ДЕБАТЫ
ДЕБАТЫ
(от франц. debats) – обсуждение какоголибо вопроса, прения, обмен мнениями; одна из форм учебной дискуссии; формализованное обсуждение, построенное на основе фиксированных выступлений.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ДЕБАТЫ
форма воспитания, предусматривающая организацию педагогом поочередный обмен мнениями между детьми, детьми и взрослыми (педагогами, родителями) на каком-либо собрании, заседании по поводу четко обозначенной проблемы. Зрители в данном случае являются участниками мероприятия.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
ДЕБАТЫ
франц. debate) — 1) обсуждение какого-либо вопроса, прения, обмен мнениями; 2) пед. одна из форм учебной дискуссии; формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп). Вариантом этого вида обсуждений являются т. наз. «британские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте. В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ДЕБАТЫ
(от франц. debats — ‘спор, прения’) — разновидность Спора (см.), а именно «регламентируемый спор в присутствии третьих лиц, в ходе которого сторонники аргументируют свою позицию и критикуют чужую, стремясь убедить в своей правоте третью сторону. Д. обычно посвящаются социально значимым проблемам, предполагают предварительную подготовку» [Матвеева 2010: 82-83]. Отличительной чертой Д. является практика судейства, осуществляемая по заранее определённым критериям.
Д. возникают на конференциях, различных собраниях и заседаниях после прослушанных докладов или сообщений. Сегодня активно развиваются парламентские Д., интернет-дебаты и теледебаты между представителями различных партий (см., напр., программу В. Соловьева «Поединок»),
Д. используются как одна из игровых форм общения, позволяющая заявить о себе, задать вопросы. Существуют различные клубы дебатов, устраиваются международные турниры и чемпионаты по Д. (см., напр.: http://parldebates.ru/).
Д. служат в качестве образовательного (учебного) метода, использующего технику ведения спора по правилам и навыки эффективного общения в ситуации столкновения разных точек зрения. Методика проведения Д. хорошо изучена и описана в научной литературе.
В русской речевой практике термин «дебаты» используют также в качестве синонима терминов «Прения» (см.), «Дискуссия» (см.), «Диспут» (см.).
Лит.: Андреев А.А. Политические телевизионные дебаты: их роль в избирательных кампаниях, социально-психологические и жанровые особенности: КД. М., 2004; Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации советского политического языка. М., 1991; Калинкина Е.Г. Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагога в условиях повышения квалификации: КД. М., 2007; Кирьякова А.В. Технология «дебаты» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-метод. пособие. Оренбург, 2011; Кузнецова Л.Н. Модус в аргументативном дискурсе парламентских дебатов: КД. Саранск, 2004; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Орешина Е.Е. Методика обучения обсуждению проблемы в форме дебатов: КД. Тамбов, 2008; Пермяков О.Н. Психологические условия повышения эффективности участия в политических дебатах: КД. Тамбов, 2004; Стернин И.А. Дебаты как форма обучения речевым навыкам // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: научно-методич. бюл. Вып. 6. Красноярск-Ачинск, 1998; Турик Л.А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2012.
Г.А. Копнина
Д. возникают на конференциях, различных собраниях и заседаниях после прослушанных докладов или сообщений. Сегодня активно развиваются парламентские Д., интернет-дебаты и теледебаты между представителями различных партий (см., напр., программу В. Соловьева «Поединок»),
Д. используются как одна из игровых форм общения, позволяющая заявить о себе, задать вопросы. Существуют различные клубы дебатов, устраиваются международные турниры и чемпионаты по Д. (см., напр.: http://parldebates.ru/).
Д. служат в качестве образовательного (учебного) метода, использующего технику ведения спора по правилам и навыки эффективного общения в ситуации столкновения разных точек зрения. Методика проведения Д. хорошо изучена и описана в научной литературе.
В русской речевой практике термин «дебаты» используют также в качестве синонима терминов «Прения» (см.), «Дискуссия» (см.), «Диспут» (см.).
Лит.: Андреев А.А. Политические телевизионные дебаты: их роль в избирательных кампаниях, социально-психологические и жанровые особенности: КД. М., 2004; Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации советского политического языка. М., 1991; Калинкина Е.Г. Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагога в условиях повышения квалификации: КД. М., 2007; Кирьякова А.В. Технология «дебаты» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-метод. пособие. Оренбург, 2011; Кузнецова Л.Н. Модус в аргументативном дискурсе парламентских дебатов: КД. Саранск, 2004; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Орешина Е.Е. Методика обучения обсуждению проблемы в форме дебатов: КД. Тамбов, 2008; Пермяков О.Н. Психологические условия повышения эффективности участия в политических дебатах: КД. Тамбов, 2004; Стернин И.А. Дебаты как форма обучения речевым навыкам // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: научно-методич. бюл. Вып. 6. Красноярск-Ачинск, 1998; Турик Л.А. Дебаты: игровая, образовательная, развивающая технология: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2012.
Г.А. Копнина
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.