Поощрение

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Поощрение
метод воспитания, регулирующий поведение человека, путем стимулирования, побуждения к закреплению положительного опыта.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Поощрение
метод воспитания, ориентированный на положительную оценку поведения или качеств ученика; метод воздействия воспитателя на воспитанников, выражающий одобрение их действий и стимулирующий их к продолжению деятельности; способ выражения одобрения.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Поощрение
метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности. Осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения духовных, материальных потребностей.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ПООЩРЕНИЕ
1. Вид моральной санкции; положительное воздействие авторитетного лица на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций и т. п.) и засвидетельствования их одобрения. 2. Метод, стимулирующий развитие ребенка; имеет более сильный эффект, чем наказание.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ПООЩРЕНИЕ
метод воспитания, регулирующий поведение ребенка путем его стимулирования, побуждения к закреплению положительного опыта. Эффективно при адекватном применении (предполагающем реализацию принципов объективности, искренности, соответствия возрасту). В качестве видов поощрения применяются: одобрение, похвала, награды и пр.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ПООЩРЕНИЕ
Метод воспитания, стимулирующий деятельность обучаемого. В воспитательной и учебной практике метод П. дает лучшие результаты, чем наказание. П. вызывает положительные эмоции, способствует возникновению уверенности обучающегося в свои силы, формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и т. п. П. осуществляется в виде благодарности, похвалы, награды, подарка и др. В учебной практике формами П., оценивающими труд учащихся, являются отметка или оценка.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПООЩРЕНИЕ
положительная оценка поведения (работы, учебы) человека или коллектива, выражающаяся (как правило) в публичном признании его заслуг. Реализуется в виде повышения социального Статуса, материального поощрения, различного вида благодарностей, одобрения, признательности, наград и т.д. В воспитательной практике выступает как метод, стимулирующий развитие детей и подростков, способствует формированию чувства собственного достоинства, воспитанию дисциплины, ответственности и других положительных качеств личности.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Поощрение
ц.слав. – острить) – метод воспитания, предназначенный для стимулирования личного роста и развития. Приемов поощрения очень много: похвала, поддержка, подарок, улыбка, премия и т.д. Поощрение – это положительная оценка учения, труда, поведения. Поощрять можно проявление любых черт характера и поступков человека, направленных на творение добра: интересов, инициативы, внимательности, творчества, учебного ответа и т.д. В школьной практике и семейном воспитании поощрение является ведущим методом воспитания детей и подростков.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Поощрение
(от старослав. ощрити — острый) — способ поддержки той или иной формы поведения с помощью одобрения или награды. Формы П. могут быть различными: грамота, денежная премия, устная благодарность, дополнительные права и др. Для того чтобы не обесценить ситуацию П., поощрять необходимо за действительные успехи. Важно помнить, что далеко не каждый ребенок способен самостоятельно выйти на тот уровень, который позволяет его поощрить, поэтому педагог должен создавать ситуации успеха. П. должно стимулировать стремление к самосовершенствованию, а не воспитывать у ребенка ожидание поощрения.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПООЩРЕНИЕ
один из способов целенаправленной активизации учебной деятельности; практикуется как совокупность мер позитивного воздействия на учащегося со стороны лиц, организующих и регулирующих эту деятельность, и со стороны социального окружения. Состоит в признании значимости и важности поощряемой деятельности, во всестороннем содействии ее успешности, в публичном одобрении достигнутых результатов и в выделении особо отличившихся: их награждение в виде призов, дипломов, памятных подарков. Поощрение учебной деятельности особенно эффективно, когда оно сочетается с мерами социально-экономического стимулирования, повышающими личную заинтересованность в высоких результатах.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПООЩРЕНИЕ
вид моральной санкции и метод воспитания, стимулирующий деятельность ребенка. П. означает положительное воздействие к.-л. авторитетного лица, общественного органа на человека с целью закрепления достигнутых им результатов и выражается в признании заслуг. П., связанное с повышением социального статуса или материального положения, называется наградой. Социальное значение П. определяется также тем, что оно обращает внимание других людей и общественного мнения на примеры, достойные подражания. В воспитательной практике метод П. дает гораздо большие результаты, чем наказание. П. вызывает положительные эмоции, способствует возникновению уверенности ребенка в свои силы, формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и т.п. П. осуществляется в виде благодарности, признательности, похвалы, а также наградах, подарках и др. П. эффективно, когда доставляет обоюдное удовлетворение детям и взрослым. П. не воспринимается и даже унижает, если при вручении подарка подчеркивается, что награда не совсем заслужена и ожидается ответная благодарность. Постоянные П. за одни и те же поступки также перестают вызывать у ребенка положительный эффект, поэтому в П. всегда должен быть эффект неожиданности, сюрприза. Как показывает практика, для ребенка не менее важно моральное одобрение его поступка, уважительное отношение к его деятельности. Педагогической цели достигает заслуженное П., вызывающее у ребенка желание выполнить работу еще лучше, когда наступает нравственная саморегуляция, появляется способность критически оценивать свои поступки. В воспитании трудных и педагогически запущенных детей особое значение имеет авансированное П., когда поощряется еще не сам поступок, а его мотивы или только начатое дело. В этих ситуациях важно стимулировать желание ребенка выполнить общественно полезную работу, заставить поверить его в свои силы. К авансированному П. относится и иногда завышенная оценка знаний, являющая стимулом для развития дальнейших успехов в учении.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПООЩРЕНИЕ
побуждение к чему-либо наградой, одобрением, поддерждкой, соедйствие развитию чего-н.; «положительное воздействие какого-либо авторитетного лица, общественного органа на человека с целью закрепления достигнутых им результатов» (ПЭС, 2003, 207). Меры поощрения учащихся в школе Приказом министра просвещения РСФСР 12 дек. 1951 г. устанавливались след. меры поощрения: «похвала учителя, кл. руководителя, заведующего учеб. частью, директора (заведующего) школы; письменная благодарность директора (заведующего) школы с объявлением перед классом или общим собранием учащихся; награда книгой, подарком и т. п.; награда похвальной грамотой; награда серебряной и золотой медалью за отличные и выдающиеся успехи в учении и примерное поведение с занесением на Доску почета…» (НО, 1974, 188–189).
О середине 1950-х гг.: «В практике школ применяются следующие меры поощрения: 1. Похвала учителя, кл. руководителя, заведующего учеб. частью, директора школы. Это наиболее распространенная мера поощрения словом, являющимся, как известно, сильным средством воздействия на поведение детей. Чтобы похвала во всех случаях сохраняла свое восп. значение, кл. руководителю следует заботиться о том, чтобы она вызывалась достаточными основаниями, применялась не слишком часто по отношению к одному и тому же ученику или группе учеников. 2. Письменная благодарность директора школы. Кл. рук-ль представляет в дирекцию обоснованные предложения о вынесении письменной благодарности тому или другому ученику или группе учащихся. Надо приветствовать практику многих школ, которые, подводя итоги своей работы за четверть, полугодие или год, посылают письма родителям с выражением благодарности за хорошее воспитание своих детей, отличающихся примерным поведением и успехами в ученье. B развитии этой хорошей традиции немалую роль призваны сыграть кл. воспитатели. 3. Награда ценным в восп. отн-ии подарком – книгой и т. д. 4. Награда похвальной грамотой при переходе из одного класса в другой. 5. Награда серебряной и золотой медалью с занесением на “Доску почета”» (КР, 1957, 132).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ПООЩРЕНИЕ
вид моральной санкции; положит. воздействие авторитетного лица, к.-л. обществ. органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций и т. п.) и засвидетельствования их одобрения. П. выражается в признании (как правило, публичном) заслуг. П., связанное с повышением социального статуса или улучшением материального положения, называется наградой. Помимо одобрения социальное значение П. определяется тем, что оно обращает внимание др. людей и обществ. мнения на примеры, достойные подражания. Т. о., возникает социально-психол. механизм воспроизведения одобряемых обществом действий и их результатов. Этот процесс имеет 2 негативных момента. Во-первых, сама процедура П. и ее положит. следствия могут провоцироваться действиями, к-рые целиком сориентированы на получение П. Внешне положительные, такие действия в нравств. плане являются недостойными. Поэтому с этич. точки зрения П. должно учитывать не только результаты действия, но и его мотивы. Во-вторых, со стороны авторитета П. может использоваться как средство манипулирования поведением людей в форме неявного подкупа, привлечения их на свою сторону и др. Р. Г. Апресян В воспитании П. — это метод. стимулирующий развитие ребенка. В практике П. дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. П. вызывает положит. эмоции, способствует формированию чувства собств. достоинства, дисциплинированности, ответственности и др. П. осуществляется в разл. словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала и др.), наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретных ситуаций.
П. эффективно, когда доставляет обоюдное удовлетворение детям и взрослым. П. не воспринимается, если при вручении подарка подчеркивается, что награда не совсем заслужена или ожидается ответная благодарность. Постоянные П. за одни и те же поступки могут перестать вызывать у ребенка положит. эмоции, поэтому в П. всегда должен быть элемент неожиданности, сюрприза. Нельзя увлекаться материальным выражением П., для ребенка не менее важно моральное одобрение его поступка, уважит, отношение к его заслугам. Пед. цели достигает П., заслуженное ребенком, его физич. и нравств. усилием, вызывающим удовлетворение и желание сделать еще лучше. Наступает нравств. саморегуляция, когда человек уже критически оценивает свою деятельность, возможности. На базе уже имеющихся моральных качеств формируются новые.
В воспитании педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей особую роль играет авансированное П., когда поощряется еще не сам поступок, а его мотив или только начатое дело, не сформированные окончательно положит. качества личности и т. д. В этих случаях важно оказать воспитаннику доверие, стимулировать его желание выполнить общественно полезное дело хорошо, заставить поверить его в свои силы и возможности. Так, напр., иногда ученику ставят неск. завышенную оценку за знания, но тем самым стимулируют дальнейшие успехи. ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, см. Опека и попечительство.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
149.81 кб

«Поощрение разума и корень наук»: Иван Рижский и начало преподавания философии в Санкт-Петербургском

Шмонин Дмитрий Викторович
Статья трактует о недостаточно изученных вопросах развития университетской (академической или профессиональной) философии в России.
Читать PDF
242.96 кб

Философия о поощрении и наказании в воспитании людей

Грехнев Вадим Сергеевич
В статье анализируются традиционные средства воспитания людей – поощрение и наказание. Автор показывает содержание и назначение использования этих средств в педагогических теориях философских учений Дж. Локка, И. Канта, Г.
Читать PDF
462.66 кб

Джон Локк о поощрении и наказании

Ходжаназаров Абдурашид Кушназарович
Автор статьи, проанализировав систему воспитания Джона Локка, выявил, что основу воспитания составляет развитие сознания воспитуемого посредством сознания воспитателя.
Читать PDF
474.27 кб

Джон Локк о поощрении и наказании

Ходжаназаров Абдурашид Кушназарович
Автор статьи, проанализировав систему воспитания Джона Локка, выявил, что основу воспитания составляет развитие сознания воспитуемого посредством сознания воспитателя.
Читать PDF
130.94 кб

Модель внедрения ГТО в высшем учебном заведении в Свердловской области: введение поощрений

Волынкина Александра Вадимовна, Шемятихин Вадим Александрович
Для оздоровления нации, создания необходимых возможностей для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины руководство страны обратилось к опыту советских времен комплекс ГТО (Готов к труду и обороне) был
Читать PDF
429.39 кб

Историко-этнографический аспект использования поощрений и наказаний в воспитании детей

Щеглова А.Е.
В статье впервые выявлен один из основных этапов исторического процесса эволюции поощрения и наказания в древнейших обществах и государствах, в эпоху Античности и Средневековья, дана ретроспективная оценка прогрессивных концепций
Читать PDF
2.21 мб

Роль поощрений и наказаний в системе средств воспитания детей в отечественной педагогике XvIII - пер

Щеглова Алена Евгеньевна
Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена тем, что в современной педагогической науке в центре внимания находится ребенок и подготовка его к активной, самостоятельной деятельности, творческому созидательному участию в прео
Читать PDF
124.46 кб

Сущность методов поощрения и наказания в истории педагогической мысли

Щеглова Алена Евгеньевна
В статье рассматриваются сложные педагогические проблемы, касающиеся применения в воспитании детей поощрений и наказаний как необходимые средства педагогической коррекции.
Читать PDF
975.30 кб

Именная стипендия выпускников как форма поощрения социальной активности студенческой молодежи

Молодчик А.В., Нагорная М.С.
В статье рассматриваются особенности управления развитием социокультурной среды вуза, развитие социального партнерства и мотивация социальной активности студенческой молодёжи в условиях реализации компетентностного подхода и федер
Читать PDF
424.23 кб

Использование методов поощрения и наказания в народной педагогике абхазов

Анкваб Марина Фёдоровна
Анализируются некоторые приемы воспитания, существующие в абхазской народной педагогике.
Читать PDF
373.66 кб

О некоторых вопросах применения методов поощрения и наказания в восточной школе и педагогике

Исломов Озод Азимович, Кузиев Мурод Азизович
В статье анализируется система поощирения и наказания, а также дидактическая обстановка в старой школе. Описываются условия, мотивирующие и стимулирующие учащихся к прилежному поведению и учению.
Читать PDF
2.21 мб

Проблема зарождения и использования методов стимулирования, поощрения и наказания

Щеглова Алена Евгеньевна
Исторический подход к изучению данной проблемы дает возможность критически оценить прошлый педагогический опыт и обратиться к поиску гуманистических подходов в современном воспитании и образовании детей, что весьма актуально.
Читать PDF
223.76 кб

Использование методов поощрения и наказания в чувашской этнопедагогике

Долгашева Мира Вячеславовна, Долгашев Константин Александрович
В статье рассматриваются традиционные методы воспитания детей, существующие в чувашской этнопедагогике, составляющие основу семейного воспитания.

Похожие термины:

  • МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ

    стимулирование поведения воспитанников с помощью одобрения, похвалы, благодарности, награждения разного рода призами за их поведение и поступки, достижения в учебе, спортивной, производственной