Обобщение

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Обобщение
прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Источник: Исследовательская деятельность

Обобщение
продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ОБОБЩЕНИЕ
один из основных мыслительных процессов, заключающийся в объединении предметов или явлений, сходных по каким-либо признакам.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ОБОБЩЕНИЕ
выделение общего из множества частных явлений; перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ОБОБЩЕНИЕ
Задание в тестах интеллекта, при выполнении которого нужно определить общий признак для двух слов, например: дождь, град — общее понятие: осадки.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

Обобщение
мыслительный процесс выявления су­щественных закономерностей, выступающих в качестве неизвестного в проблемной ситуации [18, c. 221; 67, c. 240; 80, c. 348; 82, c. 496].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Обобщение
один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов или явлений, объединении их на основе общности существенных черт, а также результат, представленный в виде понятия.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Обобщение
переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ОБОБЩЕНИЕ
процесс выделения и объединения существенных черт изучаемых предметов, фактов, процессов, явлений реальной действительности; мысленный переход от отдельных фактов, событий к их отождествлению; от одной мысли к более общей, другой. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ОБОБЩЕНИЕ
Операция и продукт мышления, выделение общего в ряде предметов или явлений. Виды О. соответствуют видам мышления. Простейшие О. заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного признака. Наиболее сложно такое О., при котором четко дифференцируются видовые и родовые признаки, а объект включается в некоторую систему понятий. О. – один из приемов обучения, используемых в рамках применяемых на занятиях методов обучения. Так, при объяснении нового материала помимо О. приемами обучения являются анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация и др.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОБОБЩЕНИЕ
умственный переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; от понятий, имеющих меньший объем, к понятиям, имеющим больший объем. На основе обобщения могут быть выведены новые научные понятия, законы, теории. Аналитические объяснения осуществляются без непосредственного обращения к опыту, на основе понимания языковых выражений и применения к ним правил дедукции. Синтетические объяснения (индуктивные объяснения и объяснения теорий опытного характера) предполагают обращение к анализу опытной деятельности. Индуктивные объяснения приводят в общем случае к суждениям опытного характера, для обоснования истинности которых необходима дополнительная проверка.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ОБОБЩЕНИЕ
одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Обобщение позволяет отображать свойства и отношения объектов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Сравнивая с определенной точки зрения объекты некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе, классе объектов. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяет в сокращенном, сжатом виде охватывать все многообразие объектов, сводить их в определенные классы, а затем посредством абстракций оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным объектам. Один и тот же реальный объект может быть включен как в узкие, так и широкие по объему классы, для чего выстраиваются шкалы общности признаков по принципу родо-видовых отношений. Функция обобщения состоит в упорядочении многообразия объектов, их классификации. (См. также мышление). Обобщение – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности, в т.ч. образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности. Литература: [19].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ОБОБЩЕНИЕ
переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определенность и последовательность. О. в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространенных способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения. Теоретическое О. осуществляется путем анализа системы, который состоит в ее преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая ее условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОБОБЩЕНИЕ
лат. generalisatio), в обучении, мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств усваиваемого материала. О. — одно из осн. мыслит, действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире. О. неразрывно связано с процессом абстракции и в обучении позволяет учащимся обнаруживать и выделять в усваиваемых частных знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им нек-рую целостность, что обеспечивает мышлению учащихся определенность, последовательность и дисциплинированность.
О. в обучении имеет два вида — эмпирическое и теоретическое. Эмпирич. О. осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства, обозначаемого особым словом и становящегося содержанием эмпирич. понятия. Эмпирич. О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирич. понятий в науке, характерно для нач. стадий познания. Формирование у учащихся эмпирич. понятий считается одной из важных целей обучения и достигается посредством соответствующего расположения материала учебника. На основе эмпирич. О. учащиеся усваивают путем обнаружения родо-видовых отношений и свойств раз л. способы классификации предметов и явлений, растений и животных (биология), частей слова и предложений (грамматика), плоских и объемных фигур (геометрия) и т. д. Создание и иерархия эмпирич. О. подчинены задаче опознания единичного предмета как относящегося к определенному месту классификации, что является условием применения нек-рого правила в обращении с этим предметом. Ориентация на опознават. признаки рода и вида предметов служит основой применения учащимися разнообразных, усвоенных ими правил действия. Опора на классификацию помогает им включить один и тот же предмет то в узкие, то в более широкие по объему группы (классы). Знание эмпирич. общего, будучи результатом сравнения и словесного обозначения, есть нечто абстрактное и отвлеченное. Переход от образов восприятия к эмпирич. общему (к понятию) — это переход от конкретного и чувственного к абстрактному и мыслимому. Для обеспечения такого перехода в процессе обучения используются разл. средства наглядности. Одним из наиб. распространенных способов реализации этого вида О. в обучении является применение информационно-рецептивного метода обучения. Регулярное использование эмпирич. О. в обучении культивирует у человека эмпирич. мышление.
Теоретич. О. осуществляется путем анализа системы, к-рый состоит в ее преобразовании с целью выявления нек-рого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Абстрактность исходного отношения состоит в том, что оно в самом начале анализа лишь в односторонней и неразвитой форме представляет целостную (конкретную) систему. Фиксируя такое отношение в знаково-симво-лич. виде, учащиеся создают теоретич. О. и, опираясь на него, раскрывают закономерные или существенные связи этого исходного отношения с разл. частными проявлениями системы, все более конкретизируя свое знание о ней. При таком движении мысли от абстрактного к конкретному учащиеся мысленно воспроизводят целостность изучаемой ими системы. Знание теоретич. общего, будучи результатом аналитич. преобразования системы, прежде всего обнаруживается в мыслит, способах выделения и удерживания специфики ее исходного отношения в процессе его мысленного «увязывания» с разл. частными проявлениями системы. Средством обнаружения генетич. общей основы нек-рой системы служит ее реальное или мысленное преобразование. Это средство используется при такой организации обучения, в к-рой учащиеся усваивают знания в процессе решения уч. задач. Преобразовывая ее условия, они находят общий принцип правильного подхода ко мн. др. однородным задачам (движение мысли «от общего к частному»). Усвоение знаний посредством решения уч. задач развивает у человека основы его теоретич. мышления. Теоретич. О. присуще образованию понятий, используемых при создании развернутых систем знания. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.
В совр. концепциях шк. педагогики и детской психологии принята точка зрения, согласно к-рой в процессе обучения дошкольников и мл. школьников необходимо ориентироваться на эмпирич. О. Лишь в подростковом и более старшем возрасте знания усваиваются путем их теоретич. О. В 60—70-х гг. нек-рые экс-перим. исследования продемонстрировали возможность реализации теоретич. О. уже в мл. классах школы.
Лит. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; его же, Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Махмутов М. И., Проблемное обучение, М., 1975; III и м и и а А. Н., Логико-гносеологич. основы процесса формирования понятий в обучении, М., 1981; Горский Д. П., Обобщение и познание, М., 1985. В. В. Давыдов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия



Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Обобщение массового опыта организации исследовательской деятельности студентов педагогических вузов

Брызгалова С. И.
На основе обобщения опыта восьми вузов России охарактеризованы цели, задачи, содержание, модели, структуры, формы организации студенческих научных исследований по педагогике.
Читать PDF
0.00 байт

Обобщение опыта организации и проведения практик на факультете естествознания

Кабаян Наталья Владимировна, Едыгова Наталья Петровна
В статье обобщен многолетний опыт организации и проведения учебно-полевых, производственных, педагогических, предквалификационных практик.
Читать PDF
0.00 байт

Обобщение опыта реализации системы методической подготовки студентов будущих учителей биологии в усл

Кабаян Наталья Владимировна
В статье обобщается опыт реализации сложившейся системы методической подготовки студентов будущих учителей биологии включающей лекции и лабораторно-практические занятия по курсу методики обучения биологии, самостоятельную работу,
Читать PDF
0.00 байт

Обобщение профессионального опыта педагога-музыканта и преемственность национальных исполнительских

Арутюнян Изабелла Арташесовна
Читать PDF
0.00 байт

Обобщение как механизм активизации педагогического творчества современного учителя математики

Крючкова Валентина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Обобщение педагогического опыта развития теории и практики начальной военной подготовки

Ланских Елена Александровна
В статье обобщен педагогический опыт развития теории и практики начальной военной подготовки.
Читать PDF
0.00 байт

Обобщение знаний учащихся по химии с использованием модульной программы

Кошелева О. А., Чернобельская Г. М.
В статье рассматривается роль обобщения знаний в процессе обучения. Авторами предлагается использование в школьном курсе химии модульной программы обобщающего характера.
Читать PDF
0.00 байт

Создание единой воспитывающей среды вуза: обобщение опыта воспитательной работы Иркутского государст

Рябинина Анна Анатольевна, Мазилкин Станислав Анатольевич
В статье описывается опыт воспитательной работы университета, накопленный за период 2000-х гг., раскрывается суть и условия эффективной реализации процесса воспитания студентов по разным направлениям.
Читать PDF
0.00 байт

Обобщение педагогического опыта работы в профессиональной переподготовке учителей общественных дисци

Кузнецов Вячеслав Михайлович, Трошков Сергей Николаевич
В статье обобщение педагогического опыта работы рассматривается как жанр исследовательской деятельности учителей общественных дисциплин в системе их профессиональной переподготовки.
Читать PDF
0.00 байт

Обобщение принципа монотонности как способ установления преемственных связей в решении уравнений

Алламбергенов Илимпаз Хасанбаевич
В данной статье обосновывается, что обобщение принципа монотонности является одним из условий установления преемственных связей в решении уравнений.
Читать PDF
0.00 байт

Обобщение как путь формирования теоретического мышления учащихся

Антонова Л. В., Антонов В. И., Бурзалова Т. В.
В статье рассматривается одна из основных компонент математических способностей способность к обобщению.
Читать PDF
0.00 байт

Семиопсихометрическое обобщение материалов конференции (на примере «Лихачёвских чтений - 2008»)

Еремеев Борис Алексеевич
В статье pассматривается тематика конференции как факт совокупного сознания участников.
Читать PDF
0.00 байт

Процесс развития детской прессы в Бурятии (обобщение опыта работы в период 1993-2011 гг. )

Доржиева Людмила Будажаповна
В настоящее время внимание ученых, педагогов привлекает проблема изучения педагогического потенциала детской прессы и возможностей ее использования в процессе становления личности.
Читать PDF
0.00 байт

Обобщение опыта внедрения инновационных направлений на уроках технологии

Левкович Алла Анатольевна, Клюева Инна Викторовна
В статье рассмотрен опыт применения инновационных технологий с использованием ресурса Дневник.ру в преподавании технологии для девочек.
Читать PDF
0.00 байт

Мораль учителя и работа по совместительству: обобщение международного опыта

Коптелов Андрей , Мэнингер Роберт , Салливан Сэм
Данное исследование было призвано изучить результаты работы учителя по совместительству в рамках обучения в классе, отношение учителей к данному вопросу, а также к вопросу оплаты труда.

Похожие термины:

  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

    изучение деятельности отдельных субъектов или коллективов в процессе их деятельности по обучению и воспитанию с последующей оценкой качества и новаторства в их педагогической работе.
  • ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

    специфический для педагогики метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. О
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ

    Один из методов исследования, широко используемый в преподавании иностранных языков. История методики знает немало примеров, когда в результате научного обобщения опыта преподавания были выделе
  • Обобщение передового педагогического опыта

    специально организованная методическая работа, проводимая органами народного образования, институтами усовершенствования учителей. Академией образования, педвузами, а также самими учителями –
  • Образное обобщение

    осознание общего смысла конкретного, единичного образного явления, установление внутренних связей между однотипными (или разнотипными) художественными образами одного или ряда произведений, в т
  • ТЕОРИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    теория развития теоретического мышления младших школьников и формирования учебной деятельности, построенная на идее обучения от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Авторы (В.В. Давы
  • Метод обобщения независимых характеристик

    объединение и обобщение данных многих наблюдений, выполненных независимо друг от друга в разное время, при разных условиях и в разных видах деятельности личности.
  • ТЕОРИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ

    концепция развивающего обучения (В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин), в которой учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретически-дедуктивному типу. Учебный пре
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ БРИГАДЫ

    определяется: осознанием цели изучения данного вопроса и активным участием в его разработке всех участников коллективной работы; планированием всех видов предстоящей работы; независимостью чле
  • Понятийные обобщения

    системы предметных и межпредметных понятий, выстроенные в сознании субъекта в результате его аналитико- синтетической деятельности. Образовываются благодаря выделению существенных признаков и
  • УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИЗУЧЕНИЯ ОБОБЩЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

    . Под управлением понимается процесс воздействия управляющей системы на управляемую в целях перевода ее в новое качество. Основная цель управления изучением, обобщением и внедрением передового о