Идеология

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Идеология
система взглядов, идей характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество [53, с. 236].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Идеология
система политических, правовых, нравственных, философских, религиозных, художественных и иных сложившихся в обществе или социальной группе взглядов и идей.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Идеология
суть результат введения наиболее значимых ценностей и идеалов в рамках того или иного мировоззрения, используемых в качестве "абсолютных" ориентиров и средств оценки осуществляемой деятельности.

Источник: Методологический словарь для стратегов

ИДЕОЛОГИЯ
система различного рода взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Нередко идеология выступает как ложное, искаженное политическими интересами знание.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Идеология
конкретно-исторически обусловленная совокупность, система идей, взглядов, теорий, объясняющих картину и явления мира. Она включает в себя философские, нравственные, политические, экологические, правовые, эстетические идеи.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Идеология
(греч. идея – понятие, представление, учение об идеях) – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Идеология обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ИДЕОЛОГИЯ
(от греч. idea – идея, понятие, представление + logos – учение) – система взглядов, идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Является выражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя или препятствуя ему

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Идеология
это система взглядов, ставшая «руководством к действию» какого-либо сообщества, общества и даже государства. Идеология – это принятая идея, позволяющая человеку так и или иначе ориентироваться в окружающем его мире. По содержанию любая идеология есть синтез знаний, научных, духовных, политических, экономических и т.д., направленных на решение практических проблем. Примером могут служить идеологии коммунизма, социализма, фашизма, национализма, фундаментализма, сепаратизма и т.д. Идеология говорит, как надо жить человеку и обществу и почему именно так, а не иначе. Она определяет тип поведения, характер отношений. Задача идеологии – не управлять страной, а регулировать внутри общественную жизнь, она дает волевой импульс, является источником мотивации, способствует формированию индивидуальной и общественной психологии, влияет на национальный характер и т.д. Идеология – непременный атрибут общественного развития. Однако, любая абсолютизация ее приводит к трагическим последствиям в силу односторонности и временного характера. Идеология общества определяет всю систему общественного воспитания и образования.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИДЕОЛОГИЯ
система идей и взглядов, ценностей и норм, выражающих интересы, цели и задачи тех или иных социальных сил общества (классов, социальных слоев, групп, организаций и т.п.). По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью политических, правовых, нравственных, философских, эстетических и других идей. Впервые термин в 1796 г. употребил французский ученый Антуан Дестют де Траси. Идеология в его системе наук следует после зоологии как новая эмпирическая наука об идеях. В дальнейшем понятие идеологии изменялось в значении нереалистичное™, удаленности от адекватного познания действительности. В марксизме идеология понимается как «ложное сознание» господствующего класса, стремящегося представить свой классовый интерес как интерес всего общества. Идеология эксплуатирующих классов противопоставляется в марксизме идеологии угнетенных, идеология буржуазная — идеологии пролетарской, социалистической. Социалистическая идеология, с точки зрения марксистов, уже не является «ложным сознанием», поскольку выражает не узкоклассовые интересы, а интересы всего народа, всего общества, «всеобщие интересы». У истоков современной критики идеологии как «ложного сознания» стоят М. Вебер и К. Мангейм. По их мнению, И. как система ценностей и оценок, образующих в совокупности «мироздание», противоположна науке, ибо ценность — это конгломерат субъективных мотивов и решений, пристрастных воззрений, основывающихся на эгоистических интересах социальных групп или отдельных личностей. В идеологии, бесспорно, содержатся иллюзии, фантазии, заблуждения, нередко и ложь, т.е. преднамеренная фальсификация действительного положения вещей и дел. Последнее, правда, не главное. Позиция идеологов обусловлена социальным положением их класса, партии, организации, и в силу этих обстоятельств они неизбежно квалифицируют интерес своего класса, партии, организации и т.д. как объективно истинный, как исключительно справедливый. Идеологические предпочтения, вытекающие из характера отношений господства — подчинения, лежат в основе определения сущности того или иного общественного строя: рабовладения, феодализма, капитализма и социализма. Нынешнее российское общество движется в пределах противопоставления противоположных классовых интересов капитала и труда; в этой связи все идеологические предпочтения российских идеологов, оправдывающие социальное расслоение наших граждан, представляют собой ложное сознание, проявляющееся, в том числе, и в форме преднамеренной фальсификации действительности. Идеология как ложное сознание будет иметь место до тех пор, пока не исчезнут противоречия не только между классами и социальными группами, но и странами (государствами). Этот путь, разумеется, выходит за пределы обозримого будущего, но пройти его можно лишь под знаменем становления новой общественной идеологии, соответствующей открытому, демократическому обществу и его ценностям (свобода, социальное равенство, солидарность, справедливость).
Деидеологизация — социально-политическая концепция, согласно которой в условиях научно-технической революции в современных обществах роль идеологии все более уменьшается. Ее неизбежно вытесняют научные знания. Создатели и приверженцы этой концепции (Д. Белл, Д. Гэлбрейт, Р. Арон, Ж. Фурастье и др.) с самого начала направляли свои усилия в первую очередь на дискредитацию и опровержение социалистической (марксистской) идеологии. Главный тезис деидеологизаторов: все цели, которые призывают достичь марксисты с помощью социальной революции, осуществляются быстрее и эффективнее посредством научно-технической революции, без социальных потрясений, без классовых столкновений и гражданских войн, без страданий и гибели людей. Социальная база концепции деидеологизации — научно-техническая интеллигенция, многие представители которой в позитивистском духе абсолютизируют точное, проверяемое и подтверждаемое знание и стремятся критически дистанцироваться от всякого рода идеологических установок как некой дани утопизму и иррационализму Концепция деидеологизации нацелена на примитивизацию, омещанивание широких масс. Она стремится привить им потребительские настроения, чтобы затормозить развитие их сознания, помешать понять сущность социальной реальности, в которой широкие массы в действительности — объект угнетения и эксплуатации. Вместе с тем многие западные мыслители увидели в концепции деидеологизации опасный демобилизующий момент и для буржуазной идеологии. Поэтому наряду с концепцией деидеологизации, и в известной мере в противовес ей, они начали выдвигать концепцию реидеологизации, разумеется, реидеологизации прокапиталистической идеологии. Декабрьские 2010 года публичные выступления учащихся школ Москвы и других городов России за возрождение национального самосознания свидетельствуют о необходимости изучения современных проблем идеологии школьниками и студентами вузов. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
144.45 кб

Школа и идеология

Макеева Е. А.
Статья посвящена особенностям школьной политики советской власти. Особое внимание в ней уделено проблеме влияния идеологии советского периода на содержание образовательного процесса.
Читать PDF
415.58 кб

Идеология наука и школа как базовые образовательные институты постиндустриального общества

Штурба Виктор Александрович, Васильев Сергей Сергеевич
Статья посвящена исследованию важнейших социальных институтов постиндустриального общества идеологии, школы и науки. Исследовано их соотношение с исторической реальностью и общественными потребностями современного мира.
Читать PDF
253.41 кб

Идеология, логика и содержание воспитательной деятельности современного классного руководителя

Демакова Ирина Дмитриевна
Читать PDF
204.44 кб

Идеология образовательной политики Великобритании в отношении детей иммигрантов в середине конце XX

Данилова М. В.
Статья освещает вопросы вхождения детей иммигрантов в образовательную систему Великобритании в середине конце ХХ в.
Читать PDF
197.04 кб

Рецензия на учебник В. Н. Кузнецова «Идеология: социологический аспект»

Петров Н. И.
Читать PDF
3.42 мб

Ориентация на гуманистические традиции и ценности как идеология инновационных образовательных процес

Новикова Г. П.
Читать PDF
102.84 кб

Нужна ли образованию идеология?

Кудрявцев Ю. , Уткин В.
Читать PDF
468.35 кб

Открытое образование: идеология формирования сети

Моисеев В.
Читать PDF
137.97 кб

«Деидеологизация» новая идеология?

Миронов B.
Читать PDF
60.08 кб

Идеология построения непрерывного образовательного курса по информатике

Волченко И. О., Брылев С. Н.
В статье рассматривается проблема разработки сквозной учебной программы по информатике в условиях ограниченного учебного времени и отсутствия единой образовательной стратегии.
Читать PDF
131.22 кб

Образовательная идеология как фактор формирования положительного имиджа высшего учебного заведения:

Венидиктов Сергей Викторович, Шавы Филлис С.
В статье обоснована доминирующая роль системной идеологической работы в формировании положительного имиджа учреждений высшего образования США, приведен анализ и классификация основных образовательных идеологем в университете Франк
Читать PDF
359.35 кб

Идеология, методология, научный аппарат историко-педагогического исследования

Белкин Август Соломонович, Ткаченко Евгений Викторович
В статье рассматривается идеология и методология историко-педагогических исследований, имеющих особую социальную значимость на современном этапе, так как они способствуют решению проблемы формирования национальной идеи, ценностных
Читать PDF
0.00 байт

Насущная идеология науки

Витол Э.
Читать PDF
285.88 кб

Идеология интеграции педагогики и культурологии

Сальникова В. П.
В статье анализируются различные аспекты культурно-педагогической интеграции.
Читать PDF
609.68 кб

Идеология устойчивого развития и ее отражение в сфере образования

Мазуров Юрий Львович
Идеология устойчивого развития все очевиднее воспринимается основой современного и будущего мироустройства. В мире ведется широкая работа по формированию системы образования для устойчивого развития.

Похожие термины:

  • ИДЕОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ

    идеология, строящаяся на нравственном принципе. Альтернатива идеологии обогащения любой ценой.
  • ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    система идей и взглядов на роль образования в жизни общества, его цели и пути их достижения. В своем содержании зависит от общей педагогической ориентации, характера философских и социально-полит
  • ГЕНДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

    (Gender ideology) – система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы обеих
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

    конкретно-исторически обусловленная совокупность системы идей, взглядов, теорий, объясняющих картину и явления мира в том или ином конкретном обществе, социальной группе. Она включает в себя фило
  • ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ

    процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур, партий, движений.
  • Теория медиаобразования идеологическая

    ideological approach) (A. Gramcsi, 1971 и др.). Теоретической базой тут является идеологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны целенаправленно манипулировать общественным мнением, в том числе в и
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

    предпочтения различных социальных групп молодежи относительно идеалов, целей и средств общественного развития, регулирующие социокультурное и политическое поведение молодежи.
  • Анализ медиа и медиатекста идеологический

    ideological analysis of media and media text) – анализ идеологических аспектов медийной сферы. Теоретической базой тут является идеологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны целенаправленно возде
  • Идеологический принцип

    мировоззренческое знание, которое первоначально формируется в недрах идеологии как формы общественного сознания.
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    овладение системой ключевых, ведущих, системообразующих идей о законах развития природы и общества, знание различных идеологических направлений и способность критического отношения к ним.
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    воспитание в процессе общественной жизни, предполагающее формирование у воспитанников основ мировоззрения, убеждений, эмоционального отношения к явлениям действительности.