высшее учебное заведение

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

высшее учебное заведение
сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами) — учреждение, дающее высшее профессиональное образование;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

Высшее учебное заведение
образовательная организация, учреждаемая и действующая на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющая статус юридического лица и реализующая в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. (Законодательство в образовании. - М., 2002. ) См. также Высшее профессиональное образование (2)7

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (вуз)
Образовательное учреждение, осуществляющее подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Основными видами вузов являются университет, академия, институт. В 2009–2010 учебном году в РФ насчитывалось около 1 400 вузов, в т. ч. более 600 частных. Количество студентов достигло 7,5 млн человек. Самый большой контингент студентов государственных вузов обучается по дневной форме обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Высшее учебное заведение (ВУЗ)
образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Основными задачами ВУЗа являются: 1. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовкого профессионального образования. 2. Развитие наук и искусств посредством научных исследований в творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. 3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации. 4. Формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к творческому труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии. 5. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. 6. Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
заведение, основной задачей деятельности которого является обеспечение условий, необходимых для получения личностью высшего образования, подготовка специалистов для потребностей государства. Главными задачами В. у. з. являются: осуществление образовательной деятельности определенного направления, обеспечивающей подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней и соответствующей стандартам высшего образования; осуществление научной и научнотехнической (для высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации), творческой, искусствоведческой, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности; обеспечение выполнения государственного заказа и договоров на подготовку специалистов с высшим образованием; осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации; изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников; обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитание лиц, обучающихся в В. у. з. в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины; повышение образовательно-культурного уровня граждан (Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: ИнтерДиалект+, 1997; Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003; Курс лекций по социологии образования /под ред. В. И. Астаховой. – Х.: Изд-во НУА, 2003; ННаціональна доктрина розвитку освіти України: Затв. Указом Президента України від 17.04.2002 р. № 347/2002 // Освіта України. – 2002. – 23 квіт. № 33). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
(вуз) – образовательное учреждение, действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и осуществляющее подготовку специалистов с высшим образованием для отраслей народного хозяйства, науки, культуры, проведение научных исследований фундаментального и прикладного характера, последипломное образование, повышение квалификации, реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
Вуз создается, реорганизуется, функционирует и ликвидируется в соответствии с Законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другими законодательными актами РФ, положением о вузе и своим уставом. По своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественных и религиозных организаций) вузы. Для негосударственных вузов положение о государственных вузах является примерным. После издания акта о создании государственного вуза функции его учредителя выполняет соответствующий орган государственного управления, в ведении которого оно находится. В РФ действуют следующие государственные органы управления высшим образованием: федеральный (центральный) – Министерство общего и профессионального образования РФ; подразделения центральных органов федеральной исполнительной власти; республиканские (республик в составе РФ).
Основными задачами вуза являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
Вузы самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов, которые являются обособленными структурными подразделениями, расположенными вне места его нахождения. Филиалы вуза проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию – в составе вуза. В Российской Федерации установлены следующие виды вузов: университет, академия, институт. Статус вуза определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Вузы могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. В составе вузов и при них могут быть предприятия, учреждения и организации.
Создание структурных подразделений вузов (кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав вуза. Создание государственных предприятий,учреждений и организаций (включая бюджетные) в составе или при вузе, в том числе имеющих статус юридического лица, осуществляется учредителем в установленном порядке. Филиалы государственных (муниципальных) вузов, институты повышения квалификации и переподготовки кадров при вузе создаются учредителями по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием.
Лит.: Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Госкомвуза России. 1996. № 10; Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации // Бюллетень Госкомвуза России.
1993. № 8.
А.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
145.35 кб

Высшие учебные заведения в Польше

Крушевский З. П.
Читать PDF
620.70 кб

Оценка потенциала высших учебных заведений

Монастырный Е. А., Воробьева Е. С., Краковецкая И. В., Чистякова Н. О.
Высшая школа России имеет значительный потенциал, способный оказать существенное влияние на инновационную деятельность как страны в целом, так и российских регионов.
Читать PDF
31.40 мб

Контекстная реклама высших учебных заведений

Марченко Ольга Геннадьевна, Просалова Вероника Сергеевна, Смольянинова Елена Николаевна
В современном мире любую информацию можно найти в Интернете. Изображения, видео, различного рода статьи и другие виды, формы проявления информации. Интернет располагает возможностью предоставления необходимого материала.
Читать PDF
1.54 мб

Нормирование труда в высших учебных заведениях

Кабанов В. Н.
Рассмотрен пример, иллюстрирующий зависимость годовой учебной нагрузки профессорскопреподавательского состава от норматива численности студентов.
Читать PDF
660.95 кб

Бренд преподавателя высшего учебного заведения

Гуртовенко О. М., Левкин Г. Г.
В статье охарактеризовано понятие бренда преподавателя вуза; значение бренда преподавателя для его успешной профессиональной деятельности.
Читать PDF
640.19 кб

Высшее учебное заведение как социальная система

Попов Владимир Русланович
Настоящая статья представляет собой обзор, обобщающий социологические исследования высших образовательных учреждений как реальных субъектов общественной жизни, имеющих сложную структуру, особые интересы и ценности, собственные ори
Читать PDF
289.78 кб

Здоровье первокурсников высших учебных заведений

Гусева И.В., Лукина Г.П., Лабузов Д.С., Тарасов А.А., Ромашова Л.П.
Читать PDF
117.81 кб

К оптимизации процессов высшего учебного заведения

Елисеев Борис Петрович, Ходаковский Владимир Анатольевич, Линде Ивар
В работе разрабатывается модель, позволяющая установить принципиальную связь между рейтингом высшего учебного заведения и необходимыми средствами для обеспечения учебного процесса.
Читать PDF
384.87 кб

Роль высших учебных заведений в создании инноваций

Латуха Ольга Александровна, Пушкарёв Юрий Викторович
В статье анализируются проблемы и перспективы инновационной деятельности вузов в рамках процессов интеграции науки и высшего образования.
Читать PDF
476.94 кб

Высшие учебные заведения и процессы их сетевизации

Муравьев А. А.
В статье рассматривается роль сетевых взаимодействий высших учебных заведений в процессе формирования единого образовательного пространства
Читать PDF
589.46 кб

Инварианты учебных планов высших учебных заведений

Карпачев Александр Афанасьевич, Стародубцев Павел Анатольевич, Бакланов Евгений Николаевич
В статье рассмотрена задача расчета необходимого количества профессорско-преподавательского состава для обеспечения учебного процесса в высшем учебном заведении.
Читать PDF
383.69 кб

Цифровизация в современном высшем учебном заведении

Мавлютова Галина Александровна
Цифровизация становится неотъемлемым элементом развития всех сфер жизни общества, в том числе и системы образования.
Читать PDF
284.45 кб

Системы менеджмента качества высших учебных заведений

Матушанский Григорий Ушерович
В статье рассматриваются вопросы создание систем менеджмента ка-чества высших учебных заведений. Проводится анализ систем качества вузов России и Европы, описаны основные составляющие системы качест-ва.
Читать PDF
421.20 кб

Репутация высшего учебного заведения и её потребители

Юдина Т. Н.
В современных условиях реформирования российского высшего образования усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг, что усиливает значение репутации вуза.
Читать PDF
383.67 кб

О противодействии коррупции в высшем учебном заведении

Гилинский Яков Ильич
Коррупция сложный социальный феномен, порождение общества и общественных отношений, одно из проявлений продажности.

Похожие термины:

  • УСТАВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    свод правил, регулирующих деятельность вуза, его взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в данной сфере деятельности. В уставе указывается полное название вы
  • ФИЛИАЛ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    обособленное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения высшего учебного заведения и осуществляющее самостоятельно все его функции или их часть. Создание, реорганизация, пер
  • ДОЛЖНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

    персонал, выполняющий научно-педагогическую (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-техническую, административно-хозяйственную, производственную, учебно-вспомога
  • ОТДЕЛЕНИЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    структурное подразделение вуза первого или второго уровня аккредитации, объединяющее учебные группы по одной или нескольким специальностям, методические, учебно-производственные и другие подра
  • СЛУШАТЕЛЬ высшего учебного заведения

    лицо, обучающееся либо на подготовительном отделении, либо на факультете повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также получающее параллельно второе профессиональное образован
  • АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    самостоятельность, независимость и ответственность высшего учебного заведения в принятии решений относительно развития академических свобод, организации образовательного процесса, научных ис
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

    вуз четвертого уровня аккредитации, которому в соответствии с законодательством за высокие показатели в учебно-методической, научной и воспитательной работе дан статус национального. В соответс
  • ОБУЧАЮЩИЕСЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

    лица, зачисленные приказом ректора в высшее учебное заведение для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования. К ним относятся студенты, аспиранты, слушатели и д
  • РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    лицо, осуществляющее непосредственное управление вузом: ректор (президент), начальник, директор. Р. в. у. з. в рамках данных ему полномочий решает вопросы деятельности вуза, утверждает его структуру
  • АККРЕДИТАЦИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    это государственное признание его статуса (уровня аккредитации). Аккредитация учреждения проводится в течение учебного года по инициативе учебного заведения. Аккредитационная экспертиза провод
  • АККРЕДИТОВАННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

    – высшее учебное заведение, за которым признается право проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, по направлениям и специальностям соот
  • ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    различные структуры, входящие в состав высшего учебного заведения. К ним относятся кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям подготовки специалистов. Высшее учебное заведение може
  • ПОСТОЯННЫЙ ФОНД ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    – сумма средств или стоимость другого имущества, предназначенная для инвестирования или капитализации на срок не меньше 36 месяцев, пассивные доходы от которой используются высшим учебным заведе
  • ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    юридические нормы функционирования вуза, согласно которым высшее учебное заведение является юридическим лицом, имеющим самостоятельное имущество, может от своего имени приобретать имущественн