Компетенции
Компетенции
Умения, навыки и особенности поведения, необходимые сотрудникам определенного уровня для исполнения требований, предъявляемых к их деятельности в организации.
Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий
Компетенции
обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром К. являются деятельностные способности — совокупность способов действий. Поскольку реализация К. про-исходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру К. помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом К. является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. К. широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, называются ключевыми.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
КОМПЕТЕНЦИИ
совокупность требованийк взаимосвязанным качествам личности (знаниям, умениям, навыкам деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Цель образовательной деятельности — развитие у обучающихся следующих групп компетенций:
1. Ключевые компетенции — общие компетенции человека, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста (концептуальные, инструментальные, ценностно-этические, интегративные, контекстуальные, адаптационные).
2. Базовые компетенции — универсальные умения в определенной профессиональной области (например, в области исследования, или самообразования, коммуникации, организации деятельности и др.).
3. Специальные компетенции — универсальные умения, необходимые для выполнения конкретных задач или решения проблем (проективные, конструктивные, аналитические, развивающие, рефлексивные).
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, обеспечивающая формирование его мотивационного поля, универсальных умений и готовности к самостоятельному действию. Так, основными направлениями в практической подготовке учащегося становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.
Компетентность (в отличие от компетенции) — интегративная характеристика, которая отражает реальное овладение универсальными умениями, приобретение соответствующего опыта и развитие необходимых для данной деятельности способностей, обеспечивающих успешное творческое решение различных проблем и задач (например, способность результативно и успешно действовать в нестандартных ситуациях). Компетентность отличается от узкопредметного умения тем, что проявляется при решении новых задач; она включает умение применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных ситуаций.
Межпредметная компетентность — способность использовать знания и опыт, полученные при изучении разных научных областей и из других сфер деятельности для решения задач интегративного характера.
Компетентность профессиональная — совокупность компетенций, включающая личное отношение учащегося/студента к профессии и предмету деятельности, а также его способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности, используя для этого необходимые знания, учебный и жизненный опыт, ценности и наклонности (см. статью Профессиональное становление).
И.К. Дракина, Е.В.Шмакова
Литература: Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования «PISA-2000». — М.: Логос, 2004.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
Цель образовательной деятельности — развитие у обучающихся следующих групп компетенций:
1. Ключевые компетенции — общие компетенции человека, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста (концептуальные, инструментальные, ценностно-этические, интегративные, контекстуальные, адаптационные).
2. Базовые компетенции — универсальные умения в определенной профессиональной области (например, в области исследования, или самообразования, коммуникации, организации деятельности и др.).
3. Специальные компетенции — универсальные умения, необходимые для выполнения конкретных задач или решения проблем (проективные, конструктивные, аналитические, развивающие, рефлексивные).
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, обеспечивающая формирование его мотивационного поля, универсальных умений и готовности к самостоятельному действию. Так, основными направлениями в практической подготовке учащегося становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.
Компетентность (в отличие от компетенции) — интегративная характеристика, которая отражает реальное овладение универсальными умениями, приобретение соответствующего опыта и развитие необходимых для данной деятельности способностей, обеспечивающих успешное творческое решение различных проблем и задач (например, способность результативно и успешно действовать в нестандартных ситуациях). Компетентность отличается от узкопредметного умения тем, что проявляется при решении новых задач; она включает умение применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных ситуаций.
Межпредметная компетентность — способность использовать знания и опыт, полученные при изучении разных научных областей и из других сфер деятельности для решения задач интегративного характера.
Компетентность профессиональная — совокупность компетенций, включающая личное отношение учащегося/студента к профессии и предмету деятельности, а также его способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности, используя для этого необходимые знания, учебный и жизненный опыт, ценности и наклонности (см. статью Профессиональное становление).
И.К. Дракина, Е.В.Шмакова
Литература: Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования «PISA-2000». — М.: Логос, 2004.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005
КОМПЕТЕНЦИИ
(от лат. сотремо — добиваюсь; соответствую) совокупность знаний, умений, навыков, способностей и определяющих поведение личностных качеств, которую выпускник высшего учебного заведения способен продемонстрировать как в профессиональной, так и во внепрофессиональной деятельности. Компетентностнъш подход (сотре^епсе-Ьазеб ебисайоп) (далее — КП) ставит во главу угла индивидуальное развитие человека — субъекта образования, ориентирован на решение социальных проблем, связанных с соответствием профессионального образования потребностям быстро изменяющегося рынка труда. Одним из отправных понятий КП, зародившегося в последней четверти XX века, является понятие «ноу-хау» на рабочем месте как эффективного профессионального поведения, состоящего из ключевых компетенций, базовых навыков, личностных качеств, лежащих в основе трудовой деятельности. К началу XXI века во многих экономически развитых странах мира компетенции стали использоваться как комплексный показатель для описания результатов образования. Компетентностные модели выпускников вузов строятся на базе рекомендаций Еврокомиссии относительно ключевых компетенций, которыми должен владеть каждый европеец: 1) компетенции в области родного языка; 2) компетенции в сфере иностранных языков; 3) математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции; 4) компьютерная компетенции; 5) учебная компетенция; 6) межличностная, межкультурная и социальная компетенции; 7) компетенция предпринимательства; 8) культурная компетенция. Компетенции вместе со способностями, к которым относят критическое мышление, креативность и активную жизненную позицию, содействуют развитию личности, активному взаимодействию и успешному трудоустройству С чем связан переход от традиционного к компетентностно-ориентированному образованию? Традиционный учебный процесс прежде всего нацелен на передачу системы знаний от преподавателя обучающимся. от старших младшим, а основными педагогическими целями являются, прежде всего, непосредственные результаты обучения, усвоенный набор знаний. Кризис, проявляющийся в разных областях жизни современного общества, показывает, что в условиях динамично изменяющегося мира такой подход к образованию является уже недостаточным. Растет скорость, с которой происходит устаревание знаний, вложение просто в их набор и объем становятся бессмысленными. КП в образовании призван через развитие индивидуальных способностей и личных качеств научить человека учиться — не только поглощать знания, но и уметь их применять практически, понимать то, каких знаний ему не хватает для его дальнейшей жизни или профессиональной деятельности, владеть способами их поиска, путями и методами их самостоятельного освоения. Ставя во главу угла формирование компетентного выпускника, востребованного обществом и соответствующего его интересам, современный учебный процесс должен фокусироваться на развитии каждого обучающегося, учитывать его персональные образовательные потребности, максимально интегрировать в себя его практическую деятельность. Организация учебного процесса должна обеспечивать диагностику и проверку компетенций в единстве всех трех компонент — знаний (знаний - умений - навыков), способностей, личных качеств на всех этапах обучения; показателями качества образования должны служить не формальные оценки, а умение выпускника самостоятельно и успешно реализовать знания на практике, как во время обучения, так и в дальнейшей жизни — как в профессиональной сфере и вне профессиональной деятельности. Ярким примером интеграции практической деятельности студентов в учебный процесс, демонстрации комплекса полученных компетенций и объективного подхода к оценке качества образования является введение в ряде зарубежных вузов обязательного представления каждым из выпускников, завершающих образовательную программу «Предпринимательство», собственных работающих предприятий. Реформа российского ВПО осуществляется в русле мировой образовательной тенденции. Подготовка квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного на мировом рынке специалиста, готового к непрерывному профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию, лично ответственного за уровень своих компетенций, является центральной задачей «Концепции модернизации российского образования до 2010 года». В модели федерального государственного образовательного стандарта ВПО третьего поколения, построенной на основе КП, выделено две группы компетенций: общие (универсальные, ключевые, надпрофессиональные) и профессиональные (предметно-специализированные). К общим компетенциям относятся социальноличностные и коммуникативные (общая культура мировосприятия, приверженность этическим ценностям) и общенаучные, в том числе гуманитарно-социальные и экономические (базовые компьютерные и лингвистические навыки, способность приобретать и использовать новые знания). К профессиональным компетенциям относятся базовые общепрофессиональные, специализированные (профессионально-профильные) и организационно-управленческие. Реализация КП требует решения теоретических и практических задач, среди которых: проектирование рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик; выявление актуального состава компетенций и формирование компетентностных моделей выпускников вузов как совокупного ожидаемого результата образования; разработка паспортов и программ формирования обязательных общекультурных и профессиональных компетенций; отбор содержания высшего образования, состава учебных дисциплин, модулей, практик и формирование компетентностно-ориентированного учебного плана; разработка фондов оценочных средств и технологий для промежуточной и итоговой аттестации; создание фонда оценочных средств и технологий для «входной» аттестации основных компетенций у студентов 1-го курса в начале обучения в вузе; проектирование содержания и организации учебной деятельности студентов; проектирование программы научно-исследовательской работы студентов; формирование социально-культурной среды вуза; формирование системы обеспечения и совершенствования качества образования как условия освоения компетентностно-ориентированной программы ВПО; использования методов проектного обучения, коллективной учебной и исследовательской работы, применения инновационных образовательных технологий; интеграции учебного процесса с практической инновационной деятельностью вуза. Представление результатов образования на языке компетенций должно расширить возможности академического и профессионального признания качества образования выпускников, наладить диалог с рынком труда, упростить сопоставимость дипломов о высшем образовании на международном уровне. Проблемы КП как новой образовательной парадигмы представляют собой предмет активных исследований современных философов, педагогов, культурологов, науковедов (В.П. Байденко, И.А. Зимней, В.П. Соловьева, Ю.Г. Татур, Е.Е.Федотовой, Н. Хомского, И.О. Сухомлина, С.В. Коршунова, Н.П. Максимова, С.И. Маслова, Л.С. Гребнева, С.И.Григорьева и др.) М.И. Яскевич
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.