Компетентность
обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Компетентность
[см. компетенция] – 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-л.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Компетентность
способность обучающихся мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт для решения конкретной учебной или практической задачи.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(от лат. coтpeto – добиваюсь, соответствую, подхожу) – знания, опыт в той или иной области. Компетентность определяет качество деятельности педагога.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(лат. competens – соответствующий, способный) – владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Компетентность
уровень подготовленности для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Компетентность
качество личности, предполагающее, что человек владеет определенной компетенцией. Компетентный человек – осведомленный в какой-либо области, обладающий соответствующей компетенцией.
Источник: Военная педагогика
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Компетентность
это специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия (Дж.Равен).
Источник: Глоссарий по педагогике.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях. Компетентность развивается на основе компетенций (умений). Литература: [27].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную компетенции в сфере личностного самоопределения и др.
Источник: Ключевые термины образовательных стандартов второго поколения
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
это уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний. Условно выделяют три уровня компетентности: общекультурная компетентность, методологическая, допрофессиональная компетентность.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
Компетентность
интегрированная система знаний, умений, навыков, опыта и ценностных ориентаций, усваиваемых субъектом в процессе обучения и применяемых на практике. Это содержательно-процессуальная характеристика субъектной деятельности, определяющая уровень ее освоения и проведения. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(от лат. competentia – принадлежность по праву) – обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чемлибо; совокупность необходимых качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной и практической деятельности.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе способах практической деятельности (ср. функциональная грамотность). Иначе может характеризоваться как 1) углубленное знание предмета, 2) освоенное умение, 3) способность к актуальному выполнению деятельности [5, c. 46; 26, c. 138; 80, c. 226; 81, c. 295].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
это динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, определяющая способность личности успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и/или дальнейшую учебную деятельность. (Про освіту [Електронний ресурс] : Закон України від 05.09.2017 р. № 2145VІII// Законодавство України : [сайт]. – Режим доступу: http:// zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2145-19). Л. И. Комир
Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
характеристика личности, подразумевающая совокупное обладание теоретическими знаниями, практическими умениями, навыками общения, ориентацией в системе ценностей и т. д. В более специальном смысле – это владение методами эмпирического (научное наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, индукция, экстраполяция), теоретического (идеализация, формализация, математическое моделирование) и метатеоретического (рефлексия) познания.
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
Компетентность
от лат. competens - надлежащий, способный) - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Компетентность
интегративная характеристика, выраженная в способности че-ловека осуществлять конкретную производственную деятельность в рамках принятых стандартов;
– уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также наличие соответствующих этой деятельности качеств личности внепредметного характера (ответственности, самостоятельности, способности принятия индивидуальных и совместных решений, творческого подхода к делу, умения постоянно учиться, гибкости теоретического и профессионального мышления, коммуникативности и др.).
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Компетентность
Competency) — выраженная способность применять свои знания и умение. Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Она проявляется в личностно ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях).
Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
личные возможности должностного лица, его квалификация (знание, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга вопросов или решать самому вопросы, наличие у него определенных знаний и навыков; - единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности; - совокупность знаниевых компонентов в структуре сознания человека, обеспечивающих его полноценное социальное бытие; - особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.
Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования
Компетентность
от лат. competens — надлежащий, способный) — мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Понятие «компетентность» включает когнитивную, операциональную, технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.
Источник: Исследовательская деятельность
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела». Обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», нейтрального в нравственно-этическом отношении, имеет в виду способность оплачиваемого работника принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям служебного и общественного долга. В этом контексте компетентность понимается как личностное качество субъекта специализированной деятельности в системе социального и технологического разделения труда.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
от лат. competens — надлежащий, способный) — 1) мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
способность к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней cреды.
Различают:
– социальную К., включающую социальные достижения, социальные представления и социальные способности;
– социально-психологическую К., преимущественно связанную со способностью к социальной перцепции, эмпатии, общению, а также руководству людьми;
– концептуальную К. как способность к построению концептуальных схем, моделей, программ из существующих и самостоятельно выработанных знаний;
– профессиональную К., связанную с достижением высшего уровня профессионализма в разных видах деятельности.
Для акмеологии особенно существенно последнее, а также понимание личностных механизмов и жизненных способов достижения К. как единства ценностно-мотивационного развития личности, ее профессионального мастерства и способности самореализации, объективации своих способностей и возможностей в реальных действиях, поведении, общении.
Источник: Акмеологический словарь
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
1) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; 2) интегральное проявление профессионализма, в котором сочетаются элементы профессиональной и общей культуры, опыта, стаж педагогической деятельности и педагогического творчества.
Компетентность общекультурная — уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.
Компетентность социально-педагогическая — информированность и способность реализовать свои социально-педагогические возможности во взаимодействии с другими людьми; в укреплении семьи, внутрисемейных отношений и воспитании своих детей; в профессиональной деятельности при работе с другими людьми.
Компетенция социальная — социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
Компетентность коммуникативная — ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Термин, получивший распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60-х годов прошлого столетия для обозначения способности личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений, навыков. В отличие от компетенции, которую принято рассматривать в виде знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе обучения и образующих содержательную сторону такого обучения, К. означает свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений. Разграничение понятий компетенция и К. базируется на утверждении Н. Хомского. который в книге «Аспекты теории синтаксиса» (1972) утверждал, что существует фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим или слушающим) и употреблением (performance) – реальным использованием языка. Именно употребление, по мнению Н. Хомского, есть проявление компетенции в различных видах деятельности, оно связано с мышлением и опытом человека. Такое употребление приобретенного опыта в виде знаний, навыков, умений впоследствии стали называть К. В современной литературе термин К. широко используется в таких словосочетаниях, как общеобразовательная, профессиональная, коммуникативная К. (Щукин, 2008).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Компетентность
лат. – надлежащий, способный) – уровень квалификации и профессионализма специалиста, в профессиональном становлении занимающий место между уровнями исполнительским и совершенством. Компетентность выражается в расширении собственно профессиональной деятельности за счет внепрофессиональной и надпрофессиональной. Профессиональная деятельность компетентного руководителя определяется: мобильностью его знаний и способностью к их постоянному обновлению; владением широкой информацией и ориентацией в различных ситуациях; гибкостью методов деятельности; умением выбирать оптимальные варианты деятельности. Внепрофессиональная деятельность компетентного руководителя выражается в его личностных качествах: высокой нравственности, порядочности, критичности мышления, способности рисковать и принимать ответственные решения, творческом подходе к делу, диалогичности, общительности, умении доводить дело до конца. Надпрофессиональная деятельность компетентного руководителя включает в себя его умения пользоваться компьютером и оргтехникой, владеть разными языками, пользоваться базами данных и вырабатывать трансфертные технологии, защищать интеллектуальную собственность, презентовать результаты своего труда. Компетентность бывает общая, социальная, психологическая, технологическая, управленческая, а также специфически профессиональная – педагогическая, экономическая, медицинская и т.д. Компетентность повышает «конвертируемость» специалиста, делает его более конкурентоспособным на рынке труда. Но самое главное – она повышает удовлетворенность деятельностью, дает радость труда.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Компетентность
Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социальнотрудовую, информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного самоопределения и др. Компетентность коммуникативная Способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. См. Образовательная компетентность. Компетентность информационная Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. См. образовательная компетентность. Компетентность в сфере личностного самоопределения Способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания. Компетентность образовательная Способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции. Компетентность социально-трудовая Способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.
Источник: Педагогический глоссарий
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (предполагающих действие по аналогии с образцом) К. предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. В мировой образовательной практике понятие К. выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия – ибо К., во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии К. заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от «результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая К. обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.). Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования, рассматриваемого как педагогически адаптированный опыт, человеческую культуру, взятую в аспекте социального опыта, во всей его структурной полноте. В таком случае содержание оказывается изоморфным, т. е. аналогичным по структуре (а не по объему) социальному опыту и включает в себя все элементы, присущие человеку, приобщенному ко всему богатству современной культуры. Такое содержание образования включает, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления известных способов деятельности, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Именно усвоение этих элементов позволяет человеку не только «вписываться» в социальную иерархию, но и быть в состоянии изменить существующую реальность.
- По мнению В. В. Краевского и А. В. Хуторского, содержание образования, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов, каждый из которых представляет собой определенный специфический опыт: 1) познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; 2) осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; 3) творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; 4) установления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Названные элементы образуют структуру содержания образования (в последнее время появились разработки, дающие возможность включить сюда личностный опыт учащихся); освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе и принято называть компетентностями.
- Последние научные разработки были направлены на определение функций образовательных компетенций и перечень ключевых компетентностей. О. И. Божко, Т. Л. Бутылкиной, М. В. Удовенко была разработана целостная модель современного выпускника, основанная на компетентностном подходе. Целевое назначение этой модели – направленность на усовершенствование содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса в современной школе с целью формирования ключевых жизненных компетентностей у ее выпускника (Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ. – 2003. – С. 111–113; Божко О. И, Бутылкина Т. Л., Удовенко М. В. Модель современного выпускника школы // Вчені зап. ХГУ «НУА». – Х.: Вид-во НУА, 2006. – Том 12. – С. 153–163; Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах//Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3–10; Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.– М., 1998. – С. 85–86). И. В. Головнева, М. В. Удовенко
Источник: Глоссарий современного образования.
Компетентность
владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. 1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. 3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. 6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий