Дискуссия
коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы, в ходе которого познается объективная истина.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Дискуссия
обсуждение спорного вопроса двумя или более участниками беседы, предполагается наличие разных точек зрения, противоречий в постановке вопроса. В педагогике Д. - метод обучения и диагностике
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
ДИСКУССИЯ
(от лат. discus sio – исследование) – метод группового обучения, обеспечивающий активное вовлечение учащихся в обмен мнениями, идеями и соображениями о способах разрешения какойлибо проблемы.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ДИСКУССИЯ
(как метод обучения) – коллективное обсуждение какой-либо проблемы, темы и т.п., повышающее интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
ДИСКУССИЯ
(как метод и форма обучения)целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, суждениями, идеями по спорному вопросу или проблеме, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Дискуссия
спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т. п. Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы. Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ДИСКУССИЯ
(лат. discussio рассмотрение, исследование) совместный, коллективный поиск истины, обсуждение какого-либо спорного вопроса; столкновение точек зрения, позиций, подходов; формы дикуссии: а) “круглый стол”, б) “заседание экспертной группы”, в) “форум”, г) “симпозиум”, д) “дебаты”, е) “судебное заседание”.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Дискуссия
форма коммуникации на уроках литературы, в основе которой – обсуждение вопросов с разных, нередко противоречащих друг другу, позиций. Реализуется на принципах диалогизма и проблемности обучения. Служит средством эмоционально-умственного развития учащихся. Важнейшее средство активизации метода беседы. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
ДИСКУССИЯ
1)устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения; 2) (в дидактике) - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины [81, c. 205].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ДИСКУССИЯ
от лат. discussio — исследование) — метод группового обучения, обеспечивающий активное вовлечение учащихся в обмен мнениями, идеями и соображениями о способах разрешения какой-либо проблемы; для успешного применения метода дискуссии необходимо, чтобы участники обладали знаниями или опытом относительно предмета обсуждения.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ДИСКУССИЯ
(от лат. рассмотрение. исследование) - 1. Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. 2. Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. 3. Обсуждение вопроса, проблемы на собрании, в печати, частной беседе, споре.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
ДИСКУССИЯ
форма воспитания, предусматривающий создание педагогом в малой группе детей/взрослых ситуации, стимулирующей целенаправленный разговор по интересующим их проблемам, специфика которого состоит в обсуждении некоторого спорного вопроса, при котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на признание собеседником ее как истинной. Зрители следят за происходящим, большей частью не вступая в обсуждения.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
ДИСКУССИЯ
(от лат. disсиssiо – рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо спорного вопроса) – характеризуется различием позиций в соединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники. Она имеет большое значение: студенты показывают свое понимание проблемы, высказывают свои позиции; у них совершенствуются навыки диалогического общения; Дискуссия помогает развитию критического мышления. В дискуссии происходит приобщение к культуре демократического общества, развитие личностно-гуманного отношения к партнерам.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ДИСКУССИЯ
1.спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п. 2.Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы. 3.Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины. Д. как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже. Наиболее распространенные области применения Д.: активные методы обучения, социально-психологический тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов; терапия пограничных психических состояний и т.д. Конкретные формы и приемы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа (от различных собраний и совещания до специально подготовленных Д. типа мозгового штурма).
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Дискуссия
лат. – исследование) – форма научного поиска и организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Сущность дискуссии состоит в коллективном обсуждении спорного проблемного вопроса – обмене мнениями и идеями, высказывании собственных суждений и отношений, доказательстве или опровержении фактов и положений. Такое обсуждение проводится в целях поиска истины, нахождения ответа на поставленный вопрос, для сближения позиций и отношений, в целях рождения нового знания. Дискуссия предполагает наличие действительно спорного вопроса, участие в ней компетентных людей, зрелых, умеющих слышать другое мнение, подбирать и излагать аргументы, способных идти на компромиссы. Дискуссия требует большой подготовки, четкой организации, ей противопоказаны псевдопроблемы и псевдообсуждения. Дискуссионная форма используется также при проведении «круглых столов», в работе экспертных групп, на форумах, симпозиумах и т.д. Участвуя в дискуссиях, человек обогащает свою культуру общения.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Дискуссия
(от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими ее от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. В ходе обсуждения спорной (дискуссионной) проблемы каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Различают четыре разновидности дискуссии: 1) аподиктическая дискуссия – дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода; 2) диалектическая дискуссия – дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия; 3) эвристическая дискуссия – дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора); 4) софистическая дискуссия (софистический спор) – дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки – софизмы, в том числе основанные на манипулировании смыслом слова, введение собеседника в заблуждение и т. д. (http://ru.wikipedia.org)
Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.
ДИСКУССИЯ
(лат. discussion – рассмотрение, исследование) – 1) спор, обсуждение какого-либо вопроса в беседе, на собраниях, в печати и т. п.; 2) способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы; 3) метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины. Д. как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. XX в. Ж. Пиаже. Наиболее распространенные области приложения Д.: активные методыобучения, социально-психологические тренинги, методы выявления лидераи оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов, терапия пограничных психических состоянийи т. д. Конкретные формы и приемы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа(от различных собраний и совещаний до специально подготовленных Д. типа мозгового штурма) (Границы науки. – М.: ИФ РАН, 2000; Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М.: ЧеРо, 1997; ППодольська Є. А., Філіппова О. А. Етнос, релігія, нація: міжкультурні комунікації. – Х.: Золоті сторінки, 2004; Танчер В. О., Кучеренко О. Політичні партії та рухи у світлі «ситуації постмодерну». – К., 1997). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
Дискуссия
(учебная) представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями, в котором личность отстаивает личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу. Дискуссия выполняет учебную функцию предварительной подготовки сознания учащихся к усвоению теорий, идей, закономерностей, обобщений, истины. Она создает обстановку свободною воспроизведения имеющихся знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, психологическое напряжение, что способствует глубокому проникновению в истину и прочному ее усвоению. Одновременно обеспечивается вовлечение всех учащихся в активное взаимодействие, превращение их в субъект познавательной деятельности. В любом учебном предмете имеется материал, который может быть подвергнут дискуссионному обсуждению. Учебная дискуссия нуждается в четкой методической аранжировке и ограничении во времени. Ее участники в своих выступлениях не должны выходить за рамки 1,5–2 мин. А окончательное подведение итогов необходимо увязать с изучаемыми разделами, главами, темами курса. Дискуссия в учебном процессе, как правило, является элементом обучающего взаимодействия, а не самостоятельной формой обучения. Обучающее значение дискуссии состоит в том, что она создаст оптимальное условие для предупреждения возможных ошибочных толковании, для возбуждения повышенной активности и прочности усвоения изучаемого материала. Развивающий эффект дискуссии – в напряжении всех психических сил, в овладении приемами аргументации научного доказательства. Воспитательный результат участия в дискуссиях проявляется в формировании стремления к активному выражению своей точки зрения, стойкости и убежденности в ее отстаивании, умения критически подходить к чужим и собственным суждениям. Дискуссия позволяет диагностировать состояние культурного кругозора, общего развития, интеллектуальную находчивость, умение слушать других, соблюдать правила спора, а также способность интеллектуально и эмоционально воздействовать на окружающих. В условиях демократии и гласности все это приобретает особый смысл.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
ДИСКУССИЯ
(от лат. discussio — ‘рассмотрение, исследование, проверка, отчёт’) — разновидность Спора (см.); «...спор на заранее определённую тему и по определённым правилам, нацеленный на проверку обсуждаемой мысли с точки зрения её достоверности, правомерности, истинности или решение сложной проблемы, сопоставление разных точек зрения по выдвинутой проблеме с целью её выяснения и решения. Д. — это спор-исследование» [Матвеева 2010: 93—94].
Целевая, информационная, организационно-деятельностная и психологическая значимость и сложность Д. предопределяют типологическое разнообразие требований, которые вырабатываются культурой речи к этому типу коммуникации. Эффективность отдельной Д. определяется комплексом коммуникативных оснований (отдельных аспектов речи), подлежащих оценке: актуальностью и неоднозначностью обсуждаемой темы, её информационным наполнением, глубиной осмысления и оригинальностью предложенных по ходу Д. авторских интерпретаций спорного вопроса, качеством подготовки и компетентностью участников и организаторов Д., аргументативной стороной дискуссионного процесса, его детализацией и уместностью цитирования, межличностными отношениями между участниками, соответствием их поведения требованиям установленного регламента. Общепринятого и исчерпывающего списка аспектов Д., подлежащих оценке и определяющих эффективность Д., не выработано. Д. считается в целом эффективной, если в результате достигнуто и зафиксировано решение, полученное на основе достоверности, правомерности и истинности итогового суждения о предмете речи.
Лит.: Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М., 1995; Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспект культуры речи // Культура речи и эффективность общения. М., 1996; Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М., 1993; Волков A.M. Курс русской риторики. М., 2001; Зимичев A.M. Психология межличностной борьбы: как победить в публичной дискуссии. М., 2009; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Мысль и искусство аргументации / под ред. И.А. Герасимовой. М., 2003; Ораторы Греции. М., 1990; Иоварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996; Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989; Русское и финское коммуникативное поведение: сб. ст. Воронеж, 2006.
О.П. Жданова
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.
ДИСКУССИЯ
(лат. discussio – рассмотрение, исследование) – 1) Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. 2) Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. 3) Психотерапевтический прием воздействия на позиции и установки субъекта в специально созданной дискуссионной группе. Дискуссия как специфический метод психологического исследования была разработана в 30-х гг. XX в. Ж. Пиаже, который показал, как в ходе дискуссии со сверстниками ребенок освобождается от эгоцентрической манеры мышления и учится становиться на точку зрения другого человека. Важную роль в развитии метода дискуссии сыграли исследования К. Левина, выявившего влияние групповых обсуждений на изменение социальных установок. Наиболее популярные области применения дискуссии: активные методы обучения, социально-психологический тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов, терапия пограничных состояний и т. д. Дискуссия является одним из важных средств разрешения психолого-педагогических проблем. К положительным свойствам метода дискуссии относятся кумулятивный эффект, вызванный одновременным использованием обучающего и терапевтического факторов группового взаимодействия, а также демократичность, обусловленная разделением ответственности.
Своеобразие метода дискуссии заключается в том, что он предполагает обучение на моделях, примерах, ошибках других участников дискуссии и позволяет реализовать активность субъекта через включение в обучение элементов исследования. Использование дискуссии дает субъекту возможность получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности. Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя важное от второстепенного, выявить имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость. Методы дискуссии обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа, включающие все многообразие их проявлений от производственных совещаний до специально подготовленных дискуссий типа «мозгового штурма».
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ДИСКУССИЯ
лат. discussio — исследование, обсуждение) — устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения. Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение. Существует несколько типов Д., различающихся по их целям: 1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию; 2) конфронтационный тип Д. — предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения; 3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса. По конечному результату Д. их можно разделить на: 1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.); 2) «ничейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях); 3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:). Успех Д. во многом определяется: 1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание говорить (не молчать); 2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу; 3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения. В речи ведущего Д. можно выделить: а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения; б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наиболее аргументированные высказывания. Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют использовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произведения составляет своеобразное переплетение монологической и диалогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь). Лит.: Быков Г. В. Типология научных дискуссий // Вопросы философии. — 1978. — № 3; Урсул А.Д. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О.М., Николша Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.— М., 1997. Н. И. Махновская
Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник