СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (перспективы развития)

Найдено 1 определение
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (перспективы развития)
. Развитие С.о., расширение их дидактических функций и возможностей происходит в русле развития новых информационных технологий обучения (см. Информационные технологии в обучении). В настоящее время наиболее перспективными направлениями применения новых информационных технологий (НИТ) в учебном процессе являются:– использование текстовых редакторов и издательских технологий (desktop publishing);
– телекоммуникации;
– гипертексты и интерактивные мультимедиа;
– компьютерная робототехника.
Актуальность создания этой группы средств продиктована не только их высокими технологическими возможностями, но, прежде всего, педагогическими потребностями развивающего обучения и повышения его эффективности, в частности, необходимостью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского подхода в обучении; формирования критического мышления, культуры труда и др.
При изучении предметов естественнонаучного и профессионально-технического циклов использование системы средств на базе НИТ, в частности, комплекта датчиков и устройств, сопрягаемых с персональными компьютерами, предоставляет обучаемому целый диапазон возможностей:
– многократное повторение эксперимента или фрагмента; регистрация необходимых его параметров;
– визуализация представлений и понятий различными формами предъявления изучаемого материала (графика, цвет, увеличение, динамика и др.);
– различные виды моделирования, в том числе с использованием экспериментальных результатов;
– автоматизация обработки данных;
– конструирование учебных роботов, имитирующих технические устройства и механизмы.
Прикладные программы различного назначения открывают перед пользователем широчайшие возможности познавательной деятельности в самых разных областях знаний, возможности творческой деятельности, поскольку учащийся может не только работать с информацией, но и создавать собственные тексты, иллюстрированные графически и даже со звуковым оформлением, может решать самые разнообразные математические задачи, моделировать различные ситуации, экспериментируя в области естественнонаучного, экологического, экономического и гуманитарного знания.
Компьютерные телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, аудио, видеоконференции, система Internet) расширяют возможности информационного обеспечения масштабами всего мира.
Технологии гипертекста позволяют работать с большими объемами информации, структурируя ее по своему усмотрению, используя не только текстовый материал, но и графический. С помощью технологий гипертекста или гипермедиа или, как ее еще называют, интерактивных мультимедиа, учащийся может соединять не только вербальный материал, но и видео и звук, причем не только статичные образы, но и динамичные, используя так называемые гиперкарды.
Средства НИТ могут быть использованы в виде объективно-предметных и проблемно- ориентированных программных средств, например, различных баз данных, позволяющих осуществлять оперативный поиск необходимой учебной информации.
Имеются решения создания радиоволновых компьютерных технологий, технологий виртуальной реальности, которые могут внести дополнительные и достаточно кардинальные изменения в существующие уже возможности информационных технологий. Но эти технологии, особенно виртуальной реальности, требуют очень тщательных исследований не только педагогов, но гигиенистов, психологов.
Средства НИТ возможно использовать также при организации дистанционного обучения:– передача «консервированного учебного продукта» с помощью компьютерных обучающих программ, видео- и аудиозаписей;
– проведение занятий, в которых участвует несколько учебных групп и классов, расположенных в разных местах;
– отдельные лекции или циклы лекций известных ученых, квалифицированных педагогов- методистов, учителей-новаторов;
– телеконференции, диспуты;
– обмен учебно-методическими материалами.
Использование телекоммуникационных сетей позволяет в кратчайшие сроки распространять передовые педагогические технологии, профессиональные знания в различных областях, формировать у учащихся коммуникативные навыки и умения работы с информационными источниками. Использование технологий мультимедиа позволяет сделать такое обучение достаточно наглядным. Кинофильмы, видеофильмы и любые другие видеоизображения со звуковым сопровождением можно передавать по сети и «переписывать» из соответствующих информационных ресурсов Internet. Создание и использование технологии интерактивного видео (CD-ROM, лазерные диски) также являются перспективным направлением развития учебно-материальной базы образования всех ступеней и уровней, в том числе и профессионального образования.
Важное место в разработке перспективных С.о. отведено учебному оборудованию на базе электронной техники для проведения демонстрационного эксперимента и разноуровневых практикумов по курсам общеобразовательных и технических предметов (приборы и комплекты раздаточного материала, компьютерные практикумы, электронные контурные карты, электронные атласы и энциклопедии, создаваемые на базе средств геоинформатики).
Технические возможности новых электронных технологий позволяют сместить акцент с описания качественных характеристик изучаемых явлений на количественные параметры, что повышает доказательность и научность проводимых исследований.
Развитие информационных технологий определило еще одно перспективное направление в сфере образования – медиаобразование, целью которого является подготовка учащихся к овладению средствами массовой коммуникации (пресса, ТВ, кино, радио, видео и др.), формирование умения взаимодействовать с различными источниками информации: осуществлять отбор, удовлетворять свои информационные потребности в зависимости от поставленной задачи, совершенствовать информационную культуру.
В целом можно указать на следующие специфические тенденции развития модернизируемых и вновь создаваемых систем С.о.:
– сокращение номенклатуры пособий (принципы комплектности, необходимости и достаточности);
– расширение их функциональных возможностей (принцип полифункциональности);
– создание условий для комплектования средств обучения и разработки систем С.о. (принцип комплексности);
– разработка комплектов для самостоятельных занятий учащихся, в том числе исследовательских и практических работ для разных уровней обучения (принцип вариативной дифференциации);
– создание модульных (в том числе и компьютерных) комплектов специального назначения для специализированных и интегрированных практикумов, обеспечивающих внедрение новых технологий обучения (принцип модульности и интерактивности).
Лит.: Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании (дидактические проблемы; перспективы использования). – М., 1994; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.Т.С. Назарова, Е.С. Полат

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.