Субъект
активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Субъект
индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
Субъект
индивид или группа как носитель осознанной активности в познании и преобразовании действительности.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Субъект
человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него с целью подчинения своим интересам.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
СУБЪЕКТ
(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе). Человек, проявляющий активность в деятельности и общении с другими людьми.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Субъект
лат. subjectum — подлежащее, лежащий внизу, в основании) - конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Субъект
социальное бытие человека в рамках фиксированных норм, обладающее тенденцией к сохранению самоопределения или коррекции самоопределения при смене норм «извне».
Источник: Методологический словарь для стратегов
СУБЪЕКТ
от лат. subjectum — подлежащее) — носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.
Источник: Педагогический словарь
СУБЪЕКТ
(лат. subjectum – подлежащее, лежащее внизу, в основании) – конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного, осуществляющий изменение в других людях и в себе. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Субъект
(от лат. subjectum — подлежащее) — носитель активности, человек (или институт, коллектив), способный ставить и осуществлять цели, вести анализ, принимать решения, наделенный определенной свободой, обладающий способностью к развитию и самореализации; человек, преобразующий окружающий мир и себя в этом мире.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
СУБЪЕКТ
от лат. subjectus — находящийся в основе) — 1) человек как носитель каких-либо свойств, обозначение объективированного Я, т. е. индивида, которому противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, — в этом отношении он выступает как «субъект познания», «субъект действия»; 2) логическое подлежащее, предмет суждения. Субъективный — свойственный только данному лицу, субъекту, личный; лишенный объективности, пристрастный.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Субъект
это человек, осуществляющий те или иные специфически человеческие действия, источник своей деятельной активности. Понятие «субъект» отражает деятельное бытие человека.
Готовность же и способность человека быть источником собственной деятельной активности принято называть субъектностью. См. также: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995. Шустова И.Ю. Воспитание и развитие субъектности юношества в детско-взрослой общности. – Ульяновск, 2009.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
СУБЪЕКТ
носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленной на объект. Субъект с точки зрения диалектики отличается присущим ему самосознанием, поскольку он овладел в определенной мере созданным человечеством миром культуры – орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических, нравственных оценок и т. д. Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности. Литература: [65].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
Субъект
индивид или группа (совокупный субъект) как носитель активности, источник познания и преобразования себя и окружающей среды. Активность субъекта проявляется; субъектных свойствах личности: автономности, способность выделять себя из среды, влиять на среду и организовывать среду своего учения, общения, жизни; способности делать выбор брать на себя ответственность за сделанный выбор, проявлять свою индивидуальность и независимость, самостоятельно орга низовывать и регулировать свое поведение и др. Субъектные свойства проявляются по мере развития нравственного самосознания личности, накопления субъектного опыта и саморефлексии.
Источник: Глоссарий по педагогике.
СУБЪЕКТ
1) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; 2) носитель предметно-практической деятельности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом.
Субъектность человека проявляется в его активной жизнедеятельности, общении, самосознании (позиция «Я сам»).
Субъекты педагогической деятельности — те люди и их группы, кто ее осуществляет:
• общество, т.е. та социальная среда (государство, нации, классы, религиозные конфессии), в которой осуществляется педагогическое воздействие на людей;
• группа, т.е. небольшая по величине общность людей, в среде которых осуществляется педагогическая деятельность;
• педагог, т.е. человек, который организует и управляет педагогической деятельностью; ребенок как активное заинтересованное лицо образовательного процесса и собственного развития.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Субъект
лат. – лежащий в основе) – активный носитель деятельности и познания способный проявлять свою волю в их осуществлении и влияющий на качество. В этом смысле мы говорим об ученике, учителе и родителях ученика как субъектах педагогического процесса и образовательной деятельности. Участники педагогического процесса являются объективно субъектами в силу наделенности волей, способностью к познанию и деятельности. Субъектность человека освобождает его от жесткой зависимости от внешнего воздействия и наделяет самостоятельностью и ответственностью. Субъект и его позиция всегда есть часть целого (педагогической системы, процесса, ситуации) и потому зависит от тех прав и обязанностей, которые в этом «целом» ему предоставляются. Субъект обучения, например, ученик, хотя и обладает способностью к саморегуляции, выбору программ обучения, к корректировке образовательной технологии, но ему могут не предоставляться возможности реализовать и развивать эту способность. Так было в тоталитарной системе обучения. Поэтому для того, чтобы потенциальный субъект стал реальным, нужно осуществить процесс субъективации личности.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Субъект
[лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе] – 1) конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания (объектов), источник активности; 2) человек как носитель каких-л. свойств, личность; 3) человек или группа как носитель активности, источник деятельности. Основным свойством человека как субъекта является направленность его деятельности (по Б.Ф. Ломову). Ряд психологов называют по существу это же свойство С. по-другому: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «организация побудительных сущностных сил человека» (В.К. Шановский). Понятия С. и личности не совпадают: «Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность – совокупностью общественных отношений...» (Б.Г. Ананьев). По Б.Г. Ананьеву и А.Н. Леонтьеву субъект деятельности – это совокупность индивидных и личностных свойств. При этом, если С. осуществляет деятельность как проявление собственного имманентного свойства (деятельность-1), то в структуре С. превалируют индивидные свойства. Если же С. включен в деятельность как способ существования действительности (деятельность-2), то в его структуре начинают доминировать личностные свойства. Еще более высокое положение человека проявляется в его понимании своей субъектности как равного среди других полюса живого пространства космоса (по В.П. Казначееву), что требует от него проявления свойств индивидуальности – верхней ступени символического восхождения человека к самому себе. Пониманию проблемы субъектности в акмеологии способствует антропный принцип, а также принятие «со-бытийности» при рассмотрении материального и идеального начал в предметах и явлениях.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
СУБЪЕКТ
от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – изначально философское понятие, в концепции Гегеля обозначавшее источник имманентной активности. В гуманистической психологии (К.Роджерс) понятие связывалось, скорее, с ценностным подходом к личности, пациенту. В отечественной психологии категория субъекта разрабатывается в двадцатые годы в контексте философской антропологии С.Л.Рубинштейном. Однако, в официальной советской психологии первоначально удалось реализовать только категорию деятельности, трактовка структуры которой также отправлялась от философской формулы «цель-средство-результат». Постепенно С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев сумели, включив в нее мотивационную составляющую, раскрыть ее психологическую специфику. Последнее понимание деятельности фактически совпадало с понятием активности.
Одновременно С.Л.Рубинштейн выдвигает принцип единства сознания и деятельности, в котором под деятельностью подразумевалась не внутренняя психическая (идеальная) деятельность, а реально-практическая, а у сознания – своя специфическая сущность, структура и функции: в деятельности оно проявляется и развивается, но с ней не совпадает. За связью сознания и деятельности уже реально стояла личность, которая и в которой осуществлялась эта связь, т.е. имплицитно подразумевался С.
Официально понятие С. в отечественной психологической литературе впервые употребляется Д.Н. Узнадзе, а затем Б.Г.Ананьевым (в 60-х гг.), хотя философско-психологическая концепция С. уже была изложена С.Л.Рубинштейном в его рукописи «Человек и мир» конца пятидесятых годов (она была опубликована лишь в 1973 г.). Б.Г.Ананьев раскрывает понятие С. в его дифференциальном значении, опираясь на него, стремится выявить отличие, специфику С. деятельности, от С. общения, а последнего – от С. познания.
С.Л.Рубинштейн в книге «Человек и мир» воспроизводит свои ранние идеи (20-х гг.) о самодеятельности субъекта, о его самодетерминации и саморазвитии, о детерминации, идущей от субъекта, т.е. изменении им окружающей действительности, одновременно вбирает в его определение понимание детерминизма, предложенное им в 50-х гг. как диалектику внешнего и внутреннего, т.е. утверждает специфичность психической и личной организации, избирательность, активность. Он выдвигает собственно философское понятие человека как С. – центра бытия, обладающего специфическим способом осуществления своей сущности, и философско-психологическую концепцию личности как С. жизненного пути. Здесь понятие субъекта определяется через способность ценностным образом регулировать, направлять и осуществлять свою жизнь и объективировать себя в ней. Категория С., что существенно для акмеологии, обозначает его постоянное совершенствование, развитие «по восходящей».
Категория С. в отечественной психологии оказалась многоаспектной: понятие субъекта стало употребляться и для обозначения особого качества коллектива в социальной психологии, и для дискуссии по поводу соотношения общения и деятельности в общей психологии, и в социологии и т.д.
В связи с этим в школе С.Л.Рубинштейна были разработаны концепции (и соответствующие понятия) субъекта деятельности и субъекта жизненного пути. Понятие субъекта деятельности не просто обозначало автора деятельности, но ее инициатора, организатора ее объективного контура, в котором он обладает способностью выделять из совокупности условий и требований, определенные задачи, выстраивать их последовательность, иерархию и решать, гарантируя, неся ответственность за достижение результата своими силами при непредвиденных трудностях и обеспечивая нормативно требуемый и субъективно приемлемый качественный уровень осуществления деятельности и заданные сроки ее завершения. Теоретически в этой концепции было соединено представление о творческом инициирующем качестве С., но вместе с тем преодолено представление о его (приписанном ему социалистической философией) всемогуществе – способности изменять природу и общество. Можно выделить три основные качества С. 1. Способность соотносить и приводить в соответствие свои возможности, мотивы, способности, притязания с требованиями деятельности и разрешать противоречия между ними. 2. Способность на основе саморегуляции и самоорганизации использовать свои психические и личностные возможности, как ресурсы оптимальным для личности и эффективности деятельности способом (см. Субъект деятельности). 3. Способность к самосовершенствованию, саморазвитию.
Источник: Акмеологический словарь