ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Представление
процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
одна из форм чувственного познания, наряду с ощущением и восприятием, но в отличие от них возникающая при отсутствии непосредственного контакта с отражаемым объектом.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Представление
наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
уровень познания, возникающий при отсутствии непосредственного контакта с изучаемым объектом, первоначальный уровень овладения знаниями, приближающийся к понятию. На этом уровне учащийся может излагать материал своими словами, аргументировать и формулировать определенные выводы и правила.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же воображения. В отличие от восприятия П. могут иметь обобщенный характер и значительно меньшую степень ясности и отчетливости. Если восприятия относятся только к настоящему, то П. относятся к прошлому и возможному будущему. Понятие и П. не тождественны, но между ними существует единство, так как понятийное мышление всегда связано с образно-наглядными П. Поэтому принцип наглядности в обучении иностранным языкам имеет глубокие психологические основы в природе мыслительного процесса.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
одна из форм чувственного познания, наряду с ощущением и восприятием, но в отличие от них возникающая при отсутствии непосредственного контакта с отражаемым объектом. В этом смысле представление приближается к понятию и иногда характеризуется как форма, пограничная между чувственным подсознанием и мышлением, как «предпонятие». В то же время, если сравнивать представление и понятие, то последнее отличается высокой степенью абстрактности/Представления проявляются в способности излагать материал своими словами, формулировать определения правил, явлений, законов, объяснять их, аргументировать. Представления характеризуют начальный уровень овладения знаниями.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. Кроме научного, термин "П." имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания. В процессе познания П. является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. Исключительная роль П. в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями П. составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако П. не проникает в сущность предмета. Для формирования и функционирования П. необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего П. не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить П. о действительности. П. подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды П., что связано с характером практического опыта и особенностями психического склада человека. П. различаются также по степени яркости, отчетливости. В практике обучения П. (не только специально формируемые, но и стихийно сложившиеся), как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. Представления, в которых более или менее точно воспроизводится образ чего-то, прежде воспринятого, являются представлениями памяти. Представления, в которых прошлые восприятия настолько переработаны, что содержанию этих представлений нет прямого соответствия ни в прошлом личном опыте, ни в окружающей жизни, являются представлениями воображения. Кроме научного, термин «представления» имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания. В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. В состав представления «... входят, помимо внешних признаков, такие, которые открываются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов и их отношений друг к другу и к человеку» (Сеченов И.М.) В отличие от ощущений и восприятий, представление носит более или менее обобщённый характер. При этом степень обобщённости может быть разной в разных представлениях в зависимости от того, отражается ли в нём единичное явление или целый класс их (напр., представление об отд. конкретном человеке или представление о человеке вообще), связывается ли представление об объекте с одной частной ситуацией или, наоборот, не зависит от неё. В представлении отражаются не все, а лишь некоторые, обычно наиболее часто повторяющиеся особенности объектов. Литература: [20].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. П., в к-рых более или менее точно воспроизводится образ чего-то, прежде воспринятого, являются П. памяти. П., в к-рых прошлые восприятия настолько переработаны, что содержанию этих П. нет прямого соответствия ни в прошлом личном опыте, ни в окружающей жизни, являются П. воображения. Кроме научного, термин «П.» имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания.
В процессе познания П. является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. В состав П. « входят, помимо внешних признаков, такие, к-рые открываются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов и их отношений друг к другу и к человеку» (Сеченов И. М., Избранные филос. и психол. произв., 1947, с. 489). П. как чувственный образ содержит черты, к-рые открываются человеку при непосредственном созерцании. В отличие от ощущений и восприятий, П. носит более или менее обобщенный характер. При этом степень обобщенности может быть разной в разных П. в зависимости от того, отражается ли в нем единичное явление или целый класс их (напр., П. об отд. конкретном человеке или П. о человеке вообще), связывается ли П. об объекте с к.-н. одной частной ситуацией или, наоборот, не зависит от нее. В П. отражаются не все, а лишь нек-рые, обычно наиб. часто повторяющиеся особенности объектов.
Отбор особенностей объектов, к-рые закрепляются в П., не случаен, а зависит от направленности личности и гл. обр. от характера деятельности человека. У каждого человека образуются характерные для него П. Напр., П. о доме, стуле и т. п. вещах складываются у каждого человека индивидуальным путем и поэтому имеют какие-то особые черты. Но все-таки у всех этих П. есть и то одинаковое, что позволяет всем безошибочно отличать данные вещи от других. Это объясняется общностью содержания опыта всех людей в отношении одних и тех же предметов. Поэтому П., хотя и складываются в индивидуальном сознании, получают общезначимые для всех черты. Т. о., уже в П. становится возможным постепенное освобождение образа, остающегося еще наглядным, от той единичности, конкретности (только данный предмет и только в данной ситуации), к-рая отличает восприятие и без освобождения от к-рой невозможен переход к мышлению.
Исключительная роль П. в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями П. составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретич. и практич. задач. Однако, являясь формой чувственного познания, П. не проникает в сущность предмета.
Существование П. объясняется тем, что образы предметов и явлений, возникшие в мозгу под влиянием наличных объектов, не пропадают бесследно. Под влиянием воздействий, как-то связанных с первонач. впечатлением, нервная ткань может вновь прийти в состояние возбуждения, что и вызывает П. об отсутствующем предмете. Для формирования и функционирования П. необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего П. не могло бы быть выражено в речи и др. видах знаковой активности человека (муз. звуки, рисование, выразит, движения и др.). Слово и знак позволяют углубить П. о действительности.
П. как чувственные образы предметов классифицируются по модальности и подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды П., что связано с характером практич. опыта и особенностями психич. склада человека. П. различают также по степени яркости, отчетливости. Эта особенность П. в Значит. степени связана с силой первонач. впечатления. Предельной силы П. достигают в случаях, известных под назв. эйдетизма, когда П. по своей яркости, детали-зированности совпадают с непосредственным восприятием объекта, хотя и происходит в его отсутствие.
В практике обучения П., как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий. Напр., формированию понятий о хим. свойствах разл. веществ способствуют П. о протекании соответствующих хим. реакций, в к-рых обнаруживаются эти свойства. Для формирования ист. понятий полезно, напр., вызвать у учащихся П. о внешнем облике типичных представителей того или иного класса, используя для этого рисунки, в т. ч. и рисунки самих учащихся, и т. п. В качестве чувственной опоры выступают не только П., к-рые специально формируются в процессе обучения, но и П., стихийно сложившиеся в собственном опыте ребенка. Эти обиходные П. обычно недостаточно обобщенные и прочно связаны с к.-н. одной ситуацией, поэтому не могут быть полноценной опорой для понятий. Их следует исправлять, насыщая новым, подлинно науч. содержанием.
Для формирования правильных П. важно выделить те условия, к-рые обеспечивают их создание. Общим условием формирования П. является наблюдение объекта, сопровождаемое словесным пояснением. Для повышения точности и полноты П. полезно включить в сферу наблюдения вместе с объектом, П. о к-ром должно быть создано, другой объект, в чем-то сходный с первым. Сравнение этих объектов способствует образованию более содержательных П., сохраняющих характерные особенности воспринятого объекта. Напр., наиб. благоприятным условием для образования П. о форме листьев разл. пород деревьев является одновременное восприятие разных типов листьев. Путем их сравнения устанавливается П. об отличит, особенностях каждого. Там, где уч. материал не связан с конкретными предметами, используется только словесное описание. Так, при чтении худож. лит-ры П. возникают на словесной основе.
Другим условием, обеспечивающим возможность использования П. в качестве опоры для соответствующих понятий, является абстрагирующая деятельность мышления. Так, наблюдение определенного чертежа, напр. треугольника, будет способствовать правильному П. о любом треугольнике лишь в том случае, если учащийся сумеет абстрагироваться от всех специфич. особенностей данного треугольника (величина, положение на бумаге) и будет принимать во внимание только существенный и всеобщий для всех треугольников признак — 3 стороны.
Очень важно, чтобы П. формировались на основе собственной практич. деятельности ребенка. Так, существует большой круг задач (арифметич., физич. и т. п.), решение к-рых опирается на П. предметной ситуации задачи. Правильное их решение зависит от качества этих П., т.е. от того, насколько они соответствуют реальной ситуации, предполагаемой текстом задачи. Прежде чем учащийся научится представлять осн. отношения задачи в уме, он обычно пользуется изображением их в виде условного рисунка или схемы. Следует добиваться, чтобы такое изображение учащийся умел делать сам. В этой связи выделяется спец. проблема научить ребенка действиям и приемам, способствующим воссозданию условий задачи в адекватных им П.
Использование П. в уч. работе при достаточном внимании к выработке конкретных приемов по их формированию — одно из условий, обеспечивающее всестороннее, полное знание материала. Дальнейшее его изучение должно отливаться в форму понятия, с к-рым связано глубокое отражение существенного в предмете, действительное познание его.
Лит.: Рубинштейн С. Л, Основы общей психологии, M.; Ананьев Б. Г., Проблема представления в сов. психол. науке, «Филос. зап.», 1950, т. 5; его же, Психология чувственного познания, М., 1960; Психол. исследования представлений и воображения, ИАПН РСФСР, 1956, в. 76; Кругляк М. И., О формировании представлений у школьников V—VI кл., ВП, 1964, № 6; Брунер Дж., О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком, в кн.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, М., 1981; Арнхейм Р., Визуальное мышление, там же; Давыдов В. В., Проблема развивающего обучения, М., 1986, гл. 4; Салмина Н. Г., Знак и символ в обучении, М., 1988. А. Н. Ждан.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия



Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
168.62 кб

Представление курсантов об идеальном учебнике и его взаимосвязь с дидактическими основами конструиро

Кривцова И. Е.
В статье приведены результаты лонгитюдного исследования представления об идеальном учебнике курсантов военного вуза.
Читать PDF
363.14 кб

Геометрический чертеж как представление геометрической модели

Мельников Ю. Б.
Геометрический чертеж как представление геометрической моделиApproach to education from the viewpoint of the author's theory of modeling is considered in the paper.
Читать PDF
353.43 кб

Аналитическое представление восстанавливающего оператора при интерполяции по Лагранжу

Самойлов Леонтий Константинович, Чернов Александр Михайлович
В статье представлены расчетные значения восстанавливающего оператора в виде таблицы до 10 порядка и аппроксимация этого оператора в виде аналитического выражения, которая дает погрешность не хуже 1% при M
Читать PDF
152.21 кб

Самостоятельная работа студентов вузов: теоретическое представление

Мампория С. В.
Самостоятельная работа студентов рассматривается в качестве важнейшего компонента учебного процесса в вузе. Выделены определение и сущность, содержание самостоятельной работы с точки зрения современных концепций образования.
Читать PDF
104.46 кб

Представление студентов об услугах и фонде нб ОмГУПС в XXI веке

Шорец Т. Ю.
Читать PDF
334.91 кб

Научное представление о содержании образования в свете современной личностной парадигмы

Майоров Д. С.
Читать PDF
494.56 кб

Визуальное представление знаний как способ повышения профессиональной компетентности студентов в сре

Котова Елена Евгеньевна
Рассматриваются вопросы восприятия и переработки информации, основные мыслительные операции, способы формирования онтологий предметных областей знаний, предложен метод визуального представления знаний.
Читать PDF
499.11 кб

Представление динамических моделей сложных объектов в интеллектуальных обучающих системах

Бова Виктория Викторовна
Работа посвящена рассмотрению проблем представления предметных знаний и процедур их построения на основе динамических моделей представления сложных объектов в интеллектуальных обучающих системах.
Читать PDF
188.40 кб

Модельное представление многомерного психологопедагогического инструментария для формирования мотива

Читать PDF
476.90 кб

Представление об успешности у подростков, имеющих разный опыт семейного воспитания

Бабушкина О. Н.
Представлены результаты исследования особенностей представления об успешности у подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, и подростков, воспитывающихся в семьях.
Читать PDF
157.02 кб

Наглядное представление структуры знания

И. Г Моргенштерн
The article deals with the problem accordance of modern structure of science and its representation to system of bibliographic index.
Читать PDF
1.07 мб

Наглядное представление данных электроного журнала

С. А. Дмитриева, В. И. Онучина
Читать PDF
0.00 байт

Символьное представление информации и ее измерение

Бубнов Владимир Алексеевич
В статье анализируется количественная мера информации. Приведены расчеты измерения информации на примере текстов классиков русской поэзии.
Читать PDF
0.00 байт

Мультимедийное представление учебного материала по физике в вузе

Михайлишина Гузель Фаниловна, Бахтина Елена Юрьевна
Описывается опыт использования современных информационно-коммуникационных технологий при создании и проведении лекций по общей физике в техническом вузе.
Читать PDF
0.00 байт

Основные подходы к определению содержания учебного материала по разделу «Представление информации» к

Истомин Иван Петрович
В статье обсуждаются вопросы, связанные с оценкой качества информации, принципов и форм ее представления; роли и места представления информации в обучении школьников информатике, а также примеры, иллюстрирующие возможные подходы к

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Аналоговое представление

    используется в аналоговых ЭВМ) – представление непрерывно изменяющейся определенной физической величины другой, также непрерывно изменяющейся величиной (например, какой-либо механической вели
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КЛАССУ

    это учебно-речевая ситуация знакомства учителя с новым классом. П. к. может включать в разной последовательности и в разных сочетаниях следующие смысловые компоненты: приветствие; знакомство с кл
  • Представление знаний

    (репрезентация знаний) – форма организации данных разной степени сложности и разного объема в квазиинтеллектуальных системах с применением компьютерной техники.
  • ГЛУБИННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    То же, что глубинная структура. Инвариантная семантико-синтаксическая структура, лежащая в основе класса синонимичных высказываний (предложений).
  • Представление в процессе чтения

    одна из важнейших форм психического отражения; сохранившиеся образы предметов и явлений внешнего мира, сформированные на основе предшествующих восприятий и ощущений; активное представление чит
  • Декларативный способ представления информации

    характеризуется тем, что основная часть информации представляется в виде статической совокупности фактов, которыми можно манипулировать с помощью набора универсальных процедур [48, c. 24].
  • ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    психологическая концепция В. Дильтея, который предложил вместо общепризнанной дидактической триады "созерцание - мышление - действие" фундаментальную для т.н. понимающей педагогики триаду "пережи
  • Представления

    1) воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий; образы событий, предметов или явлений, возникающие на основе их припоминания или активного воображения; 2) понимание, знание когол., чего-л.
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о появлении детей

    О девочке 3–6 лет в с. Ожогино Шатровского р-на 1986–1989 гг. «Когда я была маленькая, я всегда интересовалась, как появляются дети. Я думала, наверное, мужчина и женщина лягут вместе, поцелуются, пообним
  • РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    образы ранее вое принятых понятий, таких как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, связанные с их проявлением, развитием и воспитательной деятельностью. Они являются следстви