ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Найдено 1 определение
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
процесс упорядочения, согласования и объединения (поглощения, слияния, объединения, сближения) отдельных структур и функций системы в целостный организм, в том числе и другого качества.
Она может осуществляться на основе административного принуждения, экономической выгоды или сходства интересов, целей и ценностей индивидов, групп, классов, организаций, государств.
Существует большое разнообразие форм интеграции – от политической, военной до экономической. Последняя форма связана с экономическими интересами нескольких производителей товаров или услуг, в том числе образовательных, в их сближении или объединении для повышения конкурентоспособности, естественного стремления к полной или частичной монополизации отдельных секторов рынков товаров или услуг и для сокращения издержек на их производство.
Экономическая интеграция в образовании может быть связана с объединением отсталых нерентабельных учебных заведений, воспроизводящих безработицу среди своих выпускников, с учебными заведениями, удовлетворяющими рыночный спрос на образовательные услуги, что обеспечивает снижение безработицы среди молодежи и взрослого населения (оценка целесообразности интеграции по конечному результату деятельности). Такая интеграция, как правило, дает и другие эффекты: повышение качества обучения, рост внебюджетных доходов и спроса потребителей на образовательные услуги, повышение эффективности использования кадрового и материального потенциала интегрируемых учебных заведений, их расширенное воспроизводство за счет реновации внебюджетных доходов в основные фонды, оплату расходов на повышение квалификации и переквалификацию инженерно-педагогических кадров, доплаты за участие в коммерческой деятельности и т.д.
И.у.з. региональной системы образования может быть вертикальной и горизонтальной. В первом случае объединяются учебные заведения различных типов и уровней – дошкольные учреждения, общеобразовательные школы (гимназии), профессиональные училища (лицеи), техникумы (колледжи) и вузы. Примером такой интеграции может служить научно- образовательный комплекс (НОК) в г. Гатчине Ленинградской области, в состав которого входит академическая гимназия, профессиональный лицей и Ленинградский областной институт экономики и финансов. Во втором случае объединяются учебные заведения одного уровня региональной системы образования – общего образования или начального, или среднего, или высшего профессионального образования.
Интеграция профессиональных училищ (лицеев) должна осуществляться на общих и частных принципах. К первым относятся:
объединение в целое без потери самостоятельности; объединение с частичной потерей самостоятельности;
объединение в новое образование (поглощение), с новым качеством, которое обладает чертами, отличающимися от любого ранее существующего образования.
Ко вторым следует отнести следующие:
принцип выделения базового училища как ядра интеграции нескольких профессиональных училищ (лицеев). Базовое училище определяется методом сравнения результатов учебно- хозяйственной деятельности интегрируемой группы училищ по критерию эффективности их функционирования;
принцип диверсификации профилей обучения интегрируемых учебных заведений профессиональной школы под спрос на региональных рынках труда и образовательных услуг;
принцип реструктуризации сети профессиональных училищ (лицеев) в результате их интеграции и диверсификации по профилям обучения, реконструкции учебно-материальной базы и сдвигов в профессиональном составе инженерно-педагогических кадров и уровне их профессиональной компетенции.
Горизонтальная интеграция учебных заведений начального профессионального образования осуществляется в три этапа.
На первом этапе региональное управление общим и профессиональным образованием принимает решение об интеграции училищ на основе сравнительной оценки эффективности использования в их учебной и финансово-хозяйственной деятельности кадрового и материального потенциала профессиональных училищ (лицеев). При этом определяются объекты интеграции и выделяется базовое училище для реализации этого процесса. Оно определяет стратегию и тактику интеграции, а также новую структуру управления и стратегию диверсификации профилей обучения. Из совокупности училищ, подлежащих интеграции, базовое училище выделяется активной работой на рынках труда и образовательных услуг, высоким коэффициентом трудоустройства своих выпускников и значительными, по сравнению с другими интегрированными училищами, внебюджетными доходами.
Очевидно, что базовое училище выбирается по наибольшему значению интегрированной оценки эффективности функционирования и на базе экономических интересов нескольких училищ, т.е. на уровне первичного звена управления общим и профессиональнымобразованием в регионе. Однако решение и в этом случае принимает учредитель – региональное управление образованием.
На втором этапе базовое училище проводит детальный анализ учебно-хозяйственной деятельности интегрируемых училищ по профилям обучения и эффективности использования кадрового и материального потенциала, а также финансовых ресурсов.
Выбор специализации интегрированного училища осуществляется по критерию трудоустройства выпускников училищ, подлежащих интеграции, наращивания внебюджетных доходов и повышения эффективности использования кадрового и материально- технического потенциала.
Поскольку к трудоустроенным выпускникам учебного заведения начального профессионального образования следует отнести и молодых рабочих, поступивших на дневные отделения вузов и техникумов, то оценке подлежит и структура трудоустройства выпускников училищ.
Г.И. Лукин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
250.15 кб

Интеграция электронных изданий в сети педагогических учебных заведений

Бауман Э.С., Серемина Э.В.
В статье описан опыт создания объединенного ресурса электронной библиотеки как фонда электронных документов, созданных авторами-преподавателями вузов.
Читать PDF
1.02 мб

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Сироткин Л.Ю.
В статье раскрывается потенциал интеграции педагогических технологий в образовательном процессе. Утверждается, что педагогические ресурсы интеграции реализуются во взаимодействии с процессами дифференциации и индивидуализации.
Читать PDF
130.20 кб

Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образовани

Айтуганов И. М., Дьячков Ю. А., Корчагин Е. А., Матухин Е. Л., Сафин Р. С.
The results of theoretical investigation the system of interaction educational institutions and enterprises customers of personnel are brought. Tendencies, factors, principles, directions, the forms of interaction are determined.