ДИСПУТ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИСПУТ
форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему, в процессе которой сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения [82, c. 193].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Диспут
(лат. disputare – рассуждать, спорить): (1) – форма организации обучения и воспитания, предполагающая столкновение мнений, взглядов с целью выявления истины, убеждения; (2) – публичный спор на научную или общественно-значимую тему.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ДИСПУТ
(от лат. disputare – рассуждать, спорить) – коллективное публичное обсуждение актуальных научных тем или социальных проблем; один из активных методов обучения, способствует развитию логического мышления и формированию самостоятельности суждений.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Диспут
лат. – спорю) – форма организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении по разрешению спорной проблемы путем публичного спора. Диспут организуется как широкое обсуждение, выслушивание разных точек зрения на заслушанный доклад, излагающий видение проблемы и ее решение. На диспуты приглашаются специалисты высшего ранга и заинтересованные лица. Диспут – одна из форм публичной экспертизы каких-либо идей.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДИСПУТ
форма воспитания, предусматривающая организацию педагогом обмен мнениями между детьми, детьми и взрослыми (педагогами, родителями), специфика которого состоит в предъявлении собеседникам подчас диаметрально противоположной точки зрения по весьма неоднозначным морально-этическим проблемам. Зрители являются и «слушателями», и в тоже время имеют право и выделенное ведущим время на высказывание собственной точки зрения по поводу происходящего.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

ДИСПУТ
лат. disputo — рассуждать, спорить) — форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему (о прочитанной книге, просмотренном кинофильме или спектакле, на морально-этическую и другие темы), в процессе которой сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения. Осуществляется Д. обычно под руководством ведущего. (О речевом поведении ведущего и его функциях см. дискуссия). Лит.: См. лит. к статье Дискуссия. Н. И. Махновская

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ДИСПУТ
от лат. disputare — рассуждать, спорить) — коллективное публичное обсуждение актуальных научных тем или социальных проблем, так или иначе связанных с жизнедеятельностью обучаемых и их социальным опытом; один из активных методов обучения, практикуемых со взрослыми учащимися, способствует развитию логического мышления и формированию самостоятельности суждений. Диспут дает возможность применить имеющиеся знания и понимание жизни в осмыслении и разрешении конкретных практических проблем.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ДИСПУТ
(лат. disputo – рассуждаю, спорю) – публичный спор на научную или общественно важную тему. В тех ситуациях, когда речь идет о Д., имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе Д. его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы (Педагогический энциклопедический словарь [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.dictionary. fio.ru). В. В. Ильченко

Источник: Глоссарий современного образования.

Диспут
(от лат. disputare — рассуждать) — форма организации деятельности, основанная на публичном обсуждении в острой полемике различных точек зрения и позиций. Формулировка темы Д. должна содержать в себе возможность альтернативных точек зрения. Традиционное проведение Д. предполагает наличие вопросов, которые должны задать общее направление разговора. Ведущий регулирует общий разговор: детализирует вопросы, сообщает дополнительные факты, помогает развить мысль, заостряет высказанные суждения, сдерживает или «подогревает» аудиторию, обобщает прозвучавшие мнения и произносит заключительное слово. Резюме ведущего не должно выглядеть как окончательное решение, смысл которого положить конец спорам. Напротив, хорошо, когда в конце Д. обозначаются новые, волнующие проблемы, которые могут стать предметом очередного Д.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Диспут
как сопутствующая форма учебной работы помогает усилить проблемный творческий характер обучения. Его организуют в случае необходимости углубленного изучения вопросов, органично связанных с изученными темами, в целях дальнейшего творческого осмысления фактов, законов, событий. Форма публичного спора особенно эффективна при усвоении детьми гуманитарных предметов, освоения нравственно-эстетического отношения к явлениям жизни и искусства. Диспут может предварять или завершать изучение темы. Подготовка к диспуту начинается с постановки проблемы. Учащиеся знакомятся с дополнительной литературой, консультируются с педагогом. Вступительные сообщения учащихся выражают противоположные позиции и оценки, побуждают к изучению и отстаиванию своего мнения. Полемика завершается оценочным и разъясняющим выступлением педагога.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Диспут
(от латин. dispute – обсуждаю) (книжн.) – 1) публичный спор на научные темы. Публичная защита диссертации (устар.). (Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.) 2) Специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора. В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания. В качестве воспитательного потенциала диспута могут быть названы умения доказательно, аргументированно излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента. (Б.В. Куприянов. Вариативность социального воспитания школьников. Формы-представления в воспитательной работе классного руководителя.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

ДИСПУТ
(от лат. disputare – рассуждать, спорить). То же, что дискуссия. 1. Вид диалогической речи, публичный спор на научную или разговорно-бытовую тему. Д. характеризуется большим количеством участников, выражающих различные мнения и суждения по одному и тому же вопросу. Д. включает в себя элементы монолога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания. Участвующий в Д. знает более или менее точно, что он скажет и с какой целью. В соответствии с этим он и начинает речь, но ее ход зависит во многом от активности собеседников. Активность участников Д., их творческая деятельность, приводящая к самостоятельному решению обсуждаемых вопросов, может стимулироваться эвристическими приемами ведущего Д. или обучающего (наводящими вопросами, оценочными и побуждающими репликами). Ср. расспрос. 2. Прием обучения, повышающий интенсивность и активность учебного процесса за счет включения обучаемых в обсуждение поставленной проблемы. Своеобразие Д. заключается в том, что он предполагает обучение на моделях, примерах, ошибках других участников Д., а также позволяет реализовать активность учащегося через его участие в обсуждении проблем, представляющих для него интерес. Широко используется на занятиях по языку как средство реализации языковых возможностей учащихся в различных ситуациях общения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ДИСПУТ
«публичный спор на научную или общественно важную тему» (Словарь, 1993–4, 252); форма воспитательной работы со старшеклассниками.
О десятиклассниках в конце 1950-х – нач. 1960-х гг.: «Клавдия Петровна… неожиданно спросила: “А диспут “”В человеке должно быть всё прекрасно” вы как думаете проводить?” “Поставим доклады, – солидно пробасил Миша. – Только не знаем, кого назначить ответственным за это дело”» (Долинина, 1963, 53).
О нач. 1970-х гг.: «Среди старших школьников (как показали последние исследования) такая форма общения, как диспут, становится все более популярной и на уроках, и при проведении факультативов, и в практике комсомольской работы. В этом можно увидеть своеобразное возрождение – на новой основе – боевитости, наступательного духа комсомолии 1920-х годов» (Невельштейн, 1973, 22).
О 1970-х гг.: «В старших классах иногда проводят диспуты. Это сложная, но вместе с тем действенная форма нравств. воспитания. Трудно воспитать и закалить убежденность у молодежи без споров и дискуссий, без обсуждения острых вопросов. Нравственные убеждения невозможно формировать без собственных размышлений и самостоятельных суждений… Диспуты проводятся примерно на такие темы: “Надо ли мечтать?”, “О романтике подлинной и мнимой”, “Что такое счастье”, “О красивом и уродливом в жизни”, “Личное и общественное”, “О труде интересном и неинтересном”, “О смелости и трусости”, “В чем смысл идейной принципиальности и партийности?”, “Боец или обыватель?”, “Называться человеком легко, а быть настоящим человеком трудно”, “Дружба и любовь в жизни человека”, “О девичьей гордости и мужском достоинстве”, “О дружбе юношей и девушек”, “Об упорстве и упрямстве”, “О словах и делах”, “Скупость и бережливость”, “Почему скромность украшает человека?”, “Что такое честь класса и школы?”, “Что значит быть революционером в наши дни?”, “О хорошем и плохом вкусе”, “Как стать настоящим человеком?”, “Можно ли изменить свой характер?”» (Болдырев, 1978; 54, 55).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ДИСПУТ
разновидность запланированного и управляемого Спора (см.), публичное обсуждение общественно значимой дискуссионной темы (вопроса). Содержательно Д. нацеливается на просветительские цели и предполагает выявление различных мнений, взглядов, позиций как широкого спектра данных, фиксирующих состояние общественного, группового и индивидуального мнения по обозначенному предмету, проблеме. Внутренне Д. организуется тематическим единством при наличии различий в высказываемых суждениях (чаще всего по вопросам литературы, науки, искусства, общественной жизни) и не ориентирует участников Д. на принятие общего решения.
Будучи информационно и эмоционально содержательным процессом речевого взаимодействия, Д. интересен прежде всего как встреча участников, каждый из которых имеет своё видение предмета речи, своё мнение и собственный опыт. В условиях современной культуры, когда социальной инженерией выработаны различные технологии изучения общественного мнения и прагматически грамотного воздействия на него, когда потребительские ценностные ориентации массовой культуры доминируют, Д. утрачивает свою актуальность и используется преимущественно в учебных целях, как один из эффективных способов интерактивного обучения, позволяющего активизировать и разнообразить мыслительную, коммуникативную и информационную деятельность учащихся, формировать и развивать социокультурные и коммуникативные компетенции. В учебных целях Д. востребован преимущественно на практических и семинарских занятиях по предметам гуманитарного цикла. Следует учитывать, что проведение Д. неизбежно требует предварительной подготовки и организации.
Лит.: Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М., 1995; Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспект культуры речи // Культура речи и эффективность общения. М., 1996; Винокур Т.Г.Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М., 1993; Волков A.M. Курс русской риторики. М., 2001; Кузнецов И.Н. Риторика, или ораторское искусство: учеб. пособие, 2004; Мысль и искусство аргументации / под ред. И.А. Герасимовой. М., 2003; Певнева В.И. Коммуникативные стратегии и тактики в конфликтных ситуациях общения обиходно-бытового и профессионального педагогических дискурсов русской и американской лингвокультур: АКД. Кемерово, 2008; Поварнин С.И. Спор. O теории и практике спора. СПб., 1996; Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989; Русское и финское коммуникативное поведение: сб. Воронеж, 2006; Стернин И.А. Дебаты как форма обучения речевым навыкам// Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 6. Красноярск-Ачинск. 1998.
О.П. Жданова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
3.04 мб

Диспут как метод обучения студентов Киево-Могилянской коллегии (конец XVII - начало xviii В. ): исто

Карамышева Светлана Николаевна
На основе доступного автору историко-фактажного материала проведена и представлена реконструкция системы учебных и публичных диспутов как основного метода обучения в Киево-Могилянской коллегии.

Похожие термины:

  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ диспут

    О вт. пол. 1930-х и вт. пол. 1940-х гг.: «До Великой Отечественной войны и в послевоенные годы автору этих строк приходилось присутствовать на литературных диспутах во многих средних школах… В одной школ