Наказание
НАКАЗАНИЕ
средство педагогического воздействия, используемое тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые в обществе нормы и правила поведения.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Наказание
средство воздействия на того, кто совершил проступок, преступление; средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые в обществе нормы и правила поведения.
НАКАЗАНИЕ
выражается в неодобрении и отрицательной оценке поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения; смысл его заключается в том, чтобы развивать у школьников нравственное сознание и чувства, критичность к своему поведению и более требовательное отношение к себе.
Наказание
(от общеслав. казати — говорить, наставлять) — мера воздействия, применяемая к личности за какую-либо вину, проступок, связанная с ограничением произвола личности. Смысл Н. заключается в том, чтобы внести корректировку в поведение человека, добиться выполнения социально значимых требований. Целью Н. должно быть разрешение конфликта, а не причинение страдания. В коллективе должны быть определены правовые механизмы Н.: каждый должен быть защищен от произвола личности воспитателя и коллектива. Н. имеет смысл тогда, когда человек осознает его справедливость, переживает факт совершения ошибки.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Наказание
способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, правонарушительной, противоречащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического и нравственного страдания, но сосредоточивает сознание на переживания вины. Наказание используется в форме осуждения нарушителя, норм поведения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает самоторможение, внутренний самоконтроль, сознание недозволенности попрания интересов личности и общества.
НАКАЗАНИЕ
средство педагогического воздействия, способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой вредной, безнравственной, правонарушительной, противоречащей интересам коллектива и личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредоточивает сознание на переживании вины; используется в форме осуждения нарушителя общественным мнением, выражением ему недоверия, отказа в уважении. Наказание развивает у учащихся самоторможение, внутренний самоконтроль, самооценку, самоосуждение. Злоупотребление наказаниями непозволительно, т. к. морально подавляет, лишает уверенности в себе, развивает чувство неполноценности, озлобленность и сопротивление воспитанию.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
НАКАЗАНИЕ
средство воздействия на того, кто совершил проступок, преступление; средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые в обществе нормы и правила поведения. При применении его в отношении ребенка следует учитывать: Н. часто не исправляет, а преображает поведение ребенка, вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь, он чувствует себя отвергнутым, что непосредственно сказывается на его психическом развитии; у наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, что приведет к конфликту; частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться инфантильным, эмоционально незрелым. В то же время Н. может помочь ребенку привлечь внимание родителей к себе, и он будет специально совершать проступки, с целью получить (в данном случае хотя бы негативное) внимание. Н. неэффективно при обучении, поскольку повышает боязнь ошибок, тревожность, что сказывается на результатах обучения.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Наказание
метод порицания дурных поступков, нарушений норм поведения, призванный стимулировать положительные стороны личности. Наказание применяют к недисциплинированным, нерадивым, изживая недостатки и подкрепляя достойные проявления. Наказание может быть самым разным – порицание, лишение чего бы то ни было, отрицательная оценка, запрет, укоризна, упрек, выговор, критика и т.д. Возможны и физические воздействия, но православие учит не злоупотреблять этим методом воспитания: «Гневаясь, не согрешайте». Православие призывает не любить грех, а не согрешающего, сохранять любовь к нему. Полезность наказаний в деле воспитания до сих пор остается проблематичной. У детей часто возникает привыкание к наказаниям, многие из них вызывают тревогу, порождают нервозность, а нередко и подавленность у детей. Под бременем наказаний у них может сформироваться агрессия, ненависть, провоцирующие дальнейшие проступки. Не зря некоторые аналитики считают, что наказание придумали взрослые из лени, из любви к собственному спокойствию. В противоположность этому мнению существует другое, считающее этот метод воздаянием, неизбежным как поучение, научение. Наказание – дело тонкое, и только тонкий педагог может его использовать правильно. Наказание должно быть логичным, не причинять страдания, сопровождаться переживанием ошибки, учитывать индивидуальные особенности наказываемого.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
НАКАЗАНИЕ
метод воспитания, используемый преимущественно в авторитарном воспитании. Н. может осуществляться в самых различных формах - от физического насилия над ребенком до морального унижения личности. Проблема применения метода Н. всегда являлась дискуссионной. Во мн. классификациях методов воспитания Н. считается одним из основных и традиционных методов. Сторонники авторитарной педагогики не мыслят без Н. процесс воспитания. Часть педагогов, в целом придерживающихся гуманистических принципов воспитания, отрицают физические Н., но допускают применение моральных Н. в разумных пределах. Последовательные педагоги-гуманисты считают, что Н. нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Любое Н. негативно влияет на развитие личности ребенка, подавляет его индивидуальность и приводит к тяжелым последствиям. Особенно тяжело переносится ребенком Н., которому он подвергается на глазах у своих сверстников. Н. может вызвать не только нравственные переживания ребенка, но и привести к психическому заболеванию. В практике известны случаи, когда в результате Н. дети, особенно подростки, совершали суицид. Другая распространенная точка зрения, что Н. - приоритетный метод семейного воспитания. Часто родители, применяя Н., оправдывают свое поведение тем, что им все позволено. В результате дети в семье оказываются беззащитными перед авторитетом родителей. Известны случаи неоправданно жестоких физических Н. в семье, которые даже приводили к увечью и смерти детей. В этих случаях необходима государственная система социальной защиты, способная обеспечить детям охрану их здоровья и жизни. — выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря