СУБЪЕКТНОСТЬ
Субъектность
самостоятельно порожденная конкретной личностью творческая активность по преобразованию среды и своих ценностных отношений с ней.
Источник: Глоссарий по педагогике.
СУБЪЕКТНОСТЬ
способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходимо формировать в процессе пед. взаимодействия.
Источник: Педагогический словарь
СУБЪЕКТНОСТЬ
или КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТНОСТИ, или КАТЕГОРИЯ АВТОРИЗАЦИИ, — глобальная функционально-семантическая и прагматическая категория, содержанием которой является репрезентация субъекта речи в высказывании и тексте. В категории С. находят прямое выражение авторское сознание, позиция говорящего относительно разных компонентов речевой коммуникации, прежде всего, относительно содержания высказывания. С. является важнейшей интегрирующей категорией текста.
Осмысление категории С. в лингвистике начато В. фон Гумбольдтом, изучением этой проблемы занимались Ш. Балли, Ж. Вандриес, в отечественном языкознании — А.А. Потебня, A.M. Пешковский, В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, Т.М. Дридзе, В.В. Одинцов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, М.Н. Кожина, Ю.С. Степанов и др. Развитие теории С. в России первоначально связано с грамматической традицией, в рамках которой субъект понимается как обозначение члена предложения, соответствующего предмету мысли (логический коррелят подлежащего). Далее представление о субъекте предложения-высказывания получило дифференциацию (различение грамматического, семантического, коммуникативного, логического, психологического субъектов). Позднее, параллельно со становлением лингвистики текста, развивается представление о субъекте как авторе замысла и творце речевого произведения, соответственно — о С. как текстовой категории.
С. как личностное содержание высказывания выражается двумя путями: через прямое речетекетовое позиционирование говорящего (субстанциальная С.) и через речевую ткань высказывания и текста (модальность). Субстанциальная С., или представление лица, реализуется на базе соответствующей грамматической категории, наиболее полное воплощение получает в образе автора (рассказчика, повествователя). Специализированными формами выражения С. являются прямая и несобственно прямая речь. Модальность (см.) в плане языкового выражения С. чрезвычайно многообразна, в составе её экспликаторов интонационные, лексические, грамматические, композиционно-речевые средства, фрагменты текста.
С. как текстовая категория формируется всей совокупностью модусных речевых сигналов: слов, словосочетаний, грамматических показателей лица и наклонения, лексико-грамматических разрядов (модальных частиц, вводных слов и оборотов), интонационных типов предложений, текстовых фрагментов и др. Данная совокупность может интерпретироваться в терминах теории поля и трактоваться как дискретный субтекст целого текста, сосредоточенный на субъективной позиции автора.
Поскольку субъект речи неотрывен от целостной деятельности сознания и реального типа деятельности, в различных функциональных стилях речи С. специализирована. Так, в научном тексте субъект речи, он же автор текста, — это представитель научной деятельности и науки как формы сознания. Его статусная роль определяет слабую выраженность как субстанциальной, так и субъективно-модальной С., а роль субъекта познания ведёт к формированию субтекста, следующего за этапами эпистемической ситуации. В разговорной же речи, принципиально персональной, и субстанциальная, и модальная С. выражены полно и разнообразно. Художественная речь характеризуется сформированным образом автора; она, как правило, имеет несколько субъектных сфер и разработанную систему средств субъективации авторского повествования и речи персонажей. В пределах каждого функционального стиля действуют и более слабые противонаправленные тенденции. Так, полемическая научная статья может «портретировать» своего автора, а художественный текст (напр., рассказы В. Шаламова) строиться объективированно.
Степень С. речи пропорциональна её воздействующей силе.
Лит .: Арутюнова И.Д. Семантическая структура и функции субъекта // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1979. Т. 38. № 4; Балли Ш. Французская стилистика. М., 1955; Гуревич В.В. О «субъективном» компоненте языковой семантики // ВЯ. 1998. № 1; Кожина М.Н., Титова Л.М. К вопросу об авторской индивидуальности в научном стиле речи // Исследования по стилистике. Вып. 5. Пермь, 1976; Лапп Л.М. Интерпретация научного текста в аспекте фактора «субъект речи». Иркутск, 1993; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Мельник Я. Субъективность как языковая категория. Ивано-Франковск, 1997; Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956; Степанов Ю.С. В поисках прагматики (проблема субъекта) / Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. 1981. Т. 40. № 4; Химик В.В. Категория субъективности и её выражение в русском языке. Л., 1990; Шмелёва Т.В. Субъективные аспекты русского высказывания: ДД. М., 1995.
Т.В. Матвеева
Осмысление категории С. в лингвистике начато В. фон Гумбольдтом, изучением этой проблемы занимались Ш. Балли, Ж. Вандриес, в отечественном языкознании — А.А. Потебня, A.M. Пешковский, В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, Т.М. Дридзе, В.В. Одинцов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, М.Н. Кожина, Ю.С. Степанов и др. Развитие теории С. в России первоначально связано с грамматической традицией, в рамках которой субъект понимается как обозначение члена предложения, соответствующего предмету мысли (логический коррелят подлежащего). Далее представление о субъекте предложения-высказывания получило дифференциацию (различение грамматического, семантического, коммуникативного, логического, психологического субъектов). Позднее, параллельно со становлением лингвистики текста, развивается представление о субъекте как авторе замысла и творце речевого произведения, соответственно — о С. как текстовой категории.
С. как личностное содержание высказывания выражается двумя путями: через прямое речетекетовое позиционирование говорящего (субстанциальная С.) и через речевую ткань высказывания и текста (модальность). Субстанциальная С., или представление лица, реализуется на базе соответствующей грамматической категории, наиболее полное воплощение получает в образе автора (рассказчика, повествователя). Специализированными формами выражения С. являются прямая и несобственно прямая речь. Модальность (см.) в плане языкового выражения С. чрезвычайно многообразна, в составе её экспликаторов интонационные, лексические, грамматические, композиционно-речевые средства, фрагменты текста.
С. как текстовая категория формируется всей совокупностью модусных речевых сигналов: слов, словосочетаний, грамматических показателей лица и наклонения, лексико-грамматических разрядов (модальных частиц, вводных слов и оборотов), интонационных типов предложений, текстовых фрагментов и др. Данная совокупность может интерпретироваться в терминах теории поля и трактоваться как дискретный субтекст целого текста, сосредоточенный на субъективной позиции автора.
Поскольку субъект речи неотрывен от целостной деятельности сознания и реального типа деятельности, в различных функциональных стилях речи С. специализирована. Так, в научном тексте субъект речи, он же автор текста, — это представитель научной деятельности и науки как формы сознания. Его статусная роль определяет слабую выраженность как субстанциальной, так и субъективно-модальной С., а роль субъекта познания ведёт к формированию субтекста, следующего за этапами эпистемической ситуации. В разговорной же речи, принципиально персональной, и субстанциальная, и модальная С. выражены полно и разнообразно. Художественная речь характеризуется сформированным образом автора; она, как правило, имеет несколько субъектных сфер и разработанную систему средств субъективации авторского повествования и речи персонажей. В пределах каждого функционального стиля действуют и более слабые противонаправленные тенденции. Так, полемическая научная статья может «портретировать» своего автора, а художественный текст (напр., рассказы В. Шаламова) строиться объективированно.
Степень С. речи пропорциональна её воздействующей силе.
Лит .: Арутюнова И.Д. Семантическая структура и функции субъекта // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1979. Т. 38. № 4; Балли Ш. Французская стилистика. М., 1955; Гуревич В.В. О «субъективном» компоненте языковой семантики // ВЯ. 1998. № 1; Кожина М.Н., Титова Л.М. К вопросу об авторской индивидуальности в научном стиле речи // Исследования по стилистике. Вып. 5. Пермь, 1976; Лапп Л.М. Интерпретация научного текста в аспекте фактора «субъект речи». Иркутск, 1993; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Мельник Я. Субъективность как языковая категория. Ивано-Франковск, 1997; Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956; Степанов Ю.С. В поисках прагматики (проблема субъекта) / Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. 1981. Т. 40. № 4; Химик В.В. Категория субъективности и её выражение в русском языке. Л., 1990; Шмелёва Т.В. Субъективные аспекты русского высказывания: ДД. М., 1995.
Т.В. Матвеева
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.