ГОВОРЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГОВОРЕНИЕ
Продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием Г. является выражение мыслей в устной форме. В основе Г. лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения Г. является одной из основных целей обучения языку. Различают инициативное (активное) говорение (или инициативная речь), реактивную (ответную) речь, репродуктивную (стохастическую) речь. Психологическая структура акта Г. включает четыре фазы: 1) побудительномотивационную, при которой проявляется потребность человека в общении под влиянием определенного мотива и при наличии определенной цели высказывания; 2) аналитико-синтетическую, представленную в виде свернутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей (здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование); 3) исполнительную – звуковое и интонационное оформление мысли (на начальном этапе обучения переход от программы высказывания к ее исполнению происходит через родной язык); 4) контролирующую, задача которой – сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению; контроль предполагает наличие у говорящего эталона, формирующегося в результате языковой практики и сличения собственной речи с эталоном. Для обучения Г. предназначены специальные упражнения, подразделяющиеся на подготовительные и речевые. Навыки и умения неподготовленной речи, ее реактивность, спонтанность вырабатываются в диалоге; навыки и умения подготовленной речи с ее инициативностью, логичностью, последовательностью – в монологе. При обучении Г. следует учитывать два обстоятельства: а) проводится обучение подготовленному или неподготовленному говорению и б) формируются навыки и умения диалогической или монологической речи. При этом речь может идти о двух подходах (способах) обучения: дедуктивном (синтетическом) и индуктивном (аналитическом). При первом способе, определяемом также как подход к обучению говорению «сверху вниз» (topdown processing), учащиеся идут от восприятия текста как целого произведения к его отдельным частям на уровне значения входящих в его состав лексико-грамматических единиц. Формирование навыков и умений начинается с восприятия текста (чтения, прослушивания, воспроизведения готового монологического текста, диалога или полилога), который рассматривается в качестве образца для построения собственных текстов, а заканчивается анализом содержащихся в тексте единиц языка. При втором способе (подход к обучению говорению «снизу вверх» (bottom-up processing) учащиеся идут от анализа единиц языка, содержащихся в тексте, и способов их употребления в речи к восприятию содержания текста как целого произведения. В основе этого подхода лежит предположение о том, что поэлементное, поэтапное усвоение единиц текста обеспечивает лучшее понимание его содержания и, как следствие этого, приводит к умению участвовать в речевом общении с опорой на приобретенное знание единиц языка и способов их применения в речи (Бим, 1988; Гальскова, Гез, 2004; Колесникова, Долгина, 2008; Пассов, 1991; Практическая методика, 2003; Соловова, 2004, 2008; Nunan, 1998).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ГОВОРЕНИЕ
продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Как и все виды речевой деятельности, Г. имеет следующую структуру: 1. На этапе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, физическое и психологическое состояние слушателей и пр.) и т. д. 2. На этапе планирования продумывается по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания. 3. Осуществление деятельности, т. е. процесса Г. Большую роль играет жестово-мими-ческий код. 4. Контроль осуществления деятельности. Самоконтроль осуществляется как в течение всего процесса Г., так и после него. Продуктом Г. является речевое высказывание (текст), речевое сообщение. Продукт Г. — это то, в чем объективируется, воплощается, материализуется все психологическое содержание деятельности Г., все условия протекания, а также особенности самого субъекта Г. Результатом Г. является ответное действие участника речевого общения (вне зависимости от того, имеет ли это действие внешнее выражение или нет, осуществляется ли оно сразу же или через некоторое время). Так, например, результатом Г. учителя является то, что ученики слушают (или не слушают) его. Результатом Г. учеников является слушание учителя, его одобрение или неодобрение их высказывания. Единицей деятельности Г. является речевое действие, входящее в структуру Г. или ее представляющее. Психофизиологические механизмы Г.: 1) механизм репродукции, который обеспечивает воспроизведение готовых и усвоенных структурно-смысловых блоков для того, чтобы осуществить коммуникативную задачу; 2) механизм выбора языковых средств, который зависит от смысла сообщения, коммуникативной цели и ситуативного окружения, а также отношений между говорящими, особенностей реципиента, общности жизненного опыта и т. д.; 3) механизм комбинирования, от которого зависят и беглость речи, и ее новизна, и другие ее качества как продукта, и механизм конструирования. Человек конструирует некоторые речевые единицы в процессе Г., осуществляются эти операции на основе чувства языка, чувства допустимости той или иной конструкции, ее непротиворечивости структуре и духу языка; 4) механизм упреждения, который может реализоваться в двух планах: структурном и смысловом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, когда при произнесении первых слов упреждается, антиципируется конструкция фразы, и на уровне высказывания, когда также упреждается вся его конструкция, что позволяет порождать высказывание без длительных пауз между отдельными фразами. В смысловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситуациях. Такое прогнозирование помогает говорящему строить свое высказывание; 5) механизм дискурсивное™ управляет процессом функционирования речевого высказывания. Этот механизм позволяет: а) оценивать ситуацию в ее отношении к цели; б) воспринимать сигналы обратной связи (реплики собеседника, его невербальное поведение) и принимать решения «на ходу»; в) привлекать необходимые (имеющиеся у говорящего) знания о предмете Г., ситуации и т. п. Виды Г. — см. общение. Умение говорить является одним из основных профессиональных умений учителя. Как отмечают педагоги и психологи, развитию этого профессионального умения способствует наличие определенных задатков и способностей, таких, как отличная вербальная память, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, общительность как черта характера (умение слушать, сопереживать, сочувствовать и др.). Наличие подобного типа способностей — основа для выработки коммуникативно-речевых умений профессионального характера, особенностью которых является то, что с их помощью реализуются образовательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организовывать общение. Лит.: Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М., 1989. Л. Е. Тумина

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
378.10 кб

Особенности языковой подготовки иностранных военнослужащих к субтестам «Письмо» и «Говорение»

Сичинава Юлия Николаевна, Савостьянова Юлия Ивановна
Статья посвящена проблемам языковой подготовки иностранных военнослужащих, обучающихся на подготовительном курсе.
Читать PDF
176.81 кб

Речевые формулы в адаптационном тестировании по русскому языку как иностранному (субтест «Говорение»

Всемирнов Михаил Иванович
В статье рассматривается подготовка к субтесту «Говорение» ТРКИ с опорой на речевые формулы и использование флеш-карточек.
Читать PDF
271.06 кб

Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком

Салиева Заррина Илхомовна
В данной статье нами рассматривается важная роль навыка говоренияв преподавании английского языка.
Читать PDF
1.12 мб

Говорение - цель и средство коммуникативного общения

Мирзоян Карине Тевушевна
Говорение как вид речевой деятельности прежде всего опирается на язык как на средство общения. Именно язык обеспечивает коммуникацию между общающимися.
Читать PDF
131.38 кб

О субтесте «Говорение» («Speaking») в структуре международных экзаменов по иностранному языку

Попкова Лариса Михайловна, Яковлева Анастасия Сергеевна
Статья посвящена субтесту «Говорение» («Speaking») в структуре международных экзаменов по иностранному языку.
Читать PDF
2.13 мб

Особенности подготовки иностранных учащихся к субтесту «Говорение» ТРКИ с учетом феномена сценарност

Всемирнов Михаил Иванович
Практика тестирования по РКИ показывает, что трудности у иностранных учащихся вызывает подготовка к субтесту «Говорение».
Читать PDF
356.33 кб

Подготовка студентов к компоненту Speaking (говорение) экзамена ILEC: Tabula Rasa

Розанова Елена Игоревна
В статье кратко описывается порядок проведения компонента Speaking экзамена ILEC, а также предлагаются методы обучения говорению и возможные варианты упражнений и заданий в формате, адаптированном к требованиям данного экзамена.
Читать PDF
947.49 кб

Говорение как цель обучения русскому языку в иранских ВУЗах

Голами Хосейн, Бейги М
Данная статья посвящена рассмотрению процесса обучения разговорному русскому языку в иранских вузах. Нами был проведен опрос иранских учащихся для выявления целей изучения ими русского языка.
Читать PDF
36.11 мб

Использование средств ИКТ для формирования и развития речевой иноязычной деятельности "говорение"

Смирнова Елена Владимировна
Говорение на иностранном языке представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собесе
Читать PDF
812.80 кб

Стратегии и подходы организации суммативного оценивания навыка "говорение" по русскому языку как пер

Кабенова Алия Муслимовна
В статье автором указываются барьеры, препятствующие эффективной организации и качественному оцениванию навыка «говорение» по русскому языку как первому в ходе суммативного оценивания за раздел и четверть.
Читать PDF
261.02 кб

Три аспекта в обучении русскому языку как иностранному: доверие - мотивация - говорение

Болокова Нуриет Кадырбечевна
В статье дается описание трех основных аспектов в обучении русского языка как иностранного, ведущих к наилучшему результату: доверию, мотивации и говорению.
Читать PDF
124.04 кб

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ГОВОРЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Деева Ирина Дмитриевна
Читать PDF
0.00 байт

Проблема интегрированного формирования в студентов англоязычной компетентности в чтении и говорении

Добровольская Наталия
Рассмотрена проблема интегрированного формирования англоязычной компетентности в чтении и говорении. Описаны принципы, в основание которых положена идея интегрированного обучения видов языковой деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

От аудирования к говорению

Кузнецова Светлана Владиславовна
В статье анализируется аспект обучения устной иноязычной речи на базе аутентичных аудиоматериалов, рассматриваются методические приемы работы с аудиотекстом
Читать PDF
0.00 байт

Обучение иноязычному профессионально ориентированному говорению в ситуации презентации научного прод

Галанова Ольга Александровна, Шестакова Светлана Валерьевна
Презентация является одной из ситуаций профессионально-делового и научного общения и выполняет важную дидактическую роль в вузовском курсе иностранного языка.