Развитие умственное

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
развитие познавательных процессов и психических свойств личности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Развитие умственное
сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно-историческим условиям, в к-рых он живет, возрастным и индивидуальным особенностям его психики. Уровень Р. у. — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Информация об уровне Р. у. м.б. получена либо путем длительных психол.-пед. наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик.

Источник: Педагогический словарь

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
становление познавательных процессов, действий, деятельностей, способностей в ходе жизненного пути человека. Аналитически можно (и это полезно) различать и как бы отдельно изучать развитие восприятия в связи с развитием речи, развитие памяти, развитие мышления, внимания, воображения и т.д.; можно подходить еще более дробно и изучать, например, динамику развития научных понятий, моральных понятий и т.д. Но практически процессы указанного рода сильно взаимосвязаны, и нельзя решать педагогические задачи, скажем, умственного воспитания, «взявшись» только за что-то одно – за мышление вне речевого развития, за внимание и т.п. Иногда употребляют собирательный термин и говорят о развитии «познавательной сферы» человека. Это можно делать, если не забывать, что «сфера» – термин метафорический, взятый из геометрии и не имеющий строгого значения в психологии или педагогике. Часто под У.р. имеют в виду развитие мышления, полагая его высшей формой человеческого познания. Это тоже допустимо, если не забывать, что развитие мышления невозможно без опоры на чувственное познание (познание посредством органов чувств) и речь.
Различают возрастное и функциональное развитие «познавательной сферы».
Под возрастным развитием, как говорит само название, имеется в виду возникновение, совершенствование, изменение познавательных процессов, действий в связи с прохождением человеком возрастных этапов (младенчество, преддошкольный возраст, дошкольный возраст, подростничество, юность, зрелость, старение). Существенной особенностью возрастного развития познания человека является (по Н.Н. Поддьякову) то, что оно опирается на природную потребность к новизне, обновлению впечатлений и представляет собой постоянный поиск, пробы, «экспериментирование» в широком смысле слова, направленные на преодоление неопределенности. Развивающийся человек (скажем, ребенок), с одной стороны, неистощимо идет все к новому и новому, не спеша прояснять, уточнять то содержание, которое он освоил в виде некоторых доступных ему «глобальных структур». С другой стороны, рано или поздно (иногда очень отсроченно) наступают этапы уточнения, дифференциации усваиваемого содержания.
Факты и закономерности психического развития, психологические характеристики возрастных этапов умственного развития детально рассматриваются в учебниках и пособиях по возрастной психологии, которые нетрудно найти в библиотеке любого педагогического учебного заведения.
Под функциональным развитием («познавательной сферы») имеют в виду возникновение, совершенствование, изменение познавательных процессов и действий в связи с освоением человеком тех или иных деятельностей (включая и профессиональные), что возможно в рамках одной возрастной ступени. Например, у юношей и девушек, осваивающих профессии, предполагающие взаимодействие с явлениями живой природы, преимущественно развивается наблюдательность по отношению к признакам состояния растений или животных, усваиваются мысленные приемы, схемы успешного решения задач в области растениеводства, животноводства, способность самостоятельно принимать решения при отсутствии детальных предписаний в нестандартных ситуациях (они часто встречаются в практической работе с биологическими системами), принимать ответственные решения при неполных и не вполне точных данных и т.п. Иначе говоря, складывается, в частности, своеобразный вариант творческого ума, мышления.
Соответственно, у юношей и девушек того же возраста, осваивающих, например, профессии, предполагающие работу с техническими системами (материалами,полуфабрикатами, производственным технологическим оборудованием, например в металлообработке) преимущественно развивается наблюдательность к работе машин и механизмов (включая наблюдательность к рабочим шумам машин и умение правильно их истолковывать и пр.); развивается память на точные цифровые данные, параметры, которые часто применяются в мире техники, формируется конструктивно-техническое творческое мышление.
В результате процессов функционального развития психики, обусловленных принадлежностью к той или иной профессии, формируется специфический склад ума и даже специфический образ мира. Поясним это обобщенными примерами.
1. Мир видится специалистами, занятыми живой природой, и волнует их прежде всего со стороны обретений и утрат в области биотических и абиотических явлений. Сознание работника заполнено, например, такого рода представлениями – площади, занятые лесами, посевами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот веществ; растения, животные, микроорганизмы; причины и проявления динамики, «судьбы» чего-либо живого. Земля – носитель всего живого и условий его существования.
Цивилизация, культура человечества – это прежде всего культура земледелия, животноводства, пчеловодства, коневодства и т.п. Международные отношения – это прежде всего то, что делается в человеческом мире в связи охраной природы или использованием ее «даров», обменом достижениями в области биологии, растениеводства, животноводства, микробиологии.
Условия существования и развития человека – это пища, соблюдение научно обоснованных норм питания, обеспечение человека одеждой; истоки всего перечисленного – в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность людей – это прежде всего использование ресурсов природы и все действия, влияющие на нее и ее судьбу на планете.
2. Специалистами, занятыми техническими системами, вещественными средства труда, преобразованием видов энергии, мир видится и волнует их прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена техникой. Сознание работника заполнено, например, такими представлениями: поверхность Земли – это места для прокладки кабелей, возведения сооружений; площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло, электросети, оборудование. Планета Земля видится как источник тепла, энергии.
Цивилизация, культура, история человечества – это прежде всего достижения научно- технической революции, создание электродвигателей, радио, ЭВМ. Страны и континенты
– это зоны, точки, между которыми пролегают ясно представляемые линии связи, электропередач, «нитки» газопроводов, теплотрассы.
Условия существования и развития человека – это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи; жилые дома, больницы, учебные заведения, – это объекты, где нужно обеспечить тепло, свет, энерговооруженность и пр.
Деятельность людей – это прежде всего научно-технические расчеты, автоматизация технологий производства, создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, применение новейших достижений техники.
3. Профессионалам, занятым общественными сиcтемами, людьми (в частности, вопросами обучения, воспитания людей, руководства обществом, разного рода обслуживания населения, доведения услуг, товаров до потребителя) мир видится и волнует их прежде всего со стороны наполненности его разномыслящими, разнокачественными и разнонаправленными людьми, организациями, их сложными взаимоотношениями. Сознание работника заполнено, например, такими представлениями: образ жизни и формы активности, умонастроение, поведение людей; отдых и настроение (другого, стороннего человека); версии возможных причин преступления; способы привнесения порядка в жизнь человека и общества.
Цивилизация, культура, история человечества – это прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. А международные отношения –это прежде всего политические, торгово-экономические, культурные взаимодействия хорошо различаемых социальных систем.
Условия существования и развития человека – это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок.
Деятельность людей – это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями.
4. Профессионалам, занятым переработкой информации, знаковыми системами, текстами, формулами, условными обозначениями, документами, мир видится и волнует их прежде всего со стороны изученности, учтенности, упорядоченности, подсчитанности его составляющих. Сознание работника заполнено, скажем, такими представлениями: документооборот, цифровой материал; иностранные алфавиты; математические, химические формулы; маршруты почтовых вагонов; законодательство страны.
Цивилизация, культура, история человечества – это прежде всего письменность, почтовая и иная осведомительная связь вплоть до современной «опутанности» всего земного шара информационными сетями. Международные отношения – это связи информационные (доставка письма в любой «уголок» Земли, возможность поиска «за рубежом» полезной информации и т.п.)
Условия существования, развития человека – это увеличение производимой информации; телефон как привычный атрибут быта; тиражи книг, журналов; сотни языков, на которых выходит печатная продукция; чертежи (как фактор ускорения прогресса).
Деятельность человечества, людей – это прежде всего автоматизация связи, документопроизводства; обеспечение законности и правопорядка (документальными средствами); совершенствование измерений, систем единиц измерения величин.
5. Профессионалам, занятым художественными системами, (т.е. воплощающим идеи или определенные настроения в конкретных эстетически ценных образах или оценивающим это воплощение), мир видится и волнует их прежде всего и как данность, где можно найти нечто прекрасное, и как область, в которую можно привнести удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Сознание работника заполнено, например, такими представлениями: гармония цветов (картины, витрины), речь сценическая, фразировка музыкального материала и пр.
Цивилизация, культура, история человечества – это множество художественных достижений: образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах, кони Клодта на мосту через Фонтанку, лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отношения как таковые часто не акцентированы, и мир людей, стран, народов предстает как лишенный придуманных людьми государственных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Голландии и т.д.
Условия существования, развития человека – это, например, пространство для отдыха в проектируемом городе, плодородные места, учитываемые при проектировании селений. В деятельности людей важно приобщение к художественным ценностям, их бережное сохранение, приближение жизни к эстетическому идеалу. (см. Развитие личности; Онтогенез; Развитие; Умственное воспитание в труде).
Лит.: Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979; Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995; Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. – М., 1987; Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. – Краснодар, 1997; Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А.И. Подольского. – М., 1991.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
922.23 кб

Умственное развитие детей в условиях депривации

Смолярчук И. В., Вдовина Т.
Читать PDF
105.83 кб

Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью

Мачильская Анастасия Петровна
В статье рассматривается проблема психосексуального развития подростков с умственной отсталостью.
Читать PDF
283.99 кб

Психологические факторы развития умственных способностей

Бадмаева Наталья Цыденовна
В статье раскрываются психологические факторы развития мыслительных, мнемических и перцептивных способностей, обосновывается необходимость их изучения во всех взаимосвязях как между собой, так и с эмоционально-мотивационными и дру
Читать PDF
145.11 кб

Особенности нравственного развития детей с умственной отсталостью

Шнайдер Надежда Александровна
Приводятся результаты анализа данных экспериментального исследования особенностей нравственного развития детей с умственной отсталостью.
Читать PDF
136.96 кб

Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. . .

Выготский Лев Семенович
Публикацией работы Л.С. Выготского мы открываем рубрику «КАБИНЕТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА», где будем знакомить читателя с теорией и практикой закономерностей психического развития ребенка. В работе Л.С.
Читать PDF
358.98 кб

Коэффициент интеллекта как показатель умственного развития ребенка

Веракса Александр Николаевич
В современной психологической диагностике в качестве общепринятого показателя развития интеллекта выступает коэффициент интеллекта, или IQ.
Читать PDF
236.42 кб

Изучение характера взаимосвязи умственного развития и агрессивности

Бойко Е. О., Ложникова Л. Е., Агеев М. И.
Читать PDF
283.89 кб

Вектор реализации сопряженного двигательного и умственного развития

Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович
Обосновывается необходимость учета связей в развитии двигательной и умственной сфер личности в образовательном процессе.
Читать PDF
298.30 кб

Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей

Евдокимова Людмила Викторовна
выбор темы обусловлен необходимостью изучения особенностей формирования лексического строя речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, т.к.
Читать PDF
255.64 кб

Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников

Нефедова Алла Валерьевна
статья посвящена особенностям речевого развития умственно отсталых младших школьников. Рассматриваются основные компоненты речевого развития, описываются результаты эмпирического исследования
Читать PDF
1.88 мб

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЙ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ооржак С.Я., Назыноол М.В
Авторы статьи занимаются специальной психологией, этнопсихологией, теоретическими и эмпирическими исследованиями в данных областях, в том числе учета социальных факторов нарушений умственного развития младших школьников (М.В.
Читать PDF
291.24 кб

Развитие временных представлений глубоко умственно отсталых школьников

Константинова Светлана Анатольевна
актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения данного вопроса для раннего комплексного воздействия на коррекцию всех сторон психики умственно отсталых школьников
Читать PDF
145.03 кб

Младший школьный возраст: развитие умственного действия систематизации

Купцова Наталья Вадимовна
В статье на основе эмпирического исследования изучается связь между возрастом младшего школьника и успешностью решения им задач на систематизацию многоугольных геометрических фигур.
Читать PDF
279.34 кб

Некоторые особенности развития и структуры речи умственно отсталых детей

Куценко Н. И.
Читать PDF
1.49 мб

Нарушения умственного развития и поведения у детей с туберозным склерозом

Крапивкин Алексей Игоревич, Дорофеева Марина Юрьевна
Представлены данные о частоте встречаемости и особенностях интеллектуального дефицита, нарушений когнитивных функций и поведения у детей, страдающих туберозным склерозом.

Похожие термины:

  • УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

    совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и
  • Коэффициент умственного развития

    обозначаемое символом IQ отношение так называемого умственного возраста (УВ) к истинному возрасту (ИВ) (IQ=УВ/ИВ х 100%).
  • ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

    тест интеллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР для диагностики развития учащихся VI - VIII классов. «ШТУР» состоит из 6 субтестов: «Осведомленность (2 субтест
  • ШКАЛА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БИНЕ-СИМОНА

    тест интеллекта; является родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня интеллектуального развития [10, c. 22].
  • ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА, ТЕСТЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

    методики психодиагностики, предназначенные для оценки умственного потенциала индивида. Результаты тестирования выявляют особенности обученности и прошлого опыта испытуемого: насколько в своем
  • СТАДИИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (Ж. Пиаже)

    качественные универсальные изменения сферы умственного развития, детерминирующие содержание его учебной деятельности и содержание познавательной программы: 1) сенсомоторная стадия-характеризу