АНТРОПОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
(греч. anthropos человек) совокупность наук о человеке.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
АНТРОПОЛОГИЯ
философское учение о существовании человека и его отношениях с миром [81, c. 55].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Антропология
наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
АНТРОПОЛОГИЯ
(от греч антропо... и логия) – отрасль естествознания, изучающая происхождение, эволюцию и закономерности изменчивости физической организации человека и его рас.
Антропология
наука о происхождении и эволю ции человека, образовании человече ских рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как само стоятельная наука, сформировалась в середине 19 в. В широком смысле – совокупность учений о человеке, его сущности, характере и свойствах.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
АНТРОПОЛОГИЯ
1. наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине 19 в. 2. В широком смысле - совокупность учений о человеке, его сущности, характере и свойствах. — интеграция знаний о человеке в гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах, ориентирующая на рассмотрение человека как субъекта собственной жизнедеятельности. (Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. ) — наука о становлении человека в контексте исторических условий его жизнедеятельности. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Антропология
[антропо + logos – учение] – межотраслевая научная дисциплина (на грани естественных и общественных разделов науки), исследующая происхождение и эволюцию человека, как особого социально-биологического вида, формирование человеческих рас, нормальные вариации строения и функций организма человека, в т.ч. и в связи с особенностями окружающей его среды. Как самостоятельная наука А. сформировалась в XIX в. с основные разделами: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины текущего века на грани между А., физиологией человека и медициной усиленно развиваются комплексы научных отраслей, объединяемых в систему «биология человека» и «экология человека», которая имеет предметом взаимоотношения человека и окружающей его биосоциальной среды.
АНТРОПОЛОГИЯ
(гр. anthropos – человек, logos – учение) – 1) Наука о формах и факторах изменчивости человека. В антропологическом понимании изучает возрастные, половые, конституциональные, экстерриториальные, профессиональные и другие особенности жизни человека. 2) Область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику, физическую и социальную антропологию. Набор антропологических дисциплин постепенно расширяется, в него включают медицинскую антропологию (психологию человека, генетику человека), экологию человека и др.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
АНТРОПОЛОГИЯ
от греч. anthropos — человек и logos — понятие, учение) — наука о происхождении и эволюции человека. Естественнонаучная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних (анатомия, физиология, учение о расах и т. п.). Философская антропология представляет собой философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Значительный вклад в философскую антропологию был внесен психологией благодаря попыткам уточнить понятие личности. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией, привела к возникновению целого ряда областей антропологии: педагогической (изучает поведение человека), социологической, теологической.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Антропология
гр. – наука о человеке) – это наука о человеке как органической части мироздания, его происхождении и развитии. Основной мировоззренческой категорией антропологии является «человек» в его целостности и гармонической единстве всех составляющих. Именно такой «целостный человек» является исходной категорией для разработки всех других антропологических понятий – природы, общества, культуры, «я – человек» и др. Антропология объясняет историю человеческого развития, появление рас, народов, наций. Задачей антропологии является выявление сущности человека как явления духовного мира и как части материальной (видимой) природы. Это наука интегративная, широко использующая данные других наук о человеке (психологии, медицины, истории, философии, экологии и т. д.). В Настоящее время антропология как единая наука перестала существовать и породила целый ряд отраслей и ветвей: Философская антропология, Культурная антропология, Христианская антропология, Педагогическая антропология, Антропологическая психология, Антропологическая технология обучения и др.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
АНТРОПОЛОГИЯ
(букв. наука о человеке)это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайно значительном феномене; наука о происхождении, поведении, физическом, социальном и культурном развитии рода человеческого. А. включает следующие основные разделы: антропогенез (эволюционная антропология), морфология человека (конституционная антропология), этническая, культурная, социальная, философская, политическая, экономическая, педагогическая, психологическая, теологическая антропология.
Антропология педагогическая — интегрированное знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Ноmo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса. Она выполняет ряд функций, являясь: теорией современного педагогического знания; научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения; теоретическим обоснованием педагогических новаций в области воспитания. Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек – человек. Предметом – ребенок как участник воспитательного процесса.
Антропологический принцип познания — исходит из того, что стройную систему представлений о природе, обществе, мышлении можно разработать, лишь поставив в центр концептуальных построений человека, рассматривая мировоззренческую категорию «человек» в качестве системообразующей в отношениях, логических связях философских категорий.
Антропоцентризм — признание ценности человека как одной из главных нравственных ценностей общества.
Антропология педагогическая — интегрированное знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Ноmo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса. Она выполняет ряд функций, являясь: теорией современного педагогического знания; научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения; теоретическим обоснованием педагогических новаций в области воспитания. Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек – человек. Предметом – ребенок как участник воспитательного процесса.
Антропологический принцип познания — исходит из того, что стройную систему представлений о природе, обществе, мышлении можно разработать, лишь поставив в центр концептуальных построений человека, рассматривая мировоззренческую категорию «человек» в качестве системообразующей в отношениях, логических связях философских категорий.
Антропоцентризм — признание ценности человека как одной из главных нравственных ценностей общества.
Антропология
+греч. логос - слово, наука) - букв, "наука о человеке" - наука о всеобщем и объективном в человеческой природе и о закономерностях проявления частного и субъективного. Под человеческой природой понимаются биология и психофизиология человека, а так же нормы, обычаи, поведение, инстинкты, социальные институты человека, как существующие от века, присущие всем людям, так и единичные и особенные, характерные для данного общества и для данного индивидуума. В нашей стране до середины 80-х годов XX века антропология понималась как межотраслевая, но по существу биологическая дисциплина, изучающая происхождение физического типа человека и его рас, при этом оговаривалось особое социально-биологическое положение рода Человек. Французский антрополог К. Леви-Строс определил физическую антропологию как науку, "изучающую биологические и психологические изменения человека вследствие возникновения социальной жизни, языка, культуры". Социологический энциклопедический словарь определяет понятие антропология следующим образом: 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, обозначаемая так же, как физическая антропология. 2. Наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных обществ; то же, что этнография, этнология, культурная антропология. 3. Наука о человеке в многообразии форм его жизнедеятельности включает в себя целый ряд дисциплин: антроп. доисторическую, антроп. культурную, лингвистическую , физическую (естественная история человека) и др. Словарь "Культурология. XX век" определяет антропологию как "область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде". В этой книге отмечается, что помимо традиционной систематизации антропологических дисциплин (археология, этнография, этнология, лингвистика, социальная и физическая антропология), в последние годы наблюдается "расширительная трактовка антропологии, когда в нее включаются и гуманитарные, и социальные науки".
Источник: Педагогическая антропология. Словарь