ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
активная деятельность учащихся, их настойчивость и целеустремленность в практическом овладении профессией или специальностью, применение на практике полученных теоретических знаний, самооценка своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Профессиональная самостоятельность реализуется в способности самостоятельно выбирать способы выполнения работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; в умении самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение; в умении самостоятельно планировать и контролировать выполняемую работу.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
критерий-показатель профессионального мастерства, формируемого у учащихся в процессе производственного обучения.
П.с. учащихся выражается в умении самостоятельно разбираться во всех требованиях, предъявляемых к работе, планировать трудовой процесс, самостоятельно выполнять порученное задание, контролировать ход и результаты своего труда, предупреждать и устранять неполадки. Она проявляется также в умении самостоятельно преодолевать встречающиеся в процессе работы трудности, добиваться высокого качества продукции, высокой производительности труда, экономного расходования материалов и энергии, образцового состояния оборудования. Высшим проявлением П.с. является производственная инициатива и творчество, новаторский подход к делу.
П.с., как и другие качества учащихся, необходимо специально формировать. Стихийная, неуправляемая выработка этих качеств методом «проб и ошибок» – длительный и бессистемный процесс, который зачастую приводит к усвоению неправильных способов труда, нерациональной его организации. Формирование П.с. – это элемент обучения, и как для всякого процесса обучения, для него характерны специфические формы и методы.
За время обучения учащиеся выполняют большое количество самых разнообразных по характеру и содержанию работ. Научить все работы выполнять полностью самостоятельно за этот сравнительно короткий срок практически невозможно. Вместе с тем в любом трудовом процессе есть ряд узловых, базовых элементов, самостоятельное владение которыми во многом определяет профессиональное мастерство учащихся. Для таких элементов характерен «сквозной», общетрудовой характер, независимо от профессии. К ним относятся: анализ задания, анализ заготовки или исходного продукта; выбор средств выполнения задания (инструментов, приспособлений, приборов и т.п.); определение последовательности выполнения задания; рациональный выбор способоворганизации труда; определение способов проверки хода и результатов работы; определение причин допущенных ошибок, путей их устранения и предупреждения.
Формирование П.с. учащихся в выполнении этих элементов трудового процесса – одна из важнейших задач производственного обучения. Они формируются как по ходу выполнения учебно-производственных работ, так и путем организации специальных упражнений.
Сущность формирования П.с. в том, чтобы как можно чаще сталкивать учащихся с ситуациями, в которых они должны проявить самостоятельность, помочь разобраться в них, определить текущие и конечные цели работы, наметить пути ее выполнения и способы самоконтроля. При этом учащийся может допускать ошибки. Ошибки учащихся в процессе обучения – закономерное явление учебного процесса, безошибочного обучения вообще не бывает. Важная задача мастера состоит в том, чтобы работу по исправлению и предупреждению ошибок использовать как средство развития П.с. учащихся. Опытные мастера всегда стараются ставить учащихся в такие условия, чтобы они самостоятельно анализировали свои ошибки, самостоятельно проходили всю цепочку рассуждений и находили то звено, где была сделана ошибка, осознали сущность ошибки и ее причины. Ошибка, будучи осознанной, побуждает мыслительную активность, стимулирует учащихся к преодолению трудностей.
Важной составной частью П.с. учащихся является умение их производить самоконтроль, формируемое прежде всего в ходе текущего инструктирования и текущего контроля учащихся мастером. При этом мастер постоянно приучает учащихся самих систематически контролировать свою работу. На первых порах большую помощь в этом оказывают инструкционные карты, где вопросы самоконтроля вынесены в самостоятельную графу. В процессе текущего контроля мастер особое внимание уделяет проверке правильности пользования контрольно-измерительными инструментами, приборами и другими средствами определения качества работы. Проверяя выполненную работу, мастер прежде всего выясняет – проверяют ли ее учащиеся сами, насколько умело они пользуются
контрольно-измерительными средствами, умеют ли делать необходимые выводы по результатам самоконтроля. Приемы пользования новыми высокоточными инструментами и приборами отрабатываются особо, организуя для этого специальные упражнения.
Эффективным методическим приемом развития П.с. и самоконтроля является привлечение учащихся к анализу выполненной работы. Принимая выполненную работу, мастер предлагает учащемуся устно проверить порядок и правила выполнения работы, обосновать их, объяснить причины отступлений от рекомендаций технологии, если такие были, сравнить результаты работы с техническими требованиями или эталоном, самостоятельно определить, что выполнено хорошо и правильно, а что неправильно, как можно исправить недостатки. Такой анализ в присутствии мастера приучает учащихся проводить подобный самоанализ в процессе работы.
Одно из характерных проявлений П.с. учащихся – способность принимать обоснованные решения в ходе работы. В целях формирования и развития этой способности мастер, руководя работой учащихся, наряду с контролем «что делал» и «как делал», особое внимание уделяет контролю «почему так делал». Такой подход к обучению учащихся способствует повышению их сознательности, стимулирует активность, развивает техническое мышление, потребность в использовании теоретических познаний в практических условиях, способности и стремление к рационализации.
Лит.: Филиппов В.С. Учебно-воспитательная работа в группе. – М., 1980; Ажикин Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. – М., 1987.
В.А. Скакун
П.с. учащихся выражается в умении самостоятельно разбираться во всех требованиях, предъявляемых к работе, планировать трудовой процесс, самостоятельно выполнять порученное задание, контролировать ход и результаты своего труда, предупреждать и устранять неполадки. Она проявляется также в умении самостоятельно преодолевать встречающиеся в процессе работы трудности, добиваться высокого качества продукции, высокой производительности труда, экономного расходования материалов и энергии, образцового состояния оборудования. Высшим проявлением П.с. является производственная инициатива и творчество, новаторский подход к делу.
П.с., как и другие качества учащихся, необходимо специально формировать. Стихийная, неуправляемая выработка этих качеств методом «проб и ошибок» – длительный и бессистемный процесс, который зачастую приводит к усвоению неправильных способов труда, нерациональной его организации. Формирование П.с. – это элемент обучения, и как для всякого процесса обучения, для него характерны специфические формы и методы.
За время обучения учащиеся выполняют большое количество самых разнообразных по характеру и содержанию работ. Научить все работы выполнять полностью самостоятельно за этот сравнительно короткий срок практически невозможно. Вместе с тем в любом трудовом процессе есть ряд узловых, базовых элементов, самостоятельное владение которыми во многом определяет профессиональное мастерство учащихся. Для таких элементов характерен «сквозной», общетрудовой характер, независимо от профессии. К ним относятся: анализ задания, анализ заготовки или исходного продукта; выбор средств выполнения задания (инструментов, приспособлений, приборов и т.п.); определение последовательности выполнения задания; рациональный выбор способоворганизации труда; определение способов проверки хода и результатов работы; определение причин допущенных ошибок, путей их устранения и предупреждения.
Формирование П.с. учащихся в выполнении этих элементов трудового процесса – одна из важнейших задач производственного обучения. Они формируются как по ходу выполнения учебно-производственных работ, так и путем организации специальных упражнений.
Сущность формирования П.с. в том, чтобы как можно чаще сталкивать учащихся с ситуациями, в которых они должны проявить самостоятельность, помочь разобраться в них, определить текущие и конечные цели работы, наметить пути ее выполнения и способы самоконтроля. При этом учащийся может допускать ошибки. Ошибки учащихся в процессе обучения – закономерное явление учебного процесса, безошибочного обучения вообще не бывает. Важная задача мастера состоит в том, чтобы работу по исправлению и предупреждению ошибок использовать как средство развития П.с. учащихся. Опытные мастера всегда стараются ставить учащихся в такие условия, чтобы они самостоятельно анализировали свои ошибки, самостоятельно проходили всю цепочку рассуждений и находили то звено, где была сделана ошибка, осознали сущность ошибки и ее причины. Ошибка, будучи осознанной, побуждает мыслительную активность, стимулирует учащихся к преодолению трудностей.
Важной составной частью П.с. учащихся является умение их производить самоконтроль, формируемое прежде всего в ходе текущего инструктирования и текущего контроля учащихся мастером. При этом мастер постоянно приучает учащихся самих систематически контролировать свою работу. На первых порах большую помощь в этом оказывают инструкционные карты, где вопросы самоконтроля вынесены в самостоятельную графу. В процессе текущего контроля мастер особое внимание уделяет проверке правильности пользования контрольно-измерительными инструментами, приборами и другими средствами определения качества работы. Проверяя выполненную работу, мастер прежде всего выясняет – проверяют ли ее учащиеся сами, насколько умело они пользуются
контрольно-измерительными средствами, умеют ли делать необходимые выводы по результатам самоконтроля. Приемы пользования новыми высокоточными инструментами и приборами отрабатываются особо, организуя для этого специальные упражнения.
Эффективным методическим приемом развития П.с. и самоконтроля является привлечение учащихся к анализу выполненной работы. Принимая выполненную работу, мастер предлагает учащемуся устно проверить порядок и правила выполнения работы, обосновать их, объяснить причины отступлений от рекомендаций технологии, если такие были, сравнить результаты работы с техническими требованиями или эталоном, самостоятельно определить, что выполнено хорошо и правильно, а что неправильно, как можно исправить недостатки. Такой анализ в присутствии мастера приучает учащихся проводить подобный самоанализ в процессе работы.
Одно из характерных проявлений П.с. учащихся – способность принимать обоснованные решения в ходе работы. В целях формирования и развития этой способности мастер, руководя работой учащихся, наряду с контролем «что делал» и «как делал», особое внимание уделяет контролю «почему так делал». Такой подход к обучению учащихся способствует повышению их сознательности, стимулирует активность, развивает техническое мышление, потребность в использовании теоретических познаний в практических условиях, способности и стремление к рационализации.
Лит.: Филиппов В.С. Учебно-воспитательная работа в группе. – М., 1980; Ажикин Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. – М., 1987.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.