СУЖДЕНИЕ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Суждение
форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

СУЖДЕНИЕ
1. Логическая форма мышления (см. также понятие, умозаключение); сочетание понятий, одно из которых (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат). 2. Мнение, заключение, реализуемое в процессе высказывания. Как умение формируется в процессе монологической речи.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СУЖДЕНИЕ
мысль (истинная или ложная), выраженная в форме предложения, с помощью которого связываются два понятия (субъект и предикат). В логике обычно пользуются термином "высказывание", обозначающим грамматически правильное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом. См. ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Суждение
умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли. Это проявляется в модальности сказанного, сопряженной обычно с психическими состояниями сомнения, знания, убежденности или веры. Отличается от высказывания тем, что всегда модально и носит оценочный характер.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

СУЖДЕНИЕ
мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка – «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются) [61, c. 148; 66, c. 360; 67, c. 390; 91, c. 663].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

СУЖДЕНИЕ
1) лог. выраженное в форме предложения высказывание, с помощью которого связываются два понятия (субъект и предикат). Суждение соотносит понятие с предметом с помощью связки «есть»; 2) умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Суждение
форма мысли, в которой осуществляется соотнесение того, о чем ведется речь (субъект) и того, что утверждается о нем (предикат) и показывается доказываемая возможность замещения субъекта предикатом. Отрицательный результат соотнесения является вторичным, ведущим либо к изменению субъекта, либо к изменению предиката для воссоздания соотнесенности и замещения.

Источник: Методологический словарь для стратегов

Суждение
одна из логических форм мышления. С. есть связь между двумя понятиями (субъектом и предикатом). В логике разрабатываются классификации С. Психология изучает развитие С. как формы абстрактного, логического мышления, а также нарушения логического мышления. В психологической литературе даются интерпретации тех психологических механизмов, которые лежат в основе связи понятий между собой.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

СУЖДЕНИЕ
форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно чего-либо. Типичным речевым выражением С. является предложение («А есть Б» или «А не есть Б»; «если А, то Б» и т.д). С. состоит из понятий (терминов) и той или иной «связки» между ними (в приведенных примерах термины обозначены как «А» и «Б», а связками являются утверждение или отрицание, или условие – «есть», «не есть», «если..., то»). С. как форма мысли является предметом науки логики. В классической логике С. может быть истинным или ложным. В настоящее время придуманы так называемые модальные логики, в которых логическое следование производится вне категории истины (но в модальностях долженствования, разрешения, запрещения ит.п.). В педагогике, юриспруденции, практической психологии многие суждения относятся именно к модальным логикам (логике норм, логике оценок). В любом случае С. составляют звено логического следования, более или менее непротиворечивого, правильного рассуждения (см. Рассуждение).
В педагогической практике по речевому выражению форм мысли учащимися судят о процессах их мышления, понимания и усвоения ими учебного материала.
Лит.: Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев: Учебное пособие для вузов. – М., 1994. (Библ. 82 назв.); Ивлев Ю.В. Логика. – М., 1994. (Библ. 39 назв.); Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. – М., 1991.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

СУЖДЕНИЕ
1. высказывание; 2. умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли. С. может быть истинным или ложным. Образуется путем применения предикативных слов (выражающих свойства и отношения) к объекту мысли. С. делятся на простые и сложные. Простые С. могут быть атрибутивными (выражают принадлежность свойства отдельному предмету) или С. отношения (речь идет о двух или более объектах, между которыми существуют различные отношения). Атрибутивные С. по качеству делятся на утвердительные и отрицательные, по количеству - на общие, частные и единичные. Существует деление С. и по другим признакам. Сложные С. состоят из нескольких простых. Вывод одного С. из других называется умозаключением. Умением строить С. человек овладевает постепенно. Только к концу 3-го года жизни ребенок начинает произносить отдельные С. Первоначально С. - это простое, грамматически не связанное сочетание слов, иногда даже одно слово. В основе образования С. лежит обобщение. Правильность детских С., степень их соответствия действительности находятся в прямой зависимости от качества обобщений. Психолого-педагогические наблюдения показывают, что отдельные формы С. развиваются не одновременно. Раньше всего формируются С., констатирующие что-либо. Сложные С., отражающие множественность зависимостей между явлениями, появляются позже простых и основываются на них. В процессе обучения учитель должен знакомить учащихся с типами логических связей в С. и учить их выявлять логический смысл грамматических союзов, определять необходимые и достаточные условия, что позволит учащемуся строить С. к конкретному явлению.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СУЖДЕНИЕ
1). высказывание, 2). умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли С может быть истинным или ложным Образуется путем применения предикативных слов (выражающих свойства и отношения). к объекту мысли (отд предмету или множеству их). Напр., г. Тверь находится между Москвой и С -Петербургом (истинное С), 2 больше 3 (ложное С).
Все С делятся на простые и сложные Простые С могут быть атрибутивными (выражают принадлежность свойства отд предмету). или С отношения (речь идет о двух или более объектах, между к-рыми существуют разл отношения - больше, меньше, старше, находиться правее, между и др.). Атрибутивные С по качеству делятся на утвердительные и отрицательные, по количеству - на общие, частные и единичные. Т. о., с точки зрения этих двух характеристик атрибутивные С подразделяются на общеутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные, частноутвер-дительные Существует деление С и по др признакам
Сложные С состоят из неск. простых, соединенных между собой по типу конъюнктивных (посредством логич. союза «и»), дизъюнктивных (посредством логич. союза «или»). или импликативных (посредством логич. союза «если, то »). связей При образовании сложных С следует учитывать логич. законы связи между С, выражающие зависимость истинности одних С от истинности (или ложности). других Объективная истинность (или ложность). С устанавливается или практически, или в операциях с другими С Вывод одного С из других наз умозаключением.
Умением строить С человек овладевает постепенно Психол исследования показали, что С, выражаемому в языке, предшествуют формы мысли, в к-рых наибольшее место занимают неречевые средства их выражения (практич. действия, указания на практич. ситуацию, жест.н. др.). Только к концу 3-го года жизни ребенок начинает высказывать свои мысли об осн.отношениях между вещами и событиями в виде отдельных С, при этом лингвистич оформление С отстает от его содержания Первоначально С - это простое, грамматически не связанное сочетание слов (напр., «слон тпруа»), иногда даже одно слово (напр., с подразумеваемым подлежащим). Вместе с процессом морфологиза-ции речи происходит постепенный переход к грамматически оформленному предложению В основе образования С лежит обобщение Правильность детских С, степень их соответствия действительности находятся в прямой зависимости от качества обобщений.
Психолого-пед. наблюдения показывают, что отд формы С развиваются не одновременно Раньше всего формируются С, констатирующие что-либо Сложные С, отражающие множественность зависимостей между явлениями, появляются позже простых и основываются на них.
С. осуществляется и выражается в языке в виде повествоват предложения Вопросит предложения, пожелания и приказания не являются С, т к к ним неприменима характеристика с точки зрения истинности или ложности. Вопрос о несовпадении языкового и логич. аспектов рассмотрения структуры предложения имеет большое практич. значение, в частности при изучении грамматики Так, при грамматич. анализе предложения необходимо отделить признаки слова как члена предложения от его признаков как элемента С Учащимся следует различать также грамматич. и логич. смысл союзов.
Все содержание шк. обучения требует овладения логич. стороной уч задач Учащиеся не всегда точно понимают смысл логич. связей, о к-рых идет речь в С Одной из причин таких ошибок является несовпадение логич. схемы С в кон. кретной грамматич. формой, к-рая недостаточно точно выражает логич. смысл данного С.
Утверждение (правило, теорема, закон). в форме сложного С предполагает умение различать в нем необходимые и достаточные условия для квалификации на его основе того или иного явления Напр., в правиле «однородными наз такие члены предложения, к-рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения» каждый из 2 признаков является необходимым (если одного признака нет, нельзя сделать вывод), но один, взятый независимо от другого, недостаточен для отнесения члена предложения к однородным членам Только совокупность этих признаков - достаточное условие для С об однородности членов предложения.
Поскольку в С. все рассмотренные выше особенности скрыты, учитель должен знакомить учащихся с типами логич. связей в С и учить их выявлять логич. смысл грамматич. союзов, разбираться в том, какие условия являются достаточными и необходимыми Это позволяет наметить определенную систему действий по применению С к конкретному явлению, дисциплинирует мышление учащихся.
Лит Давыдов В В, Виды обобщения в обучении, M, 1972, Баранове II, Сущность процесса обучения, M, 1981, Леон-т с в АН, Проблемы развития психики, M, 19814, Шапоринский С А, Обуче ние и науч. познание, M, 1981, Развитие психики школьников в процессе уч деятельности, M, 1983 А Н Ждан.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
249.39 кб

Экспериментальное исследование независимости суждений у старших дошкольников

Степина Н. В.
Исследование посвящено изучению независимого поведения детей 6-7 лет. Выявлены половые различия независимости суждений детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF
238.90 кб

Формирование оценочных суждений учащихся на уроках русской литературы в школах с родным (нерусским)

Сальникова Мария Петровна
В статье рассматривается проблема формирования оценочных суждений учащихся на уроках рус-ской литературы в процессе изучения прозы А.П.Чехова.
Читать PDF
147.01 кб

Обучение иностранных студентов навыкам аргументации суждений на примере научного стиля речи (Инженер

Папян Гаяне Бориковна, Шкаликова Алина Сергеевна
В данной статье рассматриваются этапы и приводятся некоторые примеры методов обучения иностранных студентов аргументированию.
Читать PDF
2.89 мб

Композиция тестовых суждений

Васильев Владимир Иванович, Тягунова Ольга Александровна
Читать PDF
253.94 кб

Технология дистанционной поддержки экспресс-олимпиад, построенных на оценке суждений

Рукшин С. Е., Поздняков С. Н.
Статья посвящена организации программной поддержки экспресс-олимпиад, в основе которых лежит понятие семантической матрицы, описывающей внутренние связи понятий предметной области, и технология оценки участниками олимпиады суждени
Читать PDF
339.78 кб

Духовность: вопросы, суждения, мнения

Волошина Л. В.
Представлен анализ понятия «духовность» с различных точек зрения, в том числе с позиций светской и религиозной культур, обозначены некоторые подходы к исследованию данного понятия.
Читать PDF
263.47 кб

Государственный стандарт высшего образования:проблемы и суждения

Короткова Татьяна Леонидовна
Как известно, миссия высшего образования заключается в подготовке интеллектуальной элиты общества, способной вывести страну на мировой научно-технический и экономический уровень.
Читать PDF
311.68 кб

Образовательная реформа Александра i: некоторые суждения и оценки в русской историографии XIX - нача

Поздняков Александр Николаевич
Одним из важных направлений государственной политики Александра Iявлялось осуществление образовательной реформы. Ее результатом стало создание в России системы народного образования.
Читать PDF
14.64 мб

Формирование у школьников умения обосновывать математические суждения

Седакова В.И., Синебрюхова В.Л.
Реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт по математике, необходимо уделять внимание формированию метапредметных умений, связанных с общекультурным, личностным и познавательным развитием учащихся.
Читать PDF
21.29 мб

К проблеме художественно-творческой одаренности: суждения и мнения

Цыпин Геннадий Моисеевич
В статье рассматриваются проблемы художественно-творческой одаренности.
Читать PDF
13.41 мб

Умение обосновывать математические суждения как основа развития у школьников словесно-логического мы

Седакова Валентина Ивановна, Синебрюхова Вера Леонидовна
Реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт по математике, необходимо уделять внимание формированию универсальных учебных действий школьников в ходе изучения математики.
Читать PDF
523.02 кб

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения

Воронина Людмила Валентиновна, Карпова Мария Владимировна
В статье раскрываются особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения.

Похожие термины:

  • Аподиктическое суждение

    лат. – несомненный) – это высказывание о тех признаках предмета или явления, которые мыслятся как присутствующие у них при любых условиях; это суждение, у которого отношение сказуемого с подлежащ
  • Ассерторическое суждение

    лат. – утверждаю) – это такое суждение, в котором лишь указывается присутствие у предмета того или иного признака. Это простое утверждение или отрицание, которое констатирует действительность, ка
  • ДИЗЪЮНКТИВНОЕ СУЖДЕНИЕ

    сложное суждение, состоящее из объединения двух высказываний с помощью союза «или». Напр., суждения типа: А есть или В, или С.
  • Оценочное суждение

    это профессиональная функция учителя, состоящая в аналитическом высказывании, устанавливающем ценность чьего-либо действия, суждения и т.д. Учитель с помощью оценочного суждения определяет дост
  • Утвердительное суждение

    суждение, содержанием которого выступает фиксация наличия того, о чем ведется речь, а для объектов - их внутреннего бытия и внешнего проявления.
  • Эстетическое суждение

    доказательная, аргументированная, обоснованная идейно-эмоциональная оценка эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.
  • Модальные суждения

    суждения, выражающие возможность, действительность и необходимость того, о чем ведется речь. Типология модальности выводится из рефлексивных функций, в рамках каждой из которых может порождаться