р. формировалось под влиянием идей франц. энциклопедистов (особенно К. А. Гельвеция). и рус. просветителей (М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова). По возвращении в Россию был на гос. службе (1771—90). За кн. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790, тогда же изъята из продажи). был арестован, приговорен к смертной казни, замененной, по указанию ими. Екатерины II, 10-летней ссылкой в Илимский острог. При Павле I возвращен из ссылки (1797), после воцарения Александра I получил полное «прощение». Определен на службу в Комиссию составления законов (1801—02), где, опираясь на теорию «естественного права», пытался проводить прежние идеи ликвидации крепостнич. системы и сословных привилегий. Оказавшись перед угрозой новой ссылки и утратив надежду на осуществление своих полит. проектов, отравился.
К вопросам педагогики Р. подошел с позиций естественно-науч. материализма 18 в., использовал данные психологии. Утверждал (вопреки Гельвецию), что природные способности людей различны и во многом зависят от воздействия внеш. среды (природной и социальной). на протяжении жизни неск. поколений («О человеке, о его смертности и бессмертии», написано в 1792—96, опубл. 1809). В развитии способностей, в первую очередь активного мышления, решающую роль отводил воспитанию (физическому, умственному и нравственному).
Пед. концепция Р., изложенная в «Путешествии..» (главы «Крестьцы», «Под-березье»), ориентирована на подготовку полезных членов общества, обладающих «нравственными и гражд. добродетелями». Противник авторитарного воспитания, Р. вслед за Ж — Ж. Руссо выдвинул идею свободного развития ребенка в условиях семьи. Родители (к-рым лучше воспитывать ребенка без помощи наемных наставников). призваны направлять его интересы и склонности, не прибегая к принуждению. Тогда союз между родителями и детьми будет основан не на родительской власти, а на естественной привязанности и дружбе, складывающейся благодаря совместному труду. Формированию лучших нравств. черт (доброты, отзывчивости, великодушия), гармонич. ному сочетанию эмоционального и рационального начал должно было способствовать раннее знакомство с произв. изящных иск-в. Соприкосновение со светской жизнью Р. признавал чрезвычайно вредным для юношества, т. к. оно может легко усвоить ложные понятия, предрассудки, привыкнуть к «раболепствованию» и праздности.
Принципы домашнего воспитания Р. распространял и на шк. практику. В «Путешествии..» устами семинариста критиковал существовавшие в духовных уч. заведениях программы и методы обучения за следование схоластич. традиции, оторванность от потребностей общества, принуждение и зубрежку. По Р., необходимо как можно меньше преподносить ученикам готовых правил, развивая у них способность рассуждать и делать умозаключения на основе чувственного опыта. Для этого в «Опыте о законодавстве» (1789). предлагал привлекать в качестве наставников «мудрых и знающих людей», усилить уважение в обществе к труду педагога.
Фундаментом любого образования Р. считал родной язык; придавал совершенному владению языком исключительно важное значение для духовного развития личности. Настаивал на преподавании во всех уч. заведениях (в т. ч. духовных). на отеч. языке. Обосновывал необходимость самого основат. изучения родного языка, т. к. оно расширяет творческие возможности детей и помогает им в дальнейшем учении.
Полное осуществление своей пед. программы Р. представлял только в отдаленном будущем. Вслед за энциклопедистами он считал основой деятельности и обществ, жизни людей их личную заинтересованность («корыстолюбие», «любо-честие»). Извращение этого принципа вследствие рабского положения крестьян в современной ему России морально разлагает людей, порождает лень, апатию («Беседа о том, что есть сын отечества», «Рассуждение о труде и праздности», 1789). Просвещенным, по мнению Р., будет только свободное общество, законы к-рого соответствуют принципу заинтересованности и не вступают в противоречие с общечеловеческой моралью. Эта мысль получила широкое распространение в России через кружок молодых писателей и ученых, объединившихся «под знаком Радищева», — «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» (1801—25, первоначально входили И. М. Борн, А. X. Восто-ков, А. Е. Измайлов, И. П. Пнин, В. В. Попугаев и др.).
Соч.: Поли, собр. соч., т. 1—3, М.-Л., 1938—52; Путешествие из Петербурга в Москву, М., 1987; Антология пед. мысли России XVIII в., М., 1985, с. 377—96 (библ.).
Лит.: Макогоненко Г. П., А. Н. Радищев, М., 1952; Петровский А. В., А. Н. Радищев как психолог, в кн.: Очерки по истории рус. психологии, [под ред. М. В. Соколова], [М.], 1957; Кулакова Л. И., 3 а и а д о в В. А., А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарии, Л., 1974; Моряков В. И., Из истории эволюции общественно-полит. взглядов просветителей конца XVIII в.: Рейналь и Радищев, М., 1981. А. О. Толстихина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия