процесс упорядочения, согласования и объединения (поглощения, слияния, объединения, сближения) отдельных структур и функций системы в целостный организм, в том числе и другого качества.
Она может осуществляться на основе административного принуждения, экономической выгоды или сходства интересов, целей и ценностей индивидов, групп, классов, организаций, государств.
Существует большое разнообразие форм интеграции – от политической, военной до экономической. Последняя форма связана с экономическими интересами нескольких производителей товаров или услуг, в том числе образовательных, в их сближении или объединении для повышения конкурентоспособности, естественного стремления к полной или частичной монополизации отдельных секторов рынков товаров или услуг и для сокращения издержек на их производство.
Экономическая интеграция в образовании может быть связана с объединением отсталых нерентабельных учебных заведений, воспроизводящих безработицу среди своих выпускников, с учебными заведениями, удовлетворяющими рыночный спрос на образовательные услуги, что обеспечивает снижение безработицы среди молодежи и взрослого населения (оценка целесообразности интеграции по конечному результату деятельности). Такая интеграция, как правило, дает и другие эффекты: повышение качества обучения, рост внебюджетных доходов и спроса потребителей на образовательные услуги, повышение эффективности использования кадрового и материального потенциала интегрируемых учебных заведений, их расширенное воспроизводство за счет реновации внебюджетных доходов в основные фонды, оплату расходов на повышение квалификации и переквалификацию инженерно-педагогических кадров, доплаты за участие в коммерческой деятельности и т.д.
И.у.з. региональной системы образования может быть вертикальной и горизонтальной. В первом случае объединяются учебные заведения различных типов и уровней – дошкольные учреждения, общеобразовательные школы (гимназии), профессиональные училища (лицеи), техникумы (колледжи) и вузы. Примером такой интеграции может служить научно- образовательный комплекс (НОК) в г. Гатчине Ленинградской области, в состав которого входит академическая гимназия, профессиональный лицей и Ленинградский областной институт экономики и финансов. Во втором случае объединяются учебные заведения одного уровня региональной системы образования – общего образования или начального, или среднего, или высшего профессионального образования.
Интеграция профессиональных училищ (лицеев) должна осуществляться на общих и частных принципах. К первым относятся:
объединение в целое без потери самостоятельности; объединение с частичной потерей самостоятельности;
объединение в новое образование (поглощение), с новым качеством, которое обладает чертами, отличающимися от любого ранее существующего образования.
Ко вторым следует отнести следующие:
принцип выделения базового училища как ядра интеграции нескольких профессиональных училищ (лицеев). Базовое училище определяется методом сравнения результатов учебно- хозяйственной деятельности интегрируемой группы училищ по критерию эффективности их функционирования;
принцип диверсификации профилей обучения интегрируемых учебных заведений профессиональной школы под спрос на региональных рынках труда и образовательных услуг;
принцип реструктуризации сети профессиональных училищ (лицеев) в результате их интеграции и диверсификации по профилям обучения, реконструкции учебно-материальной базы и сдвигов в профессиональном составе инженерно-педагогических кадров и уровне их профессиональной компетенции.
Горизонтальная интеграция учебных заведений начального профессионального образования осуществляется в три этапа.
На первом этапе региональное управление общим и профессиональным образованием принимает решение об интеграции училищ на основе сравнительной оценки эффективности использования в их учебной и финансово-хозяйственной деятельности кадрового и материального потенциала профессиональных училищ (лицеев). При этом определяются объекты интеграции и выделяется базовое училище для реализации этого процесса. Оно определяет стратегию и тактику интеграции, а также новую структуру управления и стратегию диверсификации профилей обучения. Из совокупности училищ, подлежащих интеграции, базовое училище выделяется активной работой на рынках труда и образовательных услуг, высоким коэффициентом трудоустройства своих выпускников и значительными, по сравнению с другими интегрированными училищами, внебюджетными доходами.
Очевидно, что базовое училище выбирается по наибольшему значению интегрированной оценки эффективности функционирования и на базе экономических интересов нескольких училищ, т.е. на уровне первичного звена управления общим и профессиональнымобразованием в регионе. Однако решение и в этом случае принимает учредитель – региональное управление образованием.
На втором этапе базовое училище проводит детальный анализ учебно-хозяйственной деятельности интегрируемых училищ по профилям обучения и эффективности использования кадрового и материального потенциала, а также финансовых ресурсов.
Выбор специализации интегрированного училища осуществляется по критерию трудоустройства выпускников училищ, подлежащих интеграции, наращивания внебюджетных доходов и повышения эффективности использования кадрового и материально- технического потенциала.
Поскольку к трудоустроенным выпускникам учебного заведения начального профессионального образования следует отнести и молодых рабочих, поступивших на дневные отделения вузов и техникумов, то оценке подлежит и структура трудоустройства выпускников училищ.
Г.И. Лукин