ОБЪЯСНЕНИЕ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Объяснение
метод обучения, предполагающий пояснение, анализ, истолкование и доказательство различных положений излагаемого материала.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Объяснение
словесный метод обучения, предполагающий последовательное изложение учебного материала с целью передачи школьникам знаний, умений и навыков.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Объяснение
с общенаучных позиций — подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение; с помощью метода объяснения можно исследовать только простейшие причинные отношения между явлениями.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ОБЪЯСНЕНИЕ
раскрытие сущности научного объекта; выявление дедуктивных взаимосвязей между абстрактными объектами, в силу которых имеется то или иное знание об исследуемом предмете; осуществляется в силу определенного закона, которому подчиняется данный объект.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Объяснение
1) словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала; 2) совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного, нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Объяснение
подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение; с помощью метода О. можно исследовать только простейшие причинные отношения между явлениями. Оптический — в философии М. Хайдеггера: относящийся к порядку сущего (в отличие от онтологического — относящегося к порядку бытия). Если сущее — это предметно-чувственный мир, то бытие — это условие возможности сущего, предельная смысловая возможность всякого вопрошания (В.С.Малахов).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ОБЪЯСНЕНИЕ
дидактический прием раскрытия существенных свойств изучаемого объекта, его внутренней структуры и связей с другими объектами. О. опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание такого опыта. Эффективность О. зависит от активности (прежде всего мыслительной) воспринимающих его учащихся. Критерий эффективности - способность использовать объясняемые свойства и связи (отношения) для решения новых задач (в т.ч. практических), для получения новых знаний.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОБЪЯСНЕНИЕ
основной метод научных доказательств, формирования научных понятий и положений, изучения законов и закономерностей; функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить — значит пролить свет на какой-либо более или менее запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное. Главное в этом методе обучения — научная доказательная логика рассуждений. Объяснение предполагает глубокое знание содержания материала, умение отобрать материал для урока, определить логическую форму и стиль его изложения; требует сосредоточенного внимания учащихся, их желания слушать и понимать.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ОБЪЯСНЕНИЕ
1. Общедидактический метод обучения, словесное толкование нового материала. На занятиях на основе прямого метода обучения и его современных модификаций, а также при использовании интенсивных методов О. отводится вспомогательная роль, так как при установке на практическое овладение языком усвоение лексико-грамматического материала в рамках названных методов осуществляется преимущественно интуитивно и глобально в ходе беспереводного ознакомления с ним и в процессе речевой практики. В работе по коммуникативным методам О. осуществляется в форме предъявления инструкций и правил, знание которых необходимо для самостоятельного построения фразы в соответствии с темой общения и для понимания иноязычной речи при слушании и чтении. Более развернутый характер О. носит при работе по сознательно-практическому методу обучения. Здесь в процессе О. предусматривается усвоение знаний, являющихся основой формируемых навыков и умений. На занятиях с филологами использование метода О. предусматривает достаточно подробное сопоставление систем двух языков. 2. Вид речевого сообщения по способу выражения мыслей. Объектом О. являются действия, процессы, события и их взаимосвязь. В О. раскрываются цели и средства действий отправителя речи, причины и следствия, проблемы и их решение, предпосылки деятельности человека, описываются процессы и особенности их развития. О. преследует цель создать определенное мнение о предмете речи или изменить имеющееся у участников общения мнение о нем. Ср. аргументация, инструкция, описание, повествование.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОБЪЯСНЕНИЕ
функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить – значит пролить свет на какойлибо более или менее запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую может быть включен и частный случай. Характеристика научного объяснения как дедуктивного объяснения законов и фактов не исчерпывает всех процессов, которые естественно включаются в понятие объяснения в науке. К числу процессов последнего рода можно отнести:
- рассмотрение объясняемого явления в контексте окружающих его (в пространстве и времени) и связанных с ним фактов;
- прослеживание генезиса и эволюции объекта объяснения;
- рассмотрение строения объекта с последующим раскрытием места элементов этого строения в объекте как целом;
- выявление места объясняемого явления как части в некотором другом явлении;
- построение различных – теоретических или чувственно-наглядных – моделей изучаемого объекта;
- установление принадлежности объекта к определенному классу;
- установление того, что объект является членом некоторой статистической совокупности, что он порождается стохастическим процессом определенного рода и др. Если объясняемый объект принадлежит к сфере абстрактных предметов, изучаемых в дедуктивно-математических теориях, в его объяснении может играть важную роль интерпретация объекта в терминах предметов меньшей ступени абстракции вплоть до чувственновоспринимаемых вещей. При объяснении законов, наряду с приемами, отмеченными выше, важную роль играет рассмотрение примеров. Следует иметь в виду, что фактические процессы объяснения в науке носят обычно сложный характер и включают в себя совместное использование ряда вышеуказанных (и других) приемов. Во всех них, в той или иной форме, участвуют процессы логической дедукции, описываемые в (формальной) логике, однако объяснение не сводится лишь к этим процессам. Понятие научного объяснения взаимосвязано с понятиями научного описания, открытия и предвидения. Аспект научного познания, выражаемый в понятии объяснение, опирается на описание явлений действительности и представляет собой его естественное продолжение. Открытие нового в науке неотделимо от научного объяснения. Гипотезы, играющие столь важную роль в процессе научных открытий, представляют собой обычно предположительные объяснения явлений. Научные открытия являются важнейшим источником объясняющих утверждений науки. Сами научные объяснения – это фактически также и открытия нового. Объяснение в целом является конструктивной, творческой познавательной процедурой, в результате которой не только обогащаются и углубляются знания об объясняемом явлении, но, как правило, происходит уточнение и развитие знаний, используемых как основание объяснения. Решение объяснительных задач выступает в качестве важнейшего стимула развития научного знания, его концептуального аппарата (Новая философская энциклопедия: В 4 т. / под ред. В. С. Стёпина. – М. : Мысль, 2001; Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. – М. : Советская энциклопедия, 1983; Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. – М. : Гардарики, 2004). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

ОБЬЯСНЕНИЕ
функционально-смысловой тип речи, для которого смыслоформирующими являются отношения причинности; разновидность Рассуждения (см.).
О. включает в себя две обязательные части: ключевую, содержащую сообщение о каком-л. явлении, и комментирующую, раскрывающую его причины. Логическими маркерами О. являются причинные союзы так как, потому что, поскольку и др., конструкции типа Причина состоит в... ; Это объясняется тем, что... ; Дело в том, что... и т.п.
Наиболее типично О. для сферы науки. Его функционирование в научной речи отражает рационально-логический процесс познания, получения объективной информации о мире. Напр.: При увеличении атомного номера Z весь рентгеновский спектр лишь смещается в коротковолновую часть, не меняя своей структуры... Это объясняется тем, что рентгеновские спектры возникают при переходах электронов во внутренних частях атомов, которые (части) имеют сходное строение (И. Савельев. Курс общей физики).
О. в эстетической сфере, выступая одной из основных форм выражения авторского сознания, отражает процесс художественного познания мира. Выполняя характерологическую, психологическую, изобразительную функции в формах их эстетической реализации, О. играет важную роль в создании образа, в выяснении художественного смысла текста. Напр.: Но Симеонов туда никогда не ездил. Край света, и нечего там ему было делать, но не в том даже дело: не видя, не зная дальней этой, почти не ленинградской уже речки, можно было вообразить себе все, что угодно: мутный зеленоватый поток, <...> серебристые ивы, тихо свесившие ветви с курчавого бережка, красные кирпичные двухэтажные домики <...> — тихий, замедленный как во сне мир; а ведь на самом деле там наверняка же склады, заборы, какая-нибудь гадкая фабричонка выплёвывает перламутрово-ядовитые отходы, свалка дымится вонючим тлеющим дымом, или что-нибудь ещё, безнадежное, окраинное, пошлое... (Т. Толстая).
В приведенном тексте О. даётся в форме размышления, рефлексии героя на конкретно-чувственном уровне, и тем самым реализуется психологическая функция О. Благодаря выраженному в тексте психологическому потоку, читатель открывает в герое способность поэтизировать действительность, предрасположенность к восприятию окружающего мира как мира добра и красоты, и в этом обнаруживается характерологическая функция О. Причём данное качество героя развивает и его аналитические возможности, помогает ему отделить природный прекрасный пейзаж от пейзажа урбанистического, разрушающего природный мир. В результате, благодаря приведённому автором О., его персонаж в целом характеризуется как человек с художественным воображением, романтически воспринимающий мир и способный в то же время предвидеть горечь разочарования. Индивидуальная особенность героя — художественное восприятие мира — актуализирует изобразительную функцию О. Герой представляет действительность в художественных красках, воспринимает её не в логико-рациональных категориях, а в образах — визуальных, цветовых.
В сфере публицистики О. реализует информирующую, воздействующую и интригующую стратегии текста, передавая размышления автора по поводу социально значимых явлений и событий, при этом обнаруживая в структурно-языковом отношении типичное для публицистического стиля сочетание экспрессии и стандарта (экспрессии — на уровне средств выражения, стандарта — на уровне логического каркаса О.): Почему денег нет — давно известно. Потому что их нет. Ответ этот так же универсален, как стиральный порошок «Миф». А может, это и в самом деле миф? (АиФ).
О. в сфере официально-делового общения отвечает задачам удостоверения того или иного факта и его причин и в силу этого имеет объяснительно-констатирующий характер. Напр.: Я, Югрин Александр Владимирович, приехал на работу 11 октября на 50 минут позже по причине неисправности рабочей машины. В связи с тем, что лопнуло правое переднее колесо, пришлось его менять. Для этого потребовалось определённое время (из объяснительной записки).
Т.о., О. — общестилевое явление, речевой жанр, обладающий характеристиками инварианта в научной речи и модифицированно представленный в других функциональных разновидностях литературного языка.
Помимо каузального, существует и другой тип О., функция которого — раскрыть сущностные характеристики явления. Данное О. — разновидность не столько рассуждения, сколько описания. В отношении такого О. используют также созвучный термин «пояснение», обозначающий тип речи, соответствующий коммуникативному вопросу «Что это?» («Что представляет собой явление?»), на основании которого определяется именно описание, а не вопросу «Почему?» — признаку рассуждения. Напр.: Электрон, протон и нейтрон — всё это называется физикой элементарными частицами. Что обозначает здесь «элементарность»? Элементарные частицы — это некие первичные, в дальнейшем уже пространственно неразложимые частицы, из которых ... состоит вещество... (А. Сирис. Теоретические основы геометрической физики и физической геометрии); — Объясните, пожалуйста, в чём суть аннуитетного способа погашения кредита? — Аннуитет — это равный платёж в течение всего срока кредита. То есть ... при его оформлении вы получаете помесячный график погашения займа... (КП).
Лит.: Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980; Трошева Т.Б., Луковникова О.Ю. Объяснительный дискурс в его сферной парадигме. Пермь, 2007.
Т.Б. Трошева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

ОБЪЯСНЕНИЕ
дидактич. процедура раскрытия существ. свойств изучаемого объекта, его внутр. структуры и связей с др. объектами; прием обучения. О. опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание такого опыта.
Одни и те же свойства и связи изучаемого объекта могут быть объяснены логически разными (одинаково верными) путями. Эффективность О. зависит от активности (прежде всего мыслительной) воспринимающих его учащихся. Критерий эффективности — способность использовать объясняемые свойства и связи (отношения) для решения новых задач (в т. ч. практических) для получения новых знаний. Такая способность возникает лишь при достаточно полном и отчетливом понимании О.
Понять О. — значит. воспроизвести в сознании (в речи, на практике) толкуемую объясняющим ситуацию, проделать те познават. операции (сравнение, анализ, моделирование и т. п.), без к-рых О. не существует. Важно при этом, чтобы учащийся сознавал, почему производятся именно эти операции и именно в данной последовательности; чтобы воспроизведение (словесное и практическое) не было шаблонным, связанным лишь с одинаковой языковой или практич. формой. Понять О. — значит. также пережить его эмоционально. Безразличие к О. — один из показателей непонимания, отсутствия у учащегося потребности в О. С чувствами, эмоциями, к-рые вызывает О., связан его воспитывающий эффект. Понимание О., проникновение в сущность изучаемых явлений не единовременный акт, а диалектически развивающийся процесс.
Разные уровни понимания отличаются широтой переноса О. в новые (для учащихся) уч. ситуации. О. может исходить из фактов и приходить к обобщениям (законам, нормам, принципам) — индуктивное О., а может, напротив, на основе обобщения выявлять сущность фактов, чувственных данных — дедуктивное О. Чисто индуктивное или дедуктивное О. встречается редко, обычно эти виды О. сочетаются. Вопрос. о пед. преимуществах тех и других в пед. теории не прояснен окончательно. По-видимому, на нач. этапе обучения индукция плодотворнее.
Различают также аналитич. и синте-тич. пути О. При первом исходят из того, к чему требуется прийти в процессе О., при втором — из описания ситуации. Чаще всего встречается сочетание этих путей. В совр. дидактике подчеркиваются преимущества т. н. анализа через синтез (С. Л. Рубинштейн), т.е. анализа ситуации с точки зрения того, к чему необходимо прийти.
Для педагогики важно различие между О.-разъяснениями (разъясняется смысл данного выражения, действия) и О.-обоснованиями (дается логич. обоснование нек-рого положения). Последние наиб. трудны для учащихся и требуют серьезной дидактич. обработки.
Для О. характерна последовательность умозаключений. Этим О. отличается от описания, к-рое может быть высказыванием или множеством высказываний, не связанных следованием типа «если, то». Логич. строгость рассуждения при О. может быть различной — в зависимости от познават. возможностей учащихся, задач О. (т.е. от требований к его применению). Определение уровня строгости О. — самостоят. проблема дидактики и методик. Необходимы и неизбежны компромиссы между строгостью и доступностью О., важна их мера, к-рая пока в немногих случаях может быть указана достаточно определенно. Учителю ее предлагают программные требования, авторы программ и учебников ориентируются на потребности жизни, опыт, интуицию.
Активность учащихся при О проявляется в том, что О предстает перед ними как нек-рая задача (в широком смысле слова), к-рую важно и интересно решить. Решение (или, во всяком случае, соучастие в решении) — творческий акт, требующий эвристич подхода. В его основе — познание многогранности, много-связности объекта и поиск в них новой информации через рассмотрение объекта с раз л сторон, с разных точек зрения. Этот мысленный разбор объекта, попытки увидеть в нем новое, прежде не попадавшее в поле зрения, отказ от инерции мышления — трудное для учащихся (не только детей) дело, требующее разумной, тщательно дозированной помощи со стороны объясняющего.
Поиск новой информации внешне проявляется как последовательность переформулирования условий познават. задачи. Важно, чтобы полнота этой последовательности (полнота О) была достаточной. Препятствуют пониманию О. пропуск необходимых логич.переходов, а также перегрузка излишними подробностями, недостаточная обозримость О. должно включать не более 3—10 шагов (ступеней, этапов), полезно сообщение учителем или самостоят. составление учащимися (при ответе) плана О. Одна из осн. обязанностей объясняющего — целесообразное укрупнение, объединение элементов рассуждения, их четкое вычленение. Пониманию и запоминанию О. способствует представление его в форме компактной быстро схватываемой зрением логич.схемы (напр., опорные сигналы В Ф Шаталова) Понимание О. всегда происходит сначала в самых общих чертах и лишь постепенно обрастает подробностями, конкретизируется. Недопустимы попытки сразу дать достаточно полное и подробное О., перескочить через огрубленное (в той или иной мере) представление. В то же время огрубление не должно вести к вульгаризации, к существ искажению истины. Стремлением учителя сэкономить время за счет преждевременной полноты О. может привести учащихся к потере уверенности в себе, в своей возможности понять О.
Наиб. эффективный способ формирования интереса к О — проблемный подход, в основе к-рого вскрытие противоречия между О и тем интеллектуальным содержанием, к-рое должно служить его обоснованию. Учащимся интересно то, что нарушает устоявшиеся, кажущиеся им непререкаемыми соображения и установки. Отсюда важность создания проблемной ситуации, главное в к-рой — обучение диалектич мышлению. Однако чрезмерно частое использование ярких проблемных ситуаций может привести к интеллектуальной инфантильности.
О. не должно быть навязываемым обучающемуся. Ученик должен чувствовать себя соучастником поиска О., а не быть накопителем готовых, лично ему не нужных, а порой и отталкивающих сведений. Подобное соучастие возможно не всегда, но тот, кто хотя бы на ограниченном числе О. приобрел вкус к подлинному его пониманию, будет сам настойчиво к нему стремиться.
Активность восприятия О. означает мысленное прогнозирование последующего его содержания. Руководить пониманием, не представляя себе возникающие у учащихся вопросы, сомнения, ассоциации, невозможно. Предвосхищающие мысли, возникающие у ученика в ходе О., и есть тот внутр диалог с объясняющим, без к-рого нет ни внимания, ни понимания. Учащийся должен иметь возможность высказывать свои соображения в процессе О. Для учителя видеть О. глазами учащихся, задаваться их вопросами и сомнениями — решающий фактор эффективности О.
Между О. в гуманитарных и естеств. –матем. предметах есть существ отличия. Науч. сведения нужно прежде понять, а затем уже прочувствовать, тогда как произведение иск-ва требуется сначала прочувствовать и только после этого — понять. Изучая гуманитарные предметы, учащиеся сталкиваются не с некими абстрактными сущностями, а с деятельностью, замыслами, страданиями и подвигами людей, отсюда и другой, личностный, подход к О. Если в предметах естеств. -матем. цикла на нач. этапах обучения целесообразно опускать нек-рые детали, то в гуманитарных предметах детали имеют особое значение и требуют подробного раскрытия.
Лит: Никитин E П, Объяснение — функция науки M, 1970, его же, Природа обоснования Субстратный анализ, M, 1981, Качество знаний уч-ся и пути его совершенство вания, под ред M H Скаткина, В В Краев ского, M, 1978, гл. 1—2, С о х о p A M, Объяснение в процессе обучения элементы дидактич. концепции, M, 1988 A M Сохор

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
162.92 кб

Понимание, объяснение, исследование в науке и в вузовской практике

Нефёдова Людмила Константиновна
Современное вузовское образование, основываясь на универсальном объяснении и понимании, активно включает в практику подготовки выпускника формирование умений исследовательской работы.
Читать PDF
381.59 кб

«Модель психического» в объяснении речемыслительных дисфункций у аутичных детей и ее экспериментальн

Павлов Александр Владимирович
Рассматриваются основные положения «модели психического» как одной из когнитивных теорий в объяснении речемыслительных дисфункций у детей с расстройством аутистического спектра.
Читать PDF
109.93 кб

Логика объяснения в учебном физическом эксперименте

Курочкин Владимир Алексеевич
Предложены способы объяснения смысловых связей между исходным теоретическим содержанием, принципом конструкции измерительного устройства и измерительными действиями в физическом лабораторном практикуме.
Читать PDF
497.55 кб

Сравнительная эффективность объяснения содержания учебного материала информационным и проблемным мет

Ильясов Ислам Имранович
В статье на основе детального теоретического анализа эмпирических данных дается сравнительная характеристика двух методов объяснения содержания учебного материала (информационного и проблемного) и анализируется эффективность их ис
Читать PDF
359.97 кб

Взаимосвязь форм понимания, диалога и объяснения в учебном процессе

Щербинина Софья Григорьевна
В статье рассматриваются проблемы «понимающего обучения», подробно анализируется понятие «понимания» в философской и психолого-педагогической литературе, рассматриваются формы понимания и выделяются факторы понимания: объяснение и
Читать PDF
138.07 кб

Логика в системе учебного объяснения

Неворотов Борис Константинович, Моисеев Михаил Борисович
В статье рассматривается отношение способов построения научного и учебного объяснения, вопросы об уровне строгости учебного объяснения и условиях формирования правильного мышления при изучении математики в вузе.
Читать PDF
336.29 кб

Процедуры объяснения и интерпретации истории: исторический и логико-методологический аспекты

Бахтин Максим Вячеславович, Балахонский Виталий Витальевич
В статье исследуется методологическая специфика и особенности эвристического использования процедур объяснения и интерпретации в концептуальном осмыслении исторического процесса. Анализируются теории В. Дильтея, В.
Читать PDF
211.52 кб

2009. 04. 024. Тайхлер У. Диверсификация? Направления и объяснения типов высшего образования. Teichl

Булавинова М. П.
Читать PDF
560.06 кб

Проблема объяснения, интерпретации и понимания в науке и образовании и её осмысление как аспект сугг

Меретукова Зара Кадыровна, Чиназирова Аида Рамазановна
В статье обосновывается актуальность осмысления будущим учителем школы и будущим преподавателем вуза сущности таких методологических проблем науки и образования, как объяснение, интерпретация и понимание, а также сопряженность это
Читать PDF
473.78 кб

Психолого-педагогические условия формирования целостного понимания и объяснения через учет религиозн

Голованова Татьяна Николаевна
Цель данного исследования состояла в изучении механизма влияния учебного процесса на особенности понимания и объяснения в зависимости от мировоззренческой ориентации.
Читать PDF
18.33 мб

Компоненты педагогической технологии синтеза знаний на примере объяснения темы «Пределы функции и не

Сечкин Геннадий Иванович
Концептуальность, системность, диагностическое целеобразование, результативность и управляемость педагогической технологии синтеза знаний продемонстрированы при изложении темы «Пределы функции и непрерывность» в техническом вузе.
Читать PDF
156.90 кб

Цифровой видеоресурс как средство объяснения

Щеглов Юрий Александрович
Рассмотрены возможности создания цифровых учебных ресурсов (ЦУР), в основе которых лежит видеоизображение. Предварительно обсуждается роль таких ресурсов в электронном обучении и в основной задаче преподавателя объяснять.
Читать PDF
438.25 кб

Зачем и как включать теоретические объяснения грамматического материала в учебные пособия по РКИ для

Гирфанова Э.М.
В статье рассматривается проблема необходимости включения в учебные пособия по русскому языку как иностранному теоретических объяснений грамматического материала, отмечается целесообразность этого включения, а также анализируются
Читать PDF
521.35 кб

Смысл «Объяснения доказательства теоремы» с позиций структуры информации в тексте школьного учебника

Бузнякова А.А.
В данной статье представлен смысл термина «объяснение доказательства теоремы», приведены некоторые основные принципы построения объяснения с учетом структуры информации в тексте учебника.
Читать PDF
415.51 кб

Основные принципы построения объяснения доказательства теоремы школьного курса математики

Бузнякова А.А., Макарченко М.Г., Сидорякина В.В.
В данной статье представлены основные принципы построения объяснения доказательства теоремы. Они сгруппированы с учетом структуры информации в тексте учебника. Приведены примеры

Найдено книг по теме — 14

Похожие термины: