ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Чтение вслух (наизусть или по книге) с соблюдением норм литературного произношения, при котором передается идейно-образное содержание текста. В. ч. рассматривается как средство обучения языку.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которым насыщено художественноепроизведение, выражение личного отношения исполнителя к произведению при соблюдении норм литературного произношения.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Выразительное чтение
процесс литературно-художественной коммуникации посредством текста произведения. Является результатом качественно проведенного анализа и синтеза прочитанного, свидетельством культуры речи учащихся. Осуществляется на всех этапах изучения произведения, совершенствуется на уроках развития речи. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин "В.ч." получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, к-рыми насыщено худож. произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин «В. ч.» получил распространение в сер. 19 в. и наравне с терминами «декламация» и «худож. чтение» обозначал искусство худож. слова и предмет обучения этому искусству детей. В 80-х гг. 19 в. появились первые метод. статьи и пособия для учителей, излагающие основы теории и методики искусства худож. чтения. До 60-х гг. 20 в. методика обучения В. ч. в Значит. мере строилась на положениях, высказанных в этих пособиях М. М. Бродовским, Д. Д. Коровя-ковым, В. П. Острогорским и др.: предварит. подбор интонаций чтеца в соответствии с установленной заранее классификацией тонов и тембров человеческого голоса и использование «шести рычагов тона» (К. С. Станиславский), определяющих темп чтения, силу и высоту звучания голоса.
В соответствии с совр. науч. представлениями интонация возникает самопроизвольно, как следствие исполнительской трактовки замысла, нравств.-эстетич. позиции, идеала автора худож. произведения. В. ч. — одно из средств, благодаря к-рому учитель вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами. В. ч. является также показателем сознательности чтения. Оно усиливает воспитат. воздействие произведения, повышает культуру речи детей и является одним из средств развития эстетич. потребности, обогащения эмоциональной сферы, формирования личности.
Специфика В. ч. учителя состоит в умении сдержанно и убедительно, просто, искренне и доходчиво преподнести учащимся раздумья, чувства, переживания, настроения автора, воссоздавая эстетич. своеобразие произведения, особенности его худож. формы, жанра, стиля, и в то же время отразить свое личное отношение к произведению. Чтение перед учащимися худож. текста — одна из форм самовыражения учителя, самораскрытия его духовного облика. От учителя лит-ры искусство В. ч. требует наличия природных задатков, наиб. важными из к-рых являются речевой слух, живое воссоздающее и творческое воображение, эмоциональная отзывчивость (способность к сопереживанию), способность к целенаправленному волевому воздействию на слушателей.
При определении характера и методов работы по В, ч. необходимо исходить из реальных возможностей и учителя, и учащихся, их способностей, наклонностей, темперамента, общего развития, психол. и физич. состояния в процессе работы над текстом. Настаивая на непосредственности выражения чувств и переживаний, Станиславский предостерегал от аффектации, ложной артистичности, стремления покрасоваться, а также от шаблона, механич. воссоздания текста, ибо «механически любить, страдать, ненавидеть без всякого переживания нельзя» (Собр. соч., т. 2, М., 1955, с. 159). Работа по В. ч. основана на принципе искренности переживаний. Не следует требовать от детей выражения чувств (напр., горя или радости), не проявившихся у них при чтении произведения, но помочь понять эти чувства — необходимо, для этого нужно стремиться создавать на уроке такую атмосферу, к-рая бы вызвала сопереживания. Важно мастерски исполнить текст, убедительно и интересно рассказать об авторе, обстоятельствах, при к-рых создавалось произведение, вызвать активность учащихся, разбудить их воображение.
Процесс подготовки учителя к уроку В. ч. проходит по след, ступеням: перво-нач. ознакомление с текстом, аналитич. работа (разбор текста), определение исполнительских задач и тренировка в декламации, выделение, уточнение, осмысление круга вопросов, подлежащих объяснению на уроке. В процессе восприятия текста интенсивно работают чувство и воображение. Эту стадию работы над произведением В. Г. Белинский называл моментом «восторга» и настаивал на том, что сначала произведение воспринимается сердцем, а уже потом умом. На второй стадии обращения к тексту, к-рую Белинский определял как «истинное наслаждение», ведущим фактором становится мышление, к-рое углубляет эмоциональное восприятие, развивает эстс-тич. чувство. На третьей стадии работы учитель определяет для себя исполнительскую задачу и отрабатывает манеру исполнения. На четвертой — отбирает круг вопросов (ист. и биографич. справки, объяснение непонятных слов и т. д.), облегчающих школьнику восприятие произведения и работу по его воссозданию в живом слове.
Обучение В. ч. в школе — творческий процесс, включает элементы поисков, находок, открытий, учитывает реальные возможности учащихся. Работа по В. ч. требует создания в классе психол. климата, способствующего умственному и чувственному восприятию учениками произведений. наиб. эффективный метод обучения В. ч. — показ. Цель его состоит не в том, чтобы навязать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Важное место в этой работе отводится использованию звукозаписей, к-рые дают возможность школьнику слушать исполнение худож. произведения мастерами худож. слова (В. И. Качаловым, В. Н. Яхонтовым, Д. Н. Орловым и др.). Прием сопоставления побуждает к обсуждению, оценке разл. трактовок исполнителем авторского замысла и предупреждает от формального копирования. Он имеет след, разновидности: сопоставление исполнения учащегося с исполнением учителя, сопоставление исполнения двух (и более) учащихся, сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя, воссоздание учителем интонаций учащегося, иногда с оттенком шаржирования, т.е. учитель должен подчеркнуть ошибку своим повторением и направить исполнение к правильному тону — «от противного». Средством, стимулирующим развитие творческого воображения, является устный рисунок, т.е. устное описание картин, к-рые возникают либо должны возникнуть в воображении ученика. Обучая школьников В. ч., учитель использует также беседу. Эффективны и элементы хорового чтения на уроке, помогающие нек-рым учащимся преодолеть застенчивость. Кроме того, хоровое чтение заражает общим подъемом, настроением, тоном, к-рый задает учитель показом. Важное значение в методике В. ч. придается чтению в лицах, к-рое практикуется, как правило, на заключит. этапе работы над текстом.
Уч. программы школы содержат требования к умениям учащихся по В. ч.: читать четко, внятно, соблюдать нормы орфоэпии, владеть «шестью рычагами тона» (громче — тише, выше — ниже, быстрее — медленнее), умением «читать знаки препинания», видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их, воссоздавать чувства в чтении («рисовать интонацией»), соблюдать паузы психол., нач., финальные и т. д. Тактичное и доброжелат. отношение педагога к детям, вдумчиво-аналитич. подход к каждому из них обеспечивают планомерное и систематич. совершенствование их навыков в искусстве В. ч. Лит.: Коровяков Д. Д., Иск-вой этюды выразит, чтения худож. лит. произведений, СПБ, 1914; Артоболевский Г. В., Очерки по худож. чтению, М., 1959; Завадская Т. Ф., Роль выразит, чтения в эстетич. развитии учащихся. (Нач. школа), М., 1960; Качурин М. Г., Выразит, чтение в VIII—X кл. Л., 1960; Аксенов В. Н., Иск-во худож. слова, М.; Ф и p с о в Г. П., Выразит, чтение на уроках рус. языка, М., I9602; Орлов Д. Н., Книга о творчестве, М., 1962; Смирнов С. А., Преподавание лит-ры в V—VIII кл., М., 1962; Методика выразит, чтения, М., 1977; Соловьева H. M., Завадская Т. Ф., Выразит, чтение в 4—8 кл., М., 1983; Буяльский Б. А., Иск-во выразит, чтения, М., 1986.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
920.84 кб

Формирование навыка выразительного чтения

Харламова Tatyana Dmitrievna
Статья посвящена вопросам формирования навыка выразительного чтения.
Читать PDF
489.84 кб

Методология обучения выразительному чтению

Харламова Татьяна Дмитриевна
В статье представлены принципы и элементы методологии обучения выразительному чтению.
Читать PDF
564.03 кб

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Крюкова Светлана Викторовна
На сегодняшний день проблема речевого развития у детей специальных (коррекционных) школ стоит достаточно остро, так как именно речь считается одним из основных показателей детского развития.
Читать PDF
129.07 кб

Роль выразительного чтения при изучении русского языка как иностранного

Воронцова Ю.А.
В статье рассматриваются особенности формирования навыков выразительного оформления речи при изучении русского языка как иностранного.
Читать PDF
440.07 кб

Обучение выразительному чтению как средство формирования действия контроля

Попова И.М., Жданова Е.А.
В статье представлена технология формирования у младших школьников универсального учебного действия контроля посредством обучения выразительному чтению.
Читать PDF
850.25 кб

Выразительное чтение как средство совершенствования коммуникативной культуры учителя

Шелестова Зинаида Алексеевна
Многие выпускники педагогических вузов не идут работать в школу, потому что испытывают коммуникативные трудности в общении с детьми.
Читать PDF
148.42 кб

Эстетическое воспитание и выразительность чтения как теоретическая и учебная проблема

Кубасов Александр Васильевич
В статье рассматривается проблема формирования техники чтения учащихся специальной коррекционной школы как одна из форм повышения эффективности урока чтения, а также эстетического воспитания учащихся.
Читать PDF
729.48 кб

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ЧТЕНИЕМ

Аулова С.И., Агафонова С.В., Забусова Е.И.
Вся трудность преподавания выразительного чтения и заключается именно в том, что невозможно заниматься этими механическими, теоретическими упражнениями.
Читать PDF
321.16 кб

Обучение выразительному чтению в дореволюционной школе России: концепция В. П. Острогорского

Никитина Екатерина Евгеньевна
В статье рассмотрена практика обучения школьников выразительному чтению на примере опыта В.П. Острогорского.
Читать PDF
1.05 мб

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Крючкова Т.А.
Статья посвящена проблеме работы над выразительностью речи младших школьников с учетом возрастных и психологических особенностей.
Читать PDF
278.06 кб

Методические аспекты изучения дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения»

Гусева Н. В.
Читать PDF
344.92 кб

Основные направления в развитии методики обучения школьников выразительному чтению на уроках литерат

Шелестова Зинаида Алексеевна
Автор выделяет основные направления в развитии методики обучения школьников выразительному чтению и связывает их с научной школой полихудожественного воспитания средствами различных видов искусств.