Принцип природосообразности
Принцип природосообразности
идея построения учебно-воспитательного процесса и отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Принцип природосообразности
один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Принцип природосообразности
исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие — главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека.
Источник: Педагогический словарь
Принцип природосообразности
идея построения учебно-воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся. Природа учащегося, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие становятся определяющими факторами работы училища и педагогов. Правила реализации принципа; направление педагогического процесса на развитие самовоспитания, самообразования и самообучения учащихся; построение педагогического процесса доступным учащимся; опора на «зоны ближайшего развития» учащихся. Этот принцип может рассматриваться как экологическая защита учащихся от негативных последствий учебно-воспитательного процесса.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП
пед. принцип, согласно к-рому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях антич. мыслителей — Платона, Аристотеля. Разностороннее обоснование П. п. получил в трудах Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. В. Дистервега и др. педагогов, хотя он и понимался ими не всегда одинаково, что зависело от разл. трактовок самого понятия природы. Идея П. п. широко распространилась в педагогике 18—19 вв. Попытки разработки на ее основе теории воспитания получили общее название пед. натурализма, частными проявлениями к-рого явились популярные в кон. 19 — нач. 20 вв. теории свободного воспитания и педоцентризма. См. Естественное воспитание, Принципы воспитания.
Лит.: Медынский E. H., Принцип природосообразности воспитания в истории педагогики, СП, 1956, № 8.
А. И. Пискунов.
Лит.: Медынский E. H., Принцип природосообразности воспитания в истории педагогики, СП, 1956, № 8.
А. И. Пискунов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ
воспитания и обучения (начиная с Я.А. Коменского, неоднократно встречается в педагогических системах 18, 19, 20 вв.: Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский) – правильное обучение и воспитание во всем должно сообразовываться с природой. 1. Человек – часть природы, подчиняется ее всеобщим законам: а) связь проживания ученика с природно-климатическими условиями: климат, пища, средства материальной жизни. Природосообразность – есть соблюдение этих частных особенностей – они определяют здоровье, духовное развитие. б) Соотношение природных ритмов времен года с четырьмя учебными четвертями, с фазами внутренней и внешней активности человека; возрастными периодами и изменениями отношений с внешним миром: каждое время года обладает своей «сензитивностью»: Осень: богатство впечатлений, информации, благоприятно для развития мышления, воли, самоанализ, рефлексия, прогнозирование на год, рукотворчество, начало работы системы дополнительного образования (октябрь). Целесообразны занятия гуманитарными науками. Зима: развитие мышления и воли, плодотворные занятия гуманитарными науками плавно переходят к естественно-математическим. Весна: развитие эмоций и чувств, своего «я» во взаимодействии с окружающими людьми, внимание к гуманитарным наукам. Лето: развитие воли, творчества, деловой активности, единение с природой, лагеря отдыха и т.п. Таким образом, природосообразность – фазово-цикловой подход к организации учебной деятельности, позволяющий: 1). Оптимально в течение года распределять изучение разных по характеру учебных дисциплин, выделять доминирующие проблемы воспитания. 2). Предусмотреть познавательные и эмоциональные подструктуры личности, учебную и трудовую деятельность, личное и общественное, интеллектуальное и духовное и т.д. 3). Педагогам правильно распределить свои силы. 2. Природосообразность – природные силы ребенка. а) методологический аспект – способность к развитию; б) педагогический аспект – природные дарования в воспитании и обучении; – ум, способный отражать окружающий мир, влечение к знанию; – способность действия (рука, язык – речь); – воля (субъективная основа нравственности – влечение к красоте, добру, к свету. Воспитатель выявляет эти природные силы и создает условия, помогает ребенку раскрыть внутренние качества. Природные основы развития человека рассматриваются в системе и взаимосвязях.