АДАПТАЦИЯ

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АДАПТАЦИЯ
изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

АДАПТАЦИЯ
(от лат. приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Адаптация
от латин. "приспособляю")-процесс приспособления личности к социально-психологическим условиям среды.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Адаптация
(Adaptation) социальная - активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

Адаптация
приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоленияограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

Адаптация
приспособление к чему-либо, усвоение норм и ценностей среды, изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

АДАПТАЦИЯ
приспособление личности к социальной среде, в том числе к условиям труда, профессиональным требованиям, морально-психологической атмосфере в коллективе.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

АДАПТАЦИЯ
(лат. adaptare) – приспособление к реальным условиям. Чем выше уровень адаптации, тем надежнее система, тем выше степень ее выживаемости и эффективности.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

АДАПТАЦИЯ
это установление соответствия между актуализированными потребностями человека, его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий. Литература: [32; 65].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

Адаптация
лат. адаптацио - приспособление) - совокупность морфофизиологических, биохимических и поведенческих особенностей вида, популяции или особи, обеспечивающая успешное выживание и конкуренцию.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

АДАПТАЦИЯ
процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние в зависимости от изменения внешних условий [51, c. 14].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Адаптация
способность организма (личности, функции), приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

АДАПТАЦИЯ
(лат. adaptation – приспособление) – взаимодействие личности или социальной группы со средой, включающее усвоение норм и ценностей этой среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

АДАПТАЦИЯ
(от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание) – приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. А. направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

АДАПТАЦИЯ
процесс активного освоения человеком новых условий жизни и деятельности, приспособление к требованиям и правилам новой для него группы людей, перестройка поведения в соответствии с нормами новой для него окружающей среды (напр., нового региона, страны обитания), в целях обеспечения себе успешности существования.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

Адаптация
(от лат. adaptatio – приспособлять) – приспособление организма, личности или группы к измененным внешним условиям. Различают адаптацию физиологическую, при изменении строения и функций организмов к условиям существования; социально-психологическую при включении в новую группу; профессиональную при включении в новые условия труда.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Адаптация
от позднелат. adaptatio - приспособление) - приспособление организма человека (военнослужащего) к внешним условиям. В настоящее время различают адаптацию физиологическую, психофизиологическую (органов чувств), психологическую, социально-психическую и социальную. Учет особенностей А. корабельных специалистов к условиям длительного плавания (боевого дежурства) необходим для успешного руководства подчиненными.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Адаптация
от лат. adaptio — приспособление) — морфо-физиологическое приспособление организмов к конкретным условиям существования^ Способностью к адаптации обладает как организм в целом, так и отдельные органы; напр., А. глаза — приспособление глаза к различным условиям освещения, А. слуха — изменение восприятия звуковых раздражителей во время или после действия звука какой-либо постоянной интенсивности. В А. принимают участие центральные и периферические механизмы нервной системы.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

АДАПТАЦИЯ
(от лат. adaptare – приспособлять). Приспособление организма, личности или группы к новым внешним условиям. Различают сенсорную А. (приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя) и социальную А. (процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды). Социально-психологическим содержанием социальной А. является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в него индивида, усвоение им норм, традиций групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

АДАПТАЦИЯ
от лат. adaptare — приспособлять) — 1) приспособление организмов к изменяющимся условиям существования; 2) лингв, приспособление (облегчение) текста для недостаточно подготовленных читателей (напр., «облегчение» текста литературно-художественного произведения для начинающих изучать иностранные языки); 3) пед. приспособление индивида к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда. Способность человека быстро и безболезненно адаптироваться (приспособляться) к изменяющейся социальной среде определяется уровнем его развития, в том числе содержанием его знаний и умением действовать сообразно ситуации.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Адаптация
(от лат. adapto — приспособляю) — приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды. А. биологическая — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. А. сенсорная — процесс изменения чувствительности анализаторов в результате приспособления к действию раздражителей. А. социальная — процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды, принятие ее норм и ценностей, формирование адекватной системы отношений и ролевая пластичность поведения. В эпоху постиндустриальной культуры, характеризующуюся глобализацией, динамизмом и высокой мерой неопределенности, социальная адаптация детей и молодежи требует особого внимания педагогического сообщества.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Адаптация
(социальная) - педагогический процесс, обеспечивающий безболезненное вхождение личности в социум, приспособление к нему на основе добровольного принятия общественных норм и требований, овладения практико-ориентированными знаниями и коммуникативными умениями, необходимыми для гармонизации межличностных отношений в социокультурной среде.
По отношению к личности адаптация выступает важным социально-психологическим механизмом ее социализации, помогает обрести личностный статус, создает возможность позитивного изменения среды, переживания чувства удовлетворенности средой и др. В психологии выделяется «феномен неадаптивной активности» личности, указывающий на возможность адаптации не только в форме принятия, но и сопротивления, отвержения устаревших социальных норм и требований.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Адаптация
отлат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы Адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация - одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие Адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Адаптация
лат. – приспособление) – для педагогики полифункциональное понятие. Оно обозначает способность человека изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий жизнедеятельности. Эта способность проявляется в сохранении состояния внутреннего равновесия и успешной выживаемости человека в разных социально-психологических, экономических и материальных средах. Способность к адаптации характеризует пластичность и гибкость человеческой психики, ее психологическую, социальную, в том числе и профессиональную мобильность. Адаптация также обозначает способность человека вызывать изменения среды под влиянием своих воздействий. Эта способность проявляется, например, в умении человека убеждать других, побуждать их действовать согласно своим взглядам, умении вести людей за собой, а также менять материальное окружение. Адаптация в педагогике – это процесс плавного перехода обучающихся из одного состояния в другое, из одной сферы деятельности в другую (адаптация ребенка к школе, адаптация выпускника ПТУ к производству, адаптация студента к вузу). У учащихся воспитывают адаптивное поведение. На основе идей адаптации разработана адаптивная теория обучения.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

АДАПТАЦИЯ
приспособление организма человека к изменяющимся условиям внешней среды. Происходящие при этом приспособительные реакции направлены на поддержание относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаза. Устойчивость гомеостаза определяется надежностью систем организма, способных к адаптации.
Различают кратковременную и долговременную адаптацию. Первая основывается на рефлекторных реакциях в короткие промежутки времени (применительно к обучению в ПУ
– в течение одного урока, рабочего дня, занятия), вторая – формируется продолжительное время и нуждается в многократных воздействиях (применительно к обучению в ПУ – в течение полугодия, учебного года, нескольких лет обучения).
Выделяют три фазы адаптации: напряжения, стабилизации, срыва. Задача – не допустить срыва адаптации. Для этого создаются все необходимые благоприятные условия обучения, производственной практики в ПУ и на базовых предприятиях (внешние условия среды, учебные и производственные нагрузки, режим обучения, режим труда и отдыха, организация физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки).
Создать благоприятные условия для нормального процесса адаптации у учащихся ПУ к профессиональному обучению важно еще и в связи с тем, что характер адаптации, уровень работоспособности, длительность и качество формирования профессиональных навыков и умений – процессы, тесно взаимосвязанные. Следовательно, от успешности адаптации организма учащихся ПУ будет во многом зависеть и успешность формирования у них профессиональных навыков и умений.
Лит.: Леонова Л.А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. – М., 1980.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

АДАПТАЦИЯ
процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается приспособленность системы (т. е. поддержание ее основных параметров) при изменении условий внешней и внутренней среды, например, таких, как температура, давление, содержание кислорода. Нередко адаптацией (адаптированностью) называют и результат такого процесса – наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды. Понятие адаптации первоначально применялось к биологическим системам – прежде всего к отдельному организму (или его органам и др. подсистемам), а затем – к популяции организмов. Понятия адаптации и дезаптации широко используются и в психологии при анализе взаимоотношений индивида (личности) с окружением, средой. С появлением кибернетики, в которой в качестве механизма адаптации рассматривается отрицательная обратная связь, обеспечивающая целесообразное реагирование сложной иерархичной самоуправляющейся системы на изменяющиеся условия среды, понятие адаптации стало широко применяться в социальных и технических науках. Однако при объяснении сложных систем это понятие имеет ограниченные возможности, поскольку отражает главным образом реактивные характеристики таких систем, исключая из рассмотрения, например, поисковую активность. Адаптацию человека нельзя сводить только к приспособлению его организма к природным условиям. Человека, его сознание, поведение, ценностные ориентации, потребности и т. д. формирует общество, поэтому адаптация его к среде не ограничивается рамками биологического приспособления. Этот процесс приобретает качественно новый характер. На определенных этапах человек способен приспособить среду «к себе» и использовать ее «для себя». Адаптация человека – сложное явление, включающее не только сохранение и применение в данных условиях своих биологических, но и социальных функций: способности участвовать в общественно полезном труде, осуществлять свою творческую деятельность, создавать оптимальные условия для физического, духовного и социального благополучия. Процесс адаптации человека включает в себя сложные, многогранные взаимоотношения с внешней средой. Литература: [29, 51].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

АДАПТАЦИЯ
от лат. adaptatio - приспособлять, прилаживать; adaptio - приспосабливание, приноравливание). В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5-м классе в пубертатный период (см.Пубертатный скачок роста), когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую, стрессовую реакцию организма ребенка. Нарушения А. рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей возникают вредные привычки: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей и пр. В период неустойчивой А. дети чаще болеют простудными заболеваниями, у них снижается масса тела и т.п. А. учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, правильный режим дня, питание, организация учебных занятий в школе и дома и т.д.). В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после каникул - в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки неустойчивой дезадаптации или отсутствия А., составляют группу риска по отношению к нервно-психическим и соматическим заболеваниям и нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции. — способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе А. лежат реакции организма, напправленные на сохранение постоянства его внутренней среды. А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса А. ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественное учебно-воспитательное учреждение (дет. сад, школа), при вхождении в новый коллектив. (Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. ) — многокомпонентный процесс, обеспечивающий развитие субъекта и включающий три релевантных признака: во-первых, процесс приспосабливания субъекта к новой среде, во-вторых, отношение равновесия между субъектом и средой, в-третьих, результат приспособительного процесса. (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. ) — процесс и результат становления индивида социальным существом. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) — приспособление личности к изменениям образовательного процесса. (Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства. - СПб., 2002. ) См. также Адаптация педагога, Адаптация школьная

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АДАПТАЦИЯ
(лат. adaptatio – приспособляю) — приспособление организма к условиям существования. Различают А. биологическую, физиологическую и социально-психологическую.
Биологическая А. определяется как морфофизиологическое приспособление популяций животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде. Физиологическая А. понимается как совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий.
Социально-психологическая А. представляет собой приспособление личности к социальной среде.
Целью любой А. является устранение либо ослабление вредоносного (разрушающего) действия факторов окружающей (биологической, физической, химической, социальной) среды.
Различают А. специфическую и неспецифическую. Специфическая А. вызывает такие изменения в организме, которые направлены непосредственно на устранение либо ослабление действия неблагоприятного фактора. Неспецифическая А. обеспечивает активизацию разнообразных защитных систем организма, целесообразную на начальных этапах приспособления к любому фактору среды независимо от его природы. Неспецифические компоненты и стадии физиологической А. описаны канадским физиологом Г. Селье (1936) под названием адаптационный синдром, или стресс, состоящий из трёх типичных стадий. Первая – «стадия тревоги» – характеризуется генерализированной реакцией функциональных систем организма, направленной на мобилизацию его защитных сил. Вторая стадия «резистентности» состоит в частичном приспособлении, выявляется напряжение отдельных функциональных систем, особенно нейрогуморальных регулятивных механизмов. На третьей стадии состояние организма либо стабилизируется и наступает устойчивая А., либо в результате истощения ресурсов организма возникает срыв А. Конечный результат зависит от характера, силы, продолжительности действия стрессоров, индивидуальных возможностей и функциональных резервов организма.
В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5-м классе в пубертатный период, когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую, стрессовую реакцию организма ребёнка.
Нарушения А. рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей возникают вредные привычки: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей и пр. В период неустойчивой А. дети чаще болеют простудными заболеваниями, у них снижается масса тела и т. п.
А. учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуальнотипологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, правильный режим дня, питание, организация учебных занятий в школе и дома и т. д.). В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после каникул – в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки неустойчивой дезадаптации или отсутствия А., составляют группу риска по отношению к нервно-психическим и соматическим заболеваниям и нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Адаптация
[лат. adaptatio – приспособление] – 1) приспособление (как процесс и результат) строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. Понятие А. – одно из центральных понятий биологии, вместе с тем оно широко применяется в качестве теоретического понятия в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития швейцарского психолога Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Большое значение для решения прикладных проблем психо-физиологии, медицинской психологии, образования, эргономики и др. разделов психологии имеет изучение физиологических регуляторных механизмов А., т.к. они повышают устойчивость организма к перепадам различных воздействий на него – температуры, кислорода, барометрического давления и др. факторам. Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих неспецифичных черт и называются адаптационным синдромом. Иногда выделяют этапы, фазы А. к необычным экстремальным условиям, напр., фазу первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Сдвиги, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. Одним из наиболее важных классов адаптационных процессов является А. сенсорная. Процессы А. к смещенному и инвертированному ощущению и восприятию называют перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях; 2) приспособление – комплекс морфофизиологических, поведенческих и информационно-биоценотических особенностей особи, популяции, вида или сообщества, обеспечивающий им успех в конкуренции с др. особями, популяциями, видами и сообществами и устойчивость к воздействиям факторов абиотической среды. Способность к А. имеет определенные пределы, характерные для каждого вида и сообщества. Историческое преобразование и выработка А. — адаптациогенез. Способность к А. — адаптивность. В составе А. отличают две группы приспособлений: а) аккомодацию (от лат. accomodatio – приспособление) – физиологическую или онтогенетическую А. – любой обратимый процесс с учетом амплитуды приспособления на уровне особи, популяции, вида и биоценоза (с разделением на эврибионтов и стенобионтов), напр., «привыкание» человека при переезде на постоянное место жительства в районы Крайнего Севера и др. экстремальные зоны, и б) эволюционную адаптацию (адаптивную радиацию) — любые практически необратимые генетически закрепленные формы приспособлений, обусловленные естественным отбором, устойчивые во времени и пространстве ареала популяции, вида или типа биоценоза (через популяционные процессы в видах, обитающих в нем, и изменение биоценотических связей), напр., приспособления степных животных к быстрому бегу, к условиям засухи и т.п. Физиологическая индивидуальная А. или в одном поколении организмов, называемая также фенотипической, закрепляясь в наследственности, переходит в генотипическую, а в ходе отбора в эволюционную. Физиологическая, фенотипическая А. (аккомодация) не абсолютна и не означает полного приспособления организма к среде – в отличие от генотипической и эволюционной А. Возвращение организма к исходному состоянию называется деадаптацией, а расстройство приспособлений организма к изменяющимся условиям среды – дизадаптацией. Различают также социальную А. человека в новой для него социальной среде (напр., А. мигрантов из села в город). См. также реадаптация, преадаптация, постадаптация, конгруэнция.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

АДАПТАЦИЯ
от ср.-век. лат. adapta-tio — приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к разл. условиям внеш. среды. В основе А. лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутр. среды (т. н. гомеостаз). А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и макс, продолжительность жизни организма в разл. условиях окружающей среды.
Приспособительные реакции (реакции А.) подразделяются на быстрые и медленные. Быстрые реакции (врожденные- формируются в процессе эволюции организма) обеспечивают т. н. срочную А. (напр., отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение, усиление дыхания при физич. нагрузке, возрастание чувствительности глаза к свету в сумерках). Они весьма экономичны: полезный для организма результат достигается с минимумом затрат. Медленные реакции направлены на долговременную А. и формируются постепенно, в условиях длит. воздействия факторов внеш. среды (А. к недостатку кислорода с сохранением работоспособности в условиях высоты, А. к ранее непосильным физич. нагрузкам и т. д.).
Среди разл. систем организма, осуществляющих реакции А., ведущее место принадлежит центр. нервной системе, к-рая координирует процессы А. организма в целом; важную роль в этом играют также эндокринная и вегетативная нервная системы. В процессе А. можно выделить 3 фазы (стадии): ориентировочно-приспособительную (сопровождается врем, нарушением функций), неустойчивого, неполного приспособления (активный поиск устойчивого состояния, соответствующего новым условиям) и относительно устойчивого приспособления.
Возможности (пределы) А. конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, к-рая приобретает особенно важное значение. Напр., у работников умственного труда, ведущих обычно малоподвижный образ жизни, возможности А. к физич. нагрузкам используются недостаточно. Поэтому даже небольшие нагрузки быстро утомляют. Расширить возможности А. можно с помощью регулярных тренировок, закаливания и т. д. При этом важно учитывать индивидуальные особенности организма, т. к. неадекватные нагрузки могут оказаться либо бесполезными (при их недостаточности), либо вредными (при их чрезмерности) для здоровья.
Адекватный для каждого организма режим физич. и биол. совершенствования следует устанавливать по совету врача. У школьников важно добиться оптимальной А. к условиям обучения и воспитания. Рациональный режим дня, закаливание организма, оптимальный уровень двигат. активности способствуют наиб. благоприятному течению процессов А. И. О. Тупицын.
Социальная А. — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психол. механизмов социализации личности. В пед. практике важное значение имеет учет особенностей процесса А. ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в обществ. уч.-воспитат. учреждения (дет. сад, школа), при вхождении в новый коллектив.
Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, к-рые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Поступление в дошк. воспитат. учреждение связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из к-рых наделен своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в к-рой им предстоит наладить взаимоотношения. До этого момента практически весь опыт общения для ребенка сводился к отношениям с близкими взрослыми, к-рые выступали в роли бесспорного авторитета в решении всех жизненных вопросов и эталона для усвоения речи и навыков поведения. Если ребенок был в семье единственным, то нередко он обладал «монополией» на внимание и поддержку взрослых (в многодетных семьях наличие братьев и сестер смягчает эту ситуацию). Перемена обстановки приводит к утрате «монополии»: для воспитателя дет. сада каждый ребенок — один из многих. Далеко не всякое желание может теперь быть немедленно удовлетворено. Наоборот, возникает необходимость подчинять свои побуждения требованиям дисциплины, а во взаимоотношениях со сверстниками — учитывать их желания и склонности. Ситуация несколько осложняется, если ребенок поступает не во вновь сформированную группу, а в уже существующую, в к-рой сложился определенный стиль взаимоотношений. Как правило, ребенок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям, т. е. А. проходит успешно. Если же ему еще не доступна произвольная регуляция своего поведения, организац. требования дет. учреждения могут оказаться непосильной нагрузкой. Отставание в развитии поставит его в невыгодное положение по сравнению со сверстниками, а переживания в связи с этим могут привести к нервному перенапряжению и срыву. Облегчение процесса А. во многом зависит от родителей, к-рые должны активно способствовать физич. и психич. развитию ребенка и, что особенно важно, формированию у него навыков общения.
При поступлении в школу жизнь ребенка вступает в качественно новый этап, когда на первый план выступает его участие в учебной деятельности. Требования к дисциплине еще более регламентируются. Обновляется коллектив сверстников. На этом этапе решающее значение имеет готовность к школьному обучению, как интеллектуальная, так и личностная. Заранее освоив нач. навыки уч. деятельности и имея опыт общения со сверстниками, ребенок, как правило, нормально адаптируется к условиям систематич. шк. обучения. В этом отношении дети, не посещавшие дошк. учреждения, иногда имеют нек-рые интеллектуальные преимущества, но обычно сильно проигрывают в плане налаживания взаимоотношений и дисциплины. Проблемы в умственном и личностном развитии препятствуют нормальному вхождению в новые условия, обрекают ребенка на роль отстающего, а это в свою очередь может обусловить возникновение хронич. психич. травмы и нарушений поведения. От педагогов в критич. ситуациях дезадаптации ребенка требуется повышенное внимание к его ин дивидуально-психол. особенностям, индивидуальный подход в обучении и воспитании, а иногда и психокоррекционная работа совм. со специалистами др. областей.
Лит.: Адаптация человека, Л., 1972; Человек и среда, Л., 1975, Б о б и с в а М. И., Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1978; Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978; Адаптация организма учащихся к уч. и физич. нагрузкам, под ред. А. Г. Хрипко-вой и М. В. Антроповой, М., 1982.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
307.28 кб

Адаптация детей к школьным условиям средствами физической рекреации

Данилейко М. С.
Читать PDF
263.47 кб

Адаптация сельских школьников к образовательной студенческой среде города средствами физкультурно-сп

Щетинина Светлана Юрьевна
Рассматривается проблема адаптации сельских школьников, приехавших учиться из малых населённых пунктов, к условиям городской студенческой среды.
Читать PDF
115.72 кб

Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пу

Бирюкова Марина Владимировна
В статье рассматривается проблема адаптации первокурсников к обучению в среднем профессиональном учебном заведении.
Читать PDF
270.87 кб

Адаптация детей с нарушениями поведения к школьным условиям средствами физической рекреации

Данилейко М. С.
Читать PDF
126.03 кб

Социальная адаптация молодежи на рынке труда

Рахматуллина З. Б., Дубовова О. А.
Статья посвящена актуальным проблемам адаптации молодежи на рынке труда.
Читать PDF
408.94 кб

Социально-культурная адаптация детей в условиях санатория

Шерпаева A. Ю.
Читать PDF
200.06 кб

Адаптация студентов к условиям технического вуза

Бородулин В. Н., Габуева Е. М.
Читать PDF
111.20 кб

Психологическая адаптация учащихся с нарушением слуха: способы создания атмосферы взаимодействия и п

Горолатова Т. С.
Читать PDF
340.67 кб

Адаптация студентов факультета физической культуры к условиям обучения в высшей школе

Акулова Любовь Николаевна, Лобачев Владимир Васильевич, Бугаков Александр Иванович
Адаптация студентов к условиям обучения в высшей школе является одной из важных психолого-педагогических проблем. Для выявления уровней адаптации нами были использованы методики диагностики кардиоритма.
Читать PDF
162.50 кб

Психологическая адаптация преподавателей и студентов к новой образовательной модели в контексте Боло

Бордовская Нина Валентиновна
На пути вхождения системы российского высшего образования в европейское образовательное пространство очень важную роль играет не только реформирование содержания образования или структуры высшего образования, но и психологическое
Читать PDF
236.46 кб

Адаптация и профессиональное становление преподавателя в условиях интеграции высшего и среднего проф

Сафронова О. В.
Статья посвящена осмыслению современных социокультурных условий, детерминирующих требования к подготовке специалистов на всех уровнях непрерывного образования рассматриваются вопросы интеграции высшего и среднего учебного заведени
Читать PDF
287.65 кб

Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образо

Браун Татьяна Петровна
Читать PDF
286.62 кб

Соотношение понятий «Социализация», «Адаптация», «Воспитание», «Развитие» в современной педагогике

Бирюкова Марина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Адаптация студентов к обучению в юридическом вузе

Калинкина Людмила Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Успешная социальная и учебная адаптация первокурсника как условие формирования конкурентоспособных п

Платонова Раиса Ивановна, Кожурова Алина Алексеевна
В статье дан анализ адаптации студентов по результатам диагностической работы, представлена модель психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Адаптация к школе

    перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
  • АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГА в образовательном учреждении

    процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (наприм
  • Адаптация профессиональная

    процесс приспособления молодых людей к условиям производства.
  • АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

    психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
  • АДАПТАЦИЯ УЧЕБНАЯ

    приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования.
  • Адаптация педагога

    процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. Адаптация педагога может происходить с разной степенью быстроты и усп
  • Сенсорная адаптация

    повышение порога ощущений, то есть снижение интенсивности ощущений при длительном действии стимула.
  • АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ

    процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )
  • Социальная адаптация

    постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.
  • АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА

    процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального или среднего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям: профессиональн
  • АДАПТАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ

    совокупность морфофизиологических и поведенческих особенностей организма (вида), обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.
  • АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ

    приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природногеографическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереоти
  • АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕБЕНКА

    процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также пр
  • АДАПТАЦИЯ ТЕКСТА

    Упрощение, приспособление, облегчение или усложнение текста в соответствии с уровнем языковой компетенции учащихся. При оценке сложности текста принимается во внимание количество незнакомых ле
  • ГЕНДЕРНАЯ АДАПТАЦИЯ

    социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской
  • Психологическая адаптация

    явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям.
  • РЕЧЕВАЯ АДАПТАЦИЯ

    Система приемов обучения, которая служит для преодоления психологических, языковых барьеров общения в иноязычной среде, способствует активизации речевых умений. Включает обучение слухопроизнос
  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКАНАХОДЯЩЕГОСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

    приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения в результате преодоления последствий психологической или моральной травмы.
  • СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ

    Процесс приспособления человека к условиям жизни, нормам поведения, нормам общения в новой социальной среде. См. социальная адаптация, адаптация.
  • Воспитательная адаптация

    способ организации и управления развитием воспитания, основанный на свободном выборе ценностей и целей, определении адекватного им содержания, педагогических технологий и критериев оценки резу