САРМЬЕНТО Доминго ФаустиноСАСОВА Ира Абрамовна

САРТР Жан Поль

Найдено 2 определения термина САРТР Жан Поль

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

САРТР (Sartre) ЖАН ПОЛЬ (1905-1980)

французский писатель, философ, общественный деятель. Преподавал философию в провинциальных лицеях. В годы 2-й мировой войны попал в лагерь военнопленных, в 1941 возвратился в Париж. С этого времени стал непримиримым противником фашизма, империализма и колониализма, его идеал - "социализм и свобода". Разработал (1943) феноменологическую концепцию сознания. Большой общественный резонанс получили его пьесы ("Грязные руки", 1948; "Дьявол и Господь Бог", 1951; "Затворники Альтоны", 1960), в которых на первый план выходит проблема политической морали. После 1952 сблизился с марксизмом. Создал "Критику диалектического разума" (т. 1 вышел в 1960, т. 2, оставшийся незаконченным,- в 1985). В творчестве С. поднят ряд педагогических проблем. Концепция "неискренней веры" в ее различных преломлениях затрагивает как индивидуальное сознание, так и межличностные отношения. Особое значение имеет исследование морали борьбы, допустимости и границ насилия. Анализ детства и его роли в формировании творческой личности получил отражение в разработанном С. жанре биографий. Нобелевская премия по литературе (1964; от премии отказался).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

САРТР Жан Поль

21.6.1905, Париж, - 14.4.1980, там же), франц. писатель, философ, обществ, деятель. Окончил Высшую нормальную школу (1929), преподавал философию в провинциальных лицеях. Роман «Тошнота» (1938). и сб. рассказов «Стена» (1939). способствовали его лит. известности. С началом 2-й мировой войны мобилизован. После разгрома Франции попал в лагерь военнопленных, в 1941 возвратился в Париж. С этого времени С. стал политически активным левым радикалом, непримиримым противником фашизма, империализма и колониализма, его идеал - «социализм и свобода». В 1943 в оккупированном немцами Париже издал кн. «Бытие и ничто. Очерк феноменологической онтологии». Способ обоснования и фразеология трактата отражают воздействие идей Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г. В. Ф. Гегеля, но глубинная основа его вполне оригинальна. Феноменология, концепция сознания как субъективной самоданности резюмируется С. в категории «бытие-для-себя», где термин «для-себя» указывает на «рефлексивность», т.е. обращенность сознания на самое себя как на самый характерный и определяющий его признак. Всякий акт сознания есть, вместе с тем, акт самосознания, существующего не в мысли, не в качестве абстрактно мыслимого предмета, а в живом непосредственном единстве сознания внешней вещи и себя самого - «бытие сознания есть сознание бытия». Это означает, в свою очередь, что сознание онтологически не самостоятельно, не субстанциально (как считал Р. Декарт, а за ним Гуссерль), но укореняется в бытии самом по себе, независимой материальной реальности. Феноменологич. метод, требующий описывать мир именно так, как он непосредственно выступает в сознании, позволяет узаконить любую персональную идиосинкразию, в частности сугубо негативную реакцию С. на материальность. Материя, по С., отвратительна, но человек живет в «мире», к-рый является продуктом «синтетической связи» бытия и сознания. Все краски мира, его очарование и его ужас привносятся сознанием, к-рое само по себе в буквальном смысле слова «ничего» не представляет (отсюда «Ничто» в заглавии трактата), но высвечивает, оживляет.н. придает пространственно-временную перспективу инертной материальности. Как сплав бытия и сознания мир коррелятивен человеку, к-рый представляет собой «свободу в ситуации». В онтологич. смысле, «ситуация» означает непременную «связанность» свободы не только окружающими обстоятельствами времени и места рождения, психофизиол. конституцией, но и постоянной угрозой со стороны «другого», одним своим присутствием («взглядом»). превращающим личность в объект своей собственной свободной деятельности. Отсюда и отчаянное стремление человека «выскочить» из рамок онтологич. ситуации, его «желание быть Богом», т.е. достичь абсолютной самодостаточности «бытия-в-себе», сохранив за собой в то же время самосознание как коренное свойство «бытие-для-себя». Но это стремление неосуществимо, ибо внутренне противоречиво и представляет собой результат «неискренней веры», коренящейся в текучей природе сознания, постоянно поддерживаемой «нечистой рефлексией» самосознания, к-рая создает ложный образ человека, то как вещи, от к-рой ничего не зависит, то, наоборот, как всемогущей силы, не имеющей никаких ограничений.

Изображение человека, выпутывающегося из сетей «неискренней веры» и снова запутывающегося в них, составляет особенность худож. творчества С., и прежде всего его «театра ситуаций», как он называл свою драматургию. Наибольший обществ, резонанс получили его пьесы «Грязные руки» (1948), «Дьявол и Господь Бог» (1951), «Затворники Аль-тоны» (1960). Здесь на передний план выходит проблема полит. морали, особенно морали рев. действия. С. удалось воплотить идею неотчуждаемой личной ответственности не только за действие, но и за бездействие, равносильное соучастию в преступлениях.

Одновременно с этим в процессе интенсивной фил ос. работы С. приходит к выводу, что в совр. обществе, расколотом классовым антагонизмом, подлинная мораль «невозможна». После 1952 началось его сближение с марксизмом. Желая преодолеть догматич. окостенение марксизма, С. создал «Критику диалектического разума» (т. 1 вышел в 1960, т. 2, оставшийся незаконченным, - в 1985). С. поставил своей задачей обосновать возможность и необходимость материали-стич. диалектики, полагая, что в трудах основоположников марксизма диалектика выступала только как «сумма примеров». В соответствии с идеями раннего Маркса он рассматривает марксизм как «философию практики», и прежде всего практики классовой борьбы. Поставив на службу марксизму инструментарий экзи-стенциально-феноменологич. герменевтики, С. непреклонно и последовательно проводит материалистич. точку зрения, усматривая в «индивидуальной практике» основу и принцип организации всех социальных институтов и связей. Опираясь на фактич. материал из истории франц. и рус. революций, С. утверждал, что в условиях кризиса легитимно-сти социальное единство партии, класса, страны в целом может быть обеспечено только «концентрацией террора» в одной личности. Однако задуманная им филос. программа осталась неосуществленной, вероятно, вследствие невозможности объяснить исключительно средствами материалистич. диалектики существование таких естеств. целостностей, как «народ», «культура», «история».

В творчестве С. поднят ряд пед. проблем. Концепция «неискренней веры» в ее разл. преломлениях затрагивает как индивидуальное самосознание, так и межличностные отношения. Особое значение имеет исследование морали борьбы, допустимости и границ насилия. Анализ детства и его роли в формировании творческой личности получил отражение в разработанном С. жанре биографий (Г. Флобера и др.), интегрирующем филос. культурно-герменевтический и социально-ист, методы.

Лауреат Нобелевской пр. по лит-ре (1964; от премии отказался).

Соч.: Letre et le neant, Р., 1943; Situations, t. l—10, P., 1947—76; Critique de la raison dialec-tique, t. l—2, P., 1960—85; Lidiot de la famille. Gustave Haubert de 1821 a 1857, t. 1—3, P., 1971; Ecrits de jeunesse, P., 1990.

Лит.: С o n t a t M., R у b a l k a M., Les ecrits de Sartre, P., 1970; Schupp P. A. [ed.], The philosophy of Jean-Paul Sartre, La Salle, 1981; Aronson R., Sartres second cri-tique, Chi.-L., 1987; H а у m a n R., Sartre: a life, N. Y., 1987; Thiel M., Jean-Paul Sartre: SchriftsteUer oder Philosoph, Hdlb., 1987; Киссель M. А., Дороги свободы Ж. П. Сартра, «Вопросы философии», 1994, № 11.

М. А. Киссель.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме САРТР Жан Поль — 0

Найдено научныех статей по теме САРТР Жан Поль — 0

Найдено книг по теме САРТР Жан Поль — 0

Найдено презентаций по теме САРТР Жан Поль — 0

Найдено рефератов по теме САРТР Жан Поль — 0