КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Соответствие образования принятым в образовательной доктрине требованиям и нормам (стандартам).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Качество образования
соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы.
Источник: Справочник методиста. ч. 1
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
определенный уровень знаний, умений, общего развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями и образовательным стандартом.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Качество образования
соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результат) заданы только операционально испрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.
Источник: Терминологический словарь современного педагога
Качество образования
определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают учащиеся на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Качество образования
категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Качество образования
характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке
Качество образования
(The quality of education) востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения (Ильенкова С. Показатели качества образования. Источник: Элитариум).
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которое достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями. Качество образования, прежде всего, измеряется его соответствием образовательному стандарту; интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Качество образования
Quality of Education) — соответствие деятельности образовательных учреждений установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Раскрывается в таких понятиях, как: – качество преподавания (учебного процесса, педагогической дея– тельности); – качество научно педагогических кадров; – качество образовательных программ; – качество материально технической базы, информационно образо– вательной среды; – качество студентов, учащихся, абитуриентов; – качество управления образованием; – качество научных исследований и др.
Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
комплексная характеристика, отражающая диапазон И уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и Психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду в зависимости от его интересов и возможностей получать полноценное, непрерывное образование соответствующего уровня в очной, заочной или дистанционной форме.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Качество образования
(Quality of Education) комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ (
The quality of education) – показатель образовательной деятельности или образовательных услуг, характеризующий с различных позиций (критериев) способность и действенность удовлетворения обладателей образовательных нужд (лиц, организаций, государства, общества) в получении образования, соответствующего этим нуждам уровня, направленности (специальности, специализации) и существующим образовательным стандартам и образовательным программам (Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учебное пособие. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 399 с. – С. 310–311).
Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, к-рого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. К. о.прежде всего измеряется его соответствием образовательному стандарту. К. о. зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.
Источник: Педагогический словарь
Качество образования
(Quality of Education) социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи (www.profile-edu.ru/ponyatie-o-kachestve-kachestvo-obrazovaniya.htm).
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Таким образом, качество образования можно рассматривать как интегральную характеристику процесса (образовательной деятельности) и его результатов (подготовки обучающегося), совокупность свойств образования, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования. Литература: [22; 53].
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
Качество образования
комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования определяется факторами, обусловливающими его социальную эффективность: содержание, высокая компетентность педагогических работников, новейшие педагогические технологии, материально-техническая оснащенность, гуманистическая направленность, полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Качество образования
интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. Поскольку мнения на этот счет заметно расходятся, расходятся и трактовки термина. В целом качество современного образования определяется рядом факторов, обусловливающих его социальную эффективность, таких, как: а) содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности; б) высокая компетентность педагогических работников и других работников образования; в) новейшие образовательные технологии и соответствующая им материально-техническая оснащенность; г) гуманистическая направленность; д) полнота удовлетворении потребностях населения в знаниях, понимании, умениях, е) инклюзивность, т.е. доступность образования для всех детей и создание образовательного пространства, соответствующего их различным потребностям.
Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; - это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы). (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. ) — совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося (студента). Основные факторы, определяющие качество образования: 1.профессорско-преподавательский состав; 2.учебно-методичесое обеспечение; 3.материально-техническая база; 4.интеллектуальный потенциал учебного заведения; 5.студенты (учащиеся) и выпускники. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Качество образования
это уровень развития образования как государственно-общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем. Определяется по совокупности и соотношению между собой качеств самой системы и свойств «педагогического продукта», т.е. ее выпускников. Качество системы – это ее финансово-экономическое, правовое, материально-техническое, организационно-педагогическое, методическое, информационное и психолого-педагогическое обеспечение. Свойства «педагогического продукта» - это те полезные личностные свойства, приобретаемые и развиваемые людьми в системе образования, которые способствуют духовному и материальному благоустройству человека в обществе. «Хорошее» образование делает человека конкурентоспособным на рынке труда, помогает гармонично выстраивать свои отношения с обществом, способствует формированию здорового образа жизни, обеспечивает духовные и культурные основы частной жизни. Качество образования сегодня определяется по ряду таких показателей, как: назначение образовательной системы и удовлетворение ею образовательных потребностей людей; надежность (устойчивость результатов), эргономичность (сохранение гигиенических и антропометрических стандартов); эстетичность, технологичность, нормативно-правовая определенность и др. Качество образования определяется посредством аттестации учащихся и учителей, лицензирования и аккредитации.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
в традиционном образовании рассматривается, прежде всего, как усвоение единиц учебного содержания. В международном сообществе понимание качества связывают с результатами образования: умением работать с ситуацией, относительно нее подбирать соответствующие знания и умения; умение разрешить проблемную ситуацию посредством найденной дополнительной информации. Условия социально-экономического развития делают более невозможным сведение содержания образования к разделам научного/культурного знания. Следствием становится новый тип образования, ориентированный на надпредметные, универсальные умения школьника.
Проводившиеся исследования уровня развития компетентности (в рамках Program for International Student Assessment — PISA) выявили недостаточную практическую ориентированность содержания российского образования. Анализ результатов исследований показал, что уровень и качество образования определяется многими параметрами: перегруженностью программ и учебников учебными материалами, невниманием к общеучебным умениям, к анализу разных форм информации, к развитию способности использовать информацию для решения реальных проблем. В отечественном образовании используется предварительно препарированная непротиворечивая «научная» информация в виде учебника, из которого убирается «все лишнее». Учащиеся некритически воспроизводят информацию и стереотипные способы действий. Они должны демонстрировать усвоение материала, а не умение применять знания.
В проводившихся международных исследованиях российская выборка демонстрирует относительную успешность в «легких» заданиях и проваливается на «трудных». Встает вопрос: почему российское образование «вырубает» область высших достижений? При описании высокого уровня компетентности (более 550 баллов) ключевыми словами становятся: неопределенность, неоднозначность, противоречивость, недостаточная надежность информации, наличие альтернативных точек зрения, необходимость перехода от житейской ситуации к ее математической или естественнонаучной модели. Вывод таков: обеспечивая репродуктивный уровень мышления и деятельности, наша школа не обеспечивает становление сложных уровней развития умений. Предметная модель российского образования ориентирована на достижение иных, чем в других странах, целей образования. Она не способствует формированию общеучебных, универсальных умений.
Подобные особенности качества образования — следствие системных характеристик обучения: его узкой предметности и квазиакадемической направленности, нераспространенности диалогических, дискуссионных и интерактивных форм. Это заставляет признать, что для повышения качества отечественного образования необходимы существенные перемены: прежде всего, создание обучающих и диагностических материалов нового поколения, модельных обучающих задач, разработка многомерных шкал, относительно которых будут оцениваться учебные материалы и формироваться система текущей и итоговой аттестации.
Как цели современного образования выделим: развитие умения учиться на основании анализа своего опыта и ситуации противоречия, т.е. на выходе должны проверяться не предметные умения, а компетентности. Качество образование можно изменить, если, по крайней мере: - разработать и внедрить новую модель основной школы, которая
должна быть ориентирована на формирование компетентностей;
- изменить систему текущей и итоговой аттестации, привлекая к оцениванию самого ученика;
- изменить тип учебника, сделав его базой для диалога с учениками.
Новое качество образование связано со сменой характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством, и, прежде всего, учителем и учеником, переориентации школы на работу в логике оценки успешности образования на основе компетентностного подхода.
Г.С.Ковалева
Литература:
Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования «PISA-2000». — М.: Логос, 2004.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005