КОМПЕТЕНЦИЯ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Компетенция
круг полномочий, сфера деятельности, в которой лицо обладает необходимыми знаниями и опытом.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Компетенция
круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом; круг полномочий лица или учреждения.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

КОМПЕТЕНЦИЯ
1)круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен [51, с. 351; 81, с. 295].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

компетенция
единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

Компетенция
способность и готовность обучающегося (выпускника) применять полученные знания, навыки и умения, имеющиеся личностные качества в практической (профессиональной) деятельности.

Источник: Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования.

Компетенция
выступает как наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

КОМПЕТЕНЦИЯ
(франц. competeince – осведомленность < лат. competentia) – круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания или опыт в той или иной области.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

КОМПЕТЕНЦИЯ
от лат. competentia — принадлежность по праву) — 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицсг обладает познаниями, опытом.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Компетенция
(от лат. competentia – добиваюсь, соответствую, подхожу): (1) – круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретного органа или должностного лица; (2) – знания и опыт в той или иной области.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Компетенция
[лат. competere – добиваться; соответствовать, подходить] – 1) круг вопросов, в которых определенное лицо обладает познанием, опытом, хорошей осведомленностью; 2) круг полномочий какого-л. органа или должностного лица.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Компетенция
включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

КОМПЕТЕНЦИЯ
1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. См. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Компетенция
структурная единица определенной компетентности, ее частное проявление. Общее понятие методической компетентности охватывает отдельные компетенции, характеризующие ту или иную профессиональную способность учителя: методологическую, культурологическую, технологическую, коммуникативную, диагностическую и пр. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

КОМПЕТЕНЦИЯ
от лат. добиваюсь, подхожу, соответствую) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным документом органу или должностному лицу; - круг вопросов, в которых личность хорошо осведомлена; - совокупность социальных функций, которыми владеет человек при реализации социально-значимых прав и обязанностей.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

Компетенция
готовность субъекта к эффективной организации внутренних (знаний, умений, навыков) и внешних ресурсов для постановки и достижения целей в профессиональной и внепрофессиональной деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях; набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности.

Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке

КОМПЕТЕНЦИЯ
использование доказанных способностей, знаний, навыков, а также личностных, социальных, методических способностей в трудовых и учебных ситуациях и для профессионального и/или личностного развития. В Европейской структуре квалификаций компетенции описываются с точки зрения принятия на себя ответственности и самостоятельности. Литература: [67].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

Компетенция
от лат. competentia — принадлежность по праву) — 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом. К. задает круг предназначений, обязанностей, ролей, комплекс задач, которые должен решить человек. К. — это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным.

Источник: Исследовательская деятельность

КОМПЕТЕНЦИЯ
(competency) – общая способность человека, основанная на знаниях, опыте деятельности в определенной области, ценностях, склонностях, которыми он овладел в процессе образования; круг полномочий какого-либо органа или должностного лица. Следует различать компетентность как показатель, обязательный уровень образования человека, общие виды компетентности (метапрофессиональные) и виды профессиональной компетентности.

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом. 2. Круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 3. Совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Компетенция
совокупность знаний, навыков, умений, способов действий и психологической готовности, необходимых для эффективного выполнения деятельности по отношению к определенному кругу объектов и процессов; круг полномочий и прав, предоставленных законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Источник: Военная педагогика

Компетенция
(от лат. competentia — принадлежность по праву) — 1) знания и опыт в определенной сфере, осведомленность. В профессионально-педагогической К. выделяют социальную (осознание ответственности за результаты труда), психолого-педагогическую (подготовленность к осуществлению образовательного процесса, к педагогическому творчеству), социально-педагогическую (готовность к общению и сотрудничеству), специально-предметную (эрудированность в преподаваемом предмете и специфике его изучения), личностную (развитие общих и педагогических способностей) компетенцию; 2) узаконенный круг полномочий и прав.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

КОМПЕТЕНЦИЯ
(лат. competentia – принадлежность по праву) – 1) круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Понятие К., чаще всего применяется для обозначения образовательного ресурса, выражающегося в подготовленности выпускника, в реальном владении методами и средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами; такой формы сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды; как мотивированная способность, готовность действовать. К. выступает в качестве понятия, связанного с содержанием области будущей профессиональной деятельности (Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Нар. образование. – № 2. – 2003. – С. 58–64). О. С. Овакимян

Источник: Глоссарий современного образования.

КОМПЕТЕНЦИЯ
(от лат. competens – способный). Совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-л. деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Термин введен Н. Хомским в связи с исследованием проблем порождающей (генеративной) грамматики. Первоначально термин обозначал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности на родном языке. Компетентный говорящий / слушающий (по Н. Хомскому) должен: а) образовывать предложения / понимать речь; б) иметь суждение о высказывании, т. е. усматривать формальное сходство / различие в значениях двух предложений. Применительно к изучению иностранного языка К. характеризует определенный уровень владения языком и включает три взаимосвязанные К.: языковую (или лингвистическую), речевую и коммуникативную. В современной литературе перечень компетенций дополняется социокультурной, дискурсивной, стратегической, социальной компетенциями. Речь может идти также о профессиональной, предметной и ряде других компетенций.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОМПЕТЕНЦИЯ
лат. competere добиваться, соответствовать, подходить). Совокупность знаний, навыков, умений, формирующих способность к выполнению какой-л. деятельности. Владение языком предполагает наличие у субъекта: а) языковой (лингвистической) к., понимаемой как потенциал лингвистических знаний человека (усвоение им категорий и единиц языка, их функций и правил реализации в речи), имеющих тесную связь с интеллектуальными способностями личности, и умений оперировать языковыми единицами; б) речевой к., понимаемой как способность наилучшим образом организовать речевой акт, а также сопряженной со сформированностью механизмов восприятия и продуцирования высказываний; в) прагматической к., понимаемой как умение употреблять высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуативными условиями речи (умение выбрать наиболее эффективный способ выражения мысли в зависимости от условий коммуникативного акта и поставленной цели); г) предметной к. — способности ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности; д) коммуникативной к., понимаемой как способность средствами иностранного языка осуществлять речевую деятельность на основе языковых, социолингвистических знаний в соответствии с целями, задачами и ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности (коммуникативная к. индивидуальна, динамична, представляет собой сложный комплекс коммуникативных умений, компонентами коммуникативной к. являются языковая, речевая, прагматическая, предметная к.)

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

Компетенция
(от лат. competere – соответствовать, подходить) – формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п. качествам сотрудников компании (или какой-то группы сотрудников). К. – это организованность профессиональной деятельности, закрепляющая за сотрудником круг функций, задач, требований к их исполнению. К. реализуется работниками. Если личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач соответствует требованиям должностного места, то принято считать, что он владеет К. В данном понимании К. используется при оценке персонала на соответствие занимаемой должности. В структуре К. работника выделяют общие и специальные К. (связанные с выполнением функций). К общим компетенциям относят системные К., межличностные К., инструментальные К. Системные К. – то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. К системным К. относятся: способность применять знания на практике; исследовательские навыки; способность учиться; способность адаптироваться к новым ситуациям; способность рождать новые идеи (креативность); лидерство; понимание культур и обычаев других стран; способность работать самостоятельно; разработка и управление проектами; инициативность и предпринимательский дух; забота о качестве; стремление к успеху. Межличностные К. – то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства: способность к критике и самокритике; работа в команде; навыки межличностных отношений; способность работать в междисциплинарной команде; способность общаться со специалистами из других областей; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международной среде; приверженность этическим ценностям. Инструментальные К. включают в себя когнитивные способности – способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности – способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения – умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные навыки. Конкретизированный список инструментальных К.: способность к анализу и синтезу; способность к организации и планированию; базовые знания в различных областях; тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; письменная и устная коммуникация на родном языке; знание второго языка; элементарные навыки работы с компьютером; навыки управления информацией (умение находить информацию из различных источников и анализировать ее); решение проблем; принятие решений. (Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972 (англ. 1965). Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002 (англ. 1984). Спенсер-мл. Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: НIРРО, 2005. 384 с.; Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации: Учеб.-метод. пособие: Эксперим. вариант / Ин-т повышения квалификации и переподгот. руководящих работников и специалистов образования [Авт.-сост.: А.И. Жук и др.]; Под ред. А.И. Жука. Минск, 1996; Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Зеер Э.Ф. Екатеринбург, 1999; Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. Минск: РИВШ БГУ, 2009. 336 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
116.79 кб

Профессионально-коммуникативная компетенция как основной компонент языковой подготовки по иностранно

Озёрская Светлана Николаевна
В статье профессионально-коммуникативная компетенция студентов рассматривается как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к взаимодействию в профессиональной сфере общения.
Читать PDF
294.19 кб

Математическая компетенция как основа формирования у будущих инженеров профессиональной компетентнос

Плахова В. Г.
В статье исследуются проблемы, связанные с формированием математической компетентности студентов-математиков и математической компетенции студентов технических вузов.
Читать PDF
447.55 кб

Риторическая компетенция учителя: проблемы исследования и практика формирования

Горобец Людмила Николаевна
В статье рассматривается новое лингвометодическое понятие «риторическая компетенция». Основной задачей автора является рассмотрение этого понятия с точки зрения системно-деятельностного и лингвометодического подходов.
Читать PDF
180.53 кб

Социально-педагогическая компетенция педагога

Щербакова Ольга Юрьевна
Читать PDF
314.35 кб

Коммуникативная компетенция как синтез речевой и языковой способности

Щербакова Виктория Викторовна
Читать PDF
192.05 кб

Риторическая компетенция в профессиональной подготовке педагога

Симакова Елена Святославовна
Читать PDF
177.38 кб

Компетенция и свобода

Городинский И. В.
Читать PDF
143.77 кб

Публичная власть и компетенция

Баев В. Г., Воробьева С. В.
The article discusses the concept of legal competence and its regulation by the state.
Читать PDF
320.43 кб

Развитие содержания понятия «Языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранн

Оглуздина Татьяна Петровна
Рассмотрено развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории и методики обучения иностранным языкам, дан обзор основных концепций зарубежных и отечественных ученых к трактовке данного термина, пред
Читать PDF
262.36 кб

Регулятивная компетенция как результат профессиональной подготовки педагога

Осадчук Ольга Леонидовна
В статье обосновывается необходимость введения в перечень основных результатов профессиональной подготовки педагога регулятивной компетенции. Дается определение понятия «регулятивная компетенция педагога».
Читать PDF
81.74 кб

Понятия «Компетенция» и «Компетентностный подход к обучению» в контексте формирования профессиональн

Алкачева А. А.
В статье обосновывается необходимость применения компетентностного подхода в процессе профессиональной переподготовки руководящих работников сферы художественного образования.
Читать PDF
371.27 кб

Организация Тамбовского губернского земельного комитета в 1917 г. : компетенция и задачи

Погорелый Д. Н.
Читать PDF
3.11 мб

Межкультурная компетенция будущего специалиста

Валеев Азат Салимьянович, Куваева Марина Михайловна, Махмутов Юнир Мидхатович
Читать PDF
316.66 кб

Текстовая компетенция – основная цель обучения русскому языку (к проблеме воплощения в учебный проце

Свиридова Анна Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая компетенция будущего врача: опыт применения методики воспитания взрослых пациентов

Симаева Ирина Николаевна, Куликов Сергей Иванович
Описан опыт применения методики воспитания пациентов для формирования готовности к самосохранительной деятельности в отношении здоровья.

Похожие термины:

  • ИКТ-компетенция учителя

    неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах, научно-педагогические области: 1. преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ; 2. осуществле
  • КОМПЕТЕНЦИЯ ЯЗЫКОВАЯ

    овладение нормами русского литературного язы­ка и его функциональными стилями.
  • КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    знания о ре­чи, ее функциях; сформированность умений в об­ласти четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и по­нимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому
  • компетенциЯ лингвистическАЯ

    знания о языке, о его системе, т.е. владение метаязыком лингвистики.
  • КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

    полномочия местных (муниципальных) органов управления образованием, осуществляющих государственную политику в области образования.
  • КОМПЕТЕНЦИЯ СУБЪЕКТОВ РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

    определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ: законодательство субъектов РФ в области образования, организационные вопросы, финансирование образова
  • КОМПЕТЕНЦИЯ РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

    права федеральных органов государственной власти и управления: а) формировать и осуществлять федеральную политику в области образования; б) регулировать правовые отношения в области образования
  • КОМПЕТЕНЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности
  • Компетенция образовательного учреждения

    полномочия в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством РФ и уставо
  • компетенция Профессиональная

    образовательный результат, связанный с освоением профессиональных способов деятельности.
  • Специальная профессиональная компетенция

    интегрированный результат профессионального образования, выражающийся в системе знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимых для реализации определенной профессиональной функции.
  • КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
  • ДИСКУРСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    (англ. discourse competence). Способность построения целостных, связных и логичных высказываний (дискурсов) разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текст
  • ДВОЙНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    интегрированная подготовка специалиста, расширяющая области, функции, виды сопрягаемых полей разнородной профессиональной деятельности (инженерной, экономической, переводческой и др.), социокул
  • ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    Сумма индивидуальных характеристик обучающегося (его взгляды, мотивы поведения, убеждения, личностные качества: интравертность / экстравертность, уверенность / неуверенность в себе, открытость /
  • ЭТИКО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    одна из базовых компетенций в составе интегральной Культурно-речевой компетенции (см.). Для эффективности речи её этическая сторона имеет первостепенное значение (см. об этом [Рождественский 1997: 12;
  • Физкультурно-спортивная компетенция

    требуемая готовность личности для осуществления разного рода физкультур но-спортивной деятельности, а компетентность - способность (способности) реализовать эту готовность на практике. Структур
  • ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    Знание звуковой системы языка, ударения, ритмики, интонации, мелодики, способов фонетической организации речи и пользоваться ими в процессе общения.
  • ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    Знание грамматических элементов языка и умение ими пользоваться в процессе общения. См. языковая компетенция.
  • КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    (от лат. communicatio — ‘сообщение’, competere — ‘соответствовать, подходить’) — одна из базовых компетенций в составе интегральной Культурно-речевой компетенции (см.). Её содержание непосредственно связ