ЛЮТЕР МАРТИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЮТЕР (Luther) МАРТИН (1483-1546)
глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). С 1508 читал лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия). Провозгласил единственным источником религиозной истины подлинное Священное Писание. Настаивал на организации начального обучения, доступного всем детям. Осн. его задачей считал религиозное воспитание. Требовал обучать в школах и девочек - будущих воспитательниц своих детей. Предлагал также создание школ повышенного типа (т.н. латинских). Автор большого и малого катехизисов (1529), осн. книг для чтения в народных школах протестантских германских государств, а также сборников псалмов (оригинальных и переведенных).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛЮТЕР Мартин
10.11.1483, Эйслебен, — 18.2.1546, там же; похоронен в Виттенберге), глава бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма (лютеранства). Окончил Эр-фуртский ун-т (1505). С 1508 читал лекции в Виттенбергском ун-те (с 1512 дер богословия).
Л. провозгласил единств, источником религ. истины подлинное Священное писание и отверг один из гл. догматов традиц. католицизма — обязат. посреднич. роль духовенства в «спасении» человека от греха, страданий, смерти. Самостоят. чтение Библии — и, таким образом, владение грамотой — стало в учении Л. нравств. долгом каждого верующего. Своим переводом Библии на родной язык (окончен в 1534) Л. способствовал выработке норм нем. грамматики, правописания и распространению грамотности.
В посланиях «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520, рус. пер. 1912), «К бургомистрам городов всей Германии» (1524), в проповедях настаивал на организации нач. обучения, доступного всем детям. Осн. его задачей считал религ. воспитание. Выступал за распространение школ, к-рое считал обязанностью светских властей. В круг уч. предметов включал родной яз., историю, математику, пение. Требовал обучать в школах и девочек — будущих воспитательниц своих детей. Л. — автор большого и малого катехизисов (1529), осн. книг для чтения в нар. школах протестантских герм. гос-в, а также сборников псалмов (оригинальных и переведенных с латинского), пользовавшихся Значит. популярностью.
Л. предполагал также создание школ повышенного типа (т. н. латинских) и перестройку в духе своего учения работы ун-тов. Л. критически относился к изучению схоластич. философии. Основой образованности считал знание древних языков. Распространению идей Л. в значит. мере способствовала деятельность активных сподвижников, в т. ч. Ф. Мелапхто-на, И. Бугенхагена, И. Штурма, В. Тро-пгцендорфа. Выступление Л. против идес-логич. диктата римско-католич. церкви отразило интересы широких слоев населения герм. гос— в и сделало учение Л. духовным оружием в их борьбе за социальные права.
Соч.: Padagogische Schriften. Mit einer Einleitung uber Luthers Leben und Werke mit erlauternden Anmerkungen, W. — Lpz., 1884; в рус. пер.: Взгляд Лютера на светскую власть, в кн.: Источники по истории Реформации, в. 1, М., 1906.
Лит.: Соловьев Э. ЮНепобежденный еретик, М., 1984; Padagogik und Reformation. Von Luther bis Paracelsus. Eingeleitet, ausgewahlt und erlautert von F. Hofmann, B., 1983. Э. Ю. Соловьев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
299.49 кб

МАРТИН ЛЮТЕР И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Судаков А.К.
В статье рассматривается взгляд Мартина Лютера на место пророка Моисея и Пяти-книжия Моисеева как откровения Божьей воли и Божьего закона в духовной истории человечества.
Читать PDF
283.72 кб

МАРТИН ЛЮТЕР: ЛИЧНОСТЬ И УЧЕНИЕ. (ОБЗОР)

Мельник С.В.
Читать PDF
359.98 кб

Совесть как голос Бога в учении Мартина Лютера

Наталья Владимировна Еремеева
Учение Лютера о совести находится в тесной связи с доктриной об оправдании.
Читать PDF
312.16 кб

Мартин Лютер и средневековая схоластика: Pro et contra

Душин Олег Эрнестович
В статье рассматривается проблема отношения Мартина Лютера как родоначальника Реформации к наследию средневековой схоластики на примере его подходов к позднесредневековому номинализму, учению Фомы Аквинского и идеям Аристотеля.
Читать PDF
594.53 кб

Мартин Лютер и идея сопротивления (Лев Шестов и Дитрих Бонхеффер)

Душин О. Э.
Читать PDF
628.86 кб

Различие веры разума и церковной веры у Канта как наследие Мартина Лютера

Седестрём Х.
Читать PDF
313.29 кб

Отражение педагогических идей Мартина Лютера в «Мемориале» Вольфганга Ратке

Полякова Мария Александровна
Читать PDF
14.66 мб

Краткий катехизис Мартина Лютера как феномен кросскультурного взаимодействия

Полякова Мария Александровна
Автором представлен ретроспективный историко-лингвистический анализ одного из лучших произведений Мартина Лютера реформатора, возглавившего движение за возвращение к раннехристианским принципам веры и спасения Краткого катехизиса
Читать PDF
235.14 кб

Концепт Beruf и основы трудовой этики в педагогической системе Мартина Лютера

Полякова Мария Александровна
В статье рассматриваются истоки западной деловой активности, благополучия и индивидуализма. Опираясь на некоторые посылы Мартина Лютера и трактовку концепта Beruf М.
Читать PDF
355.31 кб

«Золотое сокровище» детской литературы XVI века:Краткий катехизис Мартина Лютера

Полякова М. А.
В статье анализируется Краткий катехизис Мартина Лютера, написанный им для обучения основам христианской веры детей и слуг. Рассматривается история создания катехизиса, его ранние варианты и названия.
Читать PDF
713.85 кб

Использование педагогических идей Мартина Лютера в музыкальном воспитании молодежи

Толстова Елена Владимировна
Статья рассматривает функцию музыкального искусства в эпоху Реформации, принципы композиторской деятельности знатока музыки и практика Мартина Лютера.
Читать PDF
269.81 кб

Реализация педагогических идей Мартина Лютера в организации школьного дела в Германии

Полякова Мария Александровна
Читать PDF
124.61 кб

Историко-философские предпосылки формирования экзегетической парадигмы Мартина Лютера

Александр Михайлович Прилуцкий
Экзегетика Мартина Лютера, с одной стороны, является частью программы реформирования средневековой церкви и в связи с этим включается в общую вероисповедную парадигму Реформации. С другой стороны, на становление экзегетики М.
Читать PDF
623.13 кб

Повышение качества обучения учителей в университете им. Мартина Лютера (Халле-Виттенберг)

Будник Инес
В статье раскрываются вопросы повышения качества подготовки будущих учителей в условиях университетского обучения.
Читать PDF
240.81 кб

Концептуализация брака как основы духовного формирования личности в творчестве Мартина Лютера

Толстова Елена Владимировна
Рассмотрены причины кризиса института брака и семьи, проанализированы семейные ценности эпохи Реформации на примере жизни и педагогического наследия М.