ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
учреждения, в которых реализуется программа высшего и послевузовского образования. В соответствии с законодательством РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. В наименовании высшего учебного заведения указывается его вид и при необходимости специальное название (консерватория, высшее училище, высшая школа и др.). Наименование высшего учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться при его реорганизации по согласованию с федеральным органом управления образованием.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Высшие учебные заведения
(вузы) образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специали стов с высшим профессиональным образов анием для народного хозяйства, науки, культуры. Вузы проводят научные ис следования фундаментального и при кладного характера, осуществляют по следипломное образование, повышение квалификации; реализуют в соответствии с лицензией образовательные про граммы высшего профессионального образования. Процесс получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования призван прежде всего удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нрав ственном развитии. Организация в вузе научных исследований и творческой дея тельности научно-педагогических раб отников и студентов и использование их результатов в образовательном про цессе призвано внести вклад в развитие наук и искусств. Тем же целям служит подготовка, переподготовка и повыше ние квалификации специалистов с вы сшим образованием и научно-педагоги ческих кадров высшей квалификации. Вузы способствуют формированию у студентов гражданской позиции, разви тию способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии, сохранению и приумноже нию нравственных, культурных и научных ценностей общества, распро странению знаний среди населения, повышению его образовательного и культурного уровня. Вузы самостоятельно формируют свою структуру, за исключением своих филиалов, которые являются обособ ленными структурными подразделен иями и проходят лицензирование и аттестацию образовательных учрежден ий самостоятельно, а государствен ную аккредитацию – в составе вуза.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
вузы, осуществляют высшее образование и предоставляют обучающимся программы разного уровня для удовлетворения образоват. потребностей личности и проф. подготовки в разл. отраслях культуры, экономики, здравоохранения, науки; ведут исследоват. работу, переподготовку и повышение квалификации специалистов.
К В. у. з. относятся ун-ты (в т. ч. техн., мед., с.-х., пед.), ин-ты разл. профиля (инж., с.-х., худож. и т. п.), академии, консерватории. В нек-рых странах к вузам относят колледжи. Во мн. странах помимо светских существуют духовные В. у. з.
Понятия В. у. з. не были равнозначными в разл. эпохи и в разных странах. Значит. разница в уровнях высш. образования, в методах и сроках подготовки специалистов существует и в совр. В. у. з.
Прообразом В. у. з. были высшие для своего времени филос. школы периода античности, в к-рых преподавание ориентировалось на осмысление все известной совокупности теоретич. знаний, а формами занятий были лекции, беседы, диспуты. Такую организацию обучения унаследовали средневековые университеты, распространившиеся в зап.-евр. городах гл. обр. с 13 в. В нек-рых из ун-тов была известна и уч. практика высших мусульманских уч. заведений (см. в ст. Мусульманская культура). С развитием городов формировались проф. школы, отдельные из к-рых накапливали Значит. метод. опыт преподавания и становились широко известными: юридические в Бейруте (8 в.), Константинополе (8 в.) и Болонье (10 в.), медицинские в Салерно (10 в.), Монпелье (10 в.). Социальная значимость высшей школы обусловливала внимание к ней со стороны церк. и светских властей, наделявших ун-ты и нек-рые проф. школы особыми привилегиями.
Ун-ты наложили Значит. отпечаток на оформление высшего образования и облика В. у. з. утверждением принципов т. н. академич. свобод — свободы студента самостоятельно строить программу изучения предмета, свободы преподавателя самостоятельно вести исследования и излагать их результаты студентам, выборности руководящих органов, участия студентов в самоуправлении и т. п. Становление светской науки (16—17 вв.) и связанное с запросами обществ. произ-ва укрепление «реального» направления в преподавании обусловили расширение специализации в высшей школе. В ун-тах (даже в рамках традиционных мед. и юрид. ф-тов) и помимо них стали возникать относительно самостоят. науч. и практич. школы.
В 18 в. отраслевые В. у. з. во мн. европ. странах стали органичной частью гос. системы образования. Значит. влияние на содержание преподавания в В. у. з. и его методы оказали идеи В. Гумбольдта, реализованные в практике Берлинского ун-та. Факультетская организация В. у. з., связь с наукой и практикой определяли деятельность и мн. техн. заведений, как гос., так и частных. Для европ. стран 19 в. характерно развитие гл. обр. государственных мед., с.-х. и техн. вузов. Эта тенденция отразилась и в создании высшей школы в России и США.
В кон. 19 в. стали возникать Н.-и. подразделения не только в ун-тах, но и в мед., техн., с.-х. и др. ин-тах и т. п. Н.-и. деятельность В. у. з. часто приходила в противоречие с прагматич. требованиями производств. и др. компаний к специалистам. В ун-тах науч. работа часто сосредоточивалась в спец. лабораториях, отделах, НИИ, отдаляясь от уч. задач. Одной из важных проблем В. у. з. стало сохранение единства науч. работы и преподавания. Усилиями мн. ученых и преподавателей оформился специфич. науч. сектор высшей школы, звенья к-рого стали осн. Н.-и. центрами во мн. странах.
В условиях научно-техн. революции со 2-й пол. 20 в. разнообразились типы ун-тов и вузов университетского статуса, выявилась тенденция к увеличению числа многопрофильных вузов, объединяющих в единое организац. и адм. целое неск. относительно самостоятельных направлений подготовки, что дало возможность рационально распределить изучение разл. дисциплин студентами близких специализаций, избежать, дублирования уч. курсов. К многопрофильным близки по принципам работы и характеру преподавания разл. творческие В. у. з., лишь по предмету обучения выделяемые в особую группу. Большинство отраслевых В. у. з. сосредоточивает усилия на передаче прочных знаний и навыков проф. деятельности и не ставит спец. задачей проведение науч. исследований студентами, хотя сами программы и уч. курсы этих В. у. з. регулярно обновляются с учетом новейших науч. данных и запросов практики.
В. у. з. мн. стран обычно распределяются по категориям гос., муниципальных, частных (к этой группе относятся и духовные В. у. з.). Практикуется как платное, так и бесплатное обучение. В 60—70-х гг. 20 в. определилась тенденция к усилению роли гос-ва в определении содержания образования, его профилирования. С этой целью разработаны разл. системы гос. аккредитации В. у. з. и управления системой вузов в интересах единой научно-техн. и образоват. политики. Создаются спец. гос. органы по координации науки и высшего образования.
Уч. планы и организация уч. процесса в высшей школе каждой страны имеют свои особенности. Общей тенденцией стало усиление общекультурной и общенауч. подготовки и повышение удельного веса самостоят. работы студентов. Большое внимание уделяется организации практич. обучения. Развиты вечернее и заочное обучение. Важное значение придается т. н. последипломному образованию, повышению квалификации специалистов, идет постоянный поиск путей совершенствования уч., науч. и проф.-практической деятельности В. у. з. и обеспечения непрерывности образоват. процесса.
В условиях непрерывного образования работа В. у. з., возможности их влияния на науку, произ-во, культурную жизнь зависят от содержания и уровня общего среднего образования. Во мн. странах законодательно закреплена возможность поступления в В. у. з. после завершения полного ср. образования с общей продолжительностью шк. обучения 12- 13 лет. Распространение получила концепция, согласно к-рой к высшему образованию относится вся подготовка, получаемая после окончания полной ср. школы (в США, напр., соответствующие уч. заведения отнесены к категории после-средних). В этих условиях большинство В. у. з. ведет активную работу по комплектованию контингентов своих студентов, в т. ч. предъявляя высокие требования к знаниям абитуриентов. Нек-рые исследоват. вузы предусматривают высокую селективность по отношению к поступающим, отсеивая в ходе предварит. тестов, собеседований и экзаменов от 20 до 70% изъявивших желание получать высш. образование в данном вузе. Вместе с тем имеются ун-ты и ин-ты, к-рые принимают всех желающих. Однако дипломы таких В. у. з., как правило, не пользуются высокой репутацией. Перспективным представляется повышение эффективности В. у. з. при углублении общеобразоват. и общенауч. подготовки абитуриентов на заключит. этапе общего среднего образования. В ряде стран нек-рые
В. у з. перешли также к разл. вариантам поэтапного приобретения студентами высшего образования на базе среднего профессионального или среднего специального (напр., начиная с младшего колледжа с двухлетним сроком обучения).
Сложившаяся в 18—19 вв. факультетская система построения В. у. з. приобрела в 20 в. более свободный характер. В связи с расширением профиля подготовки специалиста, ун-ты и др. вузы перешли к организации многопрофильных отделений и кафедр, в т. ч. межотраслевых. Большинство ведущих совр. В. у. з. — это крупные учебно-научно-производств. комплексы, обеспечивающие не только образоват. интересы студента, но и широкие возможности индивид, и коллективной науч. работы, рациональное использование уч. времени не только для теоретич., но и для практич. занятий по избранной специальности. Во мн. странах ун-ты и нек-рые др. В. у. з. — осн. исследоват. центры общенац. значения. Ядром таких центров может выступать кафедра, проблемный или специализи-ров. совет, объединяющий ученых, руководителей предприятий и др. В большинстве стран мира решающее влияние на систему высшей школы оказывают ун-ты и В. у. з. университетского статуса. Это касается как численности, так и качества подготовки специалистов.
Значит. влияние на структуру и направление деятельности совр. В. у. з. оказала американская модель ун-та, сложившаяся в кон. 19—1-й пол. 20 вв. и использовавшая мн. достижения В. у. з. разл. стран, в т. ч. России. Эту модель переняли ун-ты Японии и мн. др. стран. Осн. часть общеобразоват. и общенауч. подготовки студенты получают в академич. колледжах ун-тов (с преимущественно теоретич. обучением в течение 3—5 лет). После первого этапа они продолжают образование в проф. или исследоват. (аспирантских) школах того же или др. ун-та. По окончании академич. колледжа студенты получают первую ученую степень — бакалавра, к-рая дает право на занятия проф. деятельностью и на дальнейшее обучение в высш. школе (в ун-тах — до получения степеней магистра и доктора). Если же профиль обучения в вузе носит не собственно науч., а практич. характер, то по окончании второй ступени выпускнику выдается диплом о специализации. В Великобритании в самостоят. отраслевых колледжах срок обучения составляет 3—4 года. По окончании их выпускники должны отработать определенный срок (до 2 лет) по избранной специальности и пройти аттестацию в проф. обществе или ассоциации. Подготовка к соисканию ученых степеней осуществляется в системе т. н. последующего образования (магистр — 2 г.). Широко применяется чередование периодов (от 3 до 6 мес.) занятий и практич. работы. Выпускникам вузов выдаются гос. диплом об окончании двухгодичного очного курса и высший гос. диплом о завершении трехгодичного курса, а заочникам — соответствующие гос. аттестаты. Выпускники отраслевых колледжей получают высший гос. аттестат.
Распространена и франц. система высшей школы, сочетающая ун-ты и специа-лизиров. вузы, среди к-рых выделяется группа т. н. больших школ (см. в ст. Франция). В вузы принимаются выпускники общеобразоват. ср. школ, имеющие диплом бакалавра. Курс обучения в вузах 4—6 лет, делится на 3 цикла: подготовит, (до 2 лет), общий (с зачислением по конкурсу; обучение длится 3—4 г. и заканчивается присуждением ученой степени лиценциата с получением соответствующего сертификата и гос. диплома «общих научных знаний») и специальный (продолжается 1—2 г. и заканчивается итоговым экзаменом и получением диплома «высшего научного образования», к-рый дает право продолжать образование до получения в дальнейшем диплома «углубленных знаний» по определенной специальности, а также степени доктора по специальности и доктора «третьего цикла»). В специализиров. ин-тах полный курс подготовки 5—7 лет (диплом приравнивается к университетскому, т.е. на уровне первого этапа третьего цикла; врачам выдается диплом доктора третьего цикла).
В вузах большинства испано- и порту-галоязычных стран ступенчатая структура обучения выражена в меньшей степени (кроме Бразилии). Осн. цикл обучения связан с присвоением степени лиценциата (4—6 лет в зависимости от специальности). По ряду специальностей вместо присуждения степени выдаются проф. дипломы с присвоением соответствующего проф. звания. Лица со степенью или университетским дипломом могут продолжить образование до получения степени доктора (с дополнит, обучением в течение 2—3 лет). В Аргентине и Колумбии второй ученой степенью является магистр. В Бразилии степени бакалавра, лиценциата (в зависимости от специальности — магистра) и доктора могут быть получены студентами после окончания соответствующего цикла обучения
В ФРГ в системе высшей школы значительна доля ун-тов и В. у. з. с университетским статусом (горная и мед. академии, высшие техн. школы). В отличие от др. стран нет конфессиональных ун-тов. Конкурсное зачисление практикуется только на мед., вет. и нек-рые др. специальности, по к-рым введены ограничения по приему. Система образования двухступенчатая. Обучение продолжается 4—6 лет и завершается защитой дипломной работы и итоговым экзаменом. Приобретение ученых степеней отнесено гл. обр. к после-дипломному образованию.
Сложившаяся в СССР система была генетически связана с приоритетным развитием в России (с 18 в.) проф. школ — в отличие от европейских, по преимуществу университетских, нац. систем высш. образования — и сохранила эти свои особенности. В СССР ун-ты составляли ок. 10% от общего числа вузов. Система сов. В. у. з. формировалась гл. сбр. в кон. 20-х и в 30-х гг. 20 в., в период индустриализации, что сыграло свою роль в обеспечении пром-сти и транспорта и др. отраслей нар. х-ва квалифицированными специалистами. В условиях адм.-командной системы высшая школа столкнулась со мн. трудностями; развитие В. у. з. шло по экстенсивному пути, рост выпуска специалистов не сопровождался должным повышением качества их подготовки. Систематически отставала от требований науки и практики материальная база В. у. з. Глубокая реформа системы высшей шкс-лы, начавшаяся в кон. 80-х гг., продолжается с нач. 90-х гг. в суверенных гос-вах, ранее входивших в СССР (см. также статьи об этих гос-вах). Во многих из них начала осуществляться структурная перестройка В. у. з., к-рая превысший дусматривает многоуровневую систему образования: первый уровень высшего образования (4 г. обучения) обеспечивает базовое высшее образование и заканчивается присвоением степени бакалавра в одном из направлений подготовки; 2-й уровень (1,5—2 г. обучения в зависимости от специальности) обеспечивает проф. подготовку в этой специальности и заканчивается присвоением степени магистра; 3-й и 4-й уровни (продолжительностью 3 и 2 г. соответственно) обеспечивают научно-пед. подготовку и завершаются выполнением и защитой диссертационной работы с присуждением степени кандидата или доктора наук. В В. у. з. восстанавливаются принципы автономии (в т. ч. в выборе метод. системы, очередности прохождения уч. курсов и т. п., правил комплектования студенч. контингентов и др.) и внутр. самоуправления. Предусматривается гос. аккредитация В. у. з. См. также в ст. Россия.
Лит. см. при ст. Высшее образование. А. Я. Савельев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
145.35 кб

Высшие учебные заведения в Польше

Крушевский З. П.
Читать PDF
620.70 кб

Оценка потенциала высших учебных заведений

Монастырный Е. А., Воробьева Е. С., Краковецкая И. В., Чистякова Н. О.
Высшая школа России имеет значительный потенциал, способный оказать существенное влияние на инновационную деятельность как страны в целом, так и российских регионов.
Читать PDF
31.40 мб

Контекстная реклама высших учебных заведений

Марченко Ольга Геннадьевна, Просалова Вероника Сергеевна, Смольянинова Елена Николаевна
В современном мире любую информацию можно найти в Интернете. Изображения, видео, различного рода статьи и другие виды, формы проявления информации. Интернет располагает возможностью предоставления необходимого материала.
Читать PDF
1.54 мб

Нормирование труда в высших учебных заведениях

Кабанов В. Н.
Рассмотрен пример, иллюстрирующий зависимость годовой учебной нагрузки профессорскопреподавательского состава от норматива численности студентов.
Читать PDF
660.95 кб

Бренд преподавателя высшего учебного заведения

Гуртовенко О. М., Левкин Г. Г.
В статье охарактеризовано понятие бренда преподавателя вуза; значение бренда преподавателя для его успешной профессиональной деятельности.
Читать PDF
640.19 кб

Высшее учебное заведение как социальная система

Попов Владимир Русланович
Настоящая статья представляет собой обзор, обобщающий социологические исследования высших образовательных учреждений как реальных субъектов общественной жизни, имеющих сложную структуру, особые интересы и ценности, собственные ори
Читать PDF
289.78 кб

Здоровье первокурсников высших учебных заведений

Гусева И.В., Лукина Г.П., Лабузов Д.С., Тарасов А.А., Ромашова Л.П.
Читать PDF
117.81 кб

К оптимизации процессов высшего учебного заведения

Елисеев Борис Петрович, Ходаковский Владимир Анатольевич, Линде Ивар
В работе разрабатывается модель, позволяющая установить принципиальную связь между рейтингом высшего учебного заведения и необходимыми средствами для обеспечения учебного процесса.
Читать PDF
384.87 кб

Роль высших учебных заведений в создании инноваций

Латуха Ольга Александровна, Пушкарёв Юрий Викторович
В статье анализируются проблемы и перспективы инновационной деятельности вузов в рамках процессов интеграции науки и высшего образования.
Читать PDF
476.94 кб

Высшие учебные заведения и процессы их сетевизации

Муравьев А. А.
В статье рассматривается роль сетевых взаимодействий высших учебных заведений в процессе формирования единого образовательного пространства
Читать PDF
589.46 кб

Инварианты учебных планов высших учебных заведений

Карпачев Александр Афанасьевич, Стародубцев Павел Анатольевич, Бакланов Евгений Николаевич
В статье рассмотрена задача расчета необходимого количества профессорско-преподавательского состава для обеспечения учебного процесса в высшем учебном заведении.
Читать PDF
383.69 кб

Цифровизация в современном высшем учебном заведении

Мавлютова Галина Александровна
Цифровизация становится неотъемлемым элементом развития всех сфер жизни общества, в том числе и системы образования.
Читать PDF
284.45 кб

Системы менеджмента качества высших учебных заведений

Матушанский Григорий Ушерович
В статье рассматриваются вопросы создание систем менеджмента ка-чества высших учебных заведений. Проводится анализ систем качества вузов России и Европы, описаны основные составляющие системы качест-ва.
Читать PDF
421.20 кб

Репутация высшего учебного заведения и её потребители

Юдина Т. Н.
В современных условиях реформирования российского высшего образования усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг, что усиливает значение репутации вуза.
Читать PDF
383.67 кб

О противодействии коррупции в высшем учебном заведении

Гилинский Яков Ильич
Коррупция сложный социальный феномен, порождение общества и общественных отношений, одно из проявлений продажности.

Похожие термины:

  • ТИПЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    университет (многопрофильный вуз IV уровня аккредитации, дающий высшее образование и квалификацию широкого спектра естественнонаучных, гуманитарных, технических, экономических и других направле
  • Рейтинг высших учебных заведений

    (Ranking Higher Education Institutions) количественный механизм сравнения качества вузов (и/или реализуемых ими образовательных программ), индикаторы которого отражают или измеряют качественные характеристики (
  • РАБОТНИКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    В высших учебных заведениях работает научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, у
  • СЛУШАТЕЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    лицо, обучающееся на: подготовительных отделениях; в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов; в другом высшем учебном заведении, а также если он параллел
  • АТТЕСТАЦИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    основная форма контроля за учебно-воспитательным процессом, эффективным использованием материально-технического, научно-педагогического потенциала и за качеством подготовки специалистов в выс
  • РАНЖИРОВАНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    это процесс построения рейтинга высших учебных заведений путём сочетания различных факторов. Ранжирование проводится журналами, газетами, сайтами, правительством и учеными. В дополнение к ранжи
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

    высшие учебные заведения Российской Федерации, где осуществляется подготовка студентов по психолого-педагогическим специальностям: - Арзамасский государственный педагогический институт, - Арма
  • СОВЕТ РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург – государственно-общественный орган управления высшими учебными заведениями и учреждениями дополните
  • УРОВНИ АККРЕДИТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    высшее учебное заведение I уровня аккредитации – вуз, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста; высшее у
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

    высшие учебные заведения, которые возникли в Российской империи в середине XIX в. (а в Украине – в последней четверти XIX в.) по инициативе и при активном участии интеллигенции, финансовой поддержке о
  • ЭКСТЕРНАТ в высших профессиональных учебных заведениях

    установленный с 1935 г. порядок сдачи экзаменов за курс восьмилетней и средней общеобразовательной школ для экстернов. Э. в государственных, муниципальных высших учебных заведениях – самостоятель
  • СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    основа оценки качества образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности высшего учебного заведения. Включают: 1) перечисление специализаций по специальн
  • МУЗЕИ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    музеи в составе высших и средних профессиональных учебных заведений, в которых собраны материалы по истории учебных заведений, коллекции и экспонаты по отдельным проблемам и областям науки и тех
  • ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    Органом общественного самоуправления учебно-научного института (факультета) является собрание (конференция) трудового коллектива учебно-научного института (факультета), включая выборных предст