ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Педагогическое общение
это профессиональное общение преподавателя с учащимися на занятии или вне его.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Педагогическое общение
специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
взаимопонимание, взаимодействие, взаимовлияние между субъектом и объектом педагогического процесса, порождаемые в течение педагогической (социальнопедагогической) деятельности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Общение педагогическое
профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление в коллективе.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
это процесс взаимодействия педагога и воспитанников, задачами которого являются: успешное воспитание и обучение, обмен информацией, создание благоприятного психологического климата и эмоционального контакта.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Педагогическое общение
профессиональное взаимодействие учителя с учащимися на уроке и внеурочное время, направленное на создание благоприятного психологического климата, проявляющееся через функции, структуру, стили общения и такт.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Общение педагогическое
профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитания последних как в урочное, так и во внеурочное время (Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко).

Источник: Педагогическая психология

Педагогическое общение
установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях, профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции и направленное на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности и отношений между ними.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Педагогическое общение
это «общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи; психологическое пространство, в рамках которого осуществляется педагогическое взаимодействие» //Тузлукова В.И. Глоссарий по педагогике Юга России 60-90-х годов. Р/н/Д., 1999. С. 17.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Общение педагогическое
профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. О. п. входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации. Выполняет информационную, самопрезентативную, интерактивную, аффективную и соц. перцептивную функции.

Источник: Педагогический словарь

Педагогическое общение
это «общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи; психологическое пространство, в рамках которого осуществляется педагогическое взаимодействие» //Тузлукова В.И. Глоссарий по педагогике Юга России 60-90-х годов. Р/н/Д., 1999. С. 17. Педагогическое общение - это целесообразное взаимодействие педагога с воспитанником, направленное на создание морально-психологического климата, в условиях которого происходит экзистенциальное становление личности. (Власова Т.И.).

Источник: Глоссарий по педагогике.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
формирование сознания, организация деятельности и отношений учащихся; характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В современных условиях изобилия информации и ее источников общение становится главным механизмом обучения — получения, анализа, отбора, переработки и усвоения знаний и навыков. Воспитывающая функция педагогического общения состоит в том, что с его помощью в процессе делового взаимодействия обнаруживаются особенности восприятия воспитуемым окружающей среды, которые закрепляются в системе отношений и проявляются в свойствах и качествах личности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Общение педагогическое
профессиональное общение педагога с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. В процессе О. п. осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, обучение приемам работы, постоянное поддержание интереса учеников на уроке, мотивационное обеспечение педагогического процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с педагогом, снятие эмоциональной напряженности. Оптимальное О.п., по А.А.Леонтьеву, — это такое общение педагога (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития учащихся (воспитанников) и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Таким образом, О. п. выступает как одно из главных средств педагогического воздействия и взаимодействия педагога и воспитанников, их сотворчества. О. п. как особый вид творчества в технологическом плане выражается в умении передать информацию, понять состояние ученика (воспитанника), в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием. Процесс О. п. может быть представлен как система коммуникативных задач: стимулирующих, оценочных, контролирующих, организующих. Этапы решения коммуникативной задачи — это ориентирование в условиях общения; привлечение внимания, «зондирование души объекта» (К.С.Станиславский), осуществление вербального общения; организация обратной содержательной и эмоциональной связи. О. п. имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса, отсюда его стадии: моделирование предстоящего общения; организация непосредственного общения — «коммуникативная атака»; управление общением; анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную деятельность, создание условий для выработки умений, обеспечивающих владение предметом, а также их личностное развитие. П. о. рассматривается как коммуникативная сторона педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в соответствии со спецификой данного учебного предмета в единстве практических, общеобразовательных, воспитательных целей обучения языку. Общение учителя с учениками в процессе обучения обеспечивает управление социально-психологическими процессами в коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности учителя. Эффективность П. о. зависит от уровня профессиональных качеств учителя, критериями которого являются: 1) умение работать с людьми, владение высокой педагогической культурой и эрудицией; 2) умение ставить и решать конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом индивидуально-психологических и профессиональных интересов учащихся; 3) умение использовать разнообразные методы, формы и средства обучения. Минимальной задачей П. о. является коммуникативный акт, в котором оба партнера по общению реализуют ряд задач педагогического характера. От общения в целом П. о. в обучении иностранным языкам отличается прежде всего высоким профессиональным уровнем владения языком, что позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания средствами изучаемого языка. Целью П. о. является формирование у учащихся мотивированного, целеустремленного отношения к овладению языком как средством общения и профессиональной деятельности. Обучение П. о. осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: теоретическом (осознание студентами целей, содержания и структуры П. о.) и практическом (П. о. в ходе овладения специальностью педагога). Здесь особенно эффективно ролевое поведение в различных ситуациях общения, проведение студентами мини-уроков, обсуждение видеозаписи уроков, овладение минимумом навыков и умений П. о. в процессе педагогической практики, оценка владения студентами навыками и умениями П. о. в результате методического анализа урока (перечень таких навыков и умений содержится в профессиограммах преподавателей языка). Успех педагогической деятельности учителя во многом зависит от уровня сформированности умения общения и педагогического общения. Известны различные приемы формирования педагогического общения учителя: а) педагогические игры: создаются ситуации, когда один студент выступает в роли учителя, а другие – учеников и «проигрывается» поведение каждого в соответствии с ситуацией общения; б) проведение фрагмента урока с небольшой группой учащихся с последующим его анализом, на каждом микроуроке, как правило, используется один педагогический прием; в) просмотр аудио и видеозаписей уроков с их последующим обсуждением и анализом. Объектом наблюдения являются как занятия, проводимые студентами (обычно во время педагогической практики), так и опытными преподавателями. Для оценки урока учащимся предлагается использовать специально составленный перечень вопросов, на которые следует дать ответы в процессе анализа урока (Леонтьев, 1997; Канн-Калик, 1979).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. — такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера») и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Выделяются следующие этапы П. о.: 1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, например в процессе подготовки к уроку (прогностический этап). 2. Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения). 3. Осуществление общения, управление им в педагогическом процессе. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения. Все эти этапы образуют общую структуру процесса П. о. На этапе моделирования П. о. осуществляется планирование коммуникативной структуры урока (других мероприятий), соответствующей его дидактическим целям и задачам, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Этап организации непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом. Осуществление и управление общением— самый важный элемент профессиональной коммуникации, который включает конкретизацию спланированной ранее модели П. о.; уточнение структуры предстоящего П. о.; управление инициативой в системе начавшегося П. о. Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают «психологические барьеры», которые мешают П.о. и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и детей. Типичные из них: — «барьер» несовпадения установок — учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, несобран, невнимателен, в результате неопытный учитель раздражен, нервничает и т. п.; — «барьер» боязни класса характерен для начинающих учителей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми «пугает» их, сковывает творческую инициативу и т. п.; — «барьер» отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т. п.); — «барьер» сужения функций П. о.: педагог учитывает только информационные задачи П. о., упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции П.о.; — «барьер» негативной установки на класс, который может формироваться порой априорно, на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач; — «барьер» прошлого негативного опыта П. о. с данным классом или учеником; — «барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться и т. п.); — «барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля П. о. на свою педагогическую индивидуальность невозможен. П. о. предполагает умение педагога: а) быстро, оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях П. о.; б) правильно планировать и осуществлять саму систему коммуникации, в частности ее важное звено — речевое воздействие; в) быстро и точно находить адекватное содержание П. о., коммуникативные средства, соответствующие одновременно творческой индивидуальности педагога и ситуации П. о., а также индивидуальным особенностям воспитанника, выступающего в качестве объекта воздействия; г) постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в П. о.

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
специфич. межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в уч.-воспитат. процессе. Общение — неотъемлемый элемент пед. деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.
Традиционно обучение и воспитание рассматривались как односторонне направленные процессы, центр. механизмом к-рых выступала трансляция уч. информации от ее носителя — педагога к получателю — учащемуся. Пед. процесс, построенный на основе таких представлений, в совр. условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить (по сути запомнить) ту ограниченную информацию, к-рая предоставляется ему в готовом виде. У него не формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать ее в нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже усвоенных. Односторонне направленный уч.-воспитат. процесс практически не достигает осн. цели образования — становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной к адекватным шагам в противоречивых и меняющихся условиях совр. мира. Личность под влиянием авторитарного директивного воздействия приобретает черты зависимости, конформности.
В совр. науке и практике все большее признание приобретает концепция пед. процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса. В этом плане П. о. выступает как гл. механизм достижения осн. целей обучения и воспитания.
В психолого-пед. лит-ре отмечается, что общение сочетает 3 осн. компонента: взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения); обмен информацией (коммуникативный аспект); осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект) (см. Общение). Каждый из названных компонентов в условиях пед. процесса и П. о. приобретает свои особенности.
Перцептивный компонент П. о. опосредован своеобразием ролей участников диалога. В пед. процессе осуществляется формирование личности учащегося, к-рое проходит ряд последовательных этапов, предшествующих оформлению зрелого сознания и мировоззрения. На ранних этапах этого процесса педагог обладает рядом изначальных преимуществ, т. к. он является носителем сформировавшейся личности, а также обладает сложившимися представлениями о целях и механизмах формирования личности воспитанников. Особенности личности педагога, его индивидуально-психол. и проф. качества выступают важным условием, определяющим характер диалога. К необходимым проф. качествам педагога относится его умение отмечать и адекватно оценивать индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, настроения. Лишь выстраиваемый с учетом этих особенностей пед. процесс может быть эффективным.
Коммуникативный компонент П. о. также во многом обусловлен характером взаимоотношения ролей участников диалога. На ранних этапах пед. взаимодействия ребенок еще не обладает необходимым потенциалом равноправного участника обмена информацией, т. к. не имеет достаточных для этого знаний. Педагог выступает носителем человеческого опыта, к-рый воплощен в заложенных в образоват. программу знаниях. Это, однако, не означает, что пед. коммуникация даже на ранних этапах является односторонним процессом. В совр. условиях оказывается недостаточным простое сообщение ученикам информации. Необходимо активизировать их собственные усилия по усвоению знаний. Особую важность при этом приобретают т. н. активные методы обучения, стимулирующие самостоят. нахождение учащимися необходимой информации и ее последующее использование применительно к разнообразным условиям. По мере овладения все большим массивом данных и формирования способности оперировать ими, учащийся становится равноправным участником уч. диалога, вносящим Значит. вклад в коммуникативный обмен.
Своеобразие целей П. о. определяет особенности совместной деятельности педагога и учащихся. Цель пед. процесса — полноценное усвоение знаний и подготовка учащихся к выполнению общественно значимых видов деятельности. Взаимодействие участников П. о. осуществляется в рамках совместной деятельности по достижению этой цели. При этом особое значение приобретает целенаправленное формирование уч. деятельности, в частности ее адекватной мотивации.
П. о. осуществляется в разнообразных формах, зависящих гл. обр. от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-пед. лит-ре эта проблема, как правило, рассматривается в связи со стилем пед. деятельности. Существует неск. классификаций пед. стилей, базирующихся на разных основаниях. Напр., выделяются в качестве противопоставляемых друг другу регламентированный и импровизационный стили пед. взаимодействия, к-рые могут также рассматриваться как стили П. о. Регламен-тиров. стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников пед. процесса, а также следование определенным шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в четкой организации уч.-воспитат. работы. Однако для этого процесса характерно возникновение новых, неожиданных условий и обстоятельств, к-рые не предусмотрены изначальной регламентацией и не могут быть бесконфликтно под нее «подогнаны». Возможности коррекции пед. взаимодействия в нестандартных условиях в рамках регламентиров. стиля весьма низки. Импровизац. стиль в этом плане обладает Значит. преимуществом, т. к. позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно. Достоинства того или иного стиля дискуссионны; оптимальным представляется гармоничное сочетание в пед. процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату обучения, а также при необходимости скорректировать механизмы взаимодействия.
Существует также традиц. подразделение стилей по критерию роли участников пед, процесса. В рамках авторитарного стиля общения эти роли строго регламентированы, причем учащемуся принадлежит изначально подчиненная роль. Именно при этом условии осуществляется обучение и воспитание как целенаправленное воздействие на ребенка. Наряду с указанными недостатками этот механизм чреват постепенным отставанием от возрастающих возможностей ребенка, что приводит в итоге к несоответствию пед. стиля и сформировавшихся жизненных установок учащегося.
Крайней противоположностью авторитарному выступает стиль П. о., к-рый может быть расценен как попустительский. Внешне он позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возможностью утраты контроля педагога над поведением воспитанников.
Оптимальным представляется т. н. демократичный стиль общения, при к-ром имеет место определенная регламентация ролей участников диалога, не ущемляющая, однако, свободы проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера. Именно такой стиль позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учетом возрастающей роли учащегося как участника все более равноправного диалога.
Лит.: БодалевА. А., Криволап Л. И., О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт, в кн.: Проблемы общения и воспитания, в. 1, Тарту, 1974; Петровский А. В., Социально-психол. проблемы деятельности учителя, в кн.: Подготовка будущих учителей к воспитат. работе, Гродно, 1977; Леонтьев А. А., Пед. общение, М., 1979; Золотнякова А. С., Личность в структуре пед. общения, Ростов на/Д., 1979; ДобровичА. Б. воспитателю о психологии и психогигиене общения, М., 1987; Кан-КаликВ. А., Учителю о пед. общении, М., 1987; Курганов С. Ю., Ребенок и взрослый в уч. диалоге, М., 1989; Рыбакова M. M., Конфликт и взаимодействие в пед. процессе, М., 1991.
С. С. Степанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия