Стресс

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Стресс
состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Стресс
(англ. stress – напряжение) – состояние спада, подавленности, возникающие у человека под влиянием экстремальных воздействий.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

СТРЕСС
состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

СТРЕСС
состояние напряжения, совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов /холода, голодания, психической и физической травм/.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

СТРЕСС
реакция организма на неблагоприятные воздействия, экстремальные ситуации. Различают физиологический и психологический стресс (информационный и эмоциональный). Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности и пр.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

СТРЕСС
(англ. давление) – обозначает обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Различают стресс положительный и стресс отрицательный. Открытие и описание механизма стресса принадлежит канадскому ученому Гансу Селье (1907 - 1982 гг.).

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Стресс
термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстримальные воздействия (стрессоры). В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стрессов: эмоциональный, информационный, социальный и другие. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное (дистресс) влияние на деятельность человека, поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стрессов.

Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Стресс
состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий. Кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты (раздражители) вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Такие функции независимы от специфического воздействия. Это и составляет сущность С. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, вызвавшая С. Имеет значение лишь интенсивность воздействия. Но при значительной интенсивности и неприятной ситуации С. может перейти в дистресс, горе, несчастье, сильное недомогание, истощение.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

СТРЕСС
от англ, stress — напряжение, давление) — состояние напряжения; совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов — холода, голодания, психических и физических травм. Способность или неспособность индивида контролировать стрессовые ситуации может иметь решающее значение для его функционирования. Умеренный стресс может быть преодолен физическими упражнениями или медитацией (напр., йогой или иными восточными методами медитации); при сильном стрессе часто необходима психотерапия для раскрытия и устранения его причин. Иногда изменение окружения или жизненной ситуации может оказать терапевтический эффект.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Стресс
термин, используемый для обозначения широкого круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стрессовые состояния означают оперативную мобилизацию организма в ответ на значимые воздействия. С точки зрения Г.Селье, С. — это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Оптимальный уровень С. способствует активному включению в деятельность, в определенной степени способствует сохранению психического и телесного здоровья. В то же время превышение уровня С , а также недостаточный его уровень сказываются на деятельности иначе: либо разрушают ее в силу чрезмерной внутренней напряженности и гипермотивированности, либо вообще не инициируют ее. Каждый человек имеет свой индивидуальный порог устойчивости к стрессовым факторам. Стрессовые ситуации в учебно-воспитательном процессе возможны как для учащегося, так и для педагога.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Стресс
англ. – напряжение) – эмоциональная реакция, возникающая в ответ на экстремальные (неожиданные, разрушающие, болевые и др.) воздействия среды. Стресс проявляется как нарушение физиологической, психологической и социальной гармонии личности. Стрессы бывают информационные, эмоциональные, физиологические. Более всего стрессу подвергаются люди с высоким уровнем притязаний, загруженные работой и не умеющие жить в единстве с природой. Признаки стресса: невозможность сосредоточиться, ошибки, ухудшение памяти, чувство усталости, замедленный или ускоренный темп речи, блуждающие мысли, физические боли, повышенная возбудимость, работа без радости, потеря чувства юмора и др. В жизни человека стресс играет двоякую роль. С одной стороны, он разрушает гармонию, подавляет настроение, вызывает страх и раздражение, но, с другой – «проучивает», т.е. формирует терпение и «боевую готовность» и приспособление к новым условиям. Стресс может не только понижать, но и повышать работоспособность, особенно в искусстве, спорте, в творчестве. Стрессогенные ситуации неизбежны в жизни, они позволяют человеку переживать страдания, ведущие к духовному росту, к мудрости, и смирению

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Стресс
[англ. stress – давление, напряжение] – состояние, возникающее при действии чрезвычайных раздражителей и приводящее к напряжению адаптационных механизмов организма. Неспецифическая (общая) защитная физиологическая реакция (напряжение) живого организма (в т.ч. человека) на любое сильное воздействие, оказываемое на него. Имеет нейрогормональный механизм. Отличают большое количество форм С.: антропогенный (возникающий у животных под влиянием человеческой деятельности), нервно-психический (результат психологической несовместимости индивидов в группе или большого скопления особей одного вида, постоянного шума и т.п.), тепловой, световой и др. виды С. При С. возникает комплекс защитных реакций организма, носящих название адаптационного синдрома. Различают стадию тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации), истощения (при сильном и длительном С. оно может привести к болезни и смерти). Отличают также положительные формы С. (экстресс, или эвстресс, эустресс), мобилизующие организм, и отрицательные (дистресс) формы С. Наиболее тяжелая форма дистресса – шок. Ускоренный ритм человеческой жизни (производственная деятельность, транспортные нагрузки и т.п.) приводит к омоложению болезней С. (язвеная болезнь, аллергии, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца и др.); у родившихся в 30-е годы они становились массовыми после 50 лет жизни, у родившихся в конце 40-х–50-х гг. они возникают, как правило, уже в возрасте за 30 лет. Ср. Аффект. Концепция С. и адаптационного синдрома была выдвинута канадским ученым Г. Селье в 1936 г.
Литература: Эмоциональный стресс. – Л., 1970; Селье Г. Стресс без дистресса. – М, 1979; Кокс Т. Стресс. – М., 1981.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

СТРЕСС
англ. stress - напряжение), состояние психофизиол. напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики Понятие С. ввел в 1936 канад физиолог Г Селье Он различает эустресс - нормальный С, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологич. С, проявляющийся в болезненных симптомах Селье считал С. неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число раздражителей. В частности, если на мозг ребенка с детства не будет действовать определ кол-во сенсорных, эмоциональных и социальных раздражителей, то психич. процессы не смогут гармонич. но развиваться и социализации личности не произойдет, особенно отчетливо это видно на примерах полной психич. депривации. На обилие раздражителей организм реагирует состоянием С, к-рое играет мобилизующую и потому положительную роль Раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном кол-ве могут вызвать дистресс и затем повлечь соматич заболевания, деформации психики и даже гибель человека Один и тот же раздражитель (стрессор). для одного человека может оказаться мобилизующим, полезным, а для другого может иметь негативные последствия. Способность реагировать на интенсивные внеш. раздражители определяется индивидуально-психол особенностями конкретной личности психофизиол. конституцией, чувствительностью к воздействиям (сенситивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внеш. воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Поэтому в целях воспитания развитой личности не следует ограждать ребенка от абсолютно всех нежелательных воздействий. Поскольку на протяжении всей его жизни родители и воспитатели все равно не смогут поддерживать вокруг него «тепличные» условия, то чрезмерная опека впоследствии может сформировать личность, не способную противостоять жизненным проблемам и по любому незначит. поводу впадающую в дистресс.
Лит Левитов H Д О психич. состояниях человека, M, 1964, Эмоциональный стресс, [пер с англ] Л, 1970 Селье Г, Стресс без дистресса, [пер с англ], M, 1979
M И Буянов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
256.02 кб

Формирование учебного плана и стресс

Романенко Владимир Николаевич, Никитина Галина Васильевна
Обсуждаются причины возникновения познавательного стресса у обучающихся. Эти причины нельзя устранить, но их можно компенсировать за счёт оптимального построения плана преподавания
Читать PDF
290.95 кб

Факторы, вызывающие стресс в работе учителей физической культуры

Костюченко Валерий Филиппович, Чистяков Владимир Анатольевич, Войнар Юзеф
Целью исследования является определение принципиальных факторов, вызывающих стресс у учителей физической культуры. Профессии учителя сопровождается постоянным (хроническим) стрессом.
Читать PDF
105.67 кб

Социально-психологичекая устойчивость студентов к основным стресс-факторам учебной деятельности

Захарчук Лариса Александровна
В статье дана характеристика основных стресс-факторов учебной деятельности в вузе, в том числе особенности проявления экзаменационного стресса и причины его возникновения, способы борьбы с ним; представлены результаты наблюдения и
Читать PDF
707.00 кб

Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов

Давыдова Ирина Александровна, Козьмина Яна Яковлевна
Для анализа факторов, влияющих на уровень профессионального стресса и удовлетворенности работой у российских преподавателей высших учебных заведений, использованы данные международного исследования Changing Academic Profession, пр
Читать PDF
1.13 мб

Традиции ремесла в современном профессиональном обучении и стресс-менеджменте

Лесовская М.И.
В рамках регионального семинара «Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации» впервые была детально об-суждена возможность использования традиций ремесла для повыше-ния качества профессионального образования.
Читать PDF
292.02 кб

Профессиональный стресс у выпускников вузов при трудоустройстве

Дмитриева Ю.А.
В статье рассматривается проблема профессионального стресса у молодых специалистов при выходе на рынок труда.
Читать PDF
424.85 кб

СТРЕСОВі СИТУАЦії В РОБОТі ВЧИТЕЛіВ ПРИЧИНИ і НАСЛіДКИ

Purpose.
Читать PDF
3.91 мб

Профилактика стресса и приемы его снятия

Читать PDF
401.37 кб

Как избежать утомления и стресса в профессиональной деятельности учителя

Караборчева М.А., Тетусь О.В.
Читать PDF
1,002.55 кб

Адаптация сердечно-сосудистой системы студентов к условиям экзаменационного стресса

Бунькова Екатерина Александровна, Баурин Юрий Сергеевич
Читать PDF
249.66 кб

Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин

Ятманова Т. М., Ятманов А. Н., Лобачев А. В.
Читать PDF
201.28 кб

Предупреждение и нейтрализация стресса с помощью физических упражнений, психорегулирования и релакса

Вихляев Ю. Н.
Предложены такие средства нейтрализации негативных последствий стресса и восстановления умственной работоспособности, как физические упражнения, психорегулирование, активизированная релаксация.

Похожие термины:

  • СТРЕСС, стресс-реакция

    англ. stress - напряжение)— особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. Концепция С. разработана канадским физиологом Г. Селье, который в
  • СТРЕСС УЧИТЕЛЯ

    напряженные состояния учителя, вызванные трудностями, необычными, экстремальными ситуациями профессиональной пед. деятельности. Такими стрессорами часто бывают нехватка времени у педагога, низ
  • Стресс социальный

    социальнопсихологическое состояние субъекта общественной жизни, характеризующееся напряженностью, вызванной осмыслением общественных проблем, противоречий духовной и материальной жизни, круп
  • ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО

    реакция ребенка на психологическую травму, полученную в результате событий, выходящих за пределы его обычного опыта; чаще всего это результат жестокого обращения с детьми – физического, психичес
  • Посттравматические стрессовые реакции

    совокупность психических явлений, обусловленных процессом «переработки» психотрав-мирующей информации, полученной в процессе участия военнослужащего в боевых действиях. П.с.р. объединяют в три
  • ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕССОВЫЙ СИНДРОМ

    совокупность психофизиологических симптомов и социальных последствии, свойственных самочувствию и поведению людей, переживших катастрофу, ранение, тяжелое испытание, связанное с опасностью для
  • Стрессор

    [стресс] – сильное воздействие на организм, фактор, приводящий к стрессу. Обычно подразумевается, что С. психологически и физически отрицателен (холод, голод, физическая или психическая травма), но
  • СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

    стойкость к трудностям, переживаниям, хорошая переносимость сложных, напряженных ситуаций, сохранение самообладания в них.