Самостоятельность

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Самостоятельность
способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Самостоятельность
независимость, свобода от внешних принуждений, а также возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. (Г)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Литература: [13].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
личностное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов и способов разрешения тех или иных проблем. Самостоятельные действия эффективны при наличии высокой компетентности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Самостоятельность
волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне. Свободное воспитание - концепция воспитания, согласно которой ребенок должен развиваться сам и ему для развития нужны лишь благоприятные условия. С.в. игнорирует необходимость специальной помощи ребенку со стороны взрослых. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Самостоятельность
положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Это волевое свойство, основанное на умении анализировать жизнь, систематизировать данные, планировать, регулировать и осуществлять свою деятельность без посторонней помощи. Существует самостоятельное мышление, ум, суждения как готовность памяти к приобретению и активному использованию знаний, навыков, умений в конкретных ситуациях. Есть также самостоятельность действий, работы, самой познавательной деятельности как готовность к новациям и инновациям, к творчеству в изменяющихся условиях среды. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. С. означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. С. формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже в младенческом возрасте ребенок способен предпринимать самостоятельные действия (садится, к концу 1-го года встает, берет игрушку и др.). На 3-м году жизни закладываются основы самосознания, что выражается в обостренном стремлении к С., иногда вопреки желанию родителей. Этот период называют кризисом 3 лет (см.Кризисы возрастные). На этом этапе необходимо разумно поощрять детскую С., развивать полезные навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребенка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции (см. Негативизм). Дальнейшее развитие С. наиболее осложняется в подростковом возрасте. Подростки, как правило, воспринимают свою С. как полную независимость от мнения взрослых (родителей, педагогов и т.д.), но легко подчиняются авторитету сверстников, стандартам детской и молодежной субкультуры. В целях воспитания гармонически развитой личности необходимо с максимальным педагогическим тактом поощрять положительную направленность самостоятельной деятельности подростков. См. также Кризисы возрастные, Негативизм

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собств. силами С предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений.
С не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности На 5—6-м мес жизни ребенок начинает предпринимать самостоят.действия - садится, пытается достать игрушку и т и, к кон 1-го года жизни - сгоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия Т о, пробуждается стремление к С, связанное с потребностью ребенка удовлетворять свои желания без помощи и поддержки со стороны взрослых На 3-м году жизни в силу возросших физич. возможностей ребенку становятся доступны разнообразные действия В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира, т с закладываются основы самосознания Это проявляется в обостренном стремлении к С., нередко даже вопреки желаниям родителей. Наступает т. н. кризис 3 лет (см. Кризисы возрастные) - этап становления личности, для к-рого характерен переход к новому, более совершенному уровню сознания и поведения. Этот этап является чрезвычайно благоприятным для разумного поощрения побуждении ребенка, привития ему полезных навыков. Родители и воспитатели, стремящиеся подавить дет. активность, сталкиваются, как правило, с острыми негативными реакциями и нарушениями поведения. Если им удается сделать подчинение главным механизмом поведения ребенка, это серьезно затрудняет формирование С.
Становление С. в мл. шк. возрасте протекает относительно ровно. Осложнение этого процесса возможно в подростковом возрасте. Обостренная потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искаженном представлении о С., к-рая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с пассивной зависимостью от стандартов подростковой субкультуры. В практике воспитания учет растущих возможностей подростков, поощрение положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную С.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
330.55 кб

Характеристика понятия «познавательная самостоятельность студентов педвуза»

Шамонин Евгений Александрович
Представлен анализ содержания понятий «самостоятельность», «познание». Рассмотрено видовое разнообразие понятия «самостоятельность».
Читать PDF
50.92 кб

Умственная самостоятельность как фактор оценки успешности обучения

Устина Татьяна Ивановна
Читать PDF
744.20 кб

Самостоятельность как психологическая основа исследовательнских умений

Кащеева О. А.
Читать PDF
73.59 кб

К определению понятия «Творческая самостоятельность личности»

Круглова Л. Ю.
Читать PDF
97.17 кб

Познавательная самостоятельность студентов как психолого-педагогическая проблема. Ее структурная сос

Румянцева Галина Георгиевна
Самодеятельность рассматривается как психолого-педагогический феномен. Приводятся различные научные точки зрения по данному вопросу.
Читать PDF
417.00 кб

Познавательная самостоятельность студентов

Азимова Назира Самадовна
Познавательная самостоятельность является высшей формой активности и сознательности, важнейшей характеристикой деятельности студентов в процессе учения.
Читать PDF
247.15 кб

Самостоятельность учащихся старших классов в планировании личных профессиональных перспектив

Кузнецов Кирилл Геннадьевич
Статья посвящена изучению специфики профессионального самоопределения старшеклассников. Рассмотрены варианты трактовки термина самостоятельность в психолого-педагогической литературе.
Читать PDF
369.59 кб

Познавательная самостоятельность как основа функционирования комплексного дифференцированного обучен

Логинова Л. А.
В статье обосновывается актуальность проблемы формирования познавательной самостоятельности курсантов военно-инженерного вуза, предлагается один из возможных путей решения данной проблемы: через создание системы дифференцированных
Читать PDF
186.05 кб

Критериальная схема оценивания компетенции «Самостоятельность» студентов направления «Экономика» при

Шушерина Ольга Анатольевна, Черепанова Светлана Александровна
В статье обосновано содержание универсальной компетенции «самостоятельность студента вуза». Дано описание математических компетенций будущего бакалавра экономики.
Читать PDF
1.98 мб

Познавательная самостоятельность у студентов в изучении иностранного языка при дифференцированном по

Захарова Майя Егоровна
Рассматривается необходимость освоения иностранного языка студентами через аудиторную и самостоятельную работу.
Читать PDF
141.49 кб

Самостоятельная работа и познавательная самостоятельность как психолого-педагогические категории

Манюрова Г. Х.
Автор рассматривает различные подходы к самостоятельной работе, классификации.
Читать PDF
91.91 кб

Самостоятельность в практическной деятельности как фактор развития профессионально-педагогической на

Чиркова Галина Петровна
Рассмотрена проблема развития самостоятельности в практической деятельности как свойства личности студентов, будущих учителей, выступающей как фактор становления профессиональной направленности и зависящей от уровня развития креат
Читать PDF
0.00 байт

Определение термина «Познавательная самостоятельность» в синергетическом подходе к организации образ

Дробчик Татьяна Юрьевна, Невзоров Борис Павлович
В статье освещены проблемы преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания»: учет философской направленности программы курса и использование синергетического подхода в формировании личности будущего специалиста гума
Читать PDF
1.67 мб

Историко-логический анализ понятия «Образовательная самостоятельность»

Глазова Юлия Владимировна
В статье представлен краткий исторический обзор развития понятия «образовательная самостоятельность» в русской и зарубежной педагогике.
Читать PDF
153.89 кб

Влияние студенческой научно-технической конференции на личностно-профессиональную самостоятельность

Сечина Г. П.
Студенческая научно-техническая конференция, являющаяся надпрофессиональной подготовкой студента, формирует личностно-профессиональную самостоятельность в рамках образовательного процесса, способствует личному и профессиональному

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    один из основных критериев эффективности профессионального обучения, предполагающий безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда;
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

    индивидуальная особенность мышления, умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, попытаться решить их особыми путями.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    активная деятельность учащихся, их настойчивость и целеустремленность в практическом овладении профессией или специальностью, применение на практике полученных теоретических знаний, самооценк
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    интегративное свойство личности, характеризующееся саморегуляцией познавательной деятельности, синтезом познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивым положительны
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАВЫКА

    Одна из характеристик навыка, состоящая в возможности его переноса вне зависимости от того умения, в которое он включен. Это качество навыка характеризуется также как его гибкость.
  • Самостоятельность в еде

    Возраст, когда дети начинают есть сами, различен у разных детей. Однако обычно примерно в шесть месяцев ребенок может держать в руках свою бутылочку, есть руками, к году справляется с чашкой, а к
  • Читательская самостоятельность

    ориентированная на возраст педагогическая категория, которая включает в себя основанные на определенном уровне литературоведческой грамотности потребность и умение осознать читательские инте
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    вид обучения, организованный отдельным индивидом.
  • Самостоятельное усвоение

    целенаправленное усвоение избранных субъектом элементов объективного опыта человечества. Отличие самостоятельного усвоения от управляемого состоит в том, что при самостоятельном усвоении субъ
  • Самостоятельное образование (самообразование)

    форма получения образования, целью которой является удовлетворение разносторонних познавательных потребностей граждан и оказание им помощи в обучении. Получению с.о. способствуют народные унив
  • Самостоятельное одевание

    На то, чтобы научиться самостоятельно одеваться, у ребенка уходит около пяти-шести лет. Примерно в полтора года он проявляет первый интерес к этому процессу, протягивая ручку, когда на него наде
  • Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности воспитанников

    педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность обучающихся, их творческую свободу, сохраняя при этом руководящу
  • Теоретические основы педагогики как самостоятельной науки

    собственные теории, учения, концептуальные подходы, на основе которых строится педагогика (социальная педагогика) как теория и практика.
  • Методы самостоятельной работы

    самостоятельная работа, выполняемая учениками по заданию учителя и осуществляемая при его непосредственном (на уроке, на самоподготовке в группе продленного дня) или опосредованном руководстве,