Самоуправление
организация управления в среде равноправных членов общества и их силами.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Самоуправление
самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами [18, с. 373].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Самоуправление
принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.
Источник: Словарик координатора детского движения
Самоуправление
действия учащихся по руководству собственной деятельностью, которая осуществляется через соответствующие органы самоуправления.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
САМОУПРАВЛЕНИЕ
управление социальным институтом или обществом в целом посредством вовлечения всех его членов в совместное принятие и выполнение основных решений.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
САМОУПРАВЛЕНИЕ
(коллектива, группы) – управление социальными процессами в группе посредством вовлечения всех его членов в совместное принятие и выполнение основных решений.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Самоуправление
демократическая форма организации жизнедеятельности коллектива, которая предполагает развитие самостоятельности членов коллектива в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
Самоуправление
право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы, автономия. В некоторых странах: название местного управления, осуществляемого местными выборными учреждениями.
Источник: Словарик координатора детского движения
Самоуправление
это самостоятельность субъекта в управлении собственными делами. В современной интерпретации — самоменеджмент. И.В. Баранов утверждает, что самоуправление это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами — не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся.
Источник: Словарик координатора детского движения
Самоуправление
это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов. В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.
Источник: Словарик координатора детского движения
САМОУПРАВЛЕНИЕ
(Self-government) – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе (Методические рекомендации по подготовке и проведению муниципального этапа VI Республиканского детского гражданского форума «Развитие единого детского движения в Республике Саха(Якутия)». – Якутск, 2013.http: // www.sakhaedu.ru / civicforum / documents / 3098 / Дата обращения 10.08.2014).
Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.
САМОУПРАВЛЕНИЕ
метод самоорганизации коллектива, обеспечивающий формирование у его членов отношений взаимной ответственности, организаторских способностей при условии, что управлением делами коллектива занимаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями. Построение самоуправления в конкретном коллективе определяется тремя факторами: структурой коллектива, содержанием его жизни и организаторским опытом его членов.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
САМОУПРАВЛЕНИЕ
метод самоорганизации коллектива, обеспечивающий формирование у его членов отношений взаимной ответственности, организаторских способностей при условии, что управлением делами коллектива занимаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями; черта личности, характеризующая способность человека управлять своим самочувствием, умение сдерживать себя в критических ситуациях, мобилизовывать себя на решение определенных задач в разных условиях той или иной обстановки.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
САМОУПРАВЛЕНИЕ
1) специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей); это система поручений и обязанностей (каждому члену класса поручение по душе, в русле его интересов и способностей); 2) избранные лица, которым коллектив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
Самоуправление
(коллективное) школьников – метод доступной детям самоорганизации, включения каждого члена коллектива в общественную деятельность. С его помощью учащиеся готовятся к участию в управлении делами общества, трудового коллектива. Организационная структура ученического самоуправления включает в себя общешкольные собрания, исполнительный орган ученический комитет, институт ответственных за различные направления коллективной работы. Оно строится на основе принципов демократии, учебы актива, проведения отчетных собраний и конференций, налаживания связей с трудовыми и другими школьными коллективами.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
Самоуправление
это процесс организации и управления в среде равноправных членов общества для собственной самоорганизации и саморегуляции при решении своих проблем как своими силами, так и через взаимоотношения с обществом и органами государственной власти. Самоуправление есть признак гражданского демократического общества, есть способ защиты интересов ассоциированного меньшинства, отдельных групп людей, есть средство организации обратной связи в системе «народ – власть». Примером организации самоуправления граждан являются профсоюзы, общественные движения, клубы, домкомы, женсоветы и др. В профессиональном плане в системе образования – это разнообразные педагогические общества, проблемные советы, союзы учителей и др.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Самоуправление
(детское) – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных, со-бытийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей (Д.В. Григорьев).
Как отмечает автор этого определения, «в режиме самоуправления субъекты совместно, свободно и ответственно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. Подлинное детское самоуправление направлено не на копирование существующих «пирамид власти», создание различных властных «органов», но на складывание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно-творческих дел».
В контексте воспитания детское самоуправление имеет значение как средство (и средство достаточно действенное) воспитания самостоятельности, ответственности, трудолюбия школьников, а, кроме того – как средство их самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление реально существует лишь там, где школьники сами (или при поддержке взрослых) придумывают, планируют, организуют, проводят, анализируют те или иные интересные и важные для них дела. См. также: Школа воспитания: 825-й маршрут / Под ред. В.А. Караковского, Д.В. Григорьева, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
Самоуправление
форма организации жизнедеятельности коллектива, которая опирается на активность и ответственность членов коллектива, их умение принимать и реализовывать решения, отвечающие задачам развития коллектива. Опыт школьного С. в России стал закладываться на рубеже X X в. Практика С. получила распространение в первую очередь в детских клубах и организациях. Массовое распространение С. в образовательных учреждениях получило после Октябрьской революции 1917 г. Советская школа строилась на основе широкого привлечения учащихся к С. «Новая школа создается также и руками учащихся» — таков был лозунг ученического С. Общая идеологическая направленность всей системы образования первых лет советского периода привела к тому, что функции органов С. в образовательных учреждениях стали выполнять пионерская и комсомольская организации, которые по своей сути были самодеятельными общественными объединениями. Позже они превратились преимущественно в приводные «рамки» партийного и административного управления. По Закону «Об Образовании» 1992 г. образовательным учреждениям предоставлена свобода в выборе названия, структуры и функциональных обязанностей органов С , которые определяются уставом образовательного учреждения. Одной из серьезных проблем успешного функционирования С. в условиях образовательного учреждения является грамотное согласование полномочий, которыми наделяются органы С. с их реальной ответственностью.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.