Университет

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Университет
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направленийподготовки и выполняет функциональные и прикладные исследования по широкому спектру наук.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

УНИВЕРСИТЕТ
(лат. universitas совокупность) высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Университет
от лат. universitas — совокупность) — высшее учебно-научное заведение, в котором изучается совокупность дисциплин, составляющих основы научного знания. Готовит специалистов по разным отраслям народного хозяйства, науки и культуры, а также ведет научно-исследовательскую работу.

Источник: Исследовательская деятельность

университет
учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей (медицинский университет — по двум и более), осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров и является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

УНИВЕРСИТЕТ
(от лат. universitas – совокупность). Высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому кругу специальностей. Является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. Первые У. в России – Академический университет (1726–1766, СПб.) и Московский (с 1755 г.). В РФ существуют как государственные, так и негосударственные У., в том числе технического, медицинского, педагогического и др. профилей.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

УНИВЕРСИТЕТ
высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследовании и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Университет
учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение), которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

УНИВЕРСИТЕТ
нем. Universitat, от лат. universitas — совокупность) — образовательное учреждение высшего профессионального образования, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и др. направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, способствует распространению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность среди населения. В рамках МСКО (Международная стандартная классификация образования) нет четкого определения термина «университет», т. к. по мере диверсификации образовательных учреждений границы между университетским и неуниверситетским обучением становятся все более и более размытыми.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

УНИВЕРСИТЕТ
от лат. universitas - совокупность)— высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. Первые У. появились в 12-13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые У. в России - Академический университет (1726-66, С.-Петербург) и Московский (с 1755). В Рос. Федерации создаются государственные и негосударственные У., в т.ч. технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., с,296)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УНИВЕРСИТЕТ
многопрофильное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации широкого спектра естественнонаучных, гуманитарных, технических, экономических и других направлений науки, техники, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, имеет развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения, содействует распространению научных знаний и осуществляет культурнопросветительскую деятельность (Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003; Курс лекций по социологии образования / под ред. В. И. Астаховой. – X.: Изд-во НУА, 2003; Національна доктрина розвитку освіти України: Затв. Указом Президента України від 17.04.2002 р. № 347/2002 // Освіта України. – 2002. – 23 квіт. (№ 33). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

УНИВЕРСИТЕТ
основной тип высшего ученого заведения, который наиболее полно выражает и реализует миссию, цели, задачи и функции высшего образования. Университеты на положениях автономки, академической свободы осуществляют образовательную, исследовательскую, инновационную деятельность. Университет является главным фактором общественного прогресса. В Украине университет – многоотраслевой (классический, технический) или отраслевой (профильный) вуз, осуществляющий инновационную образовательную деятельность в соответствии со ступенями высшего образования (в том числе доктора философии), проводит фундаментальные и/или прикладные научные исследования, является ведущим научным и методическим центром, имеет развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, способствует распространению научных знаний и проводит культурно-просветительскую деятельность. (Національний освітній глосарій: вища освіта / уклад.: В. М. Захарченко, С. А. Калашнікова [та ін.] ; за ред. В. Г. Кременя. – 2-е вид., перероб. і доп. – Київ : Плеяди, 2014. – С. 66). Л. И. Комир

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017

УНИВЕРСИТЕТ
(от лат. universitas – совокупность), высшее учебно-научное заведение, в котором изучается совокупность дисциплин, составляющих основы научных знаний. У. осуществляет подготовку специалистов широкого профиля по общественным,естественным, гуманитарным наукам для исследовательской деятельности и работы в области культуры, управления, здравоохранения, просвещения, материального производства; переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. У. выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Первые университеты появились в ХII–XIII вв. в Италии, Франции, Испании, Англии, Германии. Первые У. в России – Академический (1726–1966, Петербург) и Московский (1755); в 1916 г. было 11 У.; в СССР в 1978 г. – 66 У.; в Российской Федерации в 1997 г. – 234. Процесс «университизации» начался в 90-х гг., когда помимо классических традиционных университетов появились У. по направлениям (технические, педагогические, гуманитарные, медицинские и др.). В список 74 ведущих У. мира входят 11 отечественных, в шестерку лидеров – 2 (Московский и Санкт-Петербургский).
Лит.: Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании // Бюллетень Госкомвуза России. 1996. № 10.
Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

УНИВЕРСИТЕТЫ
здесь: университеты и институты Российской Федерации, осуществляющие подготовку по психолого-педагогическим специальностям: - Адыгейский государственный университет, - Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, - Алтайский государственный технический университет, - Алтайский государственный университет, - Альметьевский муниципальный университет, - Амурский государственный университет, - Архангельский государственный технический университет, - Башкирский государственный университет, - Белгородский государственный университет, - Братский государственный технический университет, - Брянский государственный технический университет, - Бурятский государственный университет, - Великолукский государственный институт физической культуры, - Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, - Владимирский государственный университет, - Волгоградская академия государственной службы, - Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, - Волгоградский государственный университет, - Волжский государственный инженерно-педагогический институт, - Воронежский государственный университет, - Восточно-Сибирский государственный технологический университет, - Всероссийская государственная налоговая академия, - Горно-Алтайский государственный университет, - Государственная академия славянской культуры, - Государственный университет гуманитарных наук, - Дагестанский государственный университет, - Дальневосточная академия государственной службы, - Дальневосточная государственная морская академия, - Дальневосточный государственный технический университет, - Дальневосточный государственный университет, - Дальневосточный государственный университет путей сообщения, - Донской государственный технический университет, - Ивановский государственный университет, - Ингушский государственный университет, - Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, - Иркутская государственная экономическая академия, - Иркутский государственный лингвистический университет, - Иркутский государственный технический университет, - Иркутский государственный университет, - Кабардино-Балкарский государственный университет, - Казанский государственный медицинский университет, - Казанский государственный технический университет, - Казанский государственный технологический университет, - Казанский государственный университет, - Калининградский государственный университет, - Калмыцкий государственный университет, - Кемеровская государственная академия культуры и искусств, - Кемеровский государственный университет, - Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, - Костромской государственный университет, - Краснодарская государственная академия культуры, - Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, - Красноярский государственный аграрный университет, - Красноярский государственный технический университет, - Красноярский государственный университет, - Крестьянский государственный университет, - Кубанская государственная академия физической культуры, - Кубанский государственный технологический университет, - Кубанский государственный университет, - Курганский государственный университет, - Ленинградский государственный областной университет, - Липецкий государственный технический университет, - Магнитогорский государственный университет, - Марийский государственный технический университет, - Марийский государственный университет, - Мордовский государственный университет, - Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии, - Московская государственная геологоразведочная академия, - Московская государственная технологическая академия, - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева, - Московский государственный агроинженерный университет, - Московский государственный институт стали и сплавов (Технологический университет), - Московский государственный лингвистический университет, - Московский государственный социальный университет, - Московский государственный университет дизайна и технологии, - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, - Московский государственный университет леса, - Московский государственный университет путей сообщения, - Московский государственный университет сервиса, - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, - Мурманский государственный технический университет, - Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, - Нижегородский государственный лингвистический университет, - Нижегородский государственный университет, - Новгородский государственный университет, - Новосибирский государственный аграрный университет, - Новосибирский государственный технический университет, - Новосибирский государственный университет, - Новочеркасская государственная мелиоративная академия, - Омский государственный аграрный университет, - Омский государственный технический университет, - Омский государственный университет, - Оренбургский государственный аграрный университет, - Оренбургский государственный университет, - Орловский государственный университет, - Пермский государственный технический университет, - Пермский государственный университет, - Петербургский государственный университет путей сообщения, - Петрозаводский государственный университет, - Поморский государственный университет, - Пятигорский государственный лингвистический университет, - Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, - Российская государственная академия труда и занятости, - Российский государственный гуманитарный университет, - Российский университет дружбы народов, - Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, - Ростовский государственный университет, - Ростовский государственный университет путей сообщения, - Рязанская государственная радиотехническая академия, - Рязанский институт права и экономики, - Самарская государственная сельскохозяйственная академия, - Самарский государственный медицинский университет, - Самарский государственный технический университет, - Самарский государственный университет, - Самарский муниципальный институт управления, - Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, - Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики, - Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (Технический университет), - Санкт-Петербургский государственный университет, - Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, - Саратовский государственный аграрный университет, - Саратовский государственный социально-экономический университет, - Саратовский государственный технический университет, - Саратовский государственный университет, - Сахалинский государственный университет, - Северный международный университет, - Северо-Западная академия государственной службы, - Северо-Кавказский государственный технический университет, - Северо-Осетинский государственный университет, - Сибирская государственная академия физической культуры, - Сибирский государственный индустриальный университет, - Сибирский государственный технологический университет, - Сибирский государственный университет путей сообщения, - Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, - Ставропольский государственный университет, - Сургутский государственный университет, - Сыктывкарский государственный университет, - Таганрогский государственный радиотехнический университет, - Тамбовский государственный университет, - Татарский государственный гуманитарный институт, - Тверской государственный технический университет, - Тверской государственный университет, - Томский государственный университет, - Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, - Томский политехнический университет, - Тульский государственный университет, - Тывинский государственный университет, - Тюменский государственный нефтегазовый университет, - Тюменский государственный университет, - Удмуртский государственный университет, - Ульяновский государственный университет, - Уральская академия государственной службы, - Уральская государственная академия ветеринарной медицины, - Уральский государственный технический университет, - Уральский государственный университет, - Хабаровский государственный технический университет, - Хакасский государственный университет, - Челябинский государственный агроинженерный университет, - Челябинский государственный университет, - Череповецкий государственный университет, - Чеченский государственный университет, - Чувашский государственный университет, - Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), - Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, - Южно-Уральский государственный университет, - Якутский государственный университет, - Ярославский государственный технический университет, - Ярославский государственный университет. См. также Высшие учебные заведения (пед.) (2)7

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УНИВЕРСИТЕТЫ
от лат. universitas - целость, совокупность, общность), высшие учебно-научные учреждения, готовящие специалистов, а также ведущие науч. исследования по разл. областям знания; университетское образование сочетает обучение и науч. деятельность студентов.
У. появились в ср.-век. Европе. Их создание отразило расширение представлений об образовании и рост потребностей в науч. знании, а также процесс профессионализации науч. и преподават. деятельности. Сам термин «университет» первоначально обозначал межнац. корпорацию преподавателей (магистров, профессоров). и студентов (схоларов), объединявшихся в интересах просвещения и развития истинного и единого христианского знания. Высшие церк. и светские (императорская или королевская). власти наделяли У. привилегиями: самоуправлением на основе статутов, ректорской юрисдикцией, освобождением от налогов, гарантиями личной безопасности. Гл. привилегией У. считалось право присуждения ученых степеней, имевших общеевроп. признание. Этим У., называвшиеся также «генеральными школами» (studia generale), отличались от местных («партикулярных»). школ повышенного уровня (монастырских и соборных).
Студенты из разл. стран объединялись в т. н. «нации» (землячества). Внутри У. выделялась преподавательская корпорация, игравшая ведущую роль в присуждении ученых степеней. Вместе с ученой степенью магистр приобретал право взимать нек-рую плату со студентов, но она не давала достаточного материального обеспечения; поэтому преподаватели стремились занять оплачиваемые должности в коллегиях, часть к-рых существовала на частные средства. Ун-т возглавлял ректор, при нем состояли наблюдат. и ученый (избираемый из профессоров и магистров). советы. Интересы церкви представлял канцлер, утверждавший постановления о присуждении ученых степеней и вердикты ректорского суда. Зачисление в студенты по принципу соответствия образоват. требованиям отличало У. от др. ср.-век. городских корпораций, при приеме в к-рые решающую роль играло социальное происхождение. Внутри У. ослаблялось различие между духовенством и мирянами, понятие «клирик» относилось ко всякому образованному человеку.
Первые У. - Болонский (Италия), Оксфордский и Кембриджский (Англия), Парижский (Франция) - возникли в 12 в.
в ходе самостоят. развития авторитетных богословских и «артистических» школ, первоначально тесно связанных с гор. общинами. Здесь были сформулированы осн. идеи академич. автономии, выработаны мн. процедуры внутр. жизни У. В нек-рых У. право избрания профессоров перешло (с 14 в.). к городу, к-рый открывал оплачиваемые кафедры. Такие же города, как Оксфорд и Кембридж, постепенно утратили самостоят. роль и стали фактич. придатком соотв. У. В 13—14 вв. У. создавались целенаправленно при активном участии церкви и гос-ва: Неаполитанский (Италия), Севильский (Испания), Лиссабонский (Португалия). В 15—16 вв. мн. У. Центр. Европы создавались по образцу Пражского (осн. в 1348), учрежденного королевской властью, но не ставшего полностью гос. учреждением.
По характеру организации корпорации, по степени участия отд. групп ее членов в выборах органов самоуправления У. условно подразделялись на «студенческие» и «магистрские». К первым относились Болонский и др. У. Италии, ко вторым - британские и франц. У. В парижской Сорбонне (осн. в 12 в.). реальная власть принадлежала преподавателям, в Оксфордскому Кембриджском У. была значит. ельна роль канцлера, обладавшего правом выдачи лицензий на преподавание. Здесь сложилась система «тьюторства» (англ. tutor, от лат. tueor - наблюдаю, забочусь): выпускники ун-та, не получившие церк. должностей, сохраняли членство в ученой корпорации и становились наставниками студентов в их подготовке к занятиям. Пражский У. отличался преобладанием ректорской власти в сравнении с канцлерской и развитой системой коллегий, аудиторий, спец. б-к.
Полным считался ун-т с 4 ф-тами: артистич., юрид., мед. и теологич. Среди ф-тов существовала традиц. иерархия, с приоритетным положением теологического, за ним следовали юрид., мед. и артистический, что соответствовало значимости соотв. отраслей знания в тогдашнем обществе. Факультетские корпорации сохранили относит, автономию в У. Гл. целью обучения было достижение ученых степеней.
Распространенное представление об артистич. ф-те как о подготовительном для поступления на другие ф-ты не вполне верно. Статуты У. этого не предписывали, хотя подобная традиция и существовала. На основе шк. курсов тривиума студенты изучали предметы ква-дривиума (см. Семь свободных искусств), из к-рых гл. внимание уделялось геометрии и астрономии, охватывались основы схоластики, по трудам Аристотеля получали осн. знания о природе, обществе и человеке. В философии изучались гл. обр. этич. и социальные аспекты. Подготовка бакалавра артистич. ф-та занимала до 2 лет, магистра - от 3 до 10 лет. На теологич. ф-те обучение продолжалось ок. 12 лет. Студентами были люди в возрасте 25—30 лет, сами уже преподававшие и занимавшие церк. должности. Центр, место занимало изучение Св. Писания и «Сентенций» Петра Ломбардского. Окончание курса позволяло получить степени лиценциата богословия, а за ней и магистра теологии. На юрид. ф-тах право рассматривалось в формах римского (кодекс Юстиниана). и канонического (церковного). После 4 лет обучения можно было стать бакалавром права, еще через 3 г. -лиценциатом и дером. На мед. ф-тах изучались избр. труды Гиппократа, Авиценны, Галена и др. Через 3—4 г. бакалавр 2 г. должен был заниматься практикой под рук. магистра и еще через 5—6 лет он мог сдавать экзамен на звание лиценциата.
Осн. формами обучения в ср.-век. У. были лекция (чтение книги избр. автора и комментарий с целью усвоения скрытого смысла), ее разновидность - кве-стия (проблемное изложение через рассмотрение вариантов ответов на поставленный вопрос). и диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления.
В ходе Реформации и Контрреформации У. были реорганизованы по терр.-конфессиональному признаку.
В протестантских У. начался существ, пересмотр концепции образования. Место схоластики заняли актуальные фил ос. направления, получили развитие естеств. науки, основывавшиеся на опытном исследовании. При У. создавались клинич. палаты, анатомич. театры, бота-нич. сады и др.
В 19 в. брит. У., сохранявшие черты ср.-век. корпоративности, провозглашали как свою осн. цель «образование джентльмена». Во Франции эпохи Империи У. превратились в гос. закрытые проф. школы. Новую модель организации высшего образования предлагал открытый в 1810 Берлинский ун-т, в к-ром были реализованы неогуманистич. идеи В. фон Гумбольдта. Гл. цель образования - совершенствование личности - рассматривалась реально достижимой лишь в участии в науч. познании, органично включенном в обучение. В Беря, ун-те в иерархии ф-тов ведущее место занял философский, где изучались и исследовались также проблемы мн. гуманитарных наук - филологии, истории и др. Значит. ельно изменены программы мед., юрид. и теологич. ф-тов. В центр внимания были поставлены самостоят. проработка студентами уч. материала, участие в семинарах и практич. изучение отд. предметов и тем в исследоват. лабораториях и т. п. Эта модель получила широкое распространение и в др. странах, в т. ч. в новых У. Вост. Европы, США.
Сохранение единства уч. и науч. подготовки оставалось важнейшей задачей У. в 19 - 1-й пол. 20 вв. На базе У. во мн. странах формировались нац. системы науч. учреждений, университетские НИИ и лаборатории составили осн. часть вузовского сектора науч. потенциала в ряде ведущих стран мира. У. стали активнее включаться в процессы разработки и внедрения техн. новшеств, изобретений, способствуя преобразованиям в экономике и произ-ве. А. В. Рандин.
В период НТР (в сер. 20 в.). университетский сектор высшей школы оказался наиб. приспособленным к решению обра-зоват. проблем. У. развиваются как учебно-научно-практич. комплексы, в к-рых наряду с многоотраслевой и междисциплинарной подготовкой специалистов ведутся науч. исследования и техн. и технологич. разработки. Системы высшего образования в ряде стран целиком представлены только У., в других они играют роль ведущих уч.-метод, центров для сети отраслевых вузов. Появились У., специализирующиеся на отд. направлениях науч. и практич. деятельности: пед., мед., техн., с.-х. и др. Во мн. странах формируются университетские системы отд. регионов с внутр. образо-ват. и науч. кооперацией. У. предоставляют студентам многообразные индивиду ализиров. программы проф. становления. У. принадлежит центр, место в реализации разл. моделей непрерывного образования и переподготовки специалистов, а также в развитии т.н. дистантных форм образования с использованием информац. технологии (см. Информатизация образования). На базе У. ведется подготовка исследователей высшей квалификации - специалистов с учеными степенями и званиями и преподавателей вузов. Мн. У. - ведущие нац. науч. центры; в разл. странах в них выполняется от 20 до 60% всех науч. исследований. Совр. У. - наиб. динамично развивающийся сектор высшей школы. См. также Высшие учебные заведения и разделы о высшем образовании в отд. странах.
В России первый опыт университетского образования связан с деятельностью Петерб. АН (см. Академический университет). Гос. университетская система оформилась в 1-й пол. 19 в., когда к открытому в 1755 Московскому университету добавились Казанский университет (1804). и Харьковский университет (1805), а также реорганизованные в 1803—04 Виленский (Вильнюсский университет; закрыт в 1831). и Дерпт-ский (Юрьевский, Тартуский). ун-ты. В 1819 на базе Главного педагогического института осн. Санкт-Петербургский университет. В систему У. вошли также Гельсингфорсский (1809). и Варшавский (1816—31), вместе с Виленским и Дерптским занимавшие особое положение по составу ф-тов (имели католич. богословский). и языкам преподавания. В 1-й пол. 19 в. открывались вузы университетского статуса, напр., петерб. Училище правоведения (осн. в 1835), лицеи с университетскими классами. В 1834 осн. Ун-т Св. Владимира в Киеве (Киевский).
До 1804 каждый У. руководствовался своим уставом. Значит. влияние на первые рус. У. оказала пед. практика Моск. ун-та, сформировавшаяся по идеям М. В. Ломоносова. Первый общедоступный устав (1804). отражал осн. принципы ака-демич. практики европ. У., предусматривал внутр. автономию, выборность совета и ректора (утверждался верховной властью), конкурсное избрание профессоров, особые права факультетских собраний в формировании уч. курсов и т. п. По уставу 1804 ун-т состоял из 4 ф-тов: нравств. и политич. наук, физ.-матем., мед., словесного. У. считались всесословными уч. заведениями. На У. возлагалась обязанность вести науч. исследования в интересах развития наук и хоз-ва страны. Была введена практика стажировки преподавателей за границей, что позволило знакомить рус. студентов с осн. течениями иностр. науки.
Гл. задачей провозглашалась подготовка чиновников для гос. службы. У. рассматривались как центры учебных округов; им подчинялись гимназии, уездные и приходские училища. Для подготовки учителей средней школы были открыты пед. ин-ты при У.: Московском и Дерптском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Киевском (1834), действовавшие до кон. 50-х гг. При Дерптском ун-те работал и профессорский ин-т, выпускники к-рого преподавали в высшей школе.
У. испытывали значит. трудности, вызывавшиеся непоследоват. и противоречивым отношением властей к науке и науч. образованию. Влияние на это отношение оказывал менявшийся общеполи-тич. курс. Назначавшиеся МНП ревизии У. нередко приводили к исключению из программ отд. уч. курсов, к отставкам профессоров. Устав 1835 значит. ельно сократил автономию У., ввел назначение ректора, проректора и профессоров министром нар. просвещения; из У. в ведение окружных канцелярий МНП были переданы нач. и ср. школы. Ограничивался прием студентов в У. В 30-х гг. 19 в. установлена плата за обучение. Были резко сокращены поездки профессоров за границу.
По уставу 1835 У. подразделялись на ф-ты: ист.-филос., физ.-матем., юридич., мед. (в Петерб. ун-те открыт вост. ф-т, но не было медицинского). Положениями 1819, 1837 оформлена общерос. система присуждения ученых степеней и званий. К сер. 19 в. в 5 У. (Виленский и Варшавский закрыты в 1831). учились св. 3 тыс. студентов - ок. У2 всех студентов страны (наиб. число - св. 800 - в Моск. ун-те).
В результате полемики в обществе, развернувшейся в связи с уставами У., мн. положения устава 1835 в 50-х гг. 19 в. были отменены. В 1863 опубликован новый устав, восстановивший в У. автономию и университетский суд, было разрешено создание науч. об-в; к преподаванию помимо ординарных и экстраординарных профессоров допускались приват-доценты; разделение ф-тов на отделения, открытие кафедр и др. вопросы внутр. жизни относились к ведению совета ун-та, г.,. •
У. получили право выпускать под собств. цензурой науч. и др. лит-ру и периодич. издания. В 1866 открыт Новороссийский ун-т в Одессе.
Очевидная недостаточность сети У. для огромной рос. империи вызвала широкое обществ, движение за обновление высшей школы. При активном участии университетской профессуры перестроили работу мн. проф. уч. заведения: фактически отраслевыми У. стали Петерб. технологич. ин-т, Моск. высшее техн. училище (1868), Петровская с.-х. академия в Москве (1865). Во 2-й пол. 19 в. появился обществ, сектор университетского образования, начало к-рому положили высшие женские курсы.
В кон. 50-х - нач. 60-х гг. в университетских центрах активизировалось сту-денч. движение, принявшее формы «хождения в народ» и обществ, инициатив по созданию общеобразоват. воскресных школ и курсов. В студенч. сходках и т. п. принимали участие представители нац. движений - польского, грузинского, украинского. Конфликты студентов с властями и последовавшие за ними студенч. волнения 60—70-х гг. 19 в. накалили обстановку в высшей школе, и в 1884 был принят новый устав У., вновь сокращавший права ученых и студенч. корпораций. Резко была сужена компетенция советов У., выборность ректора, деканов и профессоров заменена назначением попечителем уч. округа, за ходом преподавания введен надзор со стороны инспекторов МНП. Для студентов вводилась система дисциплинарных правил и взысканий.
К нач. 20 в. университетский устав 1884 фактически утратил свое значение. В 1905 изданы«Временные правила» высших учебных заведений, предоставившие советам У. права избрания ректора, проректора, деканов и профессоров, разрешившие создание студенч. орг-ций и проведение студенч. собраний при ответственности за них профессорской коллегии. В 1911 большая группа профессоров Моск. ун-та ушла в отставку в знак протеста против вмешательства полиции во внутр. дела ун-та. Вместе с тем в нач. 20 в. расширился негосударств, сектор вузов университетского статуса; наиб. широко известен Моск. гор. нар. ун-т им. А. Л. Шанявского (осн. в 1908). С нач. 20 в. науч. общественность и спец. комиссия АН под рук. В. И. Вернадского предлагали широкий комплекс мер по развитию науки в России, частью к-рых было создание сети У. в губ. центрах. Но после Томского (осн. в 1888). был открыт только ун-т в Саратове (1909).
Проекты нового университетского устава разрабатывались МНП после 1905 и вносились в Гос. думу, но все они остались неутвержденными. После Февр. революции 1917 Временное пр-во подготовило свой проект университетского устава, но он не был рассмотрен.
В условиях 1-й мировой войны новые уч.-науч. центры появились в Ростове (1916). на базе эвакуированного русского Варшавского ун-та, существовавшего с 1869, и Перми (1917; осн. как отделение Петрогр. ун-та). К кон. 1917 относительно стабильную работу продолжали 10 У., неск. лицеев и др. уч. заведений университетского статуса (св. 33 тыс. студентов).
После Окт. революции 1917 сов. пр-во уже в 1918 учредило новые У. в Н. Новгороде, Ярославле, Воронеже (сюда были эвакуированы в 1917 рус. профессора Юрьевского ун-та; оборудование и б-ка возвращены Эстонии в 1919), Иркутске, Симферополе (Таврический). В ведущих науч. центрах на базе частных вузов осн. гос. У.: 2-й и 3-й Петроградские (существовали до 1920), 2-й МГУ (1918- 1930). В 1920 осн. У. в Екатеринбурге и Владивостоке. При активной помощи рус. профессуры организованы У. в Ека-теринославе, Минске, Тбилиси и Баку.
Наркомпрос приступил к подготовке мер по созданию сов. высшей школы, ядром к-рой должны были стать гос. У. Их сложившаяся структура была изменена. По решению ЦК РКП(б). упразднены юрид. ф-ты и ист. отделения ист.-филол. ф-тов У. Вместо них созданы ф-ты обществ, наук (ФОН). с экон., политико-юрид. и ист. подразделениями. В У. вводились новые уч. дисциплины, учреждались новые кафедры, часть к-рых стала распространять свою работу и на др. ф-ты. Переструктурирование У. вело к перевыборам профессуры и дало возможность властям влиять на состав преподават. корпорации. Офиц. поддержку получили ком-мунистич. студенч. и преподават. организации, противопоставившие себя т. н. старой профессуре. Рабфакам, созд. в 1919 как подготовит, отделения, и комму-нистич. ячейкам предоставлялось право участия в самоуправлении; многие из них осуществляли и адм.-хоз. руководство У.
Отказ сов. пр-ва от идеи автономии высшей школы, отмена ученых степеней, классовый принцип в комплектовании студенч. состава, поспешная смена апробированных уч.-метод, систем У. раскололи преподават. корпус, привели к открытым конфликтам «старой» профессуры и т. н. академич. забастовкам. В условиях гражд. войны и сложной внутр. обстановки на терр. сов. России власти придали этим событиям политич. характер. В университетских центрах были распущены возникшие в революц. годы обществ, орг-ции; в 1922 десятки профессоров Москвы, Петрограда и др. городов были высланы за границу. Мн. ученые заключены в тюрьмы. Репрессии продолжались в течение 20-х и в 30-е гг.
Гл. задачей У. стала «подготовка кадров» для социалистич. строительства. В нач. 20-х гг. каждый из У. руководствовался «Положением», утверждавшимся Наркомпросом специально. В У. появились новые органы управления - президиумы и правления, к-рые, как и их председатели (ректоры), утверждались Глав-профобром. В состав распорядит. органов включались представители студентов и разл. категорий работников У., в т. ч. служащих, сотрудники губерн. ОНО, профсоюзов. В У. учреждались предметные комиссии, фактически заменившие кафедры. После принятия Положения о высших уч. заведениях (1922). У. были включены в систему централизов. адм. управления страной. Обществ. -политич. предметы постепенно заняли значит. часть уч. времени в программах У. (в сер. 20-х гг. - св. 340 ч). Для подготовки их преподавателей открылись Ин-ты красной профессуры, а также комму-нистич. У. Интересы восстановления хоз-ва и развитие прикладных отраслей науки заставили широко использовать потенциал вузов и их исследоват. учреждений; ряд НИИ создавался при ФОН. С сер. 20-х гг. началось формирование сов. системы подготовки науч. работников через аспирантуру при ГУ Се.
В процессе отраслевой реорганизации высшей школы (после 1929). на основе У. создано св. 400специализиров. техн., с.-х., мед. и др. учебных ин-тов, переданных из Наркомпроса хоз. наркоматам ВСНХ и др. ведомствам. Разукрупнены 2-й МГУ, Нижегородский, Иркутский, Смоленский и др. У. и их науч. подразделения. Реорганизация затронула и ф-ты старейших У. - Моск., Ленингр. и Томского.
Однако уже в 1-й пол. 30-х гг. стала очевидной неправомерность отказа от развития университетского образования. Часть разукрупненных гос. У. была восстановлена. В 1933 в У. воссоздана факультетская структура. Как гл. задача У. провозглашена подготовка высококвали-фициров. специалистов по общенауч. дисциплинам, а также педагогов. С 1934 в У. восстановлен гуманитарный цикл подготовки: вновь открыты ист. ф-ты, позже к ним добавились геогр., экон., филол. и др. ф-ты. В кон. 30-х гг. управление ун-том вверено избираемому ученому совету и ректору; на ф-тах также учреждались собств. советы во главе с деканами. Ячейкой уч. и науч. работы становилась кафедра. В 1936 У. переданы в ведение Всес. К-та по высшей школе (ВКВШ). при СНК СССР.
Уч. планы У. вновь были пересмотрены в интересах углубления общетео-ретич. образования; во 2-й пол. 30-х гг. уч. планы были унифицированы. Для большинства университетских специальностей предусмотрены изучение пед. дисциплин и пед. практика. Первоначально было сокращено время на изучение обществ, наук, но вскоре оно вновь стало занимать значит. место в уч. планах за счет включения обязат. изучения курса «История ВКП(б)». Университетское образование перешло на базу крупных лекционных курсов (ранее вытесненных методом проектов и др.), сочетавшихся с самостоят. уч. работой студентов в семинарах, лабораторных практикумах и др.
Накопленный в кон. 30-х гг. метод, опыт позволил и в трудные годы Вел. Отеч. войны уже в 1943 отказаться от сокращенных уч. планов и перейти к работе в нормальном уч. режиме. Ведущие рос. У. стали важным источником развития науч.-техн. потенциала СССР. Так, на основе физ.-техн. ф-та МГУ (осн. в 1943). в 1947 организован Моск. физико-техн. ин-т, на базе экон. и ист. подразделений МГУ учрежден МГИМО (с 1994 имеет статус гос. ун-та).
Занимая количественно незначит. место в сов. системе вузов, У. оказывали долговременное воздействие на развитие науки и высшей школы. Особое значение имел опыт интеграции науки, образования и практич. реализации исследоват. разработок, накопленный Новосибирским ун-том, (осн. в 1957). В кон. 50—70-х гг. созданы У. (на основе имевшихся пед. вузов). в столицах авт. республик РСФСР. и в крупных экон. центрах. Такие У. включали ф-ты соотв. хоз. профиля; они способствовали обеспечению мн. предприятий, науч. учреждений специалистами и развитию науки в своих регионах.
В кон. 80-х - нач. 90-х гг. в Рос. Федерации часть многоотраслевых техн., с.-х., мед. и др. вузов стали преобразовываться в соотв. профильные У. Появились и пед. У. (в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Рязани и др.). Начал работать Рос. гуманитарный ун-т (осн. в 1991 на базе Моск. ист.-архивного ин-та). Появились негосударств. У., среди них Моск. междунар. ун-т (осн. в 1991), Рос. православный ун-т (1992). Большинство У. работает по собств. уставам. При разнообразии моделей организации образо-ват. процесса для У. характерна общая тенденция к возрождению демократич. традиций отеч. У.; фундаментализация подготовки сочетается с многочисл. интегрированными и спец. курсами, что дает возможность индивидуализировать и варьировать университетское образование. У. обеспечивают также широкий комплекс науч. исследований, являясь опорой вузовского сектора рос. науки. В 1997 насчитывалось св. 40 гос. У., св. 80 профилированных вузов университетского статуса, ок. 30 негосударств. У.
И. Б. Марцинковский.
Лит.: Ферлюдин П., Ист. обзор мер по высшему образованию в России, М., 1894; Рождественский С. В., Очерки по истории системы нар. образования в России в XVIII-XIX вв., СПБ, 1912; Эймонтова Р. Г., Рус. ун-ты на грани двух эпох, М., 1985; ее же, Рус. ун-ты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в., М., 1993; Гайденко В. П., СмирновГ. А., Западноевроп.наука в ср. века, М., 1989; И в а и о в А. Е., Высшая школа России в кон. XIX - нач. XX века, М., 1991; Высшее образование в России. Очерк истории. Под ред. В. Г. Кинелева, М., 1995.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
153.29 кб

Новые книги профессоров и преподавателей Московского гуманитарного университет о молодежи

Намлинская Оксана Олеговна
Читать PDF
98.39 кб

Технический университет в системе высшего образования

Гриненко С. В.
Читать PDF
377.30 кб

Герценовский университет в мировом и европейском образовательном и научном пространстве

Круглов Александр Юрьевич
Читать PDF
60.69 кб

О визите делегации Башгосуниверситета в Великотырновский университет им. Святых Кирилла и Мефодия (Б

Читать PDF
233.11 кб

Международная программа "Балтийский университет" на пороге 20-летия

Ионов Виктор Владимирович, Кропинова Елена Геннадьевна
Рассматривается программа «Балтийский университет» уникальный образовательный проект, организованный с целью содействия устойчивому развитию в регионе Балтийского моря.
Читать PDF
173.87 кб

Состояние и перспективы развития гоу ВПО «Брянский государственный университет имени академика И. Г.

Антюхов Андрей Викторович
В статье представлены данные нынешнего состояния развития всех сфер БГУ. Показаны ближайшие и средние перспективы его дальнейшего развития.
Читать PDF
295.30 кб

История авиации и педагогический университет им.А.И.Герцена

Груздева Елена Николаевна, Колосова Екатерина Матвеевна
Читать PDF
208.61 кб

Виртуальный национальный университет it)образования: проект создания

Сухомлин Владимир Александрович
Читать PDF
545.79 кб

Вузовско-корпоративная система подготовки IT-специалистов «Электронный университет»

Мельников Андрей Витальевич, Вохминцев Александр Владиславович
Рассматриваются принципы организации корпоративной модели подготовки специалистов в области информационных технологий (ИТ) с использованием современных электронных методов обучения в информационно-образовательной среде «Электронны
Читать PDF
268.81 кб

Об итогах приема в университет в 2010 году

Филиппов Евгений Александрович
Результаты зачисления в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 г. следующие: принято заявлений 21210 (на 879 больше, чем в 2009 г.
Читать PDF
243.04 кб

Региональный педагогический университет как исследовательско-ориентированный вуз в современном общес

Белан Е. П.
Читать PDF
231.19 кб

Давыдов Ю.С. Университет: начало XXI века. Пятигорск, 2002

Греков А. А., Гершкович Б. Я.
Читать PDF
208.73 кб

Современный университет как центр образования и культуры (из опыта развития РГПУ им.А.И.Герцена)

Смирнов Сергей Борисович
Читать PDF
0.00 байт

Педагогический университет в системе уровневого образования

Акулова Ольга Владимировна, Тряпицына Алла Прокофьевна
Читать PDF
0.00 байт

Герценовский университет в современном информационном образовательном и научном пространстве России

Флегонтов Александр Владимирович

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    первое в России светское высшее учебное заведение при Петербургской академии наук. Основан в 1724 году Петром I. Занятия начались в 1726 году. Первоначально факультетов и кафедр в академическом универ
  • ГЕЛЬСИНГФОРССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Императорский Александровский

    высшее учебное заведение Великого княжества Финляндского. Основан в 1640 году шведской королевой Кристиной Августой как академия. Первый статут утверждён в 1655 году, 4 факультета: богословский, меди
  • БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Барнаул Алтайского края, ул. Молодежная, 55. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, специальная дошкольная педагогика
  • КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Пушкинская, 17. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, специальная дошкольная п
  • КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Курган, ул. Гоголя, 25. Психология, социальная работа, профессиональное обучение, олигофренопедагогика, логопедия. См. также Университеты
  • МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Магнитогорск, просп. Ленина, 114. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, валеология. См. также Униве
  • ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Орел, ул. Комсомольская, 95. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социаль
  • ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Пенза, ул. Лермонтова, 37. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная психология
  • ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Республика Карелия, Петрозаводск, просп. Ленина, 33. Социальная работа. См. также Университеты
  • ОДЕССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. И. Мечникова

    осн. в 1865 по инициативе Н И Пирогова на базе Ришельевского лицея (1817) как Новороссийский ун-т (единственный на Ю России) Имел ист. -филол, физ.-мат, юрид и (с 1890) мед ф-ты Крупный науч. центр. здесь работа
  • МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова

    МГУ), первый рос. ун-т, один из центров отеч. и мировой науки. Осн. по инициативе и плану М. В. Ломоносова при содействии И. И. Шувалова (первый куратор ун-та) 25 янв. 1755 в составе 3 ф-тов, 10 кафедр и 2 гимнази
  • инновационный университет

    научно-образовательный комплекс, способный реализовывать полный цикл инновационной деятельности, проведение фундаментальных и поисковых исследований, прикладных исследований и опытно-констру
  • КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    один из старейших отеч. вузов. Осн. в 1804. С 1814 — 4 отделения: нравств.-полит. наук, физ.-мат., мед., словесности (с кафедрой вост. языков; в 1835- 1854 разряд вост. словесности, в 1855 переведен в Петерб. ун-т). По у
  • КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. Т. Г. Шевченко, один из крупнейших вузов Украины. Осн. в 1834 как рус. Ун-т св. Владимира в составе 2 ф-тов — философского (2 отделения: ист.-филол. и физ.-мат.; с 1850 — ф-ты) и юридического. В 1841 по инициати
  • МОСКОВСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    осн. в 1930 как Моск. ин-т новых языков (МИНЯ) на базе соотв Высших курсов гос. б-ки иностранной лит-ры. Предшественником высших курсов было частное уч. заведение аналогич. профиля, открытое 3. Л. Степано
  • ЛЬВОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    один из старейших центров слав. науки и культуры. Осн. в 1661. Прошел сложный путь развития и преобразований в условиях Речи Посполитой (до 1772), Австр. и Австро-Венг. монархий (до 1918), польск. гос-ва (до 1939
  • МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    МПУ), организован как Моск. обл. пед. ин-т (МОПИ) в 1931 на базе пед. техникума им. Профинтерна (осн. в 1923). В 1935 имел 5 ф-тов. В 1957 ин-ту присвоено имя Н. К. Крупской. Совр. статус и назв. с 1991. В составе ун-та (1992)
  • НОВОСИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    осн. в 1959 как органич. часть Новосиб. науч. центра Сиб. отделения АН СССР. Осн. принцип организации уч. процесса — интеграция уч. и Н.-и. работы студентов (в 1962 создан Н.-и. сектор; в 1987 преобразован в Н.-и
  • ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    университет, в котором не менее 50 % учебного времени отдано заочной – дистантной (на расстоянии) форме обучения. Дистантное образование предлагает свободный выбор каждым студентом темпа учебного
  • РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. А. И. Герцена (РГПУ). Преобразован в 1991 из Ленингр. гос. пед. ин-та. Ведет историю с 3-го Петрогр. пед. ин-та (осн. в 1918; имел 3 ф-та). В 1920 ему присвоено имя Герцена. В 1921—25 ин-т стал базой для объединения