СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(от лат. adaptare приноравливать, aptus годный) приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из механизмов социализации личности.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями и целями деятельности личности и требованиями социальной среды.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной среды, социальной группы согласовываются с самооценкой, притязаниями и реальными возможностями и ожиданиями его участников.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(the social adaptation) – процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде (Юзефавичус Т.А. Технология социальной работы с молодежью: учебное пособие. – М.: Академия, 2012. – С. 212).
Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(the social adaptation) – процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде (Антонова В.Н. Детские и молодежные объединения: словарь-справочник. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. – С. 6).
Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. См. также Адаптация социальная
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Социальная адаптация
сложное интегративное образование, рассматриваемое в трех аспектах: как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; как результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Социальная адаптация
взаимодействие военнослужащего или группы с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания участников взаимодействия. Важнейшим компонентом С.а. является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
1) процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; 2) это непременное условие и результат успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
Адаптация социальная
1) процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой для соответствия ожиданий и требований участников взаимодействия; 3) способность изменять среду и приводить ее в соответствие со своими личностными особенностями.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Социальная адаптация
процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. (Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный сло- варь терминологии. СПб, ИОВ РАО. 109 с.)
Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.
Адаптация социальная
процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. Содержанием ее являются сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им групповых норм, традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является одним из механизмов социализации личности.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
Адаптация социальная
(1) – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы; (2) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Адаптация социальная
от лат. adaptatia — приспособление, и socium — общество) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. А.с. детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена из-за психофизиологических отклонений в развитии. Этим обусловлено значение коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
Адаптация социальная
активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе ; 1) процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой для соответствия ожиданий и требований участников взаимодействия; 3) способность изменять среду и приводить ее в соответствие со своими личными потребностями.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
от лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный) — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер процесса социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Адаптация социальная
(от лат. adapto – приспособляю и socium – общество) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности А.с. происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т.п.). А.с. аномальных детей существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
Социальная адаптация
взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласуются требования и ожидания участников взаимодействия. Важнейшим компонентом социальной адаптации является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Результатом успешной социальной адаптации является социально-психологическая компетентность. Цепь последовательных успешных результатов социальной адаптации обеспечивает социальное развитие, ведет к социальной зрелости рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта ведет к дезадаптации и отклоняющемуся поведению.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
Адаптация социальная
1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения - родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.
Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной среды с помощью мероприятий по установлению соответствия поведения воспитанника принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировке несоответствия такого поведения; вид взаимодействия его c социальной средой. Основным способом социальной адаптации ребенка является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации), сложившихся здесь норм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, семейных и соседских отношений и т. д.), а также форм предметной деятельности (способов профессионального выполнения работ, семейных обязанностей и т. д.).
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Социальная адаптация
лат. – приспособление к обществу) – приспособление человека к условиям социальной среды, способность изменяться самому в зависимости от изменения этих условий или при попадании в новую среду. Социальная адаптация – это усвоение человеком культуры общества, стиля поведения, норм, отношений. Сюда входит также способность человека корректировать среду «под себя», находить в ней свою «нишу», сохраняя способность к нормальной жизнедеятельности. Социальная адаптация нужна детям и учителям при смене коллектива школы, вуза или лагеря, взрослым при смене профессии и рабочего места, всем и каждому при смене общественно-экономических условий школы. Слишком повышенная социальная адаптивность проявляется как конформизм, мимикрия, а слабая – как консерватизм, ригидность.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Психологическим содержанием С. а. является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в него индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. С. а. предполагает способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха, адекватную систему отношений с окружающими людьми. Основные типы С. а. определяются структурой потребностей и мотивов индивида. Выделяются: 1) тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду; 2) тип, определяющийся пассивным принятием целей и ценностных ориентации группы. С. а. при обучении иностранным языкам проявляется в речевом поведении, речевом этикете, невербальных формах поведения.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
интегративный показатель
состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Социальная дезадаптация может возникать в результате органического заболевания, тяжелого увечья, функционального психического заболевания. Степень дезадаптации и потенциальные возможности социореадаптации определяются как тяжестью и специфическими особенностями заболевания, так и характером внутренней переработки человеком социальной ситуации болезни.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
от лат. adapto - приспособляю)процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Результатом социально-психологической адаптации личности являются сформированные социальные и профессиональные качества деятельности, поведения, общения, принятые в обществе. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. ) — приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из общественно-психологических механизмов социальной личности. (Глоссарий современного образования. - Харьков, 1998. ) — процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. ( Успенский В.Б., Чернавская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. - М., 2003. ) См. также Социальная адаптация
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Адаптация социальная
(adaptation – приспосабливать)– процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной среды с помощью мероприятий по установлению соответствия поведения воспитанника принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировке несоответствия такого поведения; вид взаимодействия его с социальной средой. Основным способом социальной адаптации ребенка является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей). Социальная адаптация имеет активную и пассивную форму. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность этой средой. Показателем низкой социальной адаптации ребенка является отклоняющееся поведение – дезадаптация социальная, которая характеризуется утратой ребенком или несформированностью у него социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды атмосферы образовательного учреждения.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(средневек. аdaptation) – вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент А. с. – согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Различают варианты адаптационного взаимодействия, зависящие от степени активности и направленности деятельности личности и группы: подчинение среде, обновление среды, ритуализм (преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют нешаблонные, неодобряемые или неизвестные ранее способы, строго следуя традициям и ритуалам), уход от жизни (непринятые, странные с точки зрения среды цели достигаются такими же непонятными и неодобряемыми способами), бунт, восстание (личность или группа выдвигают новые цели и используют новые способы их достижения) (Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М., 1980; Соціальна політика в Україні та сучасні стратегії адаптації населення: Зб. наук. ст. — К.: НВФ Ситуо-центр/Ніка-центр, 1998; Злобіна О. Г., Тихонович В. О. Особистість сьогодні: адаптація до суспільної нестабільності. — К.: Інститут соціології НАН України, 1997). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
процесс и результат согласования человека с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. В А.с. выделяют две формы: активную, когда субъект стремится воздействовать на среду с целью ее изменения; б) пассивную, когда субъект не стремится к такому воздействию и изменению. Показателями успешной А.с. выступает высокий социальный статус индивида (слоя, группы) в данной среде, его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными элементами (в частности, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой А.с. являются перемещения субъекта в другую социальную среду (миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность А.с. зависит от характеристики среды и субъекта.
Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.
Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных среды его жизнедеятельности или в определенных условиях.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней.
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям, и насколько его поведение, отношения, результативность деятельности соответствует возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания.
Компоненты А.с.: адаптирующийся элемент, адаптивная среда, адаптивная ситуация, адаптивная потребность.
Адаптивность — способность ребенка к адаптации. Носит индивидуальный характер для каждого и зависит от социального опыта подростка и возможностей его организма и психики. Формируется за счет волевой сферы и особенностей характера ребенка. А. – состояние активности; характеристика тенденции соответствия или несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности ребенка. А. – выражается в согласовании, а неадаптивность – в рассогласовании целей и результатов.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.