Принцип природосообразности

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Принцип природосообразности
идея построения учебно-воспитательного процесса и отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Принцип природосообразности
один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Принцип природосообразности
исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие — главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека.

Источник: Педагогический словарь

Принцип природосообразности
идея построения учебно-воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся. Природа учащегося, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психи­ческое и социальное развитие становятся определяющими факторами работы училища и педагогов. Правила реализа­ции принципа; направление педагогического процесса на раз­витие самовоспитания, самообразования и самообучения уча­щихся; построение педагогического процесса доступным уча­щимся; опора на «зоны ближайшего развития» учащихся. Этот принцип может рассматриваться как экологическая за­щита учащихся от негативных последствий учебно-воспита­тельного процесса.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП
пед. принцип, согласно к-рому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях антич. мыслителей — Платона, Аристотеля. Разностороннее обоснование П. п. получил в трудах Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. В. Дистервега и др. педагогов, хотя он и понимался ими не всегда одинаково, что зависело от разл. трактовок самого понятия природы. Идея П. п. широко распространилась в педагогике 18—19 вв. Попытки разработки на ее основе теории воспитания получили общее название пед. натурализма, частными проявлениями к-рого явились популярные в кон. 19 — нач. 20 вв. теории свободного воспитания и педоцентризма. См. Естественное воспитание, Принципы воспитания.
Лит.: Медынский E. H., Принцип природосообразности воспитания в истории педагогики, СП, 1956, № 8.
А. И. Пискунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ
воспитания и обучения (начиная с Я.А. Коменского, неоднократно встречается в педагогических системах 18, 19, 20 вв.: Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский) – правильное обучение и воспитание во всем должно сообразовываться с природой. 1. Человек – часть природы, подчиняется ее всеобщим законам: а) связь проживания ученика с природно-климатическими условиями: климат, пища, средства материальной жизни. Природосообразность – есть соблюдение этих частных особенностей – они определяют здоровье, духовное развитие. б) Соотношение природных ритмов времен года с четырьмя учебными четвертями, с фазами внутренней и внешней активности человека; возрастными периодами и изменениями отношений с внешним миром: каждое время года обладает своей «сензитивностью»: Осень: богатство впечатлений, информации, благоприятно для развития мышления, воли, самоанализ, рефлексия, прогнозирование на год, рукотворчество, начало работы системы дополнительного образования (октябрь). Целесообразны занятия гуманитарными науками. Зима: развитие мышления и воли, плодотворные занятия гуманитарными науками плавно переходят к естественно-математическим. Весна: развитие эмоций и чувств, своего «я» во взаимодействии с окружающими людьми, внимание к гуманитарным наукам. Лето: развитие воли, творчества, деловой активности, единение с природой, лагеря отдыха и т.п. Таким образом, природосообразность – фазово-цикловой подход к организации учебной деятельности, позволяющий: 1). Оптимально в течение года распределять изучение разных по характеру учебных дисциплин, выделять доминирующие проблемы воспитания. 2). Предусмотреть познавательные и эмоциональные подструктуры личности, учебную и трудовую деятельность, личное и общественное, интеллектуальное и духовное и т.д. 3). Педагогам правильно распределить свои силы. 2. Природосообразность – природные силы ребенка. а) методологический аспект – способность к развитию; б) педагогический аспект – природные дарования в воспитании и обучении; – ум, способный отражать окружающий мир, влечение к знанию; – способность действия (рука, язык – речь); – воля (субъективная основа нравственности – влечение к красоте, добру, к свету. Воспитатель выявляет эти природные силы и создает условия, помогает ребенку раскрыть внутренние качества. Природные основы развития человека рассматриваются в системе и взаимосвязях.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
256.10 кб

Особенности реализации принципа природосообразности

Птицына И. Ф.
В статье рассматриваются особенности применения принципа природосообразности.
Читать PDF
204.16 кб

Принцип природосообразности: осмысление нового уровня развития

Иванова Наталия Ивановна
В данной статье предлагается попытка осмысления нового уровня развития известного педагоги-ческого принципа природосообразности.
Читать PDF
273.01 кб

Актуальные проблемы речевой культуры: принципы природосообразности

Ловчинская Вера Сергеевна
Читать PDF
212.38 кб

Реализация принципа природосообразности образования в родовой школе

Тишининова Н. В., Кузовкина М. А., Жилнинская В. Г.
Главной целью деятельности современной школы должно стать обретение человеком утраченного чувства цели жизни и цельности с миром, природой. Человек подчинен закону миротворения и он стремится прорасти в будущее своим древом родом.
Читать PDF
203.22 кб

Принцип природосообразности в деятельности преподавателя военного вуза

Коцина М. Н.
Статья посвящена актуальной проблеме реализации принципа природосообразности при формировании специальных компетенций будущих офицеров в образовательно-воспитательном процессе военного вуза.
Читать PDF
163.56 кб

Целостность со-бытия индивидуальности человека и принцип природосообразности

Герт Валерий Александрович
Онтологическая парадигма позволяет исследователю на основе циклических процессов в целостности со-бытия объединить формирование и реализацию целостности индивидуальности человека на основе одного из методологических принципов обра
Читать PDF
516.41 кб

Принцип природосообразности в системе билингвального и иммерсионного обучения

Марченко А. И., Капустин И. Б.
В статье раскрывается кратчайший путь овладения иностранным языком на основе принципа природосообразности в билингвальном обучении и иммерсии.
Читать PDF
594.57 кб

Природосообразность как психолого-экономический принцип и ресурсы его реализации

Карнышев Александр Дмитриевич
Принцип природосообразности наиболее распространен в педагогике и означает соответствие и следование практике обучения и воспитания людей объективным законам природы.
Читать PDF
132.78 кб

Антропологические аспекты принципа "природосообразности" в современном образовании

Беккер С.Н., Егорычев А.М.
Настоящий принцип "природосообразности" при его рассмотрении в антропологической перспективе выражает себя как основополагающий базис развития человека, вытекающий из самой его природы.
Читать PDF
403.22 кб

Особенности и сущность принципа природосообразности в бурятской этнической культуре

Жимбаева Цыпылма Черниновна
Принцип природосообразности в бурятской этнической культуре имеет свои особенности, обусловленные традиционным образом жизни, духовной культурой народа, суровыми природно-климатическими условиями жизни в Сибири.
Читать PDF
1.14 мб

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПА ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ В БЕЛАРУСИ XVI–XVII вв.

Г. В. Болбас
В статье определена система концептуально-методологических оснований периодизации процесса развития принципа природосообразности как объекта историко-педагогического исследования.
Читать PDF
320.88 кб

Секреты хорошей лекции (принцип природосообразности образования в практике лекционной работы)

Полякова Марина Васильевна
В статье проанализированы и описаны некоторые дидактические приемы, создающие оптимальные методические условия для восприятия материала на лекции. Исследуемый материал структурирован в виде методических рекомендаций.
Читать PDF
2.16 мб

Модель подготовки инженера на основе компетентностного подхода и принципа природосообразности

Нуриев Н. К.
В монографии построена модель подготовки инженеров на основе компетентностного подхода и принципа природосообразности.
Читать PDF
1.08 мб

Теоретические обоснования принципа природосообразности в современном профессиональном образовании

Легенчук Дмитрий Владимирович, Легенчук Елена Анатольевна, Савиных Владимир Леонидович
Статья раскрывает сущность различных подходов к содержанию принципа природосообразности в современной педагогике.
Читать PDF
241.12 кб

Исторические предпосылки развития принципа природосообразности воспитания в Беларуси эпохи Возрожден

Болбас Галина Владимировна
В статье раскрыты культурно-исторические и социально-экономические условияи факторы, определяющие специфику и направления развития принципа природосообразностивоспитания в педагогической мысли и просвещении Беларуси эпохи Возрожде

Похожие термины:

  • Принципы природосообразности

    педагогический принцип, согласно которому воспитание и обучение должны отвечать природе ребенка, его естественному развитию, быть согласованным с ним и не противоречить ему. Концептуальные поло