Справедливость
Справедливость
понятие морального сознания; категория, выражающая соотношение ценности и блага.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Справедливость
понятие морально-правового и социально политического сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав [18, с. 375].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Справедливость
понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных слоев, групп) в жизни общества и их социальным положением, их правами и обязанностями; между трудом и вознаграждением; между заслугами и их общественным признанием; между преступлением и наказанием.
Справедливость
лат. – правильно вести) – положительное духовно-нравственное качество личности и деятельности, характеризующее человека, живущего по принципу соответствия морали и закона. Справедливость включает в себя представление о должном порядке взаимоотношений между людьми, о соответствии прав и обязанностей личности, о воздаянии каждому по заслугам и др. Это понятие входит в сознание людей и служит критерием оценки всего, что происходит вокруг них. Философы утверждают, что «самое справедливое на свете… есть справедливость, вдохновляющаяся доброжелательством и любовью». Считается также, что «когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что бы могло придать ценность жизни людей». С точки зрения православного философа Вл. Соловьева «Справедливость, в нравственном смысле, есть некоторое самоограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является … некоторым пожертвованием, самоотрицанием». Разновидностью справедливости является социальная справедливость.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
общая нравственная санкция совместной жизни людей. С. рассматривается преимущественно под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Специфический предмет С. - благо и зло совместного существования в рамках единого социального пространства. Существует два значения понятия С. - широкое и узкое. Соответственно можно говорить об общей С. и частной С. Общая С. совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу. Частная С. есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении благ и зол совместной жизни людей в рамках единого социального, государственно-организованного пространства. Общая С. и частная С. связаны между собой столь органично, что одна невозможна без другой. Для понимания С. существенно признание того, что индивиды рассматриваются в совместной жизни как взаимно нуждающиеся друг в друге и потому равные между собой. Поскольку индивиды образуют вместе общество, постольку они имеют нечто общее. Именно это фундаментальное обстоятельство дает начало С. В этическом аспекте С. выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. С. предполагает некий набор материальных и духовных благ, на которые все граждане изначально имеют право независимо от заслуг. Здесь точкой отсчета С. оказывается взаимность золотого правила нравственности. В правовом аспекте С. выступает как формальное равенство. Нравственная С. есть равенство бесконечностей, люди здесь равны друг другу постольку, поскольку каждый из них является незаменимым. Люди равны в качестве "соучредителей" социального пространства, но сам процесс учреждения предусматривает неравенство их занятий и положений. Проблема С. состоит в конституировании такого равенства, чтобы оно стало равенством неравных. Необычайная трудность решения этой проблемы составляет основной источник общественных смут, протекающих под знаменем борьбы за С.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
моральный и политико-правовой принцип, устанавливающий меру отношений между людьми, а также между обществ, институтами и гражданами. Как универсальный критерий поведения С. основывается на идее равенства. Это нашло отражение уже в одной из первых формулировок принципа С., фиксирующей отношения взаимного воздаяния, закрепленных в институте кровной мести: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе» (правило талиона), иными словами, возмездие (месть). должно быть непременным, но не превышающим нанесенного ущерба. С развитием нравственно-правового сознания мера воздаяния ограничивается требованием непричинения зла и воздержания даже от ответной несправедливости. В самом общем этич. плане С. состоит в ненанесении обид, сохранении беспристрастности, уважении законных прав человека, в воздаянии по заслугам (в частности, выражении благодарности благотворителю), соблюдении договоров (соглашений). и принятых обязательств, выполнении установлений, в почитании того, что достойно. Принято различать уравнивающую (коммутативную). и распределяющую (дистрибутивную). С. Первая относится к обмену, купле-продаже, взятию и возвращению кредита и т. п. и предполагает, что за равное воздается равным; вторая - к вопросу о положении и заслугах человека и имеет в виду, что каждому воздается по заслугам.
В правовом плане С. заключается в том, что каждый нарушитель закона отвечает за свои поступки и преступления, а гос-во берет на себя обязательство охраны граждан от покушения на их здоровье, жизнь, имущество, гарантирует соблюдение их гражд. прав. Нормативно-ценностное содержание С. изменчиво и определяется гл. обр. социальным идеалом. В совр. полит. теориях принято различать либертарианское понимание С., согласно к-рому высш. С. заключается в предоставлении человеку полной свободы действий в рамках закона; социалистич. понимание (социал-демократическое), означающее социальное равенство людей; либеральное понимание, предполагающее установление такого баланса между равенством и свободой граждан, к-рый ведет к наиб. благу людей; коммунитарное понимание, в соответствии с к-рым С. - это соблюдение принятых ценностей и увеличение собств. блага. Р. Г. Апресян.
В правовом плане С. заключается в том, что каждый нарушитель закона отвечает за свои поступки и преступления, а гос-во берет на себя обязательство охраны граждан от покушения на их здоровье, жизнь, имущество, гарантирует соблюдение их гражд. прав. Нормативно-ценностное содержание С. изменчиво и определяется гл. обр. социальным идеалом. В совр. полит. теориях принято различать либертарианское понимание С., согласно к-рому высш. С. заключается в предоставлении человеку полной свободы действий в рамках закона; социалистич. понимание (социал-демократическое), означающее социальное равенство людей; либеральное понимание, предполагающее установление такого баланса между равенством и свободой граждан, к-рый ведет к наиб. благу людей; коммунитарное понимание, в соответствии с к-рым С. - это соблюдение принятых ценностей и увеличение собств. блага. Р. Г. Апресян.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия