Природа человека
Природа человека
наиболее общее понятие, применяющееся для раскрытия сущности человека не только в науке, но и в искусстве, а также в индивидуальном сознании. Вопрос о П.ч. относится, по-видимому, к тем вечным вопросам, которые будут исследоваться до тех пор, пока существует сам человек. В науке выделяются различные аспекты П.ч.: 1) человек – биологическое существо (один из видов живых существ, обладающий рядом специфических признаков: прямохождением, развитыми конечностями – руками, развитым мозгом, членораздельной речью и др.); 2) человек – разумное существо (Homo sapiens sapiens) – человек, обладающий разумом как целостной способностью интеллектуального и чувственного познания, рефлексией и основанной на разуме нравственностью (как Homo sapiens sapiens) человек представлялся рациональным существом до тех пор, пока не была открыта глубинная человеческая иррациональность в форме бессознательного, которое не контролируется разумом); 3) человек социальное существо (это центральный аспект П.ч., его социальной сущности, наиболее полно раскрытой К. Марксом в «Тезисах о Фейербахе» и др. работах, помогающей понять современную феноменологию человека и, в частности, его космопланетарный феномен); 4) человек – созидающее существо (силой своего разума человек производит, прежде всего, орудия труда – продолжение его собственного тела и мозга, чтобы увеличивать свою производительную способность посредством механических устройств, энергетических установок, кибернетических систем и др.); 5) человек – творец собственной истории; человек историчен, т.е. преходящ во времени, ибо он создает сам себя, изменяясь с течением времени, и, в этом смысле, по Э. Фромму, он не является разумным, но становится разумным, он не является социальным, но становится социальным, он изначально не является уникальным и универсальным, но становится уникальным и универсальным. Т.о., П.ч. не является завершенной. Она противоречива: пребывая в природе, человек одновременно трансцендентен ей (т.е. является надприродным существом). Противоречивость природы человека, динамическая незавершенность П.ч. является источником его развития как осуществимости цели в себе самой. В таком качестве человек может и должен войти в Эпоху Тотальной Неклассичности как неклассический человек, индивидуальность, «вдохновленный изнутри», свободный, верящий в святой характер жизни, не уступающий регрессии и не выживающий, а способствующий профессии, предполагающий автономность и, в то же время, одержимый любовью к другим людям.