ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЫСКАЗЫВАНИЕ
единица сообщения, обладающая смысловой целостностью и могущая быть воспринятой слушающим в данных условиях языкового общения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВЫСКАЗЫВАНИЕ
традиционно отождествляют с повествовательными предложениями естественного языка, рассматриваемыми как истинные (интуитивно понимаемые, что абстрактное содержание предложения соответствует фактическому положению дел) или неистинные (ложные). В зависимости от характера различают аналитическое, дизъюнктивное, импликативное, контрафактическое, конъюнктивное, синтетическое, условное, экзистенциальное высказывания.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Единица речевого общения, обладающая смысловой целостностью, оформленная определенным актуальным членением в составе речевого акта. В. может совпадать с предложением, но может быть и сообщением, не укладывающимся в схему простого предложения (слова-предложения, ответные реплики в диалогической речи и т. д.). Иногда этот термин употребляют вместо термина «предложение». Но предложение как единица языка имеет формальную сторону, а как единица речи – содержательную сторону. В В. выделяют обычно содержательную сторону. При анализе В. в современной лингводидактике часто используется термин дискурс.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ВЫСКАЗЫВАНИЕ
единица речевого общения, имеющая (в разных интерпретациях) больший или меньший объём. Минимальной единицей коммуникации оно признаётся в лингвистике текста, где трактуется как речевой аналог предложения: «Высказывание — это то, что мы слышим и читаем, предложение — результат лингвистического анализа» [ВеПей 1972]. Или: «Предложениями не обмениваются, как не обмениваются словами и словосочетаниями, — обмениваются высказываниями, которые строятся из единиц языка: слов, словосочетаний, предложений; причём высказывание может быть построено и из одного предложения, и из одного слова <...>» [Бахтин 1986: 267]. Предложение — единица виртуальной системы языка, имеет формально-грамматическую структуру (присущий данному языку порядок слов; члены предложения, главные и второстепенные; грамматические категории предикативности и модальности). Со стороны формы оно описывается в структурном (формальном) синтаксисе, со стороны содержания — в семантическом разделе синтаксиса. Это анализ вне контекста и вне конкретной ситуации действительности.
В. всегда включено в контекст текстового целого и передаёт содержание конкретной ситуации действительности или её фрагмента. Связь с контекстом проявляется в особенностях порядка слов, в устной речи — интонацией; в наличии средств связи с пред- и посттекстом (см. Предтекст). Оно отличается от предложения наличием, кроме формального, актуального (тема-рематического) членения (см. Актуальное членение предложения). Предложение имеет содержание, В. — ещё и смысл. Смысл приобретается тем, что на содержание предложения накладывают отпечаток предшествующий текст, контекстные значения всех компонентов. В. должно быть уместным, т.е. соответствовать совокупности смыслов предыдущего фрагмента. В прагмалпнгвистике есть понятие Пресуппозиции (см.). Это те условия, которые делают уместным конкретное предложение-высказывание. Напр., фраза Наконец-то и мой старший сын женился уместна как обобщение всей предыдущей информации относительно ситуации: говорящая — мать; она имеет не одного сына; младший или младшие женились раньше; свершившееся событие давно ожидалось и одобряется матерью и т.д.
В., в отличие от предложения, имеет деятельностную природу: реализуется как определённый речевой акт (описание, сообщение, повествование, просьба, приветствие, обещание, намёк и т.п.). Вследствие указанных и других отличий одно и то же предложение, будучи употреблённым в разных контекстах, в разных коммуникативных ситуациях, может представлять разные высказывания, реализующие разные речевые действия и разные коммуникативные цели. Так, напр., вопросительное предложение Сколько тебе лет? в ситуации знакомства или установления анкетных данных представляет собой речевое действие запроса информации, что соответствует вопросительному типу предложения. В ситуации бытового общения матери со своим ребёнком это задумано и воспринимается как ирония, неодобрение, косвенное побуждение совершить некое действие, на которое ребёнок в силу своего возраста, по оценке матери, способен. Предложение Во дворе злая собака в одном случае может служить выражением благожелательного отношения хозяина к потенциальным посетителям, призыва к осторожности, в другом случае — это выражение скрытой угрозы.
Больший объём термин «высказывание» имеет в прагмалингвистике, когда его рамки совмещаются с репликой одного из участников диалога/полилога. Определяющими становятся признаки: относительная смысловая законченность; реализация коммуникативно-прагматических категорий (субъекта высказывания; обращённости к адресату, — индивидуальному или коллективному, выраженному непосредственно или косвенно; мотива и цели коммуникативного акта); выраженность прямых или косвенных признаков всех компонентов коммуникативной ситуации: места, времени, соотношения социальных и ролевых статусов коммуникантов, тональности общения — официальной/неофициальной; характер и средства реализации коммуникативной тактики адресанта как элемент его коммуникативной стратегии (см. Коммуникативные стратегии и тактики).
Ряд лингвистов, прежде всего М.М. Бахтин, Д.Н. Шмелёв и их последователи, трактуют В. предельно широко, так что этим термином покрываются речевые единицы любой длины — «от короткой (однословной) реплики бытового диалога до большого романа или научного трактата» [Бахтин 1986: 263].
Лит.: Бахтин М.М. Высказывание как единица речевого общения. Отличие этой единицы от единиц языка (слова и предложения) // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Гак В.Г. Высказывание и ситуация // Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998; Львов М.Р. Высказывание. Речевой акт // Львов М.Р. Основы теории речи: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000; Маргарян А.А. Высказывание как минимальная единица коммуникации // Актуализация содержательных и формальных языковых категорий в тексте: сб. науч. тр. Ташкент, 1988; Общение. Текст. Высказывание. М., 1989.
А.А. Бернацкая

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Проблемное слово как педагогическое высказывание: опыт жанрологической характеристики

Перова Татьяна Юрьевна
Рассмотрены общие подходы к описанию речевых жанров, подробнее жанрообразующие элементы проблемного слова учителя.
Читать PDF
0.00 байт

Высказывание как один из аспектов говорения на иностранном языке (на примере работы с аспирантами)

Соболева И. Н.
Высказывание как один из основных аспектов говорения на иностранном языке (на примере работы с аспиран-тами) / Соболева И. Н.// Вестник КузГТУ, 2012, № 1. С.
Читать PDF
0.00 байт

Аргументативное высказывание в структуре компетентностно-ориентированной модели экзамена по русскому

Маслова Ирина Борисовна, Гостева Юлия Николаевна
В статье анализируются роль курса «Русский язык и культура речи» в образовании студента-медика, значение аргументативного монологического высказывания как измерителя его коммуникативной компетентности при проведении экзамена по да
Читать PDF
0.00 байт

Проблемное педагогическое высказывание как речевой жанр

Галян Софья Витальевна
В статье рассматривается проблема описания речевых педагогических жанров. Анализ жанрообразующих факторов позволяет выделить проблемное высказывание учителя в качестве отдельного жанра и описать его модель.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности профессионально ориентированного монологического высказывания студентов исторического фа

Тарасенко В. В.
В статье рассматриваются особенности профессионально ориентированного монологического высказывания студентов исторического факультета, учитывая характеристики монологической речи и программные требования по данной специальности.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности процесса формулирования высказывания на основе иерархической структуры элементов аргумен

Слесаренко Инга Валерьевна
Работа посвящена вопросу обучения устному аргументативному общению на основе письменного текста, представленного в виде элементов критической аргументации.
Читать PDF
0.00 байт

Обучение студентов факультета информационных технологий эмотивным высказываниям на иностранном языке

Латыпов Рустем Альбертович
Одна из актуальных задач обучения студентов неязыковых специальностей развитие у студента иноязычной способности выражать свои чувства, оценки и мнения.
Читать PDF
0.00 байт

Оптимизация обучения устному аргументированному высказыванию на втором иностранном языке в вузе

Чистякова Вера Васильевна
В статье рассматриваются возможные подходы к отбору и организации комплекса упражнений, позволяющего оптимизировать обучение аргументирующему высказыванию на втором иностранном языке (английский после немецкого).
Читать PDF
0.00 байт

Об обучении связному иноязычному высказыванию

Кондратьева Ирина Германовна
В статье рассматриваются проблемы, возникающие при обучении студентов неязыковых факультетов устной иноязычной речи и анализируются этапы высказывания: внутреннее планирование, т.е.
Читать PDF
0.00 байт

Анализ монологического высказывания в условиях речевой ситуации

Христолюбова Людмила Викторовна
В статье представлены основные теоретические понятия о речевой (коммуникативной) ситуации, подробно рассмотрены главные направления работы над совершенствованием речевой деятельности учащихся.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие логико-смысловой организации речевого высказывания с опорой на смысловые вопросы и схемы у

Коровко Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности предметно-смысловой организации речевого высказывания у дошкольников с ОНР III уровня

Коровко Елена Анатольевна
Анализируется взаимосвязь между особенностями структуры семантического поля слова и способностью к предметно-смысловой организации целостного речевого высказывания у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико

Коровко Елена А.
В работе анализируется проблема связности речевого высказывания у дошкольников в условиях лексико-грамматического недоразвития.
Читать PDF
0.00 байт

Изучение роли предметного зрительного восприятия в программировании связных высказываний младшими шк

Иванов Е. Н.
Читать PDF
0.00 байт

О проблеме жанра вопросительного высказывания в профессиональной педагогической коммуникации

Хохловская Ольга Геннадьевна

Похожие термины:

  • ОЦЕНОЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ УЧИТЕЛЯ

    устный речевой жанр. Одна из его «ярких» разновидностей — оценка развернутого ответа ученика. В этом случае коммуникативная цель учителя — оценить ответ ученика, выразить отношение к содержанию
  • КОСВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

    или КОСВЕННЫЙ РЕЧЕВОЙ АКТ, — термин Лингвистической прагматики (см.), один из ключевых терминов теории Речевых актов (см.). Это понятие появилось как следствие разграничения, с одной стороны, предло
  • Логика высказываний

    раздел логики, в котором вопрос об истинности или ложности высказываний рассматривается и решается на основе изучения способа построения высказываний из, так называемых, элементарных высказыван
  • ПРОГРАММА ВЫСКАЗЫВАНИЯ

    Последовательность речевых действий, цель которых – построение речевого высказывания, адекватного задачам коммуникативного акта.