МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мировоззрение
система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает сове отношение к окружающей его природе и обществу.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Мировоззрение
интегральное качество личности, отражающее систему научных знаний, дополненных опытно-эмоциональным восприятием действительности.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Мировоззрение
система обобщенных взглядов, убеждений, идеалов человека, отражающих понимание им окружающего мира и определяющих общую направленность его деятельности.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности – социальной, гражданской, общественной.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Мировоззрение
упорядоченная система взглядов на "мир". М. строится по тем же требованиям, что и теория, но применительно к материалу любых воззрений, обращенных на реальность.

Источник: Методологический словарь для стратегов

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система взглядов человека на мир: самого себя, природу, общество, труд, познание и т.д., определяемая совокупностью принципов, взглядов, убеждений, жизненной позицией личности.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система взглядов на явления природы, на развитие общества, человека; позволяющая ориентироваться в окружающей действительности и определяющая общую направленность поведения человека (людей).

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
целостное представление, система обобщенных взглядов на объективный мир, природу и общество, миропонимание и мировосприятие, выражающееся в системе убеждений, ценностей и идеалов личности или социальной группы.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Мировоззрение
целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Мировоззрение
система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности (18, с. 367].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система представлений, идей, взглядов на окружающую действительность. М. – своего рода опыта, знаний и самосознания в целостную систему мира, которая обуславливает жизненную ориентацию человека, его отношение к действительности и к самому себе.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [80, c. 301].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В основе М. лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире.

Источник: Педагогический словарь

Мировоззрение
система взглядов на мир и место в нем человека; целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе М. лежат миропонимание (совокупность определенных знаний о мире), мировосприятие (идеалы, модели и образы реальности), чувственные отношения.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
создаваемая воспитанием и образованием система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющая отношение человека к окружающей действительности, задающая направленность его поведения в ней и позволяющая ему ориентироваться в различных сферах общественной жизни (бытовой, экономической, интеллектуальной, нравственной и т. д.).

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система философских, научных, социальнополитических, эстетических и иных взглядов и убеждений, а также моральноэтических принципов, определяющих отношение человека к окружающей действительности и общую направленность его поведения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире, и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образцах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Одна из форм направленности личности как система ее взглядов на себя и свое место в мире и обусловленных ими убеждений, идеалов, принципов, ценностной ориентации – жизненной позиции личности. М. может быть научным или опираться только на здравый смысл. В психологической структуре М. обычно выделяют следующие компоненты: мироощущение, восприятие, миропредставление, миропонимание, мирооценка. Первые три компонента обобщаются в миросозерцании, последние – подготавливают переход М. в убеждение. Формирование и развитие М. – одна из задач реализации воспитательной цели обучения на занятиях по языку.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Мировоззрение
(научное) – органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. В систему научного мировоззрения входят следующие понятия: взгляды, убеждения, теоретическое мышление, непреклонная воля. Основные функции научного мировоззрения: просветительская, воспитательная, организационная, прогностическая. «

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система философских, научных, социально-политических, эстетических и иных взглядов и убеждений, а также морально-этических принципов, определяющих отношение человека к окружающей его действительности и общую направленность его поведения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире, и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений. В демократическом обществе вопрос о мировоззрении каждого человека является его личным делом без каких-либо ограничений.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Мировоззрение
форма самосознания, существующая как непротиворечивая система взглядов человека или общества в целом на мир во всех его проявлениях, на сущность и место человека в нем (в миру), и определяющая понимание, восприятие и преобразование действительности. Мировоззрение у конкретного человека проявляется в виде верований, убеждений, идеалов, принципов, предположений, ценностных ориентаций, оценок. По содержанию это обобщенные представления личности о мире, исторической судьбе человечества, о жизни и смерти человека, о нравственных основах земной жизни. Мировоззрение – явление историко-культурное, поэтому оно всегда содержит в себе элементы старого отживающего и нового нарождающегося. Наиболее крупными общественными мировоззренческими системами были космоцентризм (космизм), теоцентризм и антропоцентризм. В основе их лежало определение природы человека и его миссии на земле. Производными от этих трех мировоззренческих парадигм являются такие системы взглядов, как религиозные и материалистические. Примером первого служит православие, второго – марксизм-ленинизм, атеизм. Мировоззрение – явление духовное, в этом смысле оно предопределяет всю человеческую жизнь.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру. М. выступает как духовнопрактическое явление и представляет собой сплав знаний, поведенческих установок, ценностей и убеждений. М. может быть повседневнопрактическим и теоретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным. К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское. М. имеет две стороны: мироощущение (психоэмоциональная основа мировоззрения) и миропонимание (интеллектуальная основа). М. – сложное, напряженное, противоречивое единство миропонимания и мироощущения, знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления (Гершунский Б. С. Менталитет и образование. – М.: Наука, 1996; Губерський Л, Андрющенко В., Михальченко М. Культура. Ідеологія. Особистість. – К., 2002; ППодольська Є. А., Філіппова О. А. Етнічність, релігія, нація: міжкультурні комунікації. — Х.: Золоті сторінки, 2003; Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступл. IV Рос. филос. конгресса (Москва, 24–28мая 2005 г): В 5 т. – М.: Современные тетради, 2005). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
одна из ведущих воззренческих форм направленности личности – система имеющихся у личности понятий и представлений о мире: природе, человеке, обществе и о самой себе, своем месте, своей роли в этом мире. Мировоззрение имеет огромный жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения человека, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы и т. д. Различают три типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение; религиозное мировоззрение; научное (философ ское) мировоззрение. Все эти типы мировоззрения образуют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов: как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество и т. д. На житейском, обыденном уровне мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и передающимися из поколения в поколение житейским, бытовым опытом людей. Религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение дает человеку фантастическую картину мира и связано с признанием сверхъестественного мирового начала. Научное мировоззрение. Научное (философское) мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе, человеке и обществе и обладает логической доказательностью. Научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы, человека и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков. Оно вооружает совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой ценностных ориентаций. Наиболее общими критериями сформированности научного мировоззрения личности являются:
- системность научного знания, объясняющего сущность и законы развития природы, человека и общества;
- развитая способность диалектического осмысления действительности, дальнейшего развития мировоззрения, умелого анализа новых явлений, событий. Компонентами мировоззрения человека являются ценности. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе М. лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире. На основе таких знаний и представлений возникли, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. В М. входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. М. всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Важнейшей оценкой М. является степень его истинности. Но М. можно оценивать и с точки зрения его систематичности, широты охвата социальной практики, глубины и всесторонности осмысления жизни, а также с точки зрения эффективности решения проблем конкретного человека. При этом могут возникнуть противоречия между различными ценностными характеристиками М. Пессимистическое М. может на конкретном этапе развития общества наиболее глубоко отражать состояние современной культуры и т.о. стать стимулом к более глубокому отображению недостатков реальности, сконцентрировать усилия на их преодолении. Такого рода М. способствовало выходу общества из кризиса и тем самым стимулировало его развитие. С другой стороны, оптимистическое М. может быть слабо обоснованным, не раскрывающим реальных проблем, а потому дезориентирующим. М. всегда связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество. В М. могут проявляться как догматизм, так и скептицизм. И, как всегда в жизни, существует наиболее адекватно отображающая суть дела позиция разумного критицизма. Догматик абсолютно уверен в правильности всех положений, лежащих в основе его М., и не способен учесть к.-л. критику извне. Скептик, в отличие от догматика, напротив, во всем сомневается, и эти сомнения блокируют возможности реально опереться на к.-л. прочные мировоззренческие установки. М. скептика постоянно меняется, он не в состоянии иметь достаточно целостное М. Наиболее правильная позиция - выработать целостное М., ориентируясь на исторически сложившиеся традиции, и ассимилировать в нем все разумное, что имеется в других мировоззренческих ориентациях. Ни одна мировоззренческая позиция не могла оставаться неизменной под давлением реальной истории. И наиболее глубокие из них потому и выжили, что смогли ассимилировать в себе все ценное, все мировоззренчески значимое, что давала история мировой культуры. М. не всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", определяют жизненные позиции, его совесть. М. отдельной личности, социальной группы, определенного общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию. М. может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, иде- алов, принципов. М. человека нередко базируется на его непосредственном жизненном опыте. На разных этапах развития культуры возможности получения информации, конечно, различны, но существует обыденная жизнь, обыденное сознание, в рамках которого может формироваться М. Такое М. всегда характеризуется недостаточной систематичностью, эклектичностью. Оно содержит в себе фрагменты разрозненных, недостаточно обоснованных знаний, элементы философии и мифологии. М. такого рода существует в обществе как многовариантное, оно сильно зависит от изменений, происходящих в общественном сознании, от слухов, расхожих мнений, от уровня культуры субъекта, его социального положения. Оно может быть как религиозным, так и безрелигиозным. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни человека. В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное М., в рамках которого была бы осмыслена вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Сознательное стремление выработать такого рода М. проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества. В любом обществе есть много разнообразных доктрин, которые по-разному осмысливают современную культуру, всю историю человечества и его будущее. Каждый человек свободен в выборе своего М., однако он не может быть свободным от общественных отношений. В демократическом обществе вопрос о М. каждого человека является его личным делом без к.-л. ограничений. В М. человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. На протяжении мн. тысячелетий в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологическое М. Неразвитость языка, отсутствие возможностей выразить абстрактные понятия, неумение древними людьми различать связи части и целого, а также причинно-следственные и пространственно-временные связи и другие - все это приводило к тому, что М. того времени было слабо систематизировано, включало в себя значительную долю образных и эмоциональных компонентов. В мифе закреплялись все нормы поведения и т.д. Индивидуальный опыт был не в состоянии повлиять на миф. Традиционность мифологического М. имела жизненно важное значение для первобытного общества. По мере распада мифологической культуры мировоззренческие аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время особой форме общественного сознания - философии. В истории европейской культуры стремление к рационально обоснованному М. выявилось наиболее четко в Древней Греции. Здесь родилась философия как вид теоретического, доказательного и систематизированного размышления над мировоззренческими проблемами. Философия античного мира сразу стала плюралистической. М. средневековой Европы сложилось в результате синтеза христианства и античной культуры. Его формирование сопровождалось интенсивным взаимодействием многочисленных религиозных верований. М. этой эпохи обладало определенной целостностью. Важнейшие противоречия средневековой культуры, выраженные в противостоянии вечного и временного, священного и греховного, небесного и земного, жизни и смерти, души и тела и т.д. получали свое разрешение в обращении к Богу. Магическое единство человека и природы, символическое значение всего происходившего в мире, вера в чудеса и знамения определяли не только миропонимание, но и мироощущение людей. Идеологи Просвещения считали средние века временем, потерянным для развития человечества. Они видели в этом времени только проявление невежества, фанатизма и тирании. Человек сам творит свою судьбу. Человечество закономерно совершенствуется, развивая промышленность, культуру, науку, технику. Знания - та сила, которая дает возможность использовать природные богатства, увеличивая не только физическую силу человека, но и его интеллектуальные способности. Эти общие черты эпохи Просвещения определили новый стиль мышления. Современные представления о мире сложились, по сути дела, целиком на основании достижений науки 20 в.: теории относительности, квантовой механики, космологии, биологии, синергетики и др. Однако на фоне колоссальных изменений 20-е столетие оказалось веком эскалации насилия, ознаменовалось огромным количеством социальных конфликтов, противостоянием народов. Широкое применение науки и техники показало, что они способны обернуться против человека. 20 в. демонстрирует нам беспрецедентную динамику. С начала века население мира увеличилось более чем в 3 раза, объем промышленного производства - почти в 20 раз. Во многие десятки раз возросли информационные потоки. Видение реальности и ее проблем было существенно различным в начале и конце века. Сегодня существует огромное многообразие философских построений. Однако не многие из них претендуют на создание целостного М. Все более популярной становится точка зрения, что в силу огромных масштабов и разнообразия современных научных знаний и их быстрого приращения целостное М. вообще невозможно сегодня построить. Но именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономической и политической свободы, свободы совести и выбора М. Все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но и для его духовной жизни. Религия сегодня в полной мере признает высокое предназначение научного знания и с Вместе с тем высокая оценка науки причудливо сочетается с широким распространением суеверий и современных мифов, нередко облаченных в научные одежды. Наших современников беспокоит возрастание духовной апатии и нравственного нигилизма. Большинство людей на планете охватывает тревога за будущее, Это чувство вызывается прежде всего гл. проблемами современности: как выжить человечеству и как уменьшить социальную несправедливость в отношениях между людьми и народами? Дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире - гл. задача выработки М. — система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют напрвленность его деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
В основе М. лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.
В М. входит также и мировосприятие, к-рое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практич. жизни, иск-ве, лит-ре, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено, нередко задается примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого иск-вом и лит-рой.
М. всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Мировоззренчески важные аспекты действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным. «Что войны, что чума? — конец им виден скорый, /Им приговор почти произнесен. /Но кто нас защитит от ужаса, который /Был бегом времени когда-то наречен?», — писала А. Ахматова. Важнейшей оценкой М. является степень его истинности. Но М. можно оценивать и с точки зрения его систематичности, широты охвата социальной практики, глубины и всесторонности осмысливания жизни, а также с точки зрения эффективности решения проблем конкретного человека. При этом могут возникать противоречия между разл. ценностными характеристиками М. Такое положение нельзя абсолютизировать. Пессимистич. М. может на конкретном этапе развития общества наиб. глубоко отражать состояние совр. культуры и т. о. стать стимулом к более глубокому отображению недостатков реальности, сконцентрировать усилия на их преодолении. В истории культуры существовало немало произведений с пессимистич. акцентами, к-рые внесли довольно Значит. вклад в понимание реальности и возможности ее преобразования. Такого рода М. способствовало выходу общества из кризиса и тем самым стимулировало его развитие. С другой стороны, оптимистич. М. может быть слабо обоснованным, не раскрывающим реальных проблем, а потому убаюкивающим и дезориентирующим. М. всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, к-рыми непосредственно живет общество, разл. социальные группы.
В М. могут проявляться как догматизм, так и скептицизм. И, как всегда в жизни, существует наиб. адекватно отображающая суть дела позиция разумного критицизма. Догматик абсолютно уверен в правильности всех положений, лежащих в основе его М., и не способен учесть к.-л. критику извне, осуществляющуюся как в рамках других мировоззренч. ориентации, так и через прямое столкновение с реальностью, к-рое показывает несоответствие тех или иных сторон жизни сложившимся установкам этого М. Скептик, в отличие от догматика, напротив, во всем сомневается, и эти сомнения блокируют возможности реально опереться на к.-л. прочные мировоззренч. установки. Он попадает в плен постоянно меняющихся мировоззренч. позиций, к-рые случайно заимствует из культуры, и, т. о., оказывается не в состоянии иметь достаточно целостное М. наиб. правильная позиция — выработать, не боясь каких-то трудностей на этом пути, целостное М., ориентируясь на исторически сложившиеся традиции, и относиться к нему т. о., чтобы оно всегда было открыто для дальнейшего развития, для ассимиляции всего разумного, что имеется в др. мировоззренч. ориентациях. Ни одна мировоззренч. позиция не могла оставаться неизменной под давлением реальной истории. И наиб. глубокие из них потому и выжили, что смогли ассимилировать в себе все ценное, все мировоззренчески значимое, что давала история мировой культуры.
М. всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренч. взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции, его совесть.
М. отд. личности, социальной группы, определенного общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.
М. может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия разл. мировоззренч. установок, либо осознанно, посредством теоретич. разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.
M. человека нередко базируется на его непосредственном жизненном опыте. На разных этапах развития культуры возможности получения информации, конечно, различны, и все же существуют нек-рая обыденная жизнь и обыденное сознание, в рамках к-рых может формироваться М. Такое М. всегда характеризуется недостаточной систематичностью, эклектичностью. Оно содержит в себе фрагменты разрозненных, недостаточно обоснованных знаний, элементы философии и мифологии. У человека, М. к-рого сформировалось гл. обр. на базе обыденной жизни, возникает много трудностей с объяснением окружающего его мира, и часто он не только дает неадекватные ответы на возникающие перед ним вопросы мировоззренч. характера, но даже не в состоянии ответить на них вообще. М. такого рода функционирует в обществе как многовариантное. Оно сильно зависит от изменений, происходящих в обществ. сознании, от слухов, расхожих мнений, от уровня культуры субъекта, его социального положения. Оно может быть как религиозным, так и безрелигиозным. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни человека.
В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное М., в рамках к-рого была бы осмыслена вся история человечества, его познават. и преобразоват. деятельность, его культура и нравств. ориентиры. Эта задача, конечно, не по силам одному, даже гениальному человеку. Она решается мн. людьми, часто разл. поколений, в русле определенной традиции, той или иной философии. Соз-нат. стремление выработать такого рода М. проявляют разл. социальные группы людей, полит. партии, к-рые видят в нем основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества. М. социальных групп может быть религиозным и безрелигиозным, причем в первом случае его разработка осуществляется с опорой на теологию.
В любом обществе всегда есть много разнообразных филос. доктрин, к-рые по-разному осмысливают совр. культуру, всю историю человечества и его будущее. Они дают не только разные решения обсуждаемых проблем, но и по-разному решают вопрос. о самом их выделении, по-разному определяют области своей компетенции. Радикально отличаются, напр., друг от друга экзистенциалистская и позитивистская философия, многообразные направления религиозной философской мысли и атеистич. филос. концепции.
Каждый человек свободен в выборе своего М., однако он не может быть свободным от обществ. отношений. В тоталитарных обществ. структурах официальное М. навязывается человеку, оно проникает в основу культуры, образовательной системы, массовой информации. И человеку в этих условиях очень трудно осуществить действительно свободный выбор.
В демокр. обществе вопрос. о М. каждого человека является его личным делом без к.-л. ограничений. То же самое относится и к мировоззренч. основе программных док-тов обществ. организаций. Гос-во следит лишь за тем, чтобы в них не содержалось призывов к насилию, к низвержению существующего строя.
Вместе с тем само гос-во берет на себя обязанность предоставить каждому условия для овладения фундаментальными знаниями о природе, обществе, человеке, необходимыми для свободного и осознанного выбора системы ценностей, мировоззренч. позиций. В условиях плюрализма мировоззренч. ориентации гос-во берет на себя защиту только ценностей, отраженных в конституции страны, в междунар. правовых нормах. Такая идеология закладывается в основу гос. системы образования, служит базой для деятельности гос. средств массовой информации, гос. учреждений. Она призвана обеспечить свободу совести и убеждений всех граждан, объединить их в решении задач, связанных с развитием общества, гос-ва, страны.
В М. человека всегда проявляются черты соответствующего времени, к-рые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. Здесь уместно говорить о М. эпохи.
На протяжении многих тысячелетий в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологич. М. Синкретич. культура того времени цементировалась мифами, к-рые передавались из поколения в поколение и в к-рых рассказывалось о происхождении мира, животных, человека, о деяниях богов. В них описывались события, относящиеся к давно минувшему, но имеющие решающее значение для сегодняшнего дня. Ведь все «тогда» происходившее рассматривалось не только как важное для понимания окружающего мира, но и как образец для действия, поведения людей «теперь». Неразвитость языка, отсутствие возможностей выразить абстрактные понятия, неумение древними людьми различать связи части и целого, а также причинно-следственные и пространственно-временные связи и др. — все это приводило к тому, что М. того времени было слабо систематизировано, включало в себя Значит. долю образных и эмоциональных компонентов. Миф представлял собой не только повествование, но и обряды, в к-рых его содержание как бы воспроизводилось и передавалось непосредственно, он был органически включен в жизнь людей. В мифе отражалось единство рода. В нем закреплялись все нормы поведения людей. Чужой миф, в к-рый не были посвящены члены рода, не мог иметь для них никакого значения. Отражая традиции рода, миф не нуждался в проверке. Индивидуальный опыт был не в состоянии как-то влиять на него. Вне рода человек существовать не мог. Поэтому традиционность мифологич. М, имела жизненно важное значение для первобытного общества.
По мере распада мифологич. культуры мировоззренч. аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время особой форме обществ. сознания — философии. И с тех пор систематически развитое и обосновываемое М. стало создаваться на ее основе. Это вовсе не Значит. что в др. сферах культуры, таких, как наука, лит-ра, иск-во, религия, не приобреталось мировоззренчески ценное знание. Однако в них оно возникало в контексте спец. задач соответствующих видов человеческой деятельности, в их языке. И, конечно, оно не могло быть ни систематизированным, ни в достаточной мере обоснованным.
В истории европ. культуры стремление к рационально обоснованному М. выявилось наиб. четко в Др. Греции. Здесь родилась философия как вид теоретич., доказательного и систематизиров. размышления над мировоззренч. проблемами. Первые образцы рационально построенного М. несли на себе отпечаток мифологич. сознания. Пифагор — великий математик и философ древности, рассматривавший мир как гармонию чисел, вместе с тем верил в бессмертие, единство всех живых существ, строго следовал предписаниям братства, к-рое сам он основал:
«не смотрись в зеркало около огня»;
«не ходи по большой дороге»;
«не поднимай то, что упало»;
«сердца не ешь»
Философия антич. мира сразу стала плюралистичной. И хотя каждый философ стремился построить целостное М., ему не удавалось занять монопольное положение в культуре. И по сей день важнейшей особенностью развития философии является то, что она ни в один период истории не воплощалась в к.-л. одной системе.
М. ср.-век. Европы сложилось в результате синтеза христианства и антич. культуры. Его формирование сопровождалось интенсивным взаимодействием многочисл. религ. верований, что привело в итоге к возникновению наднац. мировой монотеистич. христ. религии. Особая роль здесь принадлежала иудейской религии, к-рая не только в наиб. четкой форме развила идею единобожия, но и в 3—2 вв. до н. э. смогла отобразить свои основоположения в единой Священной книге. В течение 2-й пол. 1 в. — нач. 2 в. н. э. были написаны важнейшие христ. тексты, образовавшие Новый завет. Осн. догматы христ. вероучения канонизированы в 325 на первом Вселенском соборе христ. церкви.
Раннее христианство утверждалось в жизни общества в ожесточенной борьбе с ересями, языческими культами, гос-вом. Как религия широких нар. масс, весьма далеких от антич. науки, иск-ва, философии, оно формировалось в оппозиции к антич. культуре. Решающее значение для статуса христ. М. в Европе имела легализация христианства и признание его равноправия с др. культами, к-рое было осуществлено в нач. 4 в. Халкидон-ский собор 451 уже смог зафиксировать окончательное утверждение в Римской империи христ. религии в качестве государственной.
М. эпохи средневековья, через призму к-рого европейцы воспринимали действительность на протяжении тысячелетия, представляет собой удивительный феномен истории. Духовная культура этого времени — это многомерный и вместе с тем целостный мир со своими гармониями и оппозициями, творческими успехами и поражениями, нравств. подвигами и страданиями. Она была пронизана религ. чувством. Жития святых — наиб. популярный жанр лит-ры. Церковный храм представлял собой образец архитектуры. В живописи доминировала икона, в скульптуре — изображение святых. Выраженная в особом языке, отразившем специфику эпохи, образа жизни, стиля мышления того времени, эта культура дала немало ценного для всего человечества. Подчиненность филос. восприятия действительности теологическому была важнейшей особенностью философии. Служение богословию ср.-век. мыслителю вовсе не казалось недостойным. Ведь в богословии, как считали тогда, содержится наивысшее обобщение человеческого опыта. Оно указывало путь к пониманию действительности и самого человека, задавало нравств. ориентиры в обществе, наставляло каждого в повседневных делах, придавая смысл его жизни.
В Библии, как считали в то время, содержатся все истины, необходимые человеку, нужно только уметь ее прочитать. В ср.-век. культуре наивысшим авторитетом в понимании Священного писания и его интерпретации пользовались отцы церкви — христ. мыслители 2—3 вв., в работах к-рых была развита христ. теология и соответствующая ей философия. Они задали образцы восприятия действительности, к к-рым считалось необходимым постоянно обращаться, чтобы не потерять верного пути. Традиционализм, постоянные ссылки на авторитеты, стремление как можно более точно передать уже сказанное — характерная черта ср.-век. культуры, определившая ее большую устойчивость, но вместе с тем и затормозившая ее развитие.
М. этой эпохи, несомненно, обладало определенной целостностью. Важнейшие противоречия ср.-век. культуры, выраженные в противостоянии вечного и временного, священного и греховного, небесного и земного, жизни и смерти, души и тела, богатства и бедности, господства и подчиненности получали свое разрешение в обращении к Богу. Мир земной и сверхчувственный были нераздельны, а слово — не менее реально, чем вещь. Магич. единство человека и вещей, ему принадлежавших, единение живых и мертвых, человека и природы, символич. значение всего происходившего в мире, вера в чудеса и знамения определяли не только миропонимание, но и мироощущение людей.
Конечно, М. ср. веков, охватывавших столь большой временной интервал, не могло не измениться. наиб. характерны в этом плане взаимоотношения между философией и теологией. В раннем средневековье философия, по существу, растворялась в теологии. Затем она все в большей степени приобретала самостоятельность в качестве диалектики — некоей «техн.» науки, обслуживавшей богословие. В 12—14 вв. философия возвратила себе утраченную суверенность в решении мировоззренч. вопросов, заявляя свое право на истину наряду с теологией. Выражением этих претензий явилась теория «двух истин», к-рую разделяли мн. мыслители того времени.
В эпоху Возрождения, а затем Просвещения в обществ. сознании утверждается вера в силы человека, его разум, в науку. Интенсифицировался процесс секуляризации культуры.
Ср. века в глазах идеологов Просвещения стали временем, потерянным для развития человечества. Они видели в этом времени только проявление невежества, фанатизма и тирании, были убеждены, что на смену мрачному средневековью приходит время торжества разума, науки. Нужно снять все оковы с человека, освободить его от любых форм духовного контроля, предоставить ему свободу в его экон. и полит. деятельности, и люди найдут лучшие решения любых проблем. Человек сам творит свою судьбу. Люди по природе суверенны, и только они решают вопрос, как им жить в обществе. Ничто не должно мешать и ничто не может помешать поступательному развитию общества. Человечество закономерно совершенствуется, развивая пром-сть, торговлю, культуру, науку, технику. Его движение по пути прогресса непреодолимо. Все, что человек делает, должно опираться на разум, на знание. Знания — это сила. Они дают возможность использовать природные богатства, многократно увеличивают не только физич. силу человека, но и его интеллектуальные способности.
Все в мире причинно обусловлено и подчинено законам. Нужно уметь их открыть, и тогда видимый хаос и произвольность явятся перед нами высшей гармонией. Только на основе механики, опираясь всего на неск. фундаментальных ее принципов и законов, можно понять с единой точки зрения и движение небесных тел, и физ. процессы, протекающие на Земле, относящиеся к движениям и твердых тел, и жидкостей, и газов. Аналогичные результаты может дать изучение обществ. явлений, иск-ва, религии самого человека.
Таковы общие черты М. эпохи Просвещения. Они определили стиль мышления того времени, то интеллектуальное пространство, в к-ром осуществлялась духовная жизнь Европы. Что. же характерно для М. нашей эпохи?
Казалось бы, 20 в. мы с большим основанием, чем наши предки, должны называть веком Просвещения. Масштабы науч.-техн. прогресса и развитие образования просто несоизмеримы с тем, что происходило в 18 в.
Совр. мир буквально создан на основе науки. Пром-сть, с. х-во, транспорт, средства связи, информац. обеспечение, здравоохранение, культура, образование, быт просто немыслимы без использования науч. знаний. В развитых странах получило широкое развитие всеобщее ср. образование и около половины выпускников ср. школ продолжают учебу в высших уч. заведениях. Активно реализуется непрерывное образование.
Совр. представления о мире сложились, по сути дела, целиком на основании достижений науки 20 в. Теория относительности радикально изменила наше понимание пространственно-временных отношений, квантовая механика — причинно-следственных связей. Космология нарисовала удивительную историю эволюции Метагалактики, происходившую 20 млрд. лет, раскрыла единство и целостность космоса, проявляющиеся во взаимосвязи фундаментальных физ. взаимодействий. Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наследств, информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики в синтетич. теорию, на основе к-рой удалось понять механизмы образования и изменения видов живых организмов, а тем самым и единство всего живого. Синергетика продемонстрировала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но в неживой природе. Математика, химия, информатика, языкознание, психология и др. науки также внесли немалый вклад в совр. науч. картину мира. Ни в одном столетии в прошлом понимание мира человеком не претерпело столь Значит. изменений. И все же самые важные, волнующие людей проблемы принесла не наука, а реальная история.
Несмотря на огромный рост образования и широкое использование достижений науки и техники, на вопрос. «стал ли счастливее человек?» вряд ли сегодня можно с уверенностью ответить утвердительно. 20-е столетие оказалось веком эскалации насилия, было ознаменовано огромным количеством социальных конфликтов, невиданным противостоянием народов. Широкое применение науки и техники раскрыло не только их огромные созидательные возможности, но и продемонстрировало всем, что они способны обернуться против человека. Увлекательные социальные программы, поначалу вдохновившие миллионы людей, оказались незавершенными. Реализация мн. техн.-экон. проектов привела к результатам, противоположным ожидавшимся. Такие ситуации вызвали неприятие безоговорочной веры в прогресс. Кажется, именно о нашем времени сказал Данте: «И ты, сравнив с почином благотворным/ Тот путь, каким преемники идут,/ Увидишь сам, что белый цвет стал черным».
20 в. демонстрирует нам беспрецедентную динамику. С начала века население мира увеличилось более чем в 3 раза, объем пром. произ-ва — почти в 20 раз. Сегодня меньше чем за 20 лет человечество перерабатывает столько природных ресурсов, сколько им было использовано за всю предыдущую историю. Во многие десятки раз возросли информац. потоки. Насыщенность социальными преобразованиями также беспрецедентна. И облик духовной жизни в 20 в. имел немало переломных точек, когда происходили Значит. мировоззренч. переориентации. Видение реальности и ее проблем было существенно различным в начале века, в период до 2-й мировой войны и после нее. И наконец, теперь мы переживаем еще один поворот в мировоззренч. ориен-тациях, к-рый обозначился в 80-е гг.
Сегодня существует огромное многообразие филос. построений. Однако немногие из них претендуют на создание целостного М., ограничиваясь рассмотрением лишь отдельных, хотя и важных проблем философии. Все более популярной становится точка зрения, что в силу огромных масштабов и разнообразия совр. науч. знаний и их быстрого приращения целостное М. вообще невозможно сегодня построить. Вместе с тем со все большей настойчивостью ставится вопрос: «А не присутствуем ли мы при агонии философии?»
Как бы ни были сегодня многообразны мировоззренч. ориентации людей, именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экон. и полит. свободы, свободы совести и выбора М. Важнейшей заботой каждой страны сегодня является создание эффективной экономики, восприимчивой к науч.-техн. прогрессу, быстро откликающейся на возникшие потребности. Эту задачу можно решить лишь на пути создания мировой рыночной экономики.
Сейчас все осознают огромное значение науки не только для практич. деятельности общества, но и для его духовной жизни, для формирования совр. М. Еще недавний оппонент науки — религия сегодня в полной мере признает высокое предназначение науч. знания и стремится вступить с ним в тесный союз. Все возрастающую ценность приобретает образование. С ним связывают перспективы развития общества, его все в большей степени принимают во внимание при разработке разл. рода стратегия, социальных программ. Важнейшей характеристикой духовной культуры стало сознание целостности совр. мира, принципиальной невозможности ни одной стране развиваться по пути автаркии. Неотъемлемая часть картины мира — глобальные проблемы, выражающие глубинные противоречия совр. этапа единого исторического процесса.
Сегодня у подавляющего большинства людей появилось стойкое неприятие к любым проявлениям догматизма. Высокая оценка науки причудливо сочетается с широким распространением суеверий и совр. мифов, нередко облаченных в науч. одежды. Наших современников беспокоит возрастание духовной апатии и нравств. нигилизма. В этом динамичном, взаимосвязанном, насыщенном информацией мире человек нередко чувствует себя одиноким. Большинство людей на планете охватывает тревога за будущее. Это чувство вызывается прежде всего гл. проблемами современности: как выжить человечеству и как уменьшить социальную несправедливость в отношениях между людьми и народами? Дать человеку ориентиры для самостоят. действий в сложном и противоречивом мире — гл. задача выработки М.
В. И. Купцов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
295.78 кб

Мировоззрение человека в системе обеспечения информационно-психологической безопасности личности

Юрченко Александр Владимирович
Рассматривается проблема сохранения устойчивости мировоззрения личности в ситуации негативного информационного воздействия и мониторинга динамики состояния мировоззрения.
Читать PDF
384.86 кб

Медиаобразование и мировоззрение

Возчиков Вячеслав Анатольевич
Активное развитие медиаобразования стало своеобразным символом российской педагогики конца ХХ века.
Читать PDF
101.48 кб

Синергетическое мировоззрение и методология в помощ ь системе высшего образования

Анисимов Анатолий Степанович, Жукова Елена Александровна
Статья посвящена анализу состояния системы высшего образования с позиций синергетики, науки о сложноорганизованных системах.
Читать PDF
353.89 кб

Мировоззрение: онтологические основы «Пайдейи»

Арутюнян М.
Читать PDF
220.48 кб

Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы

Арутюнян М.
Читать PDF
59.64 кб

Эффект накопительногодеиствия ценностей культуры на формирующееся мировоззрение личности

Яковлев Сергей Викторович
Читать PDF
432.54 кб

Новое мировоззрение в научно-образовательной деятельности

Б.А. Богданов
Читать PDF
809.52 кб

Научное мировоззрение и нравственное воспитание

В. С. Буточкин
Читать PDF
1.06 мб

Экологическое мировоззрение как составная часть культуры человеческого общества

Кожевникова Н. И., Кожевников Н. В., Гольдфейн М. Д.
В данной научно-методической статье рассмотрены история развития экологического мировоззрения и проблемы повышения уровня экологической культуры человека, указана необходимость гуманизации всех сфер человеческой деятельности с цел
Читать PDF
271.51 кб

Мировоззрение: сущность, содержание, роль в становлении личности курсантов образовательных учреждени

Остапенко Владимир Савельевич
В статье рассматривается проблема содержания, структуры научного мировоззрения, его роли и значения в формировании личности будущих сотрудников правоохранительных органов в ходе учебно-воспитательного процесса в образовательных уч
Читать PDF
492.37 кб

Релевантность понятия «Мировоззрение» в системе обучения иностранным языкам

Аникина М. Н.
В статье рассматривается комплекс философско-психологических идей, определяющих формирование мировоззренческой системы обучения иностранным языкам.
Читать PDF
377.21 кб

Научное мировоззрение и образование

Мартишина Наталья Ивановна
Читать PDF
453.82 кб

Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе

Chuikova Ludmila
В работе дан анализ научных концепций экологического образования в РФ, базирующихся на идеях формирования экологического мышления, экологического сознания, экологического мировоззрения.
Читать PDF
126.12 кб

Релевантность понятия «Мировоззрение» в системе обучения иностранным языкам

Аникина М. Н.
В статье рассматривается комплекс философско-психологических идей, определяющих формирование мировоззренческой системы обучения иностранным языкам.
Читать PDF
129.54 кб

С. И. Гессен: мировоззрение и личность - задача образования

Абрамова Лидия Георгиевна
Статья посвящена попытке С.И. Гессена показать, что образование есть прежде всего образование мировоззрения, идущее параллельно с развитием личности. Акцент сделан на различении С.И.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Научное мировоззрение

    система взглядов человека на мир, построенная исключительно на данных наук и научным путем. Научное мировоззрение основано на представлениях об общих свойствах и закономерностях природы и общес
  • НАУЧНО-ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    совокупность традиционных духовных ценностей и научных взглядов граждан на окружающую действительность, позволяющая осуществлять нравственный выбор при принятии решений. Нравственный выбор ос
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

    В соответствии с исторической традицией быть нравственным – значит предпочитать и избирать достойный способ существования, т.е. воплощать в жизнь принцип, гарантирующий порядок в собственной ду
  • Сущность научного мировоззрения

    научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа.
  • Глобальная мировоззренческая система

    фр. – масштабная, всеобщая) – это научно-теоретический и практический комплекс взглядов и поведения людей, содержащий ответы на самые насущные вопросы жизни человека на Земле: о происхождении и с
  • Мировоззренческая культура

    совокупность источников и способов познания человеком мироздания, сущности самого человека и его отношения с Миром, а также тех учений, теорий, идей, которых он стал придерживаться в результате по
  • МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПЛАН

    (методологическое основание) – основание решения каким-либо представителем педагогической мысли фундаментальных вопросов бытия человека; – смысл, цель человеческой жизни; – значение души, духо