высшее учебное заведение

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

высшее учебное заведение
сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами) — учреждение, дающее высшее профессиональное образование;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

Высшее учебное заведение
образовательная организация, учреждаемая и действующая на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющая статус юридического лица и реализующая в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. (Законодательство в образовании. - М., 2002. ) См. также Высшее профессиональное образование (2)7

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (вуз)
Образовательное учреждение, осуществляющее подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Основными видами вузов являются университет, академия, институт. В 2009–2010 учебном году в РФ насчитывалось около 1 400 вузов, в т. ч. более 600 частных. Количество студентов достигло 7,5 млн человек. Самый большой контингент студентов государственных вузов обучается по дневной форме обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Высшее учебное заведение (ВУЗ)
образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Основными задачами ВУЗа являются: 1. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовкого профессионального образования. 2. Развитие наук и искусств посредством научных исследований в творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. 3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации. 4. Формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к творческому труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии. 5. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. 6. Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
заведение, основной задачей деятельности которого является обеспечение условий, необходимых для получения личностью высшего образования, подготовка специалистов для потребностей государства. Главными задачами В. у. з. являются: осуществление образовательной деятельности определенного направления, обеспечивающей подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней и соответствующей стандартам высшего образования; осуществление научной и научнотехнической (для высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации), творческой, искусствоведческой, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности; обеспечение выполнения государственного заказа и договоров на подготовку специалистов с высшим образованием; осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации; изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников; обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитание лиц, обучающихся в В. у. з. в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины; повышение образовательно-культурного уровня граждан (Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: ИнтерДиалект+, 1997; Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003; Курс лекций по социологии образования /под ред. В. И. Астаховой. – Х.: Изд-во НУА, 2003; ННаціональна доктрина розвитку освіти України: Затв. Указом Президента України від 17.04.2002 р. № 347/2002 // Освіта України. – 2002. – 23 квіт. № 33). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
(вуз) – образовательное учреждение, действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и осуществляющее подготовку специалистов с высшим образованием для отраслей народного хозяйства, науки, культуры, проведение научных исследований фундаментального и прикладного характера, последипломное образование, повышение квалификации, реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
Вуз создается, реорганизуется, функционирует и ликвидируется в соответствии с Законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другими законодательными актами РФ, положением о вузе и своим уставом. По своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественных и религиозных организаций) вузы. Для негосударственных вузов положение о государственных вузах является примерным. После издания акта о создании государственного вуза функции его учредителя выполняет соответствующий орган государственного управления, в ведении которого оно находится. В РФ действуют следующие государственные органы управления высшим образованием: федеральный (центральный) – Министерство общего и профессионального образования РФ; подразделения центральных органов федеральной исполнительной власти; республиканские (республик в составе РФ).
Основными задачами вуза являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
Вузы самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов, которые являются обособленными структурными подразделениями, расположенными вне места его нахождения. Филиалы вуза проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию – в составе вуза. В Российской Федерации установлены следующие виды вузов: университет, академия, институт. Статус вуза определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Вузы могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. В составе вузов и при них могут быть предприятия, учреждения и организации.
Создание структурных подразделений вузов (кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав вуза. Создание государственных предприятий,учреждений и организаций (включая бюджетные) в составе или при вузе, в том числе имеющих статус юридического лица, осуществляется учредителем в установленном порядке. Филиалы государственных (муниципальных) вузов, институты повышения квалификации и переподготовки кадров при вузе создаются учредителями по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием.
Лит.: Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Госкомвуза России. 1996. № 10; Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации // Бюллетень Госкомвуза России.
1993. № 8.
А.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.