Эмпатия

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭМПАТИЯ
способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Эмпатия
способность воспринимать и чувствовать внутренний мир другого человека и сопереживать ему.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Эмпатия (сопереживание)
способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Эмпатия
от греческого "сопереживание") постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, сочувствия.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Эмпатия
(от греч. сопереживание) – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Источник: Педагогическая психология

ЭМПАТИЯ
(гр. empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ЭМПАТИЯ
(греч. empatheia сопереживание) качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ЭМПАТИЯ
способность воспринимать и чувствовать внутренний мир другого человека и сопереживать ему [24, c. 169; 26, c. 390; 61, c. 172; 66, c. 412; 67, c. 463; 80, c. 784; 82, c. 899].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Эмпатия
отгреч. empatheia - сопереживание) - внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ЭМПАТИЯ
(the empathy) – постижение эмоционального состояния, сочувствия, сопереживания, сострадания (Сергеева В.П., Никитина Э.К. и др. Основы семейного воспитания: учебник. – М.: Академия, 2011. – С. 159).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Эмпатия
(греч. – сопереживание) способность человека понимать переживания другого человека и сопереживать в процессе межличностных отношений; обязательный компонент коммуникативных способностей и полноценного педагогического общения.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Эмпатия
сопереживание, сочувствие, эмоциональный отклик, отзывчивость в межличностных отношениях. В основе Э. лежит децентрация, умение преодолеть собственные чувства, точку зрения, стереотипы понимания и занять позицию, роль, место другого.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Эмпатия
способность понимания психических состояний других людей и сопереживание им. Термин «Э.» введен в психологию Э. Титченером, обобщившим развивающееся в философской традиции идеи и симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда, Т. Липпса.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Эмпатия
[гр. empatheia – сопереживание] – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания. Как показывают психологические исследования, Э. трудно воспитать, но так же трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЭМПАТИЯ
(от греч. сопереживание) - 1. Познание человеком внутреннего мира других людей. 2. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека (сочувствие, сопереживание, сорадование). Сочувствие побуждает человека к помощи другим. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЭМПАТИЯ
от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания др. людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

Источник: Педагогический словарь

ЭМПАТИЯ
от греч. empatheia — сопереживание) — 1) психол. постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека, способность представить себя на его месте и понять его чувства; 2) пед. способность педагога воспринять точку зрения учащегося, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понять, как учащийся воспринимает определенную ситуацию.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Эмпатия
(от греч. empatheia — сопереживание) — внерациональное постижение человеком внутреннего мира других людей; эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Основные личностные формы проявления Э.: сопереживание, сочувствие, сорадование. Выделяют также гуманистическую Э. (переживание за другого) и эгоцентрическую Э. (переживание за себя). Эмпатические формы понимания являются одним из эффективных способов сообщения с личностью ребенка и необходимым компонентом педагогического общения.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ЭМПАТИЯ
(the empathy) (греч. ν – «в» + греч. vάθος – «страсть», «страдание») – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно, эмпа́т – это человек с развитой способностью к эмпатии. Полное отсутствие эмпатии – эмоциональная тупость – одна из предпосылок жестоких насильственных преступлений (Антонова В.Н. Социально-педагогическая профилактика подросткового суицида в образовательной среде Республики Саха (Якутия): учебное пособие. – Якутск: Якутский край, 2012. – 92 с.).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ЭМПАТИЯ
(эмпатичность) – личностное качество, умение (способность) чувствовать другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиций, и в то же время способность объяснить другим свое понимание и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим. Качество крайне необходимое всем, кто профессионально имеет дело с людьми, особенно в трудной для них ситуации. Это полностью относится к руководителям любого уровня, к социальным работникам, специалистам службы занятости.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЭМПАТИЯ
способность человека к сопереживанию, сочувствию другим людям, понимание их внутреннего состояния.
Эмпатия педагогическая — способность педагога становиться на точку зрения ученика, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определенную ситуацию.
Эмпатийность — качество, включающее сопереживание, умение поставить себя на место другого; способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, принятие тех чувств, которые испытывает некто другой, так, как если бы они были нашими собственными.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Эмпатия
от греч. empatheia - сопереживание) ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека. Способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения - с ним. Способность поставить себя на место другого человека и животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.. Так же, под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

Эмпатия
англ. – вчувствоввание, проникновение) – способность человека воспринимать и чувствовать внутренний мир другого человека и сопереживать ему. Это умение идентифицировать себя с другими, адекватно реагировать на их эмоциональные состояния, логически рассуждать от другого лица, переносить собственные мотивы поведения на мотивы поведения других людей, понимать их. Эмпатия – важнейшее духовно-нравственное качество педагога, без нее нельзя осваивать исторические, культурные, психологические реалии. Через нее простраивается правильное общение как пребывание в личностном мире другого человека. Различают эмпатию эмоциональную, чувственную, а также интеллектуальную. Через эмпатийную способность можно предсказывать поведение других людей.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЭМПАТИЯ
(от греч. empatheia – сопереживание) – качество личности, ее способность с помощью чувств проникать в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать, разделять их; постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, «вчувствование» в него. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание – переживание субъектом эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Как показывают психологические исследования Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Эмпатическая способность возрастает, как правило, с обогащением жизненного опыта. Она легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций индивидов.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Эмпатия
(от англ. empathy; от греч. empatis — взволнованный, возбужденный) — качество личности, которое заключается в способности проникать в душевный мир другого человека, понимать его чувства, сопереживать и выражать свое понимание этих чувств; профессионально значимое качество для педагога. В педагогической деятельности Э. включена в круг более широких способностей: умения «ухватывать» не только эмоциональные, но и интеллектуальные состояния учеников (в чем причины непонимания, как эффективнее передать материал, чтобы ученики быстро уловили его суть); умения «вчувствоваться» не только в учеников, но и вообще в сущность явлений и состояний, передавать эту суть вербальными и невербальными средствами. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, и является частью более сложного качества, демонстрируемого учителем в деятельности, — интуиции. В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ЭМПАТИЯ
англ. empathy, от греч. empatis — взволнованный, возбужденный) — понимание любого чувства — гнева, печали, радости, переживаемого другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств. Э. следует отличать от апатии и симпатии (сочувствия). Апатия (отсутствие чувств) чаще всего имеет место, когда мы не заинтересованы в чем-либо или когда это что-то нас совершенно не касается. Апатия является помехой общению. Сочувствие, симпатия, переживание за других является прямой противоположностью апатии. Сочувствие мы выражаем чаще всего тому, с кем у нас сложились тесные контакты: друзьям, членам семьи, соседям, коллегам. Иногда сочувствие перерождается в чрезмерное отождествление себя с другими и приводит к некритичному их одобрению. Э., или сопереживание, означает понимание чувств другого человека, выражает понимание этих чувств в соответствии с его внутренними переживаниями. Чтобы лучше понять человека, мы стремимся определить, какое для него значение имеют эти чувства. Мы переживаем чувства других, как если бы они были нашими собственными. Это «как если бы» и является ключом к Э. — это чуткость к людям. Лит.: Атватер И. Я вас слушаю... Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — М., 1988; Николаева Т.М. Эмпатия //ЛЭС— 1990. Л.Е. Тумша

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ЭМПАТИЯ
(гр. етраthеiа – сопереживание) — внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. – необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).
Эстетическая Э. – вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.
Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм, как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).
Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям и др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание).

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ЭМПАТИЯ
от греч. empathеia - сопереживание) — понимание эмоционального состояния другого человека и ответное выражение своего понимания этих чувств. (Успенский В.Б., Чернавская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. - М., 2003. ) — постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживание другого человека. (Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. ) (Калугин Ю.Е. Основы педагогики профессионального дополнительного образования и профессионального самообразования. - Челябинск, 2004. ) — явление психики, не связанное с определенным уровнем сознания, постижение эмоционального состояния другого человека. (Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. - Магнитогорск, 2003. ) — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия, умения поставить себя на место другого. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. ) — способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) — термин введен Э.Титченером (Психология и педагогика: учебно-терминологический словарь. Сост. Е.Е. Пости. - Ковров, 2005. ) См. также Титченер

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭМПАТИЯ
(от греч. έμφατikoς) — способность человека к непроизвольному сострадательному переживанию эмоций и чувств другого человека в процессе общения с ним. Определение эмпатии, данное Ю.С Крижанской и В.П. Третьяковым, показывает пути, по которым должен идти говорящий в общении с собеседником, чтобы избежать коммуникативной неудачи: «Эмпатия — это такой механизм восприятия и понимания <...>, когда познание другого происходит через «вчувствование» в другого, «перевоплощение в него», «вживание в его мир», «сочувственную идентификацию. <...> Эмпатия — это такое познание другого, когда он воспринимается, познаётся как бы в «чистом виде», <...> с его функциональными возможностями в данной ситуации, т.е. познаётся «изнутри», «через себя»» [Крижанская, Третьяков 1999: 263].
В теории личности Г. Салливана — невербализируемый скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их проговаривания. Эмпат — человек, способный воспринимать внутренний мир другого с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков на уровне своих собственных эмоций. Термин «Э.» был введён Э. Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. Яркий пример Э. — поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.
«... Эмпатия означает уважительное и правильное понимание того, что другие видят, чувствуют, в чём нуждаются и о чём просят. Уважительное понимание других не означает, что мы согласны с тем, что нам говорят. Это также не означает, что мы будем делать то, о чем нас просили. И это не означает, что нам должно нравиться то, что они говорят. Наше уважение обнаруживается в нашем внимании, которое полностью направлено на то, о чем говорят нам в данный момент. Это требует очищения нашего сознания от всякой предвзятости и предубеждений, которые мы можем иметь по отношению к говорящему» [Межличностное общение 2001: 389].
Обладание способностью к Э. — важное условие этической и, в конечном счете, успешной межличностной коммуникации. Одной из сторон Э. является, по существу, лингвопрагматический принцип вежливости, реализующийся в максимах такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии (см. Коммуникативные постулаты).
Лит.: Большой толковый социологический словарь. М., 2001; Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // Карл Роджерс и его последователи. М., 2005; Кондаков И.М. Психологический словарь. М., 2000; Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1999; Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб., 2001; Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Хрестоматия. М., 1984.
Н.А. Володько

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 12

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
189.58 кб

Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя начальных классов

Яковлева Е. В.
Читать PDF
315.99 кб

Эмпатия в студенческом возрасте

Кузьмина Валентина Петровна
Статья посвящена анализу основных параметров феномена эмпатии, которая является важнейшим элементом взаимодействия человека с человеком.
Читать PDF
285.44 кб

Педагогическая эмпатия как базовая характеристика эмпатийной составляющей эмпатийно-партисипативной

Шкитина Наталья Сергеевна
В статье рассматривается педагогическая эмпатия, на которой базируется эмпатийная составляющая эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя.
Читать PDF
943.03 кб

Эмпатия как один из механизмов самоорганизации в социокультурных системах

Емкужева Инна Аниуаровна
Феномен эмпатии рассматривается в статье с позиции синергетической теории как один из механизмов самоорганизации социокультурных систем
Читать PDF
335.58 кб

«Эмпатия артефакта» как основа музейно-педагогической работы

Шмуратко Дмитрий Владимирович
Приводится описание методов музейно-педагогической работы, в основу которых положен принцип «эмпатии артефакта». Даются характеристика и описание приемов работы с текстом, изображением и предметами.
Читать PDF
294.99 кб

Эмпатия как ключевой фактор успешной деловой переписки

Степанова Ольга Михайловна
Эффективность письменного делового общения в большой мере определяется способностью человека правильно интерпретировать и декодировать полученное письмо, с тем, чтобы ответ соответствовал ожиданиям адресата и способствовал сохране
Читать PDF
265.88 кб

Эмпатия как составляющая коммуникативной компетенции преподавателя вуза

Шабалина Лариса Александровна
В статье рассматривается эмпатия как важная составляющая коммуникативной компетентности преподавателя вуза.
Читать PDF
205.12 кб

Синергизм эмпатии

Елеференко Игорь Олегович
Эмпатия подразумевает полное вхождение в эмоциональный мир другого человека. Такое проникновение характерно при взаимодействии людей всех социометрических профессий.
Читать PDF
381.15 кб

Результаты опытной экспериментальной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраст

Иванова Наталья Михайловна
В статье описаны результаты работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в рамках апробации программы «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Читать PDF
83.16 кб

Историографическое понимание проблемы формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухово

Рязанова Е. В.
Читать PDF
694.08 кб

Формирование эмпатии у будущего учителя

Белых Д. В.
Читать PDF
165.85 кб

К вопросу о соотношении эмоционального слуха и эмпатии у подростков с интеллектуальными и психически

Плешакова Мария Васильевна
Статья посвящена исследованию взаимосвязи импрессивной способности (эмоционального слуха) и эмпатии у подростков с проблемами в развитии. Рассматриваются особенности эмпатии, характерные для разных групп испытуемых.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие эмпатии в дидактическом диалоге

Бочкарева О. В.
В статье раскрываются особенности дидактического диалога, являющегося элементом педагогической системы, выстроенной по диалогическому принципу, и основой гуманистического воспитания, поскольку подобный диалог развивает эмпатийную
Читать PDF
0.00 байт

Актуальность исследования педагогических условий развития смысловой эмпатии у студентов технического

Григорьева-рудакова О. А.
Развитие смысловой сферы личности является приоритетной задачей современного образования.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

Кондрашова Наталья Владимировна, Турбаева Альбина Александровна
В статье охарактеризованы особенности и научно-методические основы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в поликультурном социуме посредством сказок.

Похожие термины:

  • ЭМПАТИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ)

    способность педагога становиться на точку зрения ученика (студента), стимулировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик (студент) воспринимает
  • Эмпатийная культура

    способность сопереживать. В процессе изучения произведения создаются благоприятные дидактические условия для развития у учащихся эмпатии, вызывающей у них интеллектуальные чувства. В.Г.
  • ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ

    передача говорящему чувства эмпатии к нему. Для этого применяются приемы рефлексивного слушания, т. е. уточнение, перефразирование и резюмирование (см. способы слушания). Э. с. отличается от рефлекс