ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
качество произведения искусства. Оно присутствует в произведении в том случае, когда художник умеет отразить в картине самую сущность явления, его характерные особенности.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной». В. характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств. Это качество речи характеризует ее с точки зрения соотношения речь—сознание (см. качества речи). В. как коммуникативное качество речи — прежде всего критерий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искусности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют созданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвязаны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания реципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впечатление от текста). На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависимости от этого выделяется два вида В. — информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки) (А.Н. Васильева). Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи. Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М, 1990. М. Р. Савова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
148.42 кб

Эстетическое воспитание и выразительность чтения как теоретическая и учебная проблема

Кубасов Александр Васильевич
В статье рассматривается проблема формирования техники чтения учащихся специальной коррекционной школы как одна из форм повышения эффективности урока чтения, а также эстетического воспитания учащихся.
Читать PDF
161.18 кб

Речевая выразительность и субординация целей радиожурналиста

Ганеева Фирдаус Гариповна
Проблема речевой выразительности радиожурналиста становится весьма актуальной. Работая лишь над письменной формой речи, радиожурналист не придает значения устной речи.
Читать PDF
255.61 кб

Выразительность речи

Бассараб Светлана Николаевна, Летошникова Светлана Анатольевна, Толмачева Виолетта Викторовна
Образная речь нагляднее выражает содержание мысли, она легко воспринимается на слух, доставляя эстетическое удовольствие слушателю и увлекая его.
Читать PDF
564.03 кб

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Крюкова Светлана Викторовна
На сегодняшний день проблема речевого развития у детей специальных (коррекционных) школ стоит достаточно остро, так как именно речь считается одним из основных показателей детского развития.
Читать PDF
129.07 кб

Роль выразительного чтения при изучении русского языка как иностранного

Воронцова Ю.А.
В статье рассматриваются особенности формирования навыков выразительного оформления речи при изучении русского языка как иностранного.
Читать PDF
145.67 кб

Знакомство со средствами выразительности художественной речи в начальных классах

Бардакова В. В.
Читать PDF
278.06 кб

Методические аспекты изучения дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения»

Гусева Н. В.
Читать PDF
272.31 кб

Проблема необходимости обучения интонационной выразительности речи детей с различными речевыми наруш

Дудко Я. О.
Читать PDF
1.48 мб

Формирование эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей старшего дошко

Аникина Алевтина Павловна, Комарова Тамара Семеновна
В статье описана экспериментальная работа по апробации модели формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей старшего дошкольного возраста, включающая: когнитивный, мотивационно-личностный, д
Читать PDF
920.84 кб

Формирование навыка выразительного чтения

Харламова Tatyana Dmitrievna
Статья посвящена вопросам формирования навыка выразительного чтения.
Читать PDF
850.25 кб

Выразительное чтение как средство совершенствования коммуникативной культуры учителя

Шелестова Зинаида Алексеевна
Многие выпускники педагогических вузов не идут работать в школу, потому что испытывают коммуникативные трудности в общении с детьми.
Читать PDF
943.28 кб

Исследование эмоциональной выразительности звучащей речи будущих учителей

А. А. Борисова
Читать PDF
237.87 кб

Работа над метафорой как способ формирования выразительной письменной речи учащихся гуманитарных кла

Комарова Ю. В.
Статья посвящена проблеме развития выразительной речи учащихся при изучении тропов. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной разработкой вопросов выразительности письменной речи старшеклассников.
Читать PDF
0.00 байт

Организация ценностно-ориентационной деятельности учащихся в процессе формирования выразительной пис

Комарова Ю. В.
В данной статье описываются возможные способы организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся 8 9 классов в процессе формирования выразительной письменной речи при работе с метафорой на уроках русского языка.
Читать PDF
0.00 байт

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сенченко Наталья Анатольевна, Реизова Алена Николаевна
В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной выразительной речи у детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы.

Похожие термины:

  • Выразительность педагогического поведения

    средство педагогического общения, суть которого — в умении убедительно, просто, искренне и доходчиво преподнести учащимся раздумья, переживания, настроения педагога при решении педагогических з
  • ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

    Совокупность таких качеств речи, как точность, логичность, ясность, экспрессивность, которые обеспечивают ее полноценное восприятие адресатом. Характеризует уровень коммуникативной компетенции
  • ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

    Чтение вслух (наизусть или по книге) с соблюдением норм литературного произношения, при котором передается идейно-образное содержание текста. В. ч. рассматривается как средство обучения языку.
  • ОККАЗИОНАЛЬНОЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    Окказионализмы (или окказиональные слова) обладают повышенной выразительностью в силу своей необычности на фоне канонических, нормативных образований. Как отмечает Е.А. Земская, производные слов