Компетенции
Компетенции
Умения, навыки и особенности поведения, необходимые сотрудникам определенного уровня для исполнения требований, предъявляемых к их деятельности в организации.
Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий
Компетенции
обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром К. являются деятельностные способности — совокупность способов действий. Поскольку реализация К. про-исходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру К. помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом К. является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. К. широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, называются ключевыми.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
КОМПЕТЕНЦИИ
совокупность требованийк взаимосвязанным качествам личности (знаниям, умениям, навыкам деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Цель образовательной деятельности — развитие у обучающихся следующих групп компетенций:
1. Ключевые компетенции — общие компетенции человека, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста (концептуальные, инструментальные, ценностно-этические, интегративные, контекстуальные, адаптационные).
2. Базовые компетенции — универсальные умения в определенной профессиональной области (например, в области исследования, или самообразования, коммуникации, организации деятельности и др.).
3. Специальные компетенции — универсальные умения, необходимые для выполнения конкретных задач или решения проблем (проективные, конструктивные, аналитические, развивающие, рефлексивные).
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, обеспечивающая формирование его мотивационного поля, универсальных умений и готовности к самостоятельному действию. Так, основными направлениями в практической подготовке учащегося становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.
Компетентность (в отличие от компетенции) — интегративная характеристика, которая отражает реальное овладение универсальными умениями, приобретение соответствующего опыта и развитие необходимых для данной деятельности способностей, обеспечивающих успешное творческое решение различных проблем и задач (например, способность результативно и успешно действовать в нестандартных ситуациях). Компетентность отличается от узкопредметного умения тем, что проявляется при решении новых задач; она включает умение применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных ситуаций.
Межпредметная компетентность — способность использовать знания и опыт, полученные при изучении разных научных областей и из других сфер деятельности для решения задач интегративного характера.
Компетентность профессиональная — совокупность компетенций, включающая личное отношение учащегося/студента к профессии и предмету деятельности, а также его способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности, используя для этого необходимые знания, учебный и жизненный опыт, ценности и наклонности (см. статью Профессиональное становление).
И.К. Дракина, Е.В.Шмакова
Литература: Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования «PISA-2000». — М.: Логос, 2004.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
Цель образовательной деятельности — развитие у обучающихся следующих групп компетенций:
1. Ключевые компетенции — общие компетенции человека, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста (концептуальные, инструментальные, ценностно-этические, интегративные, контекстуальные, адаптационные).
2. Базовые компетенции — универсальные умения в определенной профессиональной области (например, в области исследования, или самообразования, коммуникации, организации деятельности и др.).
3. Специальные компетенции — универсальные умения, необходимые для выполнения конкретных задач или решения проблем (проективные, конструктивные, аналитические, развивающие, рефлексивные).
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, обеспечивающая формирование его мотивационного поля, универсальных умений и готовности к самостоятельному действию. Так, основными направлениями в практической подготовке учащегося становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.
Компетентность (в отличие от компетенции) — интегративная характеристика, которая отражает реальное овладение универсальными умениями, приобретение соответствующего опыта и развитие необходимых для данной деятельности способностей, обеспечивающих успешное творческое решение различных проблем и задач (например, способность результативно и успешно действовать в нестандартных ситуациях). Компетентность отличается от узкопредметного умения тем, что проявляется при решении новых задач; она включает умение применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных ситуаций.
Межпредметная компетентность — способность использовать знания и опыт, полученные при изучении разных научных областей и из других сфер деятельности для решения задач интегративного характера.
Компетентность профессиональная — совокупность компетенций, включающая личное отношение учащегося/студента к профессии и предмету деятельности, а также его способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности, используя для этого необходимые знания, учебный и жизненный опыт, ценности и наклонности (см. статью Профессиональное становление).
И.К. Дракина, Е.В.Шмакова
Литература: Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования «PISA-2000». — М.: Логос, 2004.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005