СУБЪЕКТНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Субъектность
самостоятельно порожденная конкретной личностью творческая активность по преобразованию среды и своих ценностных отношений с ней.

Источник: Глоссарий по педагогике.

СУБЪЕКТНОСТЬ
способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходимо формировать в процессе пед. взаимодействия.

Источник: Педагогический словарь

СУБЪЕКТНОСТЬ
или КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТНОСТИ, или КАТЕГОРИЯ АВТОРИЗАЦИИ, — глобальная функционально-семантическая и прагматическая категория, содержанием которой является репрезентация субъекта речи в высказывании и тексте. В категории С. находят прямое выражение авторское сознание, позиция говорящего относительно разных компонентов речевой коммуникации, прежде всего, относительно содержания высказывания. С. является важнейшей интегрирующей категорией текста.
Осмысление категории С. в лингвистике начато В. фон Гумбольдтом, изучением этой проблемы занимались Ш. Балли, Ж. Вандриес, в отечественном языкознании — А.А. Потебня, A.M. Пешковский, В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, Т.М. Дридзе, В.В. Одинцов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, М.Н. Кожина, Ю.С. Степанов и др. Развитие теории С. в России первоначально связано с грамматической традицией, в рамках которой субъект понимается как обозначение члена предложения, соответствующего предмету мысли (логический коррелят подлежащего). Далее представление о субъекте предложения-высказывания получило дифференциацию (различение грамматического, семантического, коммуникативного, логического, психологического субъектов). Позднее, параллельно со становлением лингвистики текста, развивается представление о субъекте как авторе замысла и творце речевого произведения, соответственно — о С. как текстовой категории.
С. как личностное содержание высказывания выражается двумя путями: через прямое речетекетовое позиционирование говорящего (субстанциальная С.) и через речевую ткань высказывания и текста (модальность). Субстанциальная С., или представление лица, реализуется на базе соответствующей грамматической категории, наиболее полное воплощение получает в образе автора (рассказчика, повествователя). Специализированными формами выражения С. являются прямая и несобственно прямая речь. Модальность (см.) в плане языкового выражения С. чрезвычайно многообразна, в составе её экспликаторов интонационные, лексические, грамматические, композиционно-речевые средства, фрагменты текста.
С. как текстовая категория формируется всей совокупностью модусных речевых сигналов: слов, словосочетаний, грамматических показателей лица и наклонения, лексико-грамматических разрядов (модальных частиц, вводных слов и оборотов), интонационных типов предложений, текстовых фрагментов и др. Данная совокупность может интерпретироваться в терминах теории поля и трактоваться как дискретный субтекст целого текста, сосредоточенный на субъективной позиции автора.
Поскольку субъект речи неотрывен от целостной деятельности сознания и реального типа деятельности, в различных функциональных стилях речи С. специализирована. Так, в научном тексте субъект речи, он же автор текста, — это представитель научной деятельности и науки как формы сознания. Его статусная роль определяет слабую выраженность как субстанциальной, так и субъективно-модальной С., а роль субъекта познания ведёт к формированию субтекста, следующего за этапами эпистемической ситуации. В разговорной же речи, принципиально персональной, и субстанциальная, и модальная С. выражены полно и разнообразно. Художественная речь характеризуется сформированным образом автора; она, как правило, имеет несколько субъектных сфер и разработанную систему средств субъективации авторского повествования и речи персонажей. В пределах каждого функционального стиля действуют и более слабые противонаправленные тенденции. Так, полемическая научная статья может «портретировать» своего автора, а художественный текст (напр., рассказы В. Шаламова) строиться объективированно.
Степень С. речи пропорциональна её воздействующей силе.
Лит .: Арутюнова И.Д. Семантическая структура и функции субъекта // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1979. Т. 38. № 4; Балли Ш. Французская стилистика. М., 1955; Гуревич В.В. О «субъективном» компоненте языковой семантики // ВЯ. 1998. № 1; Кожина М.Н., Титова Л.М. К вопросу об авторской индивидуальности в научном стиле речи // Исследования по стилистике. Вып. 5. Пермь, 1976; Лапп Л.М. Интерпретация научного текста в аспекте фактора «субъект речи». Иркутск, 1993; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Мельник Я. Субъективность как языковая категория. Ивано-Франковск, 1997; Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956; Степанов Ю.С. В поисках прагматики (проблема субъекта) / Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. 1981. Т. 40. № 4; Химик В.В. Категория субъективности и её выражение в русском языке. Л., 1990; Шмелёва Т.В. Субъективные аспекты русского высказывания: ДД. М., 1995.
Т.В. Матвеева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
257.31 кб

Интегральная субъектность как общий принцип современной парадигмы профессионального образования

Кустов Л. М.
Читать PDF
123.99 кб

Субъектность педагога как культуросообразная потребность общества

Глазачев Станислав Николаевич, Кашлев Сергей Семенович, Соколова Н. И.
На основе анализа философских, психологических и педагогических работ предпринята попытка авторского осмысления проблемы субъектности педагога как культуросообразной потребности общества.
Читать PDF
220.01 кб

Субъектность как феномен современных психолого-педагогических исследований

Селиванова Ольга Геннадьевна
Статья раскрывает авторскую позицию в исследовании cтановления субъектности школьника на разных ступенях обучения.
Читать PDF
341.84 кб

Субъектность младших школьников при обучении иностранным языкам: ядерные и периферийные характеристи

Мурашева Е. С.
В данной статье раскрывается содержание субъектности младших школьников при обучении иностранным языкам. Рассматриваются возрастные границы младшего школьного возраста.
Читать PDF
157.98 кб

Субъектность старшеклассника как основа для последующего саморазвития и профессионального самоопреде

Белов А. А.
В статье рассматривается проблема развития субъектности старших школьников как психолого-педагогическая проблема. Автор характеризует ключевые признаки субъектности, называет критерии сформированности данного качества.
Читать PDF
111.54 кб

Субъектность студента как условие подготовки компетентного педагога-психолога в негосударственном ву

Мухаметзянова Ф. Г., Зайнутдинов Р. А.
The article considers the subject approach at the system of professional higher education as strategy of becoming and development of the competitive competent expert.
Читать PDF
639.15 кб

Субъектность студента и ее формирование как педагогическая проблема

Царев Сергей Александрович
Рассматриваются сущность субъектности студента как «образа себя» в деятельности: совокупности профессиональных ценностно-волевых установок, способности быть активным стратегом своей образовательной деятельности, опыта осознанной с
Читать PDF
240.78 кб

Субъектность как системообразующий фактор и ресурс профессиональной компетентности студентов колледж

Величко Елена Владимировна, Минюрова Светлана Алигарьевна
В статье раскрывается значение субъектности как фактора и ресурса формирования профессиональной компетентности студентов колледжа.
Читать PDF
235.17 кб

Субъектность концептуальных изменений в образовании и их влияние на управление школьной организацией

Волков Валерий Николаевич
Необходимость создания новой модели управления школой обусловлена изменениями образовательного процесса.
Читать PDF
208.80 кб

Субъектность ученика и автономия учителя: образовательно-философский анализ

Кожевникова Маргарита Николаевна
Статья, представляющая собой анализ с позиций философии образования особенно значимых в рамках идеологии новых ФГОС концептов субъектности и автономии, посвящена необходимости постановки и решения проблемы автономии в образовании
Читать PDF
2.53 мб

Субъектность студентов педагогического вуза как профессионально важное качество будущих педагогов

Мешкова Ирина Владимировна
Статья посвящена анализу особенностей субъектности студентов педагогического вуза.
Читать PDF
285.13 кб

Субъектность студента педагогического факультета в межкультурной коммуникации

Голубь Инна Борисовна
Проблема межкультурной коммуникации ценностных ориентаций личности обусловлена формированием системы ценностных ориентаций у студенчества как особой социально-психологической общности людей.
Читать PDF
0.00 байт

Субъектность как базис социализации студента в образовательном процессе вуза

Пак Л.Г.
В статье рассматривается многоплановость и полифункциональность феномена субъектности. Раскрывается смысловая интерпретация субъектности как базиса социализации студента в образовательном процессе.
Читать PDF
1.01 мб

Субъектность как основа формирования профессиональной компетентности

Казанина Мария Владимировна, Миленханова Любовь Гавриловна
В статье рассматривается такая характеристика человека, как субъектность, ее важность в формировании профессиональной компетенции и актуальность исследования в области образования.
Читать PDF
0.00 байт

Субъектность преподавателя в системе медицинского образования

Мусохранова Маргарита Борисовна
В статье делается попытка переосмыслить суть личностно-ориентированного подхода в системе медицинского образования с акцентом на субъектность преподавателя.

Похожие термины:

  • СУБЪЕКТНОСТЬ: СТАНОВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

    Термин «субъектность» неразрывно связан с понятием субъекта (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) как носителем субстанциональных свойств и характеристик. До Нового времени под эт
  • ПОЗИЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИЛИ СУБЪЕКТНОАВТОРСКАЯ

    выраженный авторский «почерк», теоретическая обоснованность действий, целостность воспитательной деятельности. Такая позиция проявляется в индивидуальной стратегии решения воспитательных зад
  • Принцип субъектности

    общая установка личностно-ори-ентированного воспитательного процесса, определяющая отношение к ребенку как активному, свободному, равноправному его участнику и предписывающая поворот всех комп