ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Обучение и развитие
в отечественной психологии широко разрабатываемая проблема, впервые сформулированная в начале 1930-х гг. Л.С.Выготским. Фундаментальная проблема психологии и педагогики, которая рассматривалась в различных подходах (бихевиоризм, генетическая психология Ж. Пиаже и др.). В отечественной науке признанным является положение о том, что обучение идет впереди развития и является источником нового. Исследования проблемы соотношения обучения и развития были направлены на выявление условий, при которых обучение становится развивающим, на изменение содержания образования и поиск конкретных методов и форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие, на формирование умственных действий в условиях обучения (работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной, П.Я.Гальперина, А.М.Матюшкина и др.). Многие аспекты данной проблемы по-прежнему требуют разработки (стадии развития мышления в различных условиях обучения, критерии умственного развития в условиях обучения, воздействие различных форм обучения на развитие личности в целом, на формирование ценностно-смысловых образований, коммуникативности, эмоциональной сферы).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
совместная учебная деятельность педагога и учащихся, направленная на усвоение учащимися знаний, на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, овладение ими способами и приемами добывания знаний.
Р. – процесс возникновения на каждой степени новых качеств, «новообразований», подготовленных всем предыдущим ходом Р., но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях, а также достижение личностью более высокого уровня. Психическое Р. включает необратимые, закономерные, направленные, качественные (прогрессивные и регрессивные) изменения психологических функций и систем.
В психологии существует несколько подходов к соотношению О. и Р.:
- О. пассивно следует за Р. и приспосабливается к его уровням; Р. определяется стадиями биологического созревания; отрыв Р. от О.;
- О. отождествляетсяс Р., когда отрицается качественное своеобразие возрастных периодов и различная сенситивность к обучающим воздействиям на разных этапах Р.; предполагается, что человек становится тем, чему его обучали;
- О. ведет за собой Р., преломляясь через его внутренние условия; О. актуализирует наличный уровень Р.; зона ближайшего Р. – способ Р., который вначале возможен только в сотрудничестве с другим человеком, а затем становится внутреннем достоянием самого человека. При этом О. может обеспечивать функциональное Р. (усвоение его отдельных знаний, способов действий, умений а также парциальное изменение психических свойств и функций) или приводить к возрастному, стадиальному Р. (переход к новому плану отражения действительности, изменение детерминаций личности, образование нового психофизиологического уровня, радикальное преобразование психики;
- Р. имеет свою внутреннюю логику движения и самодвижения, роль которого возрастает по мере взросления человека и обретения им зрелости.
Акмеология выявляет оптимальные условия профессионального О. как планомерной организации деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на овладение ими профессиональными знаниями и умениями, а также изучает закономерности профессионального Р. человека, состоящие в актуализации всех возможностей уже сложившегося уровня способностей и знаний, в мобилизации внутренних потенций и зоны ближайшего профессионального и социального Р., в специализации возникших социальных и профессиональных способностей, в изучении неравномерного и асинхронного Р. психических функций как источников профессионального Р., в усилении источников социального и профессионального саморазвития человека.

Источник: Акмеологический словарь