Интеграция
ИНТЕГРАЦИЯ
процесс взаимопроникновения, уплотнения (свертывания, унификации) знания.
ИНТЕГРАЦИЯ
процесс сближения, связи наук, частей, взаимопроникновение культур. См. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ИНТЕГРАЦИЯ
процесс получения целого с новыми свойствами, качествами, признаками, не присущими до этого отдельным компонентам [51, c. 284].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Интеграция
ориентация на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей.
ИНТЕГРАЦИЯ
(лат. integratio восстановление, восполнение) объединение в целое каких-либо частей,элементов; процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Интеграция
(от лат. integratio – восстановление, восполнение): (1) – состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию; (2) – процесс сближения и связи наук.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Интеграция
лат. Integration — восстановление, восполнение) — 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Источник: Исследовательская деятельность
Интеграция
вариант индивидуальной работы с клиентом в социально-педагогической деятельности, подразумевающий создание социумом условий, в которых индивидуальные особенности клиента могут максимально развиться и проявиться через подключение социальных ресурсов, например практика «работы со случаем» (case management).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ИНТЕГРАЦИЯ
(от лат. integratio – восстановление, восполнение) – объединение в целое какихлибо частей; состояние связанности отдельных дифференцированных элементов в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
* Дезинтеграция (от франц. des… – приставка, означающая уничтожение, удаление чеголибо + от лат. integratio – интеграция) – распадение, расчленение целого на части.
* Дезинтеграция (от франц. des… – приставка, означающая уничтожение, удаление чеголибо + от лат. integratio – интеграция) – распадение, расчленение целого на части.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ИНТЕГРАЦИЯ
от лат. integratio — восстановление, восполнение) — процесс или действие, имеющее своим результатом: 1) объединение в целое каких-либо частей, элементов, восстановление единства; 2) эк. объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними; 3) пед. слияние нескольких образовательных учреждений при самостоятельном выполнении каждым из них своих функции, но совместном управлении, а также использовании единой инфраструктуры образования (интеграция на организационном уровне); подготовка специалистов среднего звена на базе неполного высшего профессионального образования (интеграция на содержательном уровне).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ИНТЕГРАЦИЯ
сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. И. характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.
Интеграция педагогическая — высшая форма выражения единства целей, принципов, содержания, форм организации процесса обучения и воспитания.
Интеграция социальная — процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления; тенденция к сплочению, объединению, выравниванию показателей социального и экономического развития стран и регионов, общественных классов, социальных групп и общностей в отличие от дифференциации социальной. Процесс И.с. в целом положительно сказывается на степени социальной защищенности населения.
Интегративный подход — объединение ранее разрозненных элементов в единое целое, в результате которого создается новое целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, свойствами, признаками, не присущими до этого отдельным компонентам, вступающим в интеграцию.
Интеграция педагогическая — высшая форма выражения единства целей, принципов, содержания, форм организации процесса обучения и воспитания.
Интеграция социальная — процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления; тенденция к сплочению, объединению, выравниванию показателей социального и экономического развития стран и регионов, общественных классов, социальных групп и общностей в отличие от дифференциации социальной. Процесс И.с. в целом положительно сказывается на степени социальной защищенности населения.
Интегративный подход — объединение ранее разрозненных элементов в единое целое, в результате которого создается новое целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, свойствами, признаками, не присущими до этого отдельным компонентам, вступающим в интеграцию.
Интеграция
[лат. integratio – восстановление, восполнение < integer – целый] – понятие теории систем, означающее: 1) объединение в одно целое (упорядоченное и структурированное) ранее разъединенных, неупорядоченных каких-л. явлений, частей, элементов. В процессе И. возрастают объем, частота, интенсивность взаимодействия между элементами системы, достигается большая степень ее целостности, устойчивости, автономия и эффективность действия; 2) результат процесса объединения и сплочения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования отдельных явлений, процессов; 3) И. может рассматриваться на уровне личности, группы, региона, города, хозяйственнокультурного комплекса, социальной системы, содружества государств и мирового сообщества; 4) процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств различных государств; форма интеграции хозяйственной жизни; 5) закономерное, функционально целесообразное объединение и взаимодействие частей (подсистем) целостной системы, напр., индивида, организма, экосистемы; И. в живых системах осуществляется на иерархических уровнях макромолекулы, их агрегатов, органелл, клеток, тканей, систем органов, индивида, особи, дема, популяции, вида, пищевых. сетей, биоценоза (консорции и синузии), биогеоценоза и экосистемных образований вплоть до биосферы Земли в целом; 6) в физиологии – функциональное объединение отдельных физиолого-биохимических процессов и механизмов в скоординированную деятельность целого организма; 7)процесс соединения в раннем онтогенезе клеток генетически одинакового типа в скопления и распределения этих скоплений в определенном порядке (эктодерма – снаружи, мезодерма – в середине, энтодерма – внутри). И. объясняют свойством однотипных клеток слипаться, перемещаясь в их скоплении, но механизм явления еще недостаточно ясен.
ИНТЕГРАЦИЯ
(лат. integratio – восстановление, восполнение от integer – целый) – 1) объединение дифференцированных частей и функций системы, организма в целое; 2) процесс сближения и связи наук, происходящей наряду с процессами их дифференциации.
И. – объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого- либо единства; в теории систем – состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обусловливающий такое состояние.
Исходя из этого дается следующее обобщенное определение понятия «интеграция»: «Интеграция современной науки – это диалектически взаимосвязанный с дифференциацией процесс взвимопроникновения на общей социально-гносеологической и логико- методологической основе структурных элементов (научной деятельности, информации и методологии) различных отраслей знания, сопровождающийся ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности».
Опираясь на эти понятия, можно заключить, что в современных условиях интеграция представляет собой взаимопроникновение и взаимообогащение всех основных сфер труда и общественной деятельности на базе социально-экономического развития. В условиях ускорения научно-технического прогресса она ведет к изменению характера и содержания труда, обобщению и совмещению профессий и специальностей, возникновению новых и универсальных, интегрированных профессий. В результате от будущих рабочих и специалистов требуются разносторонние и интегрированные знания.
Интеграционные процессы определяют переход профессиональных учебных заведений от узкоспециализированного обучения к обучению по группам профессий и профессиям широкого профиля. Осуществляя единую образовательную политику, важно обеспечить единый уровень профессионального образования независимо от форм подготовки. Совершенствование профессионального образования рабочих и специалистов не может идти по пути одностороннего увеличения доли теоретического обучения в общем объеме, поскольку овладение навыками и умениями квалифицированного труда требует длительного и сложного практического, производственного обучения. Важно добиться не столько количественных, сколько качественных изменений. Реализация принципа единства теоретического и производственного обучения при дидактическом моделировании и техническом обеспечении учебного процесса представляет собой качественно новую задачу формирования групп учебных профессий и подготовки будущих рабочих и специалистов по интегрированным группам. Для решения этой задачи требуется конструктивное совершенствование организационной, содержательной и процессуальной сторон обучения.
Группировка рабочих профессий предполагает следующие уровни интеграции: 1) общепроизводственный – профессиональная подготовка межотраслевого характера по сквозным профессиям на основе реально существующей межотраслевой интеграции в науке, технике и производстве; 2) общеотраслевой – подготовка по профессиям широкого профиля, общим для всей отрасли; 3) общепрофессиональный – подготовка по профессиям широкого профиля и смежным профессиям отдельных производств внутри отрасли; 4) частнопрофессиональный – подготовка по группам и отдельным профессиям узкого профиля. Такая интеграция будет способствовать созданию групп учебных профессий и давать более высокий уровень квалификации выпускникам.
Теоретическое обоснование и практическое воплощение многоуровневой системы подготовки дают возможность наиболее целесообразно отрегулировать государственную систему трудоустройства выпускников в соответствии с уровнем полученной профессиональной подготовки, изменить сложившиеся нежелательные установки родителей, общественности, самих учащихся на получение рабочей профессии, повысить ее престижность, сформировать у выпускников осознанную готовность к производительному труду в выбранной сфере деятельности.
Исходя из методологического положения о том, что объем и содержание образования определяются взаимосвязанными социально-экономическими, производственно- техническими, психолого-физиологическими и медицинскими факторами, единый обязательный уровень содержания профессионального образования (стандарт) моделируется как необходимый базисный профессионально-квалификационный потенциал, без которого невозможно овладение специальностью на современном и перспективном уровнях развития научно-технического прогресса.
Интеграция профессиональной подготовки охватывает основные звенья деятельности профессиональных училищ, лицеев, колледжей, вузов. Учитывая влияние интеграционных процессов в технике и производстве, компьютеризацию образования, объективную необходимость подготовки рабочих и специалистов по группам профессий, следует расширить материально-техническую базу, создавая укрупненные центры при профессиональных училищах, межотраслевых, отраслевых учебно-профессиональных комплексах, цехах, участках, автоматических технических линиях. Это повлечет за собой пересмотр технологии и организационной структуры производственного обучения в органическом сочетании с другими видами образования.
А.П. Беляева
И. – объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого- либо единства; в теории систем – состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обусловливающий такое состояние.
Исходя из этого дается следующее обобщенное определение понятия «интеграция»: «Интеграция современной науки – это диалектически взаимосвязанный с дифференциацией процесс взвимопроникновения на общей социально-гносеологической и логико- методологической основе структурных элементов (научной деятельности, информации и методологии) различных отраслей знания, сопровождающийся ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности».
Опираясь на эти понятия, можно заключить, что в современных условиях интеграция представляет собой взаимопроникновение и взаимообогащение всех основных сфер труда и общественной деятельности на базе социально-экономического развития. В условиях ускорения научно-технического прогресса она ведет к изменению характера и содержания труда, обобщению и совмещению профессий и специальностей, возникновению новых и универсальных, интегрированных профессий. В результате от будущих рабочих и специалистов требуются разносторонние и интегрированные знания.
Интеграционные процессы определяют переход профессиональных учебных заведений от узкоспециализированного обучения к обучению по группам профессий и профессиям широкого профиля. Осуществляя единую образовательную политику, важно обеспечить единый уровень профессионального образования независимо от форм подготовки. Совершенствование профессионального образования рабочих и специалистов не может идти по пути одностороннего увеличения доли теоретического обучения в общем объеме, поскольку овладение навыками и умениями квалифицированного труда требует длительного и сложного практического, производственного обучения. Важно добиться не столько количественных, сколько качественных изменений. Реализация принципа единства теоретического и производственного обучения при дидактическом моделировании и техническом обеспечении учебного процесса представляет собой качественно новую задачу формирования групп учебных профессий и подготовки будущих рабочих и специалистов по интегрированным группам. Для решения этой задачи требуется конструктивное совершенствование организационной, содержательной и процессуальной сторон обучения.
Группировка рабочих профессий предполагает следующие уровни интеграции: 1) общепроизводственный – профессиональная подготовка межотраслевого характера по сквозным профессиям на основе реально существующей межотраслевой интеграции в науке, технике и производстве; 2) общеотраслевой – подготовка по профессиям широкого профиля, общим для всей отрасли; 3) общепрофессиональный – подготовка по профессиям широкого профиля и смежным профессиям отдельных производств внутри отрасли; 4) частнопрофессиональный – подготовка по группам и отдельным профессиям узкого профиля. Такая интеграция будет способствовать созданию групп учебных профессий и давать более высокий уровень квалификации выпускникам.
Теоретическое обоснование и практическое воплощение многоуровневой системы подготовки дают возможность наиболее целесообразно отрегулировать государственную систему трудоустройства выпускников в соответствии с уровнем полученной профессиональной подготовки, изменить сложившиеся нежелательные установки родителей, общественности, самих учащихся на получение рабочей профессии, повысить ее престижность, сформировать у выпускников осознанную готовность к производительному труду в выбранной сфере деятельности.
Исходя из методологического положения о том, что объем и содержание образования определяются взаимосвязанными социально-экономическими, производственно- техническими, психолого-физиологическими и медицинскими факторами, единый обязательный уровень содержания профессионального образования (стандарт) моделируется как необходимый базисный профессионально-квалификационный потенциал, без которого невозможно овладение специальностью на современном и перспективном уровнях развития научно-технического прогресса.
Интеграция профессиональной подготовки охватывает основные звенья деятельности профессиональных училищ, лицеев, колледжей, вузов. Учитывая влияние интеграционных процессов в технике и производстве, компьютеризацию образования, объективную необходимость подготовки рабочих и специалистов по группам профессий, следует расширить материально-техническую базу, создавая укрупненные центры при профессиональных училищах, межотраслевых, отраслевых учебно-профессиональных комплексах, цехах, участках, автоматических технических линиях. Это повлечет за собой пересмотр технологии и организационной структуры производственного обучения в органическом сочетании с другими видами образования.
А.П. Беляева
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.