АВТОНОМИЯ
АВТОНОМИЯ
(греч. autonomia самоуправление) право самостоятельного решения внутренних вопросов.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Автономия
(от греч. autos – сам и nomos – закон) – (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
АВТОНОМИЯ
(независимость, самоуправление) — широкое внутреннее самоуправление политико-национального образования в рамках единого государства; 2) самостоятельность какого-либо учреждения в решении экономических и организационных вопросов.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
АВТОНОМИЯ
греч. autonomia - независимость, от autоs - сам и nоmos - закон) — в этике и психологии способность личности к самоопределению согласно собственным убеждениям. В политико-правовом плане А. выражается в: а) неподопечности, т.е. в свободе от опеки и тем более диктата с чьей-либо стороны; б) действиях на основании норм и принципов, которые люди признают как рациональные, т.е. отвечающие их представлению о благе; в) возможности воздействовать на формирование этих норм и принципов, действие которых гарантируется общественными и государственными институтами. В сфере права А. - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали - сообразование личной воли с долгом. А. проявляется в способности противостоять как давлению извне (со стороны авторитета, группы), так и внутренним побуждениям гедонистического, утилитарного или конформистского характера. В педагогике А. рассматривается как индивидуальная позиция человека, его независимость в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т.п. Потребность в А. - неотъемлемая составляющая процесса становления личности. Стремление к А. ярко выражено в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда особую субъективную ценность приобретает устойчивость к внешним влияниям. Подчеркнутое стремление к А. может превратиться в негативизм.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
АВТОНОМИЯ
греч. autonorma — независимость, от autos — сам и nomos — закон) в психологии, способность личности к самоопределению на основе собств. убеждений. Проявляется в независимости человека от давления авторитета др. личности, группы или социального института. С политико-правовой точки зрения А. означает суверенность личности как гражданина, ее социальную и юрид. защищенность как субъекта гражд. прав и свобод.
В психологии и педагогике А. рассматривается как индивидуальная позиция человека, к-рая характеризуется самостоятельностью и независимостью в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т. п. Потребность в А. включена в механизм становления личности — индивидуализацию, предусматривающую формирование человека как самостоятельного, мыслящего и ответственного обществ. существа.
Потребность в А. впервые проявляется в конце раннего возраста (т. н. кризис трех лет), когда у ребенка начинают формироваться основы самосознания. Ощущая себя неким особым существом, отличным от других, ребенок стремится утвердиться в своей самостоятельности и независимости. Это нередко становится причиной противоречия со взрослыми, к-рого, однако, можно избежать, поощряя в разумных пределах активность ребенка.
Стремление к А. ярко выражено в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда особую субъективную ценность приобретает устойчивость к внеш. влияниям и к.-л. давлению, эмоциональная раскованность, ощущение уверенности в себе. Однако реально для подростка А. выступает не непосредственно, а как смена эмоциональной зависимости от старших зависимостью от сверстников. Подчеркнутое стремление к А. может превратиться в негативизм.
Лит.: Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание, [пер. с англ.], М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
В психологии и педагогике А. рассматривается как индивидуальная позиция человека, к-рая характеризуется самостоятельностью и независимостью в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т. п. Потребность в А. включена в механизм становления личности — индивидуализацию, предусматривающую формирование человека как самостоятельного, мыслящего и ответственного обществ. существа.
Потребность в А. впервые проявляется в конце раннего возраста (т. н. кризис трех лет), когда у ребенка начинают формироваться основы самосознания. Ощущая себя неким особым существом, отличным от других, ребенок стремится утвердиться в своей самостоятельности и независимости. Это нередко становится причиной противоречия со взрослыми, к-рого, однако, можно избежать, поощряя в разумных пределах активность ребенка.
Стремление к А. ярко выражено в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда особую субъективную ценность приобретает устойчивость к внеш. влияниям и к.-л. давлению, эмоциональная раскованность, ощущение уверенности в себе. Однако реально для подростка А. выступает не непосредственно, а как смена эмоциональной зависимости от старших зависимостью от сверстников. Подчеркнутое стремление к А. может превратиться в негативизм.
Лит.: Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание, [пер. с англ.], М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
АВТОНОМИЯ
У древнегреческих авторов термин «автономия» обозначал право государства устанавливать собственные законы, противостоять тирании или правлению иноземцев: «авто» — само, «номия» — от номос — закон как норма, полагаемая государством. Источники норм, устанавливающих порядок в обществе, видели не в самих людях, а в тех или иных надчеловеческих инстанциях: мифология — в богах, досократики — в космических силах, Платон — в божественном мире идей, действующих через государство. В условиях демократии складывалось и учение о свободе: по Сократу, человек — не орудие внешних сил, его душа обладает свободой выбора между добрыми и злыми поступками; Эпикур искал предпосылки этой свободы в природе — в способности атомов отклоняться от необходимости. В христианстве (по Августину) Бог вкладывает в человека нормы вместе с душой, но в соединении со свободой выбора своих поступков, которая и обусловливает возможность греха и обвинения в нем человека.
Свобода человека возрастает исторически. В демократиях Нового Времени она реализуется не только привилегированными сословиями, управляющими государством и церковью, но и более широкими слоями в контексте обособления от государства все новых самоуправляющихся сфер гражданского общества (таких, как хозяйственные системы, банки, церковь, академии наук и др.). В условиях демократии и свободного рынка формируются предприимчивые люди, способные не только выдвинуть новую идею, но и воплотить ее в реальное дело, вовлечь людей, создать организацию.
Кант особенно рельефно выразил этот сдвиг и обосновал новый образ человека, распространив на него понятие автономии, которая выступает в первую очередь как априорное свойство человека, его разума, а не государства. Однако это учение исходит из эмпирических данных о наличии в психике человека центра, который определяет функционирование ее инструментальных способностей, и может довести человека даже до отказа от жизни. Нравственность, право, политика, религия немыслимы без представлений о нарушении норм (о вине, преступлении, грехе) и ответственности, которые предполагают автономию человека — способность самополагания своих замыслов и дел. Правда, в недемократических обществах сами нормы устанавливаются властью без достаточного соразмерения с волеизъявлением людей.
Человек детерминирован гетерономно — биологически и социально, но, вместе с тем, в отличие от психики животных, запрограммированной инстинктами, его сознанию свойственна интенциональность — способность до действия выдвигать в качестве его ориентиров личностные смыслы — ценности, идеалы, цели, составляющие самодетерминацию — автономию.
Индивидуальная свобода — автономия — может стать общей нормой для всех людей, лишь подчинившись ограничению — категорическому императиву: поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели (И.Кант). Такое высокое самоограничение свободы совестью и ответственностью идентично духовности. Понимать ее как «дар свыше» — значит снимать ответственность с педагогики за развитие этих потенций, за изучение условий и конкретных действий, способствующих их актуализации: таков взгляд современной педагогической антропологии.
Принцип автономии человека в философии образования. Принцип автономии человека реализуется в образовании в трех аспектах.
1. Исходной является ориентация педагогической практики на автономию ученика. Важнейшее условие для этого — педагогическое отношение, основанное на категорическом императиве: уважении к ученику как личности, к тому же с поправкой на возрастную незавершенность в смысле отстаивания своих позиций, откуда — «адвокатская защита» ученика от формализма и властности. В этом — специфика профессионализма и автономии педагога. Однако адаптация практики, а также содержания образования к интенциям ребенка не доводится до крайностей «антипедагогики» П.Фрейре, И.Иллича, которая игнорировала такой атрибут автономии учащегося как отрешение от себя ради дисциплины ума и дела, а также асимметрию педагогического отношения.
Я.А.Коменский уподоблял образование «типографированию» единомышленников, а педагога — «воронке», через которую ученик (при посредстве поощрений и наказаний) пьет из «ковша» культуры нужное содержание. Автономия человека не осознавалась в образовании до Руссо и, особенно, Канта, который говорил, что человек ответственен за себя, ибо его сущность включает то, что он «сам может сделать из себя». Ценность образования — не только в освоении рационализированной культуры, но и в развитии самой способности освоения через деятельное соучастие ученика в своем образовании в школе, что закладывает основу последующего самостоятельного образования, столь необходимого в век быстрого изменения профессий и рынка труда.
Согласно аналитической философии образования (США, Англия), обучение (teaching) предполагает активное учение (learning) самого учащегося; методы обучения должны способствовать развитию критического и вместе с тем толерантного мышления, избегать индоктринации (внушения идеологических доктрин без анализа корректности их исходных посылок).
2. Автономия образовательного знания состоит в его направленности: на раскрытие вышеуказанной специфики педагогических отношений и практик; на исследование возрастного развития учащихся, способов соразмерения с ним того содержания, которое вычленяется из культуры в свете актуальных потребностей общества; на обоснование ценностей и целей образования. Теоретический синтез этого знания с середины ХХ века осуществляется с помощью специализированной философии образования, выступающей против диктата общей философии, теологии и политической идеологии.
3. Автономия системы образования, ее организаций и политики, которая должна выносить требования образования на уровень государственных приоритетов и может противостоять образовательной политике государства, если она ущемляет эти требования. Образовательная администрация организует полезные взаимоотношения образования с другими сферами гражданского общества, однако, защищая образование от некомпетентного, а то и деструктивного вмешательства бизнеса, политических партий, агрессивных конфессиональных, националистических и т.п. группировок, борющихся за власть над умами.
В.В.Платонов
Литература:
Платонов В.В. — В кн.: Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. — СПб., 2004, гл. 13.
Свобода человека возрастает исторически. В демократиях Нового Времени она реализуется не только привилегированными сословиями, управляющими государством и церковью, но и более широкими слоями в контексте обособления от государства все новых самоуправляющихся сфер гражданского общества (таких, как хозяйственные системы, банки, церковь, академии наук и др.). В условиях демократии и свободного рынка формируются предприимчивые люди, способные не только выдвинуть новую идею, но и воплотить ее в реальное дело, вовлечь людей, создать организацию.
Кант особенно рельефно выразил этот сдвиг и обосновал новый образ человека, распространив на него понятие автономии, которая выступает в первую очередь как априорное свойство человека, его разума, а не государства. Однако это учение исходит из эмпирических данных о наличии в психике человека центра, который определяет функционирование ее инструментальных способностей, и может довести человека даже до отказа от жизни. Нравственность, право, политика, религия немыслимы без представлений о нарушении норм (о вине, преступлении, грехе) и ответственности, которые предполагают автономию человека — способность самополагания своих замыслов и дел. Правда, в недемократических обществах сами нормы устанавливаются властью без достаточного соразмерения с волеизъявлением людей.
Человек детерминирован гетерономно — биологически и социально, но, вместе с тем, в отличие от психики животных, запрограммированной инстинктами, его сознанию свойственна интенциональность — способность до действия выдвигать в качестве его ориентиров личностные смыслы — ценности, идеалы, цели, составляющие самодетерминацию — автономию.
Индивидуальная свобода — автономия — может стать общей нормой для всех людей, лишь подчинившись ограничению — категорическому императиву: поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели (И.Кант). Такое высокое самоограничение свободы совестью и ответственностью идентично духовности. Понимать ее как «дар свыше» — значит снимать ответственность с педагогики за развитие этих потенций, за изучение условий и конкретных действий, способствующих их актуализации: таков взгляд современной педагогической антропологии.
Принцип автономии человека в философии образования. Принцип автономии человека реализуется в образовании в трех аспектах.
1. Исходной является ориентация педагогической практики на автономию ученика. Важнейшее условие для этого — педагогическое отношение, основанное на категорическом императиве: уважении к ученику как личности, к тому же с поправкой на возрастную незавершенность в смысле отстаивания своих позиций, откуда — «адвокатская защита» ученика от формализма и властности. В этом — специфика профессионализма и автономии педагога. Однако адаптация практики, а также содержания образования к интенциям ребенка не доводится до крайностей «антипедагогики» П.Фрейре, И.Иллича, которая игнорировала такой атрибут автономии учащегося как отрешение от себя ради дисциплины ума и дела, а также асимметрию педагогического отношения.
Я.А.Коменский уподоблял образование «типографированию» единомышленников, а педагога — «воронке», через которую ученик (при посредстве поощрений и наказаний) пьет из «ковша» культуры нужное содержание. Автономия человека не осознавалась в образовании до Руссо и, особенно, Канта, который говорил, что человек ответственен за себя, ибо его сущность включает то, что он «сам может сделать из себя». Ценность образования — не только в освоении рационализированной культуры, но и в развитии самой способности освоения через деятельное соучастие ученика в своем образовании в школе, что закладывает основу последующего самостоятельного образования, столь необходимого в век быстрого изменения профессий и рынка труда.
Согласно аналитической философии образования (США, Англия), обучение (teaching) предполагает активное учение (learning) самого учащегося; методы обучения должны способствовать развитию критического и вместе с тем толерантного мышления, избегать индоктринации (внушения идеологических доктрин без анализа корректности их исходных посылок).
2. Автономия образовательного знания состоит в его направленности: на раскрытие вышеуказанной специфики педагогических отношений и практик; на исследование возрастного развития учащихся, способов соразмерения с ним того содержания, которое вычленяется из культуры в свете актуальных потребностей общества; на обоснование ценностей и целей образования. Теоретический синтез этого знания с середины ХХ века осуществляется с помощью специализированной философии образования, выступающей против диктата общей философии, теологии и политической идеологии.
3. Автономия системы образования, ее организаций и политики, которая должна выносить требования образования на уровень государственных приоритетов и может противостоять образовательной политике государства, если она ущемляет эти требования. Образовательная администрация организует полезные взаимоотношения образования с другими сферами гражданского общества, однако, защищая образование от некомпетентного, а то и деструктивного вмешательства бизнеса, политических партий, агрессивных конфессиональных, националистических и т.п. группировок, борющихся за власть над умами.
В.В.Платонов
Литература:
Платонов В.В. — В кн.: Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. — СПб., 2004, гл. 13.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005