АНТРОПОЛОГИЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АНТРОПОЛОГИЯ
(греч. anthropos человек) совокупность наук о человеке.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

АНТРОПОЛОГИЯ
философское учение о существовании человека и его отношениях с миром [81, c. 55].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Антропология
наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

АНТРОПОЛОГИЯ
(от греч антропо... и логия) – отрасль естествознания, изучающая происхождение, эволюцию и закономерности изменчивости физической организации человека и его рас.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Антропология
наука о происхождении и эволю ции человека, образовании человече ских рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как само стоятельная наука, сформировалась в середине 19 в. В широком смысле – совокупность учений о человеке, его сущности, характере и свойствах.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

АНТРОПОЛОГИЯ
1. наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине 19 в. 2. В широком смысле - совокупность учений о человеке, его сущности, характере и свойствах. — интеграция знаний о человеке в гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах, ориентирующая на рассмотрение человека как субъекта собственной жизнедеятельности. (Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. ) — наука о становлении человека в контексте исторических условий его жизнедеятельности. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Антропология
[антропо + logos – учение] – межотраслевая научная дисциплина (на грани естественных и общественных разделов науки), исследующая происхождение и эволюцию человека, как особого социально-биологического вида, формирование человеческих рас, нормальные вариации строения и функций организма человека, в т.ч. и в связи с особенностями окружающей его среды. Как самостоятельная наука А. сформировалась в XIX в. с основные разделами: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины текущего века на грани между А., физиологией человека и медициной усиленно развиваются комплексы научных отраслей, объединяемых в систему «биология человека» и «экология человека», которая имеет предметом взаимоотношения человека и окружающей его биосоциальной среды.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

АНТРОПОЛОГИЯ
(гр. anthropos – человек, logos – учение) – 1) Наука о формах и факторах изменчивости человека. В антропологическом понимании изучает возрастные, половые, конституциональные, экстерриториальные, профессиональные и другие особенности жизни человека. 2) Область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику, физическую и социальную антропологию. Набор антропологических дисциплин постепенно расширяется, в него включают медицинскую антропологию (психологию человека, генетику человека), экологию человека и др.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

АНТРОПОЛОГИЯ
от греч. anthropos — человек и logos — понятие, учение) — наука о происхождении и эволюции человека. Естественнонаучная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних (анатомия, физиология, учение о расах и т. п.). Философская антропология представляет собой философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Значительный вклад в философскую антропологию был внесен психологией благодаря попыткам уточнить понятие личности. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией, привела к возникновению целого ряда областей антропологии: педагогической (изучает поведение человека), социологической, теологической.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Антропология
гр. – наука о человеке) – это наука о человеке как органической части мироздания, его происхождении и развитии. Основной мировоззренческой категорией антропологии является «человек» в его целостности и гармонической единстве всех составляющих. Именно такой «целостный человек» является исходной категорией для разработки всех других антропологических понятий – природы, общества, культуры, «я – человек» и др. Антропология объясняет историю человеческого развития, появление рас, народов, наций. Задачей антропологии является выявление сущности человека как явления духовного мира и как части материальной (видимой) природы. Это наука интегративная, широко использующая данные других наук о человеке (психологии, медицины, истории, философии, экологии и т. д.). В Настоящее время антропология как единая наука перестала существовать и породила целый ряд отраслей и ветвей: Философская антропология, Культурная антропология, Христианская антропология, Педагогическая антропология, Антропологическая психология, Антропологическая технология обучения и др.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

АНТРОПОЛОГИЯ
(букв. наука о человеке)это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайно значительном феномене; наука о происхождении, поведении, физическом, социальном и культурном развитии рода человеческого. А. включает следующие основные разделы: антропогенез (эволюционная антропология), морфология человека (конституционная антропология), этническая, культурная, социальная, философская, политическая, экономическая, педагогическая, психологическая, теологическая антропология.
Антропология педагогическая — интегрированное знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Ноmo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса. Она выполняет ряд функций, являясь: теорией современного педагогического знания; научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения; теоретическим обоснованием педагогических новаций в области воспитания. Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек – человек. Предметом – ребенок как участник воспитательного процесса.
Антропологический принцип познания — исходит из того, что стройную систему представлений о природе, обществе, мышлении можно разработать, лишь поставив в центр концептуальных построений человека, рассматривая мировоззренческую категорию «человек» в качестве системообразующей в отношениях, логических связях философских категорий.
Антропоцентризм — признание ценности человека как одной из главных нравственных ценностей общества.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Антропология
+греч. логос - слово, наука) - букв, "наука о человеке" - наука о всеобщем и объективном в человеческой природе и о закономерностях проявления частного и субъективного. Под человеческой природой понимаются биология и психофизиология человека, а так же нормы, обычаи, поведение, инстинкты, социальные институты человека, как существующие от века, присущие всем людям, так и единичные и особенные, характерные для данного общества и для данного индивидуума. В нашей стране до середины 80-х годов XX века антропология понималась как межотраслевая, но по существу биологическая дисциплина, изучающая происхождение физического типа человека и его рас, при этом оговаривалось особое социально-биологическое положение рода Человек. Французский антрополог К. Леви-Строс определил физическую антропологию как науку, "изучающую биологические и психологические изменения человека вследствие возникновения социальной жизни, языка, культуры". Социологический энциклопедический словарь определяет понятие антропология следующим образом: 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, обозначаемая так же, как физическая антропология. 2. Наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных обществ; то же, что этнография, этнология, культурная антропология. 3. Наука о человеке в многообразии форм его жизнедеятельности включает в себя целый ряд дисциплин: антроп. доисторическую, антроп. культурную, лингвистическую , физическую (естественная история человека) и др. Словарь "Культурология. XX век" определяет антропологию как "область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде". В этой книге отмечается, что помимо традиционной систематизации антропологических дисциплин (археология, этнография, этнология, лингвистика, социальная и физическая антропология), в последние годы наблюдается "расширительная трактовка антропологии, когда в нее включаются и гуманитарные, и социальные науки".

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
120.07 кб

«Педологическая антропология» и народное образование Сибири

Ценюга Сергей Николаевич
Антропологи активно исследовали естественную историю человека, палеонтологию, вопросы физической, педагогической, религиозной, культурной антропологии,характерологии народов России.
Читать PDF
381.52 кб

Философская антропология как высший уровень методологического обоснования проблемы подготовки родите

Яговкина Лариса Сергеевна
В статье рассматривается актуальная проблема методологическое обоснование проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Читать PDF
258.80 кб

Конференция «Антропология советской школы: культурные универсалии и провинциальные практики»

Чащухин Александр Валерьевич, Ромашова Мария Владимировна
Обсуждаются итоги Всероссийской научной конференции с международным участием «Антропология советской школы: культурные универсалии и провинциальные практики», прошедшей в октябре 2010 г. в Пермском государственном университете.
Читать PDF
158.20 кб

Педагогическая антропология: предмет, структура, перспективы развития

Хазанов И. Я.
Читать PDF
367.12 кб

Нужна ли «Педагогическая антропология»?

Власова Т.
Читать PDF
402.71 кб

Марксистская антропология и теория воспитания

Прозументик Кирилл Витальевич
В статье кратко излагается основное содержание написанной на немецком языке диссертации бразильского философа Л. Бомфима «Человеческая и очеловеченная практика: педагогические следствия из марксистской антропологии».
Читать PDF
169.22 кб

Философия образования и современная педагогическая антропология

Юсупова О. В.
В статье анализируются различные направления современной философии образования как западной, так и отечественной.
Читать PDF
237.53 кб

Философская антропология П. П. Блонского

Гурова С. И.
В статье рассмотрены философские взгляды известного педагога и философа П.П. Блонского по этапам развития и по знаковым работам.
Читать PDF
462.97 кб

Антропология образования в условиях информационного общества

Русакова Ольга Фредовна, Сахновская Елена Геннадьевна
В статье анализируются проблемы влияния образования на становление личности информационного общества.
Читать PDF
211.61 кб

Креативная культурная антропология как методологический принцип

Гончаров Сергей Захарович
В статье обосновываются сущность и перспективность креативной культурной антропологии в контексте вопросов образования, экономики, труда и общественного богатства.
Читать PDF
86.94 кб

Педагогическая антропология как педагогически ориентированная философская теория

Грешилова Ирина Александровна
В статье рассматривается педагогическая антропология как педагогически ориентированная философская теория; анализируется соотношение философии и педагогики в контексте становления педагогической антропологии как направления филосо
Читать PDF
317.58 кб

Антропология Толстого и Достоевского: семья и ее духовные основы

Целикова Елена Ивановна
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на семью и семейное воспитание, духовные основы которого связаны с национальным архетипом, представлениями русского народа о нравственности.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая антропология как новая научная отрасль и учебный предмет

Коджаспирова Галина Михайловна
Автор показывает важность изучения педагогической антропологии, ее междисциплинарный характер, предлагает содержание и логику данного учебного курса
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая антропология как основа построения концепции современной отечественной школы

Малякова Наталия Сергеевна
Развитие отечественной школы заставляет ориентироваться на человека. Предлагаемая статья обосновывает необходимость построения концепции школы на основе идей педагогической антропологии в общей системе наук о человеке.
Читать PDF
311.81 кб

Информационная антропология: поколение Next и новая угроза психологического расслоения человечества

Колин Константин Константинович
Рассматривается угроза психологического разрыва поколений в информационном обществе, обусловленная формированием новой расы людей, которая получила название «поколения Next».

Похожие термины:

  • Антропология философская

    учение о природе и сущности человека, его физическом, психическом и духовном началах, о силах и потенциях, которыми он обладает; ее задача - восстановить целостность человека.
  • Христианская антропология

    учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и кон
  • Культурная антропология

    наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этно­логических, этнографических, лингвистических, соци
  • Педагогическая антропология

    педагогика развития, воспитания, обучения человека с учетом его биологических особенностей.
  • Православная антропология

    наука о сущности человека и смысле человеческого существования с позиций православного мировидения и миропонимания. Специфика подхода к человеку в этой науке состоит в рассмотрении его целостны
  • АНТРОПОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ

    одно из ведущих структуралистских направлений в антропологии, которое занимается выявлением и сравнением когнитивных категорий в разных культурах.
  • Антропология психологическая

    учение о природе, условиях развития и становления субъектности, внутреннего мира человека.
  • Социальная антропология

    отрасль антропологии, изучающая место и роль человека в познании и преобразовании социальной действительности.
  • ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    наука, изучающая физическую организацию человека, ее изменчивость во времени и пространстве. Традиционно представлена тремя разделами: морфология, антропогенез, этническая антропология (расовед
  • ГЕНДЕРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    (Gender anthropology, anthropological study of gender) – научная дисциплина, выделившаяся из комплекса антропологических дисциплин во второй половине ХХ века, изучает два взаимосвязанных круга проблем: проблемы андроце
  • СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    междисциплинарная область знаний, сформировавшаяся на стыке культурной антропологии, социологии, общей психологии и этнопсихиологии, изучающая связи "культура-природа", "культура—социальная ор
  • АНТРОПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    Термин «антропология» в своем специальном значении закрепился за дисциплиной, изучающей природное происхождение человека и рас, изменчивость строения тела человека во времени и территориально.
  • Антропологизация образования

    воспроизведение в содержании образования более или менее полноценного образа человека, который может стать важным средством развития личности учащегося.
  • АНТРОПОЛОГИЗМ

    научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций к-рой д
  • АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    научное направление в этнографии и культурной антропологии, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э.Б. Тейлор, Дж. Фрейзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственност
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в культурологии

    сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России - А. Веселовский). А.ш. объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и е
  • Антропологическая технология обучения

    гр. – природосообразная человеку) – ветвь антропологии, занимающаяся исследованием особенностей обучения и воспитания людей с учетом их исторического и культурного прошлого и настоящего, социа
  • Антропологическая психология

    ветвь антропологии, в рамках которой изучаются особенности психической жизни человека, его душевного состояния и проявления в единстве его филогенеза и онтогенеза. Антропологические психологи (
  • РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    течение в социологии во 2-й половине 19 - начале 20 вв. (Ж. Гобино, Ж. Лапуж, Х. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Гальтон, К. Пирсон). Теоретики Р.-а.ш. переносили на человеческое общество биологические законы борьбы з
  • Антропологические мифы

    гр. – природосообразные человеку) – мифы, посвященные теме происхождения (сотворения) человека. В славянской, в том числе и русской мифологии эта тема широко представлена. Позже она разрабатывала